Публикации « Мотивация- важный конструктивный фактор повышения иноязычной деятельности учащихся»

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: « Мотивация- важный конструктивный фактор повышения иноязычной деятельности учащихся»
Автор: Киселева Ирина Викторовна


МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА НА ТЕМУ:
Мотивация- важный конструктивный фактор повышения иноязычной деятельности учащихся
Выполнила: Киселева Ирина Викторовна
учитель английского языка
МБОУ Гатчинская СОШ № 2
Санкт-Петербург 2016
Введение
Фактор интереса к учению имеет большое значение для успешной реализации задач, поставленных модернизацией российской школы, ориентированных на всестороннее свободное развитие личности, ее познавательных и созидательных способностей.
На образовательную школу возлагается ответственность за формирование универсальных знаний, умений и навыков учащихся, а также развитие способностей к самостоятельной деятельности и воспитание личной ответственности.
Успешность подготовки ученика к жизни и труду в наше время невозможна без всестороннего развития личности, которое осуществляется в процессе воспитания и обучения средствами различных учебных дисциплин, в том числе и иностранного языка, ключевыми компетенциями которого являются: речевая, социокультурная и языковая.
Практический опыт убеждает педагогов в том, что главное в обучении иностранному языку - это мотивация учащихся. И психологи, и педагоги сходятся во мнении, что качество выполнения деятельности и ее результат напрямую зависят от побуждения и потребностей личности, ее мотивации. Любая познавательная деятельность учащихся наряду с операционными компонентами (знания, умения и навыки) включает и мотивационные (мотив, интерес, отношение). Мотивационные компоненты определяют для учащегося значимость того, что им познается и усваивается, его отношение к учебной деятельности, ее содержанию, способам выполнения и результатам деятельности. Мотивация является источником активности и направленности личности на предметы и явления действительности, в результате чего и возникает активность. И.А. Зимняя называет мотивацию запускным механизмом всей человеческой деятельности. Для достижения поставленной цели кроме желания необходим объект, который, отвечая потребности, являлся бы побудителем деятельности, придавал бы ей определенную конкретную направленность, то есть, необходим мотив. Говоря иначе, мотив - это опредмеченная потребность, но предметы этой потребности могут быть разными. У одних в качестве предмета выступают иноязычные знания, у других награда обещанная за хорошие оценки.
Тема мотивации выбрана мной не случайно. В последние годы, работая в параллелях с 5 по 11 классы, заметила, что мотивация неуклонно снижается, даже в пятых классах, где дети изучают иностранный язык со второго класса.
Заинтересовавшись этой проблемой, я провела диагностическое анкетирование для того, чтобы определить уровень мотивации. Анализ ответов показал, что уровень мотивации действительно низок. Большинство учащихся с низкой мотивацией объясняют свою нелюбовь к иностранному языку из-за трудности предмета. Таким образом, обозначилось противоречие: учащиеся понимают важность изучения английского языка, мечтая о том, что он им обязательно пригодится в будущем: для работы, зарубежных поездок и т.д. Мечты ребят понятны, так как они живут в мире, где происходит расширение и качественные изменения характера международных связей, а интеграция делает иностранный язык реально востребованным в практической интеллектуальной деятельности человека. Но с другой стороны, сталкиваясь с трудностями овладения иностранным языком, учащиеся разочаровываются и охладевают к предмету. В результате снижается мотивация, пропадает активность, ухудшается успеваемость, которая в свою очередь отрицательно влияет на мотивацию. Разрешение данного противоречия и обуславливает актуальность проблемы.
Целью исследования является изучение научных основ формирования и развития мотивации в обучении; анализ эффективных приемов и активных форм работы, способствующих повышению уровня мотивации учащихся.
Объект исследования: процесс обучения иностранному языку.
Предмет исследования: влияние разнообразных форм работы на развитие учебной мотивации.
Анализ психолого-педагогической литературы, практической методики обучения иностранному языку, определенная цель, наличие объекта и предмета исследования дают возможность сформулировать гипотезу, повысится ли у
детей интерес, то есть, повысится ли уровень мотивации в изучении иностранного языка, если использовать интересные и эффективные приемы и активные формы работы на уроках.
Теоретическая часть
Психолого-педагогические аспекты формирования и развития мотивации. Классификация мотивов.
Вопросам повышения мотивации, сохранения и развития у школьников интереса к предмету иностранный язык уделялось и уделяется большое внимание как в психологии, так и в методике обучения этому предмету.
Психологи (А.Н. Леонтьев, Л.И. Божович), исследуя проблему мотивации учения, установили, что мотивы, побуждающие школьников учиться, образуют мотивационную сферу их учебной деятельности, которая имеет иерархическую структуру. В нее входят мотивы внешние, лежащие за пределами учебного процесса, и внутренние, порождаемые самим учебным процессом.
К внешним мотивам относятся: широкие социальные мотивы,
обусловленные чувством гражданского долга перед страной и близкими, представлением об учении, как о пути к освоению больших ценностей культуры, образования; узколичностные мотивы (мотивы достижения, личные мотивы), когда учащийся осуществляет деятельность ради оценки, награды или
другой личной выгоды, благополучия; отрицательные мотивы, связанные с осознанием школьником тех неприятностей, которые его ожидают, если он не будет добросовестно выполнять свои учебные обязанности.
В ниже приведенной таблице видно, что существует внешняя и несколько
разновидностей внутренней мотивации.
Виды мотивации изучения
английского языка
Общепринятый мотив, составляющий тот или иной вид мотивации
Практические (истинные) мотивы, по результатам наблюдений
Внешняя:
1. Широкая социальная мотивация
Каждый образованный человек должен знать английский язык (для общего развития; его необходимо знать как самый распространенный в мире).
Язык знают мои родители, а я хочу быть как они.
Изучаю как программный предмет, хочу иметь хорошую отметку.
Не хочу быть хуже товарищей.
Не хочется огорчать уважаемого мной учителя.
Без знания английского языка невозможно прочитать ни одной иностранной вывески, рекламы, упаковочного ярлыка.
Английский нравится больше, чем русский, потому что в нем больше интересного, незнакомого.
Предмет нравится из-за учителя.
Внутренняя:
2. Мотивация, связанная с перспективным развитием личности
6. Изучаю, так как это обязательно пригодится в жизни.
4. Английский язык может пригодиться в институте (в работе, в жизни), может стать предметом гордости.
3. Коммуникативная мотивация.
Нравится общение в классе на английском языке.
На уроке английского языка интересно. И о других мотивах я не задумываюсь.
Английский язык служит средством удовлетворения моих внеурочных интересов (компьютер, электронная связь, интернет, современная музыка, видео).
Хочу научиться писать письма на английском языке.
Нравится, когда читаем письма из англоязычных стран.
Хочу переписываться со сверстниками - иностранцами, как сосед - старшеклассник.
4. Мотивация, порождаемая самой
учебной
деятельностью.
10. Интересуюсь английским языком как предметом:
нравится переводить тексты,
изучать новые слова,
выполнять упражнения,
ощущать успех в учении
8.Нравится, когда мы играем.
9.Мне легко запоминаются
англииские слова.
Нравится учить стихи.
Люблю готовить
карточки к уроку, рисунки
Внешняя мотивация, как правило, нацеливает учащихся на достижение конечного результата учения. Внутренняя - имеет сильное стимулирование воздействия на процесс обучения. Поэтому стоит строить процесс учения так, чтобы обучаемые на каждом этапе ощущали продвижение к поставленной цели.
Психологические исследования Л.И. Божович и ее сотрудников в области формирования и развития мотивации имеют очень большое значение. Л.И. Божович считает, что мотив - это внутренняя позиция личности и одним из важнейших моментов, раскрывающих сущность отношения учащихся к учению, является совокупность мотивов. А под мотивами учения понимается то, ради чего ребенок учится, что побуждает его учиться. Она также считает, что личность имеет две ведущие мотивационные системы: внешней и внутренней мотивации.
Система внешней мотивации связана с инструментальной деятельностью и внешней системой контроля. При работе этой системы повышение сложности ситуации ведет к росту напряженности, которую организм стремится снять. Когда цель инструментальной деятельности достигнута, возникает состояние удовлетворения и релаксации.
Система внутренне мотивации - это система самодеятельности и внутреннего контроля, поиска, напряжения и трудностей, сопровождаемых интересом и воодушевлением. Отсутствие напряжения в этой системе приводит к скуке и апатии, что человек всегда стремится избегать. У психологически здорового и зрелого человека должны эффективно функционировать обе системы при относительном доминировании последней. Г.В. Рогова, Ф.М. Рабинович, Т.Е. Сахарова придерживаются мнения, что мотив определяет продуктивность учебной деятельности и является ее органичной составляющей. А.К. Маркова определяет мотив как направленность активности на предмет, внутреннее психологическое состояние человека прямо связанное с объективными характеристиками предмета, на который направлена активность. По ее мнению, мотивация - психологическая реальность, которая стоит за положительным отношением школьника к учению. А.К. Маркова считает, что мотивация является стартовой площадкой любой деятельности и, следовательно, занимает ведущее место в ее структуре. С тоже время мотивационная сфера сама по себе - сложное образование. Ее уровень зависит от сформированности потребностей, мотивов, интересов, целей и других компонентов. Важными аспектами мотивационной сферы являются потребность и мотив. В одних случаях познавательная потребность может удовлетворять уже при получении хороших отметок, а в других, если учебная деятельность организована правильно, организацией учащегося на внутреннее содержание учебной деятельности, способ выполнения действий.
2. Основные активные формы работы, используемые при обучении иностранному языку.
Занимаясь проблемой мотивации, я ознакомилась с материалами по использованию нетрадиционных форм обучения. Сегодня такие формы проведения уроков становятся актуальными потому, что все больше внимания уделяется человеку, как личности - его сознанию, духовности, культуре, нравственности, а также высоко развитому интеллекту и интеллектуальному потенциалу. Собственно, не вызывает сомнения чрезвычайная важность, острая необходимость такой подготовки подрастающего поколения, при которой выпускники были бы интеллектуальными личностями, обладающими знанием основ наук, общей культуры, умением самостоятельно и гибко мыслить, инициативно и творчески решать жизненные и профессиональные вопросы.
В школах должен происходить постоянный поиск, цель которого - найти новые формы и приемы, позволяющие слить в общий процесс работу по образованию, развитию и воспитанию учащихся, обеспечить их прочными знаниями материала программы по УМК с одновременным осуществлением разноаспектного развития и формирования личности каждого обучаемого с учетом его индивидуальных способностей и возможностей.
Пути и способы реализации этих задач должны быть в значимой степени творческими, нетрадиционными и, в тоже время, эффективными. Нетрадиционные формы урока английского языка реализуются, как правило, после изучения какой-либо темы или нескольких тем, выполняя функцию обучающего контроля.
Такие уроки проходят в необычной обстановке. Подобная смена обстановки целесообразна, поскольку она создает атмосферу праздника при подведении итогов проделанной работы, снимает психологический барьер, возникающий в традиционных условиях из-за боязни совершить ошибку. Нетрадиционные формы урока осуществляются при обязательном участии всех учеников группы или класса, а также реализуются с непременным использованием средств слуховой и зрительной наглядности. На таких уроках удается достичь самых разных целей методического, педагогического и психологического характера, которые можно суммировать следующим образом:
предусматривается минимальное участие на уроке учителя;
обеспечивается деловая, рабочая атмосфера, серьезное отношение учащихся к уроку;
осуществляется контроль знаний, навыков и умений учащихся по определенной теме.
Методически высокоэффективными, реализующими нетрадиционные формы обучения, развития и воспитания личности являются: урок-спектакль, урок-праздник, видео-урок, урок-экскурсия, урок-интервью, урок-эссе, мультимедийный урок, урок с применением проектной методики, урок- конкурс, урок - ролевая игра, урок - пресс-конференция и т.д.
Урок-конкурс в основном применяется при итоговом контроле, дает возможность повысить интерес к работе на уроке, активизировать речемыслительную деятельность учащихся во время урока, выявить уровень языковой подготовки.
Видео-урок. Овладевать коммуникативной компетенцией на английском языке, не находясь в стране изучаемого языка, дело весьма трудное. Поэтому важной задачей учителя является создание реальных и воображаемых ситуаций общения на уроке иностранного языка с использованием видеоматериалов. Не менее важным считается приобщение школьников к культурным ценностям страны изучаемого языка. Использование аутентичных материалов и видеофильмов способствует реализации важнейшего требования коммуникативной методики - представить процесс овладения языком, как постижение живой иноязычной культуры, индивидуализации общения и развитию мотивированности речевой деятельности обучаемых.
Еще одно достоинство видеофильма - это его эмоциональное воздействие
на учащихся, поэтому внимание должно быть направлено на формирование у учащихся личностного отношения к увиденному. Использование видеофильма помогает также развитию различных сторон психической деятельности и, прежде всего, внимания и памяти. Во время просмотра в классе возникает атмосфера совместной познавательной деятельности, в этих условиях даже невнимательный ученик становится внимательным. Для того, чтобы понять фильм школьникам необходимо приложить определенные усилия. Так, непроизвольное внимание переходит в произвольное, его интенсивность оказывает влияние на процесс запоминания. Использование различных каналов поступления информации (слуховое, зрительное, моторное восприятие) положительно влияет на прочность запечатления страноведческого и языкового материала. Таким образом, психологические особенности воздействия учебных видеофильмов на учащихся способствуют интенсификации учебного процесса и создают благоприятные условия для формирования коммуникативной компетенции учащихся. Практика использования видео-уроков в учебной деятельности показывает, что такая форма уроков очень эффективна.
Применение проектной методики приобретает в последнее время все больше сторонников. Он направлен на развитие активного, самостоятельного мышления ребенка, учит его не просто запоминать и воспроизводить знания, которые дает ему школа, а уметь применять их на практике. Проектная методика отличается кооперативным характером выполнения задания при работе над проектной деятельностью, которая при этом осуществляется и является, по сути, творческой и ориентированной на личность учащихся. Она предполагает высокий уровень индивидуальной и коллективной ответственности за выполнение каждого задания по разработке проекта. Совместная работа группы учащихся над проектом неотделима от активного, коммуникативного взаимодействия учащихся. Проектная методика является одной из форм организации исследовательской, познавательной деятельности, в которой учащиеся занимают активную субъективную позицию. При подборе темы проекта учитель должен ориентироваться на интересы и потребности учащихся, их возможности и личную значимость предстоящей работы, практическую значимость результата работы над проектом. Выполненный проект может быть представлен в самых разных формах: статья, рекомендация, альбом, коллаж и многие другие. Разнообразны и формы презентации проекта: доклад, конференция, конкурс, праздник, спектакль, а также учащиеся могут представить свой проект с использованием компьютерных технологий. Главный результатом такой работы будут актуализация имеющихся и приобретение новых знаний, навыков и умений и их творческое применение в новых условиях. Работа над проектом, формирование группы исполнителей, разработка плана работы над проектом, определение сроков, распределение заданий среди учащихся, выполнение заданий, обсуждение в группе результатов выполнения каждого задания, оформление совместного результата, отчет по проекту, оценка выполнения проекта - такая работа требует от учащихся высокой степени самостоятельности поисковой деятельности, координации своих действий, активного исследовательского, исполнительского и коммуникативного воздействия. Роль учителя заключается в подготовке учащихся к работе над проектом, выборе темы, в оказании помощи учащимся при планировании работы, в текущем контроле и консультировании учащихся по ходу выполнения проекта на правах соучастника.
