Публикации
«Адаптационный процесс детей раннего возраста»
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Адаптационный процесс детей раннего возраста»
Автор: Бормотова Марина Фёдоровна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Адаптационный процесс детей раннего возраста»
Автор: Бормотова Марина Фёдоровна
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 49Составила: воспитатель Бормотова Марина Фёдоровна г. Новочеркасск 2017 г.1. Адаптация ребенка к условиям дошкольного учебного заведения как психолого-педагогическая проблемаПод адаптацией в широком значении подразумевается процесс вхождения ребенка в новую для него среду и приспособление к ее условиям. В узком же значении адаптация - это процесс активного взаимодействия дошкольника с новой средой и возможность педагогического руководства этим процессом.Адаптация ребенка к новым общественным отношениям, усовершенствование и развитие его разносторонних коммуникативных действий с другими людьми и формирование умения общаться - все это является важными предпосылками крепкого физического, психического здоровья и нормального развития личности. Развитие личности дошкольника - не автоматический процесс, который реализуется сам по себе; он происходит при активном участии самого ребенка.Успешное окончание адаптационного процесса ребенка в условиях дошкольного учебного заведения характеризуется: спокойным, бодрым, веселым настроением ребенка в момент расставания и встреч с родителями; уравновешенным настроением на протяжении дня, адекватным отношением к предложениям взрослых, общением с ними по собственной инициативе; умением общаться со сверстниками, не конфликтовать; желанием есть самостоятельно; спокойным дневным сном в группе; спокойным ночным сном, без преждевременного пробуждения.Не способствует легкой адаптации и такая особенность детей в этот возрастной период, как высокая эмоциональность. Необходимость разрыва крепких связей с близкими взрослыми болезненно переживается маленьким ребенком. Негативную роль в период адаптации играет также характерная для детей раннего возраста эмоциональная уязвимость. Эта особенность ярко оказывается в момент разлуки с родителями, которые чувствуют волнение и негативные эмоции, когда впервые оставляют малыша в яслях. Это неминуемо ведет к нарушению эмоционального состояния ребенка.Впрочем, степень трудностей привыкания к новым условиям жизни зависит не только от возрастных, но и индивидуальных особенностей каждого ребенка, что обусловлено состоянием здоровья, особенностями типа нервной системы (сила, подвижность, уравновешенность процессов возбуждения и торможения), а также разными условиями жизни и воспитания в семье. Особенное значение в период адаптации имеют отличия в характере общения ребенка как из близкими, так и незнакомыми взрослыми к моменту вступления в дошкольное заведение. Чувство страха, недоверия, которые возникают вследствие отсутствия у большинства детей опыта общения с посторонними людьми, на фоне острой потребности в положительно-эмоциональном общении с близкими взрослыми является препятствием для налаживания их общения с воспитателем.Трудности в общении с воспитателем в период адаптации, как правило, усиливаются низким уровнем развития речи детей. Пассивный словарный запас препятствует пониманию словесных обращений педагога. Отсутствие или не достаточная сформированность активного речи лишает детей возможности излагать свои просьбы, вызывает непонимание со стороны воспитателя потребностей ребенка и как следствие - нарушение психофизического и эмоционального комфорта малыша.Трудностями адаптационного процесса следует считать отсутствие у детей привычки выполнять доступные требования взрослых, опыта участия в общей с взрослыми деятельности, которая ведется в воспитательном процессе дошкольного заведения.Рядом с отмеченными трудностями, которые препятствуют быстрой адаптации детей к новым условиям жизни, следует отметить также отсутствие у них самостоятельных игровых действий. Долговременная содержательная игра отвлекает малышей от мыслей о разлуке с близкими взрослыми, способствует более быстрому привыканию к среде, однако реальный уровень игровых умений детей, который сводится к примитивным манипуляциям с игрушками, не способствует легкому вхождению в новые условия.2. Особенности адаптации детей раннего возраста к условиямдошкольного учебного заведенияИзвестно, что процесс адаптации - это постоянный процесс, который сопровождает человека на протяжении всей жизни. Ученые определяют адаптацию как приспособление строения и функций организма, его органов и клеток к условиям среды, направленное на сохранение равновесия.Адаптация (от лат. "приспособление") - приспособление организма, которое происходит на разных уровнях, : физиологическом, социальном, психологическом.Привыкание ребенка к новым условиям сопровождается нарушением сна, аппетита, общим ослаблением организма, негативных эмоций, что передается целой палитрой плача. Спутником негативных эмоций является страх - источник стрессового состояния ребенка. К сожалению, в период адаптации проявление малышом позитивных эмоций является очень редким явлением. Кроме этого, нарушается функциональное состояние нервной системы - некоторые дети зовут мать, не могут заснуть и тому подобное, другие - длительное время находятся в заторможенном состоянии, неохотно общаются со взрослыми и сверстниками, а иногда совсем молчат. Наблюдаются сдвиги и в некоторых вегетативных реакциях, а именно: теряется вес, заостряются аллергические реакции, внезапно повышается температура тела и тому подобное.Достаточно часто у детей нарушаются уже приобретенные культурно-гигиенические навыки, снижается иммунитет.Хотя эти негативные проявления встречаются не у всех детей и являются временными, не обращать внимания на них нельзя, ведь они свидетельствуют о нарушении нормального функционирования коры больших полушарий, негативно влияют на поведение ребенка. