Публикации НЕПОСРЕДСТВЕННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ «ВЕСНА В ЛЕСУ» ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ К ШКОЛЕ ГРУППА

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: НЕПОСРЕДСТВЕННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ «ВЕСНА В ЛЕСУ» ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ К ШКОЛЕ ГРУППА
Автор: Полонникова Надежда Михайловна

МБДОУ Детский сад №246 комбирированного вида
Россия, Красноярский край, 660112, г.Красноярск, ул.Воронова, д.23а, тел.224-48-3
ИНТЕГРИРОВАННАЯ
НЕПОСРЕДСТВЕННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
ВЕСНА В ЛЕСУ. АПРЕЛЬ
ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ К ШКОЛЕ ГРУППА
Составил воспитатель
I квалификационной категории:
Полонникова Надежда Михайловна
Подготовительная к школе группа №8
МБДОУ Детский сад №246
комбинированного вида
КРАСНОЯРСК, 2017г.
Иинтегрированная непосредственно-образовательная деятельность Весна в лесу.Апрель для детей подготовительной к школе группы.
Образовательные области: познавательное развитие, физическое развитие, речевое развитие,социально-коммуникативное развитие, художественно - эстетическое развитие.
Форма деятельности: совместная деятельность взрослых и детей.
Виды деятельности: игровая, коммуникативная, познавательная, продуктивная.
ЦЕЛЬ: Закладывать основы знаний об экологии у дошкольников: основы гуманного проявления в поведении и деятельности в природе через совместную организованную познавательную среду.
ЗАДАЧИ:
1. ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ:
Закрепить знания о смене времен года, природных явлениях и изменениях у животных весной.
Актуализировать знания детей о правилах поведения в живой природе.
Активизировать словарь за счет слов: имен существительных (март, апрель, май, проталина, оттепель, ручей, сосулька, лучи, капель, первоцветы …); имен прилагательных (яркое, звонкий, хрупкая, прозрачная, блестящая, холодная, скользкая…); глаголов (журчит, тает, припекает…); учить отвечать на вопросы полными ответами.
Учить использовать доказательную речь.
2.ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ. Воспитывать у дошкольников:
Доброжелательное отношение к сверстникам, эмоциональную отзывчивость, умение ждать, радоваться достигнутому результату, радостное сопереживание.
Бережное отношение к природе, навыки культуры поведения на природе, положительное отношение к окружающему миру.
Любовь к родному краю.
Положительное отношение к труду, желание трудиться.
Умение действовать в команде.
3.РАЗВИВАЮЩАЯ. Развивать у дошкольников:
Познавательный интерес к окружающему миру природы и познавательной активности; навыки элементарной исследовательской деятельности, логическое мышление.
Волю, желание довести начатое дело до конца.
Речь, умение отвечать полным предложением.
Память, умение удерживать в уме инструкцию взрослого и следовать ей.
Восприятие, умение наблюдать за происходящим, сравнивать и делать выводы.
Творческие способности
ТСО: проектор и экран, аудиозапись Голоса птиц, видеозапись Весенний лес, Безопасность в лесу; фото животных и птиц России, цветочной поляны Жарки, рисунок дерева Времена года, Будь природе другом, доска магнитная, экологические знаки Правила поведения в лесу, ковер овальной формы, наклеенные вокруг ковра квадраты из картона зеленого цвета - тропа, лента голубого цвета (ш.5см, дл.5м), 2 пластиковых контейнера, бросовый материал (пет.бутылки, картонные коробочки, скомканные листы бумаги), искусственные цветы.
Расположение ТСО:
в центре помещения — ковер овальной формы, на котором посередине располагается цветочная поляна, лента, петбутылки, коробочки и бумага, закрытые зеленой тканью; вокруг ковра - тропа из зеленых картонных квадратов, по центру зала размещается экран,
слева от экрана — столик с карточками (Задание от Цапли), скамейки для выполнения задания от Дятла, магнитная доска для ЭКОзнаков,
справа от экрана — столик с карточками (Задание от Волка).
у нижнего левого края ковра — искусственная елочка (обозначаем начало входа в лес, владения Лесовичка), у которой Лесовичок встречает гостей, а, в последствие, прощается с ними.
Раздаточный материал: карточки с сюжетами времен года, карточки с изображением животных и птиц России, раскраски на тему Природа.