Урок с использованием интернета обладает колоссальными информационными возможностями и не менее впечатлительными услугами. Потенциал интернета огромен. Но, прежде всего, надо помнить о дидактических задачах, особенностях познавательной деятельности учащихся, обусловленных определенными целями образования. Интернет со всеми своими ресурсами - средство реализации этих целей. Поэтому, прежде всего, следует определить, для решения каких дидактических задач в практике обучения иностранному языку могут оказаться полезными ресурсы и услуги, которые предоставляет всемирная сеть. Также очень важно определиться, для каких целей мы собираемся использовать возможности и ресурсы интернета, например:
*
для включения материалов сети в содержание урока;
для самостоятельного поиска информации в рамках работы над проектом;
для ликвидации пробелов в знаниях.
Используя информационные ресурсы сети интернет можно, интегрируя их в учебный процесс, более эффективно решать целый ряд дидактических задач на уроке:
совершенствовать аудирование на основе аутентичных звуковых текстов сети интернет;
пополнять словарный запас, как активной, так и пассивной лексикой современного языка;
формировать устойчивую мотивацию иноязычной деятельности.
Включение материалов сети в содержание урока позволяет учащимся
лучше понять жизнь на нашей планете, участвовать в совместных исследовательских научных проектах, развивать любознательность и мастерство.
Мультимедийный урок с применением компьютерных технологий предполагает презентацию либо учителем, либо учащимися какого-либо языкового материала. Практическая ценность такого урока аналогичная всем урокам с использованием компьютерных технологий.
Урок - пресс-конференция лучше проводить как заключительный по изучаемой теме. Как правило, он проводится в виде ролевой игры, так как предполагает наличие определенных ролей: членов делегации или других групп с представителями средств массовой информации. Перед участниками ставится речевая задача. В ходе урока учащиеся тренируются в монологической речи и умении задавать проблемные вопросы дискуссионного характера, аргументировано отвечать на вопросы. Подготовка и проведение урока подобного типа стимулирует учащихся к дальнейшему изучению иностранного языка, способствует углублению знаний в результате работы с различными источниками, а также расширяет кругозор. Урок-праздник является весьма интересной и плодотворной формой проведения уроков. Эта форма урока расширяет знания учащихся о традициях и обычаях, существующих в англоязычных странах и в своей стране и развивает у школьников способности к иноязычному общению, позволяющие участвовать в различных ситуациях межкультурной коммуникации.
Урок-эссе. Современный подход к изучению английского языка предполагает не только получение какой-то суммы знаний по предмету, но и выработку собственной позиции, собственного отношения к прочитанному: соразмышления, сопереживания, своего авторского я. Эссе - разновидность очерка, в котором главную роль играет не воспроизведение факта, а изображение впечатлений, раздумий, ассоциаций.
На уроках английского языка ученики анализируют избранную проблему, отстаивают свою позицию. Учащиеся должны уметь критически оценивать прочитанные произведения, в письменном виде излагать мысли согласно поставленной проблеме, научиться отстаивать свою точку зрения и осознано принимать собственное решение. Такая форма урока развивает психические функции учащихся, логическое и аналитическое мышление и, что немаловажно, умение мыслить на иностранном языке.
Урок-экскурсия. В наше время, когда все шире и шире развиваются связи между разным странами и народами, знакомство с русской национальной культурой становится необходимым элементом обучения иностранному языку. Ученик должен уметь провести экскурсию по городу, рассказать иностранным гостям о самобытности русской культуры. Принцип диалога культур предполагает использование культуроведческого материала о родной стране, что позволяет развивать культуры представления о родной стране, а также формировать представление о культуре стран изучаемого языка. Учителя, сознавая стимулирующую силу страноведческой культурологической мотивации, стремятся развивать у учащихся познавательные потребности путем нетрадиционного урока такого типа.
Урок-ролевая игра является одним из эффективных способов создания ситуации, способствующей говорению. Обучающие возможности заключаются в следующем:
ролевая игра - самая точная модель обучения, т.к. в ней предполагается подражание естественной ситуации;
ролевая игра обладает большими возможностями мотивационнопобудительного характера;
эмоции, связанные с определенными фразами или ситуацией, создают прекрасные условия для запоминания материала;
ролевая игра способствует формированию учебного сотрудничества и партнерства, развитию мотивации совместной деятельности;
предполагает усиление личной сопричастности к происходящему.
