Публикации Обоснование педагогических условий формирования музыкального вкуса у учащихся 5-6 классов общеобразовательной школы

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Обоснование педагогических условий формирования музыкального вкуса у учащихся 5-6 классов общеобразовательной школы
Автор: Нижник Татьяна Владимировна

Обоснование педагогических условий формирования музыкального вкуса у учащихся 5-6 классов общеобразовательной школы На формирование музыкального вкуса современных школьников-подростков особое влияние оказывают семья, школа, культурно-досуговые учреждения, учреждения культуры и средства массовой информации. Это подтверждают и результаты анкетирования учителей музыки общеобразовательных школ города Ельца Липецкой области (краткие опросники (Приложение №1) использовались с целью изучения состояния проблемы исследования, ее актуальности и позволили составить общее представление о музыкальных предпочтениях современных школьников). Кроме того, педагоги отмечают, что каждый в своей работе испытывал трудности в формировании музыкального вкуса у учащихся средних классов, тем самым еще раз подтверждая актуальность нашего исследования. Среди основных причин, препятствующих этому процессу, они выделяют упадок общей культуры (не только подрастающего поколения, но и общества в целом), сложности и недостатки в воспитании семьи, влияние музыкально-информационного окружающего пространства. Совершенно очевидно, что самым доступным источником музыкальной информации для подрастающего поколения сегодня, по их мнению, является интернет и телевидение. Вследствие этого в рамках нашего исследования возникла необходимость провести анализ музыкальных телепередач наиболее доступных для школьников каналов телевидения, таких как «Первый канал», РТР, Культура, НТВ, СТС. Временной период также являлся неслучайным и определялся возможностью выявления связи между учебным материалом, изучаемым в школе, и музыкальными передачами, предлагаемыми телевидением, а также захватывал период школьных каникул, когда у учащихся больше свободного времени для получения музыкального самообразования. В ходе анализа была составлена таблица (Приложение №2), в которую были внесены все музыкальные передачи, проходившие в период с 1 сентября 2009 года по 14 января 2010 года на ведущих каналах телевидения. Итоговые данные приведены в таблице №1.Простой арифметический расчет показывает, что за неделю на телевидении проходит примерно 25-30 музыкальных передач, в то время как в школе дети имеют возможность посетить лишь один урок музыки. Это еще раз подтверждает тот факт, что телевидение оказывает более существенное влияние на формирование музыкального вкуса учащихся, чем уроки музыки в школе.Анализируя музыкальные передачи, звучащие на телевизионных каналах, мы отмечаем преобладание популярной (легкой) музыки, которая на сегодняшний день в большей степени не является «ценной» с художественно-эстетической и педагогической точки зрения и довольно часто не выдерживает никакой критики. Наибольшего внимания заслуживает канал «Культура», на котором представлены такие передачи как «Собрание исполнителей», «Музыкальный момент», «Исторические концерты», международный телевизионный конкурс юных исполнителей «Щелкунчик» и многие другие. Тем не менее, перечисленные программы не рассматриваются учителями музыки как одно из действенных средств в развитии музыкального вкуса и воспитании любви к музыкальному искусству.На следующем диагностическом этапе основное внимание было уделено изучению реальных музыкальных предпочтений школьников, а также роли учителя музыки в их формировании. Общее количество учащихся средних классов (280 человек), обучающихся в общеобразовательных учреждениях г. Ельца Липецкой области: №5, №11, №15, №23.Проведенное анкетирование позволило выявить специфику решения задач музыкального воспитания в общеобразовательных школах. При разработке и составлении анкеты в полном объеме нами учитывались общепедагогические требования, так как нам важно было создать компактный, предельно доступный для использования документ, который содержал бы максимум информации не только количественного, но и качественного содержания. Целью анкеты стало определение: а) реальных музыкальных предпочтений вкуса школьников-подростков; в) желания общаться с музыкой; г) влияния урока музыки и внеурочной деятельности на формирование му зыкального вкуса школьников. Анкета состояла из 15 вопросов различных по форме: - открытые вопросы, например: «Каких композиторов-классиков ты знаешь?». Такие вопросы полностью отражают индивидуальные предпочтения и знания учащихся; - закрытые вопросы, например: «Какая музыка тебе нравится?» (классическая, эстрадная, народная, духовная). По нашему мнению, преимуществом таких вариантов вопросов является не только быстрая обработка данных, но и сокращение времени при заполнении анкеты;- несколько вопросов совмещали два предыдущих типа, например: «Что тебе нравится в выбранной музыке?» (музыка, голос исполнителя, слова песни, другое).Однако анализ анкет показал, что возможность произвольного ответа использовали лишь немногие. Перед описанием результатов анкетирования следует отметить, что выборку составили учащиеся средних классов общеобразовательных школ города (280), из которых лишь 29 детей учатся (или учились) в музыкальных школах, школах ис 72 кусств. Таким образом, только 10,3% от общего числа исследуемых получают или получали некоторые дополнительные знания в области музыкального искусства. Кратко представим результаты, полученные с помощью предложенной анкеты. Первая группа вопросов была направлена на отношение школьников-подростков к музыкальному искусству (Приложение № 3). Вторая группа вопросов определяла факторы, влияющие на формирование их музыкального вкуса (Приложение № 4).Следующая группа вопросов была направлена на выявление реального музыкального вкуса и предпочтений учащихся средних классов (Приложение № 5). Так, отвечая на вопрос, «Каких современных композиторов и исполнителей ты знаешь?», учащиеся должны были вспомнить фамилии современных композиторов и исполнителей. Большинство ребят перечислили только фамилии и имена исполнителей – 86% (241), только 2,5% (7) назвали фамилию И. Крутого или И. Николаева, 11,4% (32) учащихся не справились с заданием.Вопрос № 12 – «Каких композиторов-классиков ты знаешь?» – вызвал затруднения у 15,4% (43) школьников, остальные называли, в основном, фамилии Э. Грига, Л. Бетховена, Н. Римского-Корсакова, П. Чайковского, Ф. Шуберта.При ответе на вопрос «Музыку каких композиторов, исполнителей или групп тебе хотелось бы слушать чаще?», 98,6% (276) учащихся привели примеры эстрадных исполнителей, среди которых отмечали Билана, Бандереса, Серегу, группы «Дискотека Авария», «Мумий тролль», исполнителей из «Фабрики звезд» и др.В связи с тем, что в последнее время на экранах телевидения (в рекламах, заставках, художественных и мультипликационных фильмах) довольно часто можно услышать классическую музыку, школьникам был задан вопрос «Знакома ли тебе музыка, звучащая на ТВ?». 80% (224) учащихся ответили «да», но назвать эти произведения не смогли, остальные – 20% (56) ответили – «нет».