Публикации
Фразеологизмы
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Фразеологизмы
Автор: Храпкова Ольга Рудольфовна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Фразеологизмы
Автор: Храпкова Ольга Рудольфовна
Тема урока: Фразеологизмы (6 класс)
Цель: повторение по теме Фразеологизмы
Задачи урока:
совершенствовать навыки работы с фразеологическим словарем
развивать словарный запас учащихся
развивать умение находить фразеологические обороты в тексте и определять их стилистическую принадлежность
воспитывать языковую культуру учащихся, интерес к родному языку
Формы работы на уроке: фронтальная, групповая, индивидуальная
Структура урока:
1.Оформление доски, запись в тетрадях.
-Сегодня у нас обобщающий урок по теме Фразеологизмы.
Цель нашего урока: повторить все, что мы знаем о фразеологизмах,
обогатить свой словарный запас.
Фронтальный опрос:
дать определение фразеологизмов;
какая наука изучает фразеологизмы?
почему фразеологизмы называют неделимыми словосочетаниями?
какие источники происхождения фразеологизмов вы знаете?
какова синтаксическая роль фразеологизмов в тексте?
где мы можем почерпнуть полную информацию о фразеологизмах? (словари каких авторов лежат у вас на партах?)
2. -Предлагаю начать наш урок с Разминки.
Каждая группа должна сложить из определенного набора слов фразеологизм и дать толкование его лексического значения.
ни к селу, ни к городу (некстати, невпопад);
держать в ежовых рукавицах (очень строго);
хоть глаз выколи (очень темно);
как кошка с собакой (недружно, в постоянной ссоре).
3.-Наша речь богата словами, которые, не повторяя друг друга, очень близки по своему лексическому значению. Как называются такие слова? (синонимы)
Следующее задание будет связано именно с синонимами.
К данным фразеологическим оборота подберите синонимичные и запишите в тетрадь.
-водить за нос (морочить голову, обводить вокруг пальца, пускать пыль в глаза, вертеть хвостом).
-капля в море (кот наплакал, по пальцам можно пересчитать, с гулькин нос).
-два сапога пара (одного поля ягода, одним миром мазаны, на одну колодку, на один покрой).
-в поте лица работать (засучив рукава, не покладая рук, от зари до зари, от темна до темна).
4. - Важно не только знать фразеологизмы, но и еще уметь правильно употреблять их.
Каждой группе предлагается клоуз-тест (деформированный текст). Пользуясь словами для справок, восстановите места с пробелами.
С ног до головы
- Когда - то я был с ним на дружеской ноге. Но однажды он (с левой ноги встал что ли?) полез ко мне драться. Я со всех ног домой! Еле ____ ______! Зато теперь к нему ни ___________! Ноги моей больше у него не будет!
- Да, ведет он себя из рук вон плохо. Надо бы взять его в руки. И дать ему по рукам. Чтобы знал: рукам воли не давай! И тогда _____ _______- он сразу перестанет _____ ______!
- Спору нет - горячая голова! Но уж если мы с ним сошлись, на свою голову, то теперь отвечать за его поведение ________. Я еще не знаю, что мы должны сделать в первую голову (у меня ________ _______), но думаю, что голову вешать не стоит. Ручаюсь головой, что все вместе мы всегда сумеем намылить ему голову!
Слова для справок: голова идет кругом, во всю прыть, ноги унес, руку даю на отсечение, со всего маха, головой, не сносить головы, ни ногой, распускать руки.
____________________________________________________________________
- Когда-то я был с ним на короткой ноге. Но однажды ( с левой ноги встал, что ли?) полез ко мне драться. Я со всех ног домой! Еле ноги унес!.. Зато теперь к нему ни ногой. Ноги моей больше у него не будет!
- Да, ведет он себя из рук вон плохо. Надо бы взять его в руки. И дать ему по рукам. Чтобы знал: рукам воли не давай! И тогда – руку даю на отсечение – он сразу перестанет распускать руки!
- Спору нет – горячая голова! Но уж если мы с ним сошлись, на свою голову, то теперь отвечаем за его поведение головой. Я еще не знаю, что мы должны сделать в первую голову (у меня голова идет кругом), но думаю, что голову вешать не стоит. Ручаюсь головой, что все вместе мы всегда сумеем намылить ему голову!
5. - Мы говорили с вами о том, что источники фразеологических оборотов в нашем языке различны. Одни, в качестве пословиц и поговорок, возникли на основе наблюдения человека над общественными и природными явлениями, другие появились в связи с историческими событиями, третьи пришли к нам в виде крылатых выражений из литературных произведений. Наиболее употребляемые и известные обороты принадлежат знаменитому баснописцу Ивану Андреевичу Крылову.
Предлагаю группам поработать над некоторыми отрывками из его басен и проверить свою эрудицию.
Задание: переписать отрывок в тетрадь, найти фразеологизм и объяснить его лексическое значение с помощью словаря, выразительно прочитать.
- Скажи ж сама, голубка, мне,
Не мило ль даже и о сне
Себя в краю таком увидеть тихом?
Прости! Не поминай нас лихом!
( Волк и кукушка)
(ЛЗ: вспоминая, не думай плохо о ком-либо).
- Вот за ларец принялся он:
Вертит его со всех сторон
И голову свою ломает;
То гвоздик, то другой,
То скобку пожимает.
( Ларчик)
(ЛЗ: напряженно думать, размышлять, стараясь понять, разгадать что – либо сложное).
- Запели молодцы:
Кто в лес, кто по дрова,
У кого что силы стало.
В ушах у гостя затрещало
И закружилась голова.
( Музыканты)
(ЛЗ: нестройно, неслаженно, вразброд).
Старик Крестьянин с Батраком
Шел под вечер леском
Домой, в деревню, с сенокосу,
И повстречали вдруг медведя носом к носу.
( Крестьянин и Работник)
(ЛЗ: очень близко).
( каждая группа выбирает человека, который выразительно читает текст и словарную статью).
-Пока группы работают на местах, я попрошу по одному представителю выйти к доске для работы по карточкам.
Задание: списать предложения, вставить пропущенные орфограммы, графически их обозначить, подчеркнуть фразеологические обороты.
Проверяют работающих у доски представители групп и дают экспертную оценку выполненному заданию.
Исправник в д_рожном плат_е, который вооружился с ног до г_ловы, _твечал с видом таинственным и суетливым.
Признавайся во всем, ибо так _ тделаю тебя розгою, что ты своих (не)узнаеш_.
Вранье, - реш_л Кирила Петрович,- сейчас я выведу вас на чистую воду.
–Подр _стай скорей, - говорит мне дядя, - и мы (с) тобой пройдем огонь, воду и медные трубы.
6. - Дома вы создавали свои собственные мини-тексты, используя фразеологизмы. Предлагаю заслушать несколько текстов и определить, кто справился с домашним заданием лучше. Тема звучала так: А ларчик просто открывался, о том, как мы решали кроссворд.
Критерии оценки текстов:
- логика;
- целесообразность использования фразеологизмов;
- соответствие теме;
- конструкция предложений.
7. Закончим мы наш урок игрой Аукцион: за 3-4 минуты записать как можно больше фразеологизмов со словами: зубы, ухо, нос, душа.
1 группа
2 группа
3 группа
4 группа
Зубы
ухо
нос
душа
(в таблице фиксируется количество записанных фразеологизмов).
Каким фразеологизмам соответствуют рисунки? (рисунки висят на доске сначала урока).
8. Домашнее задание: пользуясь словарями объяснить, откуда возник фразеологизм альфа и омега, кость от кости.
Подведение итогов: - Сегодня на уроке мы с вами вспомнили, что
Фразеологизм – это устойчивое сочетание слов;
ЛЗ имеет весь фразеологизм в целом;
Источники фразеологизмов в нашем языке различны;
Значение фразеологизма можно узнать в словаре.
Пополнили свой словарный запас.
Вы все очень хорошо и активно работали (выставление отметок старшим группы), все отметки будут выставлены в журнал.
А сейчас урок окончен. До свидания.
- 4 -
Цель: повторение по теме Фразеологизмы
Задачи урока:
совершенствовать навыки работы с фразеологическим словарем
развивать словарный запас учащихся
развивать умение находить фразеологические обороты в тексте и определять их стилистическую принадлежность
воспитывать языковую культуру учащихся, интерес к родному языку
Формы работы на уроке: фронтальная, групповая, индивидуальная
Структура урока:
1.Оформление доски, запись в тетрадях.
-Сегодня у нас обобщающий урок по теме Фразеологизмы.
Цель нашего урока: повторить все, что мы знаем о фразеологизмах,
обогатить свой словарный запас.
Фронтальный опрос:
дать определение фразеологизмов;
какая наука изучает фразеологизмы?
почему фразеологизмы называют неделимыми словосочетаниями?
какие источники происхождения фразеологизмов вы знаете?
какова синтаксическая роль фразеологизмов в тексте?
где мы можем почерпнуть полную информацию о фразеологизмах? (словари каких авторов лежат у вас на партах?)
2. -Предлагаю начать наш урок с Разминки.
Каждая группа должна сложить из определенного набора слов фразеологизм и дать толкование его лексического значения.
ни к селу, ни к городу (некстати, невпопад);
держать в ежовых рукавицах (очень строго);
хоть глаз выколи (очень темно);
как кошка с собакой (недружно, в постоянной ссоре).
3.-Наша речь богата словами, которые, не повторяя друг друга, очень близки по своему лексическому значению. Как называются такие слова? (синонимы)
Следующее задание будет связано именно с синонимами.
К данным фразеологическим оборота подберите синонимичные и запишите в тетрадь.
-водить за нос (морочить голову, обводить вокруг пальца, пускать пыль в глаза, вертеть хвостом).
-капля в море (кот наплакал, по пальцам можно пересчитать, с гулькин нос).
-два сапога пара (одного поля ягода, одним миром мазаны, на одну колодку, на один покрой).
-в поте лица работать (засучив рукава, не покладая рук, от зари до зари, от темна до темна).
4. - Важно не только знать фразеологизмы, но и еще уметь правильно употреблять их.
Каждой группе предлагается клоуз-тест (деформированный текст). Пользуясь словами для справок, восстановите места с пробелами.
С ног до головы
- Когда - то я был с ним на дружеской ноге. Но однажды он (с левой ноги встал что ли?) полез ко мне драться. Я со всех ног домой! Еле ____ ______! Зато теперь к нему ни ___________! Ноги моей больше у него не будет!
- Да, ведет он себя из рук вон плохо. Надо бы взять его в руки. И дать ему по рукам. Чтобы знал: рукам воли не давай! И тогда _____ _______- он сразу перестанет _____ ______!
- Спору нет - горячая голова! Но уж если мы с ним сошлись, на свою голову, то теперь отвечать за его поведение ________. Я еще не знаю, что мы должны сделать в первую голову (у меня ________ _______), но думаю, что голову вешать не стоит. Ручаюсь головой, что все вместе мы всегда сумеем намылить ему голову!
Слова для справок: голова идет кругом, во всю прыть, ноги унес, руку даю на отсечение, со всего маха, головой, не сносить головы, ни ногой, распускать руки.
____________________________________________________________________
- Когда-то я был с ним на короткой ноге. Но однажды ( с левой ноги встал, что ли?) полез ко мне драться. Я со всех ног домой! Еле ноги унес!.. Зато теперь к нему ни ногой. Ноги моей больше у него не будет!
- Да, ведет он себя из рук вон плохо. Надо бы взять его в руки. И дать ему по рукам. Чтобы знал: рукам воли не давай! И тогда – руку даю на отсечение – он сразу перестанет распускать руки!
- Спору нет – горячая голова! Но уж если мы с ним сошлись, на свою голову, то теперь отвечаем за его поведение головой. Я еще не знаю, что мы должны сделать в первую голову (у меня голова идет кругом), но думаю, что голову вешать не стоит. Ручаюсь головой, что все вместе мы всегда сумеем намылить ему голову!