Помимо нетрадиционных форм уроков, я также проанализировала опыт
учителей, использующих разнообразные эффективные приемы работы на уроках. Многие из них я успешно использую в своей работе уже длительное время. Некоторые из них оказались новыми и очень интересными для меня.
Практическая часть.
1.Диагностика исходного уровня мотивации учащихся класса в рамках темы Семья. Внешность. Характер.
Для эксперимента я выбрала 5 класс, так как интерес учащихся уже к середине года заметно снизился. Меня, как любого учителя, не может не волновать вопрос: где и почему появился спад интереса и в чем причины этого нежелательного явления, тем более на начальном этапе обучения.
Прежде всего, я решила начать с выявления вида мотивации, который определяет отношение моих учеников к предмету. С этой целью я провела диагностическое исследование в начале темы Семья. Внешность. Характер. Для этого я использовала ранжировку мотивов, предлагаемую А.Н. Леонтьевым и Л.И. Божович: внутренние; внешние: широкие социальные, узколичностные и
отрицательные и дала детям анкету для заполнения.
Внутренняя
учебная
Интересуюсь английским языком как предметом:
1.Нравится выполнять упражнения, т.к. получаю радость от успешного выполнения заданий.
2.Нравится учить новые слова.
3.Люблю переводить тексты.
4.Нравится говорить на английском языке.
5.Люблю узнавать новое о стране изучаемого языка.
Нравится выполнять работы из Portfolio.
узколичностная
7. Хочу получить хорошую оценку.
8. Пригодится в будущем (в работе, жизни).
9. Пригодится для возможных поездок за границу.
10. Английский служит средством для удовлетворения моих
внеурочных интересов (компьютер, интернет, современная
музыка, видео).
Внешняя
широкая социальная
11. Каждый образованный человек должен знать английский
язык как самый распространенный в мире (нельзя прочитать
ни одной иностранной вывески, рекламы, упаковки, ярлыка).
12. Язык знают мои родители, а я хочу быть как они.
13. Не хочу быть хуже одноклассников.
14. Не хочется огорчать учителя и расстраивать родителей.
отрицательная
15. Не хочу получать плохие оценки.
16. Не хочу, чтобы меня ругали родители.
2.Практическое применение различных форм обучения для повышения мотивации.
Результаты данного анкетирования показали, что моим учащимся легче усваивать материал в песнях, постановках, играх, а также и то, что они отдают предпочтение парным и групповым формам работы. Поскольку игры очень нравятся детям на данном этапе обучения, начиная тему, я подобрала разнообразные игры для развития разных аспектов языка в рамках лексических тем What do you look like? и What are you like? (Приложение № 1). Опыт показывает, что игры активизируют мыслительную деятельность учащихся, позволяют сделать учебный процесс интересным. Атмосфера увлеченности и радости, ощущение посильности заданий - все это дает возможность ребятам преодолеть стеснительность, мешающую им свободно употреблять в речи слова чужого языка, и благотворно сказывается на результатах. В играх легче усваивается языковой материал, а вместе с тем возрастает чувство самооценки и удовлетворенности - оказывается, я уже могу говорить наравне со всеми.
Ребятам очень понравилась такая форма работы над лексикой, как перевоплощение во время отработки сравнительных оборотов: as busy as a beeas proud as a peacock
as wise as an owlas strong as an ox
as playful as a kittenas quiet as a mouse
as slow as a snailas stubborn as a mule
После выполнения действия учащимися, мы сообща отметили мастерство участников и выделили самых убедительных. Ребята с удовольствием продолжили работу над сравнениями: вспомнили, какие есть сравнения в русском языке, какие подходят для их собственной характеристики и для характеристики членов их семей. Ребята вспомнили такие сравнения в русском языке, как: злой как собака, грязный как свинья, бледный как смерть, красный как рак и другие.
Такая активная форма работы показала более прочное усвоение лексики по описанию характера человека, а также способствовала развитию речемыслительной деятельности учащихся.
