Публикации «Однородные члены предложения»

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Однородные члены предложения»
Автор: Калужина Майя Петровна

Ход урока
1.Организационный момент.
-Урок русского языка.
-Я вижу вашу готовность к уроку.
-Внимательно слушайте -и всё услышите.
-Внимательно смотрите и всё увидите.
-Думайте и всё обязательно поймёте.
2.Актуализация знаний.
-Давайте начнём работу с небольшого словарного диктанта.(картофель ,капуста,морковь)
Я открою ,а вы сравните правильность вашего написания.Оцените свою работу пошкале правильности. Встаньте ,кто поставил на верхний столбик
-Составте предложение с использованиемвсех этих слов.(ученик работает у доски).
Мама купила картофель,капусту ,морковь.
-Подчеркните главные члены предложения.
3.Самоопределение к деятельности.
-Составьте словосочетание.Купила (что ) картофель ,капусту ,морковь.
-Что вы заметили(все слова отвечают на один и тот же вопрос и задаётся от одного и того же слова)
-Как на письме они разделяются
-А как называются предложения ,в котором несколько слов отвечают на
один и тот же вопрос и задаётся от одного и того же слова
-Почему мы не смогли ответить на этот вопрос.
-Давайте думать вместе.Вы знаете точный ответ на этот вопрос.Что будете делать дальше (искать ответ на вопрос)
-Какую цель каждый из вас поставит сегодня на уроке Чтобы лучше сформулировать цель,я предлагаю слова помошники (узнать ,научиться)
-К сегоднешнему уроку я попросила Катю найти лексическое значение слова Однородные.
-Катя ,где тынаходила информацию ( в толковом словаре Ожегова) .Однородный- относится к одному роду или одинаковый.
-Молодец. -
-Одинаковый и однородный -это слова синонимы.
-Так кто из вас сможет назвать тему урока
-Однородные члены предложения.
4.Работа по теме урока.
Прочитаем сообщение профессора Самоварова на стр.92.На стр.93 сообщение умного Совёнка.-
А как найти однородные члены предложения.
-У меня был план по которому можно найти ответ на этот вопрос ,но он рассыпался.
-Вы поможете его собрать.
(Работа в группах)
Разбейтесь на группы и составьте алгоритм нахождения однородных членов предложения.
1. Выделить главные члены предложения.
2.Составить словосочетания.
3.Найти слово ,от которого мы задаём вопрос к другому слову.
4 .Проверяем вопросом.
Что у вас получилось-
После того ,как мы открыли новые знания ,его надо закрепить.
5.Закрепление изученного.
1. Упр 152 устно. 2. упр 155 совместно с учителем.
Работа в парах.
Ребята.,как вы думаете какое задание я хочу вам предложить.( Запишите предложения .Расставьте ,если нужно , запятые.) Выполните задания по алгоритму.
У доски работают 3 пары.
Проверка.
Оцените себя по шкале правильности.
6 .Физкультминутка.
Разноуровневая самостоятельная работа.
У вас на партах лежат листочки с заданиями А как вы думаете почему у вас листочки разного цвета.Задания у вас разные Задания выполняем в тетрадях.
7 .Рефлексия.
Контрольный срез на карточках.
-Оцените себя по шкале.
-Какая была тема урока
-Какие члены предложения называются однородными
-Как найти однородные члены предложения.
-Как разделяются они на письме.
-оцените свою работу на уроке
7.Домашнее задание.
Составить и записать 3 предложения с однородными членами .
Тема: Однородные члены предложения.
Знаки препинания в предложениях с однородными членами.
Цели
Образовательные:
познакомить с понятием однородные члены предложения;
научить находить в предложениях однородные члены предложения; учить читать предложения с интонацией перечисления, ставить знаки препинания в предложениях с однородными членами предложения;
научить чертить схемы предложения с однородными членами;
Формировать УУД:
Познавательные УУД:
1). Понимать, что такое однородные подлежащие, однородные сказуемые, однородные второстепенные члены предложения.
2). Уметь находить их в предложении и обозначать их на схемах:находить смысловые отрезки – однородные члены по их опознавательным признакам, составлять и читать схемы предложений с однородными членами, устно и графически объяснять постановку знаков препинания между однородными членами. Уметь отличать предложения с однородными членами от других предложений; учиться ставить знаки препинания в предложениях с однородными членами; уметь проверять правильность написания слов и предложений, воспитывать потребность составлять алгоритм, как условие решения любой проблемы, возникающей в практической жизни ребенка.
Личностные УУД:1). Уметь проводить самооценкууспешности учебной деятельности.
Регулятивные УУД:
1). Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать алгоритм действий на уроке; работать по коллективно составленному плану в парах и группах; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.
Коммуникативные УУД:
1).Учиться формулировать связный ответ на поставленный вопрос; учиться умению совместно договариваться о правилах поведения и общения в группе и следовать им.
Планируемый результат
Предметные:
устанавливать при помощи смысловых (синтаксических) вопросов связь между словами в предложении;
использовать разные способы решения орфографической задачи в зависимости от места орфограммы в слове;
Личностные:
уметь проводить самооценкууспешности учебной деятельности;
осознавать роль языка и речи в жизни людей;
Метапредметные:
определять и формулировать цель деятельности на уроке;
Регулятивные УУД:
учиться планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
проговаривать последовательность действий на уроке;
учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;
учиться работать по предложенному учителем плану.
Познавательные УУД:
ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);
находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты;
использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов;
Коммуникативные УУД:
оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
учиться слушать и понимать речь других; признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества
Основные понятия
Однородные подлежащие, однородные сказуемые, однородные второстепенные члены предложения, запятая при однородных членах предложения, союз и при однородных членах. Термин: однородные.
Межпредметные связи
литературное чтение, русский язык
Ресурсы:
- основные
дополнительные
1.Учебник Русский язык , автор С.В. Иванов, А.О. Евдокимова,
2.П резентация к уроку, эталоны.
3. ЦОР (ссылка)
4.Таблица Какие члены предложения могут быть однородными?
5.Толковый словарь Ожегова.
Организация пространства
Фронтальная работа, работа в группах, индивидуальная работа
Технология проведения
Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов
Планируемые результаты
Предметные
УУД
1.Мотивация к учебной деятельности.
Цели:
1)Организовать актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности.
2) Организовать деятельность учащихся по установке тематических рамок.
3) Создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность.
Ну-ка проверь, дружок,Ты готов начать урок?Все ль на месте,Все ль в порядке:Ручка, книжка и тетрадка?Все ли правильно стоят?Все ль внимательно глядят?Каждый хочет получатьТолько лишь отметку “пять”.
Сегодняшний урок посвящён открытию нового знания.
Как мы это будем делать?
(Выполним пробное действие. У нас возникнет затруднение. Поймём что мы не знаем и сами найдём способ).
1.Самоконтроль готовности.
2. Реакция на учителя, внимание.
3. Самоопределение:
- знаю, что буду делать;
- понимаю, хочу делать или нет;
- думаю, что могу сделать или нет.
Регулятивные:волевая саморегуляция.
Коммуникативные:
планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.Личностные: действие смыслообразования
II. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном учебном действии.
Цели:
1)Организовать актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания.
2)Зафиксировать актуа-лизированные способы действий в знаках (эталоны).
3) Мотивировать к пробному учебному действию (надо – могу – хочу).
1. Чистописание.
Красивые, лё…кие, пуш…стые снеж…нки кружатся (в) воздухе.
Запишите предложение, вставьте пропущенные буквы, разберите по членам предложения.
Назовите в предложении слова, которые отвечают на один и тот же вопрос и относятся к одному и тому же члену предложения.
(Красивые, лё…кие, пуш…стые ).
- Какими членами предложения они являются?
- Что такое определение?
- Что такое обстоятельство, дополнение? (Показываю алгоритмы).
- Давайте вернёмся к нашему предложению
Свободное владение прошлым материалом. Умение работать самостоятельно, в группах с использованием ранее изученного материала
Познавательные УУД
1. Анализировать, сравнивать, группировать, выделять основания группировки.
2.Регулятивные:
контроль, коррекция.
3.Познавательные:
общеучебные:умение структурировать знания;
логические:анализ, синтез, выбор оснований для сравнения.
3. Выявление места и причины затруднения.
Цели:
1)Организовать восстановление выполненных операций.
2)Организовать фикса-цию места, где возникло затруднение.
3)Организовать соотнесение своих действий с используемыми эталонами .
4) На этой основе организовать выявление и фиксацию во внешней речи причины затруднения – тех конкретных знаний, умений или способностей, которых недостает для решения исходной задачи.
Как называются члены предложения, которые отвечают на один и тот же вопрос и относятся к одному и тому же члену предложения?
Умение зафиксировать затруднение или удивление, выразить их в речи, самостоятельно сформулировать тему урока
Познавательные:
общеучебные: умение структурировать знания;
постановка и формулирование проблемы;
умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание.
Регулятивные УУД
1. Высказывать предположения на основе наблюдений.
2. Формулировать тему урока.
3. Самостоятельно ставить цель деятельности.
4. Проблемное объяснение нового материала.
Цели:
Организовать построение проекта выхода из затруднения:
1) Учащиеся ставят цель проекта (целью всегда является устранение причины возникшего затруднения).
2) Учащиеся уточняют и согласовывают тему урока.
Цель деятельности.
Как вы думаете, чему будет посвящена новая тема урока?
(Новая тема урока будет посвящена словам, отвечающим на один и тот же вопрос и относящимся к одному и тому же члену предложения).
Фиксация нового знания.
Изучение нового материала (использовать слайды)
На слайде написаны предложения:
В наших краях зимуют воробьи, снегири, синицы.
Они щебечут, суетятся, устраиваются.
Весной появятся гнёзда на деревьях, под крышами, в кустах.
- Прочитайте первое предложение. Разберите его по членам предложения (работа в группах).
- Какую особенность вы заметили в этом предложении?
(В этом предложении три подлежащих и одно сказуемое).
Прочитайте второе предложение. Разберите его по членам. Какая особенность в этом предложении?
( В этом предложении три сказуемых при одном подлежащем).
Прочитайте последнее предложение и разберите его по членам.Что можете отметить в третьем предложении?
(В этом предложении три второстепенных члена).
У. На один и тот же вопрос отвечают второстепенные члены или на разные? Данные второстепенные члены предложения относятся к одному и тому же слову или к разным словам?
Как же можно назвать члены предложения, которые отвечают на один и тот же вопрос и относятся к одному и тому же слову?
Какие знаки препинания есть в этих предложениях? Что нам ещё предстоит узнать на уроке?
Дети пытаются ответить на данный вопрос, но понимают, что им не хватает знаний.
Реализация построенного проекта.
Где можно узнать, правильно ли мы ответили на поставленные вопросы? (В учебнике) Учащиеся открывают учебник и знакомятся с правилом.
(Учитель переворачивает таблицу)
Какие члены предложения называются однородными?
Какие знаки препинания ставятся между однородными членами?
(Если вы запомните веселое четверостишие об однородных членах, то оно всегда будет служить вам подсказкой в правильной расстановке знаков препинания.)
Если стоят однородные членыИх запятой раздели непременно:Дети рисуют, играют, сидят,Спорят, смеются, поют, говорят.
1).Подводящий или побуждающий диалог по проблемному введению нового знания.
2).Организовать использование предметных действий с моделями, схемами, формулами, свойствами и пр.
3).Организовать фиксацию нового способа действия в речи.
4).Соотнесение нового знания с правилом в учебнике (Эталонах, справочнике, словаре и т.д.)
Регулятивные:целеполагание как поста-новка учебной задачи.
Коммуникативные УУД
1. Высказывать и аргументировать свою точку зрения.
2. Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
3. Выступать с сообщениями перед коллективом сверстников.
4. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.
5. Осуществлять речевой самоконтроль в учебной деятельности и повседневной практике.
V. Первичное закрепление во внешней речи.
Организовать усвоение детьми нового способа действий при решении данного вида упражнений с их проговариванием во внешней речи:
- фронтально;
- индивидуально;
- в парах или группах.
Физкультминутка
Я буду называть предложения с однородными членами и без них. Если я назову предложение с однородными членами, вы хлопаете. Если услышите предложение без однородных членов, делаете наклон вперёд.
Гнёзда.