Персонаж: Лесовичок (воспитатель в костюме Лесовичка)
Предварительная работа: ведение наблюдения за веткой тополя в комнатных условиях (распускание листьев), заучивание стихотворений и пословиц о весне; чтение рассказов и сказок о весне; отгадывание загадок; сезонные наблюдения в природе; слушание музыкальных произведений о весне; просмотр презентации на тему Весна, рисование весенних пейзажей, лепка из пластилина Животные нашего леса.
I. Начальный этап деятельности (Предполагает организацию детей: переключение внимания детей на предстоящую деятельность, стимуляция интереса к ней, создание эмоционального настроя, точные и чёткие установки на предстоящую деятельность (последовательность выполнения задания, предполагаемые результаты).
ЗВУЧИТ аудиозапись Голоса птиц, из-за ширмы выходит Лесовичок, видит детей, удивленно спрашивает:
Что за гости ко мне пожаловали? Давайте знакомиться: Я — Лесовичок, лес стерегу от хулиганов. А вы кто? Представьтесь, пожалуйста, по-порядку, назовите ваши имена
ЗНАКОМСТВО в кругу (дети называют свои имена).
Вы за грибами пришли? За ягодами? (ответы детей)
А когда пора грибы собирать да ягоды? (ответы детей)
Сейчас какое время года? (ответы детей), месяц? Так что же весной в лесу можно делать? (ответы)
Тише, слышите, еще кто-то в лесу ходит! Вот, еще гости пожаловали (показывает на присутствующих взрослых). Ребята, давайте с гостями поздороваемся, скажем всем общее ЗДРАВСТВУЙТЕ и попросим наших гостей так же соблюдать правила в лесу.
Ребята, а хотите, я покажу вам лес весной? Готовы отправиться в поход? (ответы детей)
II. В ходе процесса деятельности (минимальная помощь, советы, напоминания, наводящие вопросы, показ, дополнительное объяснение. Педагог создаёт условия для того, чтобы каждый ребёнок достиг результата.)
Для начала нам нужно с вами одеться по погоде. На улице весна: капель, солнышко ярче светит... Что еще происходит? (ответы детей)
Приглашаем и наших гостей на веселую разминку (совместную деятельность)
РАЗМИНКА, ОРГ.МОМЕНТ Одеваемся в поход (имитируем движения)
Надеваю шапку я, чтоб не мерзла голова (руками держимся за голову, качаем головой).
Куртку яркую возьму, на все кнопки застегну (руки в стороны, руки сгибаем и пальчиками легко постукиваем по животу).
Или вдруг, напомню я, на застежку молния (наклоняемся, движением снизу-вверх проводим руками) .
За окном сейчас апрель, с крыши капает капель: хлюп-хлюп, кап-кап звонко капает вот так (хлопаем в ладоши, по коленям).
Лужи прямо во дворе встречу рядом на тропе (руку козырьком, наклоняемся смотрим лужи)
Сапоги надену — лужи по колено: хлюп-хлюп, кап-кап, мы по лужим ходим так (имитируем движения надевания сапог, ходьба на месте, хлопаем в ладоши, по коленям).
По тропинке мы пойдем и с тропинки не свернем (пошли по тропе)
Ходьба по кругу, наступаем строго на наклеенные квадраты зеленого цвета - тропу, подходим к магнитной доске, расположенной слева от экрана.
2. Лесовичок: Прежде чем войти в лес, давайте вспомним и назовем правила поведения в лесу. У меня есть нарисованные знаки, расскажите мне, пожалуйста, о чем же они предупреждают? ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ В ЛЕСУ
-не ломать ветви деревьев и кустарников (почему)
-впереди красивые цветы. Соберем букет? (можно/нет, почему)
-впереди муравейник. Что с ним можно сделать? (ничего. Почему)
-выпало яйцо из гнезда птиц. Что с ним нужно сделать? (ничего. Почему)
-разожгли огонь. Пора уходить. Что делать? (погасить. Как? Почему?) и т.д.
РАЗМЕЩАЕМ ЗНАКИ НА МАГНИТНОЙ ДОСКЕ
Лесовичок: Ребята, вы правильно ответили на мои вопросы и, посмотрите, лес проснулся!
НА ЭКРАНЕ ВИДЕОРЯД ВЕСЕННИЙ ЛЕС.
Лесовичок: Посмотрите, как лес зовет нас в гости. Расскажите ребята, что вы увидели и услышали сейчас? (Яркое солнце, шум ветра, пение птиц, шелест листвы и т.д.)
ОБСУЖДЕНИЕ видеоряда с детьми: Какая погода? (ясная, солнечная, хорошая, теплая и т.д.). Добрый лес? Давайте и мы будем добрыми по отношению к нашему лесу и его обитателям.