При работе с лексикой на начальных этапах активизации лексики, использую приемы соревновательного характера, например, пишу на доске заголовки:
Facial features:
Height:}учащиеся работают в группах
Hair:
Даю установку:какая группа быстрее и больше напишет слов,
соответствующих каждому заголовку. Считаю целесообразным организовывать групповые формы работы, так как учащиеся со слабой степенью обученности, участвуя в такой работе, чувствуют себя более защищенными. Более того, групповая работа способствует еще и осуществлению воспитательных целей: у учащихся вырабатывается дух соревнования и коллективизма.
Обучение учащихся устной речи в диалогической и монологической формах занимает центральное место в обучении иностранным языкам. При обучении устной речи я использую весь комплекс упражнений, предлагаемых авторами УМК Spotlight, в том числе и управляемый учебный разговор. Распоряжения в косвенной речи дают мне возможность управлять выполнением упражнения и включать в речь учащихся нужные структуры. Для управляемых диалогов я также использую функциональные схемы (Приложение № 2).
То, о чем говорят ребята, соответствует реальным фактам, т.е. описание человека, которого они видят. В таких планах не более не более 5-6 вопросов, т.к. учащиеся устают и внимание рассеивается. Листки с функциональными схемами раздаются на каждую парту. Так одновременно тренируется весь класс. На следующем этапе работы учащиеся задают вопросы самостоятельно. И, наконец, прошу учащихся рассказать о том, кого они видели, уже в монологической форме. Ученик делает свое небольшое сообщение, в то время, как все остальные получают установку слушать его, чтобы задать интересующие их вопросы.
В групповых формах работы объединяю учеников с учетом их обученности и их личных отношений. В каждую группу входит ученик, способный определить, правильно ли выполняется задание. Групповое выполнение задания предлагаю при тренировке в употреблении изученного языкового материала (это может быть игра), при обсуждении прослушанного или прочитанного текста, при обучении учащихся неподготовленному высказыванию.
Часто использую инсценировки, создавая, таким образом, ситуацию реального общения.
Как-то предложила ребятам записать их диалог на пленку. Им идея очень понравилась. Результат - диалог получился намного лучше, эмоциональнее. У ребят появилась возможность как бы взглянуть на себя со стороны, дать себе самооценку. Помня о том, что высказывание должно быть не только информативно, интересно, но и значимо для ребенка, при описании внешности человека попросила принести фотографии своей семьи или друзей на отдыхе, экскурсии и т.д. Учащиеся работают на уроке гораздо охотнее и активнее включаются в разговор, когда то, что происходит на уроке касается их самих. Очень важно учебные задания моделировать с различными аспектами человеческой деятельности, т.е. создавать ситуации. Так, для того чтобы учащиеся рассказали о своей семье, даю им такую ситуацию: В классе появился новый ученик. Вы хотите подружиться с ним и приглашаете к себе домой. Расскажите ему о членах своей семьи, представив их.
Для слабых учащихся использую опоры, позволяющие им активно участвовать в ситуациях. При составлении ситуаций, я стремлюсь к тому, чтобы они были близки к естественным, затрагивали интересные и близкие ребятам темы.
И еще, что очень важно, каждый учитель должен стремиться к тому, чтобы создать благоприятную атмосферу на уроке, должен проявлять уважение и доброжелательность к учащимся, должен учитывать эмоциональное состояние обучаемых и не забывать о поощрении. Дети ценят это. В своей работе я использую поощрительные жетончики, которые раздаю учащимся за успешно
выполненную работу.
В конце урока, когда подводим итоги, мы все вместе определяем, кто же был самым активным на уроке. А это те, у кого больше всего жетонов.
При работе со страноведческим материалом (сказка Snegurochka), урок был проведен в форме драматизации сказки. На последний, заключительный урок по теме (контроль монологической речи) я предложила учащимся сделать мини-проекты: Му favourite. Учащиеся работали по 4 человека в группе, им предстояло найти информацию о своих любимцах (актерах, певцах, спортсменах) по следующим фактам:
-Full name;
-Is from;
-Date of birth;
-Appearance;
-Hobbies;
-She/he can.