Гнёзда лепят, плетут, складывают. У грачей, ворон гнёзда сложены из сучков. Синицы, дятлы прячут свои гнёзда в дупле. Чаще всего птичье гнездо похоже на чайную чашечку.Оно сплетено из веточек, внутри выстлано пухом, перьями, шерстью. Каждую весну большинство птиц вьют гнездо заново.
Умение отвечать на вопросы учителя, аргументировать свою точку зрения, находить однородные члены предложения в тексте.
Регулятивные УУД
1.Искать пути решения проблемы.
2. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Познавательные УУД
1.Анализировать, сравнивать, делать выводы, устанавливать закономерности.
2. Преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Коммуникативные:
1.Управление поведением партнера;
2.Умение выражать свои мысли.
6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (письмо по памяти).
Цели:
По результатам выполнения самостоятельной работы организовать рефлексию деятельности по применению нового способа действия.
Проверьте себя:
Осторожно ветер
Из калитки вышел,
Постучал в окошко,
Пробежал по крыше.
М. Исаковский
1) Организовать самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действия.
2) Организовать соотнесение работы с эталоном для самопроверки.
3) Организовать вербальное сопоставление работы с эталоном для самопроверки.
4) По результатам выполнения самостоятельной работы организовать выявление и исправление допущенных ошибок.
5) По результатам выполнения самостоятельной работы создать ситуацию успеха.
Познавательные УУДСоставлять алгоритм действия.
Регулятивные:оценка– оценивание качества и уровня усвоения.
7. Включение в систему знаний и повторение .
Цели:
1) Организовать выявление типов заданий, где используется новый способ действия.
2) Организовать повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности.
а) Учебник, стр.120 Упр.3.
б)Выполни тест:
1. Найди и отметь предложение с однородными членами:
Снег пропитался водой, отяжелел и осел.
В мае зацветают в лесу душистые ландыши.
Букет состоял из красных тюльпанов.
2. В каком предложении есть однородные подлежащие:
Терпение и труд всё перетрут.
Труд украшает человека.
Без соли и хлеба плохая беседа.
3. В каком предложении есть подлежащее, сказуемое и однородные
дополнения:
На лугах расцвели ромашки, колокольчики.
В саду много работы.
Дворник убирает улицу, двор, сквер
Пожелтели клёны, берёзы.
4.
В каком предложении есть однородные сказуемые:
Дождик вымочит, солнце высушит.
Зимой солнце светит, но не греет.
Мороз заковал озёра, реки.
1) Организовать выявление типов заданий, где используется новый способ действия.
2) Организовать повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности.
Познавательные УУД
Анализировать, сравнивать, делать выводы, устанавливать закономерности
Регулятивные:прогнозирование;
оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению.
8. Рефлексия. Домашнее задание.
Цели:
1).Организовать фиксацию нового содержания, изученного на уроке.
2).Организовать рефлексивный анализ учебной деятельности с точки зрения выполнения требований, известных учащимся.
3)Организовать оценивание учащимися собственной деятельности на уроке.
4).Организовать фиксацию неразрешённых затруднений на уроке как направлений будущей учебной деятельности.
5) Организовать обсуждение и запись домашнего задания
Отметьте (поставьте плюс):
Знаю правило об однородных членах предложения.
Умею находить однородные члены предложения.
Умею ставить запятую в предложениях с однородными членами.
Д.З. Из книги для чтения выписать 3-5 предложений с однородными членами, выучить правило стр. 117-118
Уметь делать выводы и умозаключения.
-Уметь анализировать свою работу
-уметь оценивать свою деятельность на уроке
Регулятивные УУД
1).Соотносить цели и результаты своей деятельности.
2).Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.
Познавательные:
общенаучные:умение структурировать знания;
оценка процесса и результатов деятельности.
Коммуникативные:умение выражать свои мысли.
Регулятивные:волевая саморегуляция.
Регулятивные:
оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению;
прогнозирование.
Начало формы
P.S.Дополнительное задание для высокомотивированных учащихся (с обратной стороны доски). Расставьте знаки препинания:
Красиво было в лесу в этот ранний час Тихо шумели качались деревья. С листьев стекали свинцовые капли росы На мху в траве лежали следы осени. Остро пахло сырой землей прелыми листьями. И из вороха старых листьев и из травы и из валежника выглядывают грибы. Как красив осенний лес!