5. - Мы говорили с вами о том, что источники фразеологических оборотов в нашем языке различны. Одни, в качестве пословиц и поговорок, возникли на основе наблюдения человека над общественными и природными явлениями, другие появились в связи с историческими событиями, третьи пришли к нам в виде крылатых выражений из литературных произведений. Наиболее употребляемые и известные обороты принадлежат знаменитому баснописцу Ивану Андреевичу Крылову.
Предлагаю группам поработать над некоторыми отрывками из его басен и проверить свою эрудицию.
Задание: переписать отрывок в тетрадь, найти фразеологизм и объяснить его лексическое значение с помощью словаря, выразительно прочитать.
- Скажи ж сама, голубка, мне,
Не мило ль даже и о сне
Себя в краю таком увидеть тихом?
Прости! Не поминай нас лихом!
( Волк и кукушка)
(ЛЗ: вспоминая, не думай плохо о ком-либо).
- Вот за ларец принялся он:
Вертит его со всех сторон
И голову свою ломает;
То гвоздик, то другой,
То скобку пожимает.
( Ларчик)
(ЛЗ: напряженно думать, размышлять, стараясь понять, разгадать что – либо сложное).
- Запели молодцы:
Кто в лес, кто по дрова,
У кого что силы стало.
В ушах у гостя затрещало
И закружилась голова.
( Музыканты)
(ЛЗ: нестройно, неслаженно, вразброд).
Старик Крестьянин с Батраком
Шел под вечер леском
Домой, в деревню, с сенокосу,
И повстречали вдруг медведя носом к носу.
( Крестьянин и Работник)
(ЛЗ: очень близко).
( каждая группа выбирает человека, который выразительно читает текст и словарную статью).
-Пока группы работают на местах, я попрошу по одному представителю выйти к доске для работы по карточкам.
Задание: списать предложения, вставить пропущенные орфограммы, графически их обозначить, подчеркнуть фразеологические обороты.
Проверяют работающих у доски представители групп и дают экспертную оценку выполненному заданию.
Исправник в д_рожном плат_е, который вооружился с ног до г_ловы, _твечал с видом таинственным и суетливым.
Признавайся во всем, ибо так _ тделаю тебя розгою, что ты своих (не)узнаеш_.
Вранье, - реш_л Кирила Петрович,- сейчас я выведу вас на чистую воду.
–Подр _стай скорей, - говорит мне дядя, - и мы (с) тобой пройдем огонь, воду и медные трубы.
6. - Дома вы создавали свои собственные мини-тексты, используя фразеологизмы. Предлагаю заслушать несколько текстов и определить, кто справился с домашним заданием лучше. Тема звучала так: А ларчик просто открывался, о том, как мы решали кроссворд.
Критерии оценки текстов:
- логика;
- целесообразность использования фразеологизмов;
- соответствие теме;
- конструкция предложений.
7. Закончим мы наш урок игрой Аукцион: за 3-4 минуты записать как можно больше фразеологизмов со словами: зубы, ухо, нос, душа.
1 группа
2 группа
3 группа
4 группа
Зубы
ухо
нос
душа
(в таблице фиксируется количество записанных фразеологизмов).
Каким фразеологизмам соответствуют рисунки? (рисунки висят на доске сначала урока).
8. Домашнее задание: пользуясь словарями объяснить, откуда возник фразеологизм альфа и омега, кость от кости.
Подведение итогов: - Сегодня на уроке мы с вами вспомнили, что
Фразеологизм – это устойчивое сочетание слов;
ЛЗ имеет весь фразеологизм в целом;
Источники фразеологизмов в нашем языке различны;
Значение фразеологизма можно узнать в словаре.
Пополнили свой словарный запас.
Вы все очень хорошо и активно работали (выставление отметок старшим группы), все отметки будут выставлены в журнал.
А сейчас урок окончен. До свидания.
- 4 -