Все ребята нашли очень интересный иллюстративный и необходимый информационный материал. Все успешно справились с заданием. Контроль монологической речи прошел в непринужденной обстановке, а я получила полное представление о сформированное™ у учащихся умения монологической речи по данной теме.
3.Результаты исследования уровня мотивации при завершении темы.
По завершении темы я вновь провела анкетирование (содержание анкеты
прежнее), для того, чтобы выяснить, изменилась ли ситуация низкой внутренней мотивации моих учащихся после целенаправленного использования мной различных мотивационных форм и приемов в работе. Результаты анкетирования: внутренняя мотивация учащихся повысилась на 11% за счет снижения уровня отрицательной мотивации. Узколичная и широкая социальная мотивации остались на прежнем уровне.
Проводя исследование, в работе над темой Семья. Внешность. Характер я использовала такие формы и приемы работы, как игра, перевоплощение, драматизация, мини-проект, соревнование на более быстрое выполнение задания, песни, стихи, функциональные схемы, парные и групповые формы работы. Я старалась, чтобы как можно больше заданий были личностно значимыми.
Заключение
Таким образом, изучение научных основ формирования и развития мотивации учения дает нам представление о мотивационной сфере, как о стержне личности, к которому стягиваются такие ее свойства, как направленность, ценностные ориентации, установки, социальные ожидания, притязания, эмоции, волевые качества и другие социально-психологические характеристики.
В центре внимания ведущих специалистов по психологии и методике находится процесс управления мотивацией. Знание научных основ формирования и развития мотивации и механизмов управления дает учителям- практикам широкие возможности интенсификации учебного процесса.
Результаты проведенного исследования позволяют сделать вывод, что мотивацией можно и нужно управлять а залогом успешного овладения иностранным языком являются:
Личность учителя, его профессиональные и нравственные качества.
Умение учителя создать благоприятный психологический климат.
Соблюдение учителем основных принципов обучения.
Использование таких приемов, которые бы затрагивали учащихся интеллектуально и эмоционально.
Предоставление учащимся большей самостоятельности в выполнении действий при овладении учебным материалом.
Формирование таких отношений взаимодействия между учителем и учащимися, с одной стороны, и в коллективе учащихся, с другой стороны, которые бы вызывали у учащихся веру в успех и желание действовать вместе.
Осознание учащимися общественной и личной значимости предмета.
Источники информации
Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам.
М.: Аркти, 2004.
Зимняя И.А. Психологические аспекты обучения говорению на иностранном языке. -М. Просвещение, 1978
Ильин E.JL, Курдюкова Н.А. Направленность на отметку
Ильин Е.Л., Курдюкова Н.А. Направленность на получение знаний
Каспин и.В., Сегаль М.М., Новые технологии в обучении иностранным языкам
Леонтьев А.А., Потребности, мотивы, эмоции. Конспект лекций. - М.: Издательство МГУ, 1971
Рогова Г.В., Методика обучения английскому языку на начальном этапе в средней школе: Пособие для учителя. - М.: Просвещение, 1088
Теоретические основы обучения иностранному языку в средней школе / под редакцией А.Д. Климентенко, Л.А. Миролюбова. - М.: Педагогика, 1081
Обучение иностранным языкам в школе и ВУЗе. - С-Петербург.: Каро, 2001.
Бим И.Л., Некоторые актуальные проблемы современного обучения иностранным языкам. -ЯИШ, 2001, 4
Божович Л.И., Личность и ее формирование в детском возрасте. - М.: Педагогика, 1968
Леонтьев А.Н., Деятельность. Сознание. Личность. - М.: Просвещение,
1982
Леонтьев А.Н., Проблемы развития психики. - М.: Педагогика, 1972
Маркова А.К. и др., Формирование мотивации учения: Книга для учителя,-М.: Просвещение, 1990
Морозова Н.Г., Учителю о познавательном интересе. Психология и педагогика, 2, 1979
14
12
21
18
18
20
22
29