Шагаем по тропе на первую полянку (расположена справа от экрана), присаживаемся на край ковра.
Лесовичок: На нашей первой полянке, один зверек приготовил для вас задание. Давайте-ка мы присядем и выполним его. Но для начала отгадайте, кто придумал для вас задание:
Зиму в норке не сидел,
Я в морозы лапы грел,
Зуб на зуб не попадал -
Заяц часто убегал.
Выл ночами на луну,
Ждал красавицу весну! (Ответы детей — волк)
Лесовичок: действительно ли это волк, сейчас нам лес покажет!
НА ЭКРАНЕ ИЗОБРАЖЕНИЕ ВОЛКА
Волк перепутал карточки с временами года. Давайте ему поможем и разложем карточки в соответствие с изображенными на них сюжетами времен года. Но сначала давайте вспомним, какие времена года вы знаете (ответы детей).
НА ЭКРАНЕ ПОЯВЛЯЕТСЯ ИЗОБРАЖЕНИЕ ДЕРЕВА ВРЕМЕНА ГОДА
Лесовичок: Ребята, посмотрите на дерево Времена года. Расскажите, что происходит в живой природе в каждое время года (ответы детей).
Лесовичок: А теперь послушайте задание. Вот большие карточки, на них изображены времена года, которые вы только что перечислили. Они расположены на столе. А вот маленькие карточки, на которых нарисованы сюжеты с временами года. Необходимо соотнести маленькие карточки с большими в соответствии с изображенным временем года.
Дети выполняют задание стоя и перемещаясь по залу.
Лесовичок: Ребята, давайте пригласим на на помощь одного гостя, чтобы он проверил насколько правильно выполнено задание.
Гость проверяет как разложены карточки. Обсуждаем с детьми.
ЗВУЧИТ АУДИОЗАПИСЬ Голоса птиц .
Лесовичок: Ребята, слышите, птицы приглашают нас послушать их весеннюю песенку. Давайте представим, что мы с вами птицы и немного полетаем. Руки в стороны и быстрым шагом направляемся к следующей полянке.
Ходьба по кругу, наступаем строго на наклеенные квадраты зеленого цвета - тропу, подходим к полянке, расположенной справа от магнитной доски.
Лесовичок: Давайте как птицы, присядем (дети присели на стульчики). А вот и следующее задание. Кто же его прислал?
Я расправлю жесткий хвост,
Труд в лесу совсем не прост.
Я хвостом упрусь в кору
И жука в коре найду.
Я для леса верный друг.
Это я в лесу тук-тук.... (Ответ детей: дятел).
Лесовичок: Лес, покажи нам ответ!
НА ЭКРАНЕ ИЗОБРАЖЕНИЕ ДЯТЛА
Лесовичок: А теперь, я читаю предложения, которые написал дятел, а вы, ребята, должны предложение закончить или исправить ошибку.
Например: Весной на деревьях набухают бочки / почки.
Зайчик прыгал и скакал. Он весною рыжим стал (серым)
Вот медведь в берлоге спит. Так до осени лежит (до весны)
День становится короче, ведь весною длиньше ночи (короче ,день прибавляется)
Ночью дятел вылетает и прохожих всех пугает (сова летает в темн.время)
Листопад, листопад! Замело весною сад. (осенью)
Солнце спряталось за тучи. Пропадет за тучей лучик. Как польется с неба сок. Город - раз - и весь промок. (дождь)
Чтоб по лужам нам бежать, надо валенки достать (сапоги)
Снег лежал и убежал. Кто его так испугал? (Солнце)
Я на дерево залез, рассмотрел весенний лес: яблоки висят на елках, у берез растут иголки (яблоки созревают осенью и на елях не растут, на березах — листва).
Лесовичок: Ребята, но это еще не все задания от птиц. Ко мне в лес пришло письмо от одной перелетной птицы. А от какой — догадайтесь:
Вью гнездо я на болоте,
Там бываю на охоте.
На одной ноге стоять
Буду гордо я опять.
На обед люблю лягушек
Пучеглазых я покушать. (Ответ детей - цапля)
НА ЭКРАНЕ ИЗОБРАЖЕНИЕ ЦАПЛИ
Лесовичок: Вот и задание от нашей перелетной птицы:
*Возьмите карточку, на которой нарисована ПТИЦА или МЛЕКОПИТАЮЩЕЕ.
*Назовите кто изображен, расскажите где можно увидеть.
*Расскажите: если это птица - перелетная она или зимующая, а если млекопитающее - ложится в спячку или нет.
Дети идут к столику, на котором лежат карточки с изображением птиц и млекопитающих нашего леса. Непроизвольно выбирают по 1-ной карточке и возвращаются на свои места. По очереди показывают карточку, называют животное, дают краткую характристику, согласно инструкции. При затруднении одного ребенка, дети оказывают помощь.
Лесовичок: Что ж, ребята, пора нам отправится дальше на поляну цветочную. Давайте разомнемся, будем при ходьбе высоко поднимать колени.
Подходим к экрану.
НА ЭКРАНЕ ИЗОБРАЖЕНИЕ ЦВЕТОЧНОЙ ПОЛЯНЫ ЖАРКИ
Лесовичок: Посмотрите на экран: вы догадались что за цветы на нашей полянке? (ответы детей). Ребята, это — жарки. Они занесены в Красную книгу России. Как вы думаете, почему это произошло ? (ответы детей)
А вот и наша полянка!
Подходим к поляне: на ковре лежат цветы из картона, на них — пласт.бутылки и карт.коробки из-под сока, комки из бумаги, все это закрыто зеленой тканью.
Лесовичок (убирая ткань): Ой, ребята, вы видите где-нибудь на нашей полянке цветы? Где же они? (ответы). Это какие-то нерадивые туристы набезобразничали. Давайте поможем нашему лесу — наведем порядок. Коробки и бумагу вы будете складывать в контейнер, на который наклеена коробочка из-под сока, а бутылки — в контейнер, на который приклеена пластиковая бутылочка.
Приглашаем нам помощь с уборкой трех гостей: два держат контейнеры и проверяют, чтобы дети правильно разложили мусор, а третий — помогает Лесовичку держать ленту (ручеек)
Запомнили? Только, вот незадача, чтобы убрать весь мусор — его необходимо перенести на другую сторону леса через ручей. А у ручья волны то ниже, то выше. Необходимо пройти туда и обратно так, чтобы не задеть волну. Давайте проверим какие вы ловкие и внимательные. Если волна вас задела — вернитесь назад и начните сначала.
III. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП. Обобщение, подведение итогов. Время для творчества и продуктивной деятельности с индивидуальным темпом выполнения.
Дети и Лесовичок присели на ковер вокруг цветочной полянки.
Лесовичок: Ох, какие вы молодцы! Столько заданий выполнили! Давайте вспомним как начиналось наше путешествие. Как нас встретил лес? О каком времени года мы сегодня говорили? А что весной происходит в лесу? А какие месяцы весны вы знаете? И т.д.
Ребята, какой вред может человек нанести природе? (ответы). А что мы можем сделать, чтобы таких случаев стало меньше? (ответы).
Приглашаю посмотреть вместе мультфильм о том, как себя надо вести в лесу и еще раз повторить правила.
ПОКАЗ МУЛЬТФИЛЬМА БЕЗОПАСНОСТЬ В ЛЕСУ (1 мин 45 сек).
НА ЭКРАНЕ ИЗОБРАЖЕНИЕ Будь природе другом
Лесовичок: Ребята, я хочу вам и нашим гостям подарить раскраски о природе. Вы, пожалуйста, когда их раскрасите, обязательно покажите родителям и другим ребятам, расскажите как надо себя вести в лесу.
Лесовичок дарит детям и гостям раскраски.
Лесовичок: Пора прощаться. Приходите ко мне в гости летом! Давайте, ребята, я вас провожу, выведу из леса.
ЗВУЧИТ АУДИОЗАПИСЬ Голоса птиц .
Дети идут по тропе за Лесовичком, машут гостям руками и говорят До свидания!
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:
1. Аксенова, З.Ф. Войди в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников. – Москва: ТЦ Сфера, 2011. – 128 с.
2. Лопатина, А.А. Сказы матушки земли. Экологическое воспитание через сказки, стихи и творческие задания / А. А.Лопатина, М.В. Скребцова. - 2-е изд. - Москва: Амрита-Русь, 2008. - 256 с.
3. Николаева С. Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве: Методика работы с детьми подготовительной группы детского сада: Пособие для воспитателя дошкольного образовательного учреждения. — М.: Просвещение, 2002. — 144 с.
Федотова, А.М. Познаем окружающий мир играя: сюжетно-дидактические игры для дошкольников. – Москва: ТЦ Сфера, 2015. – 112 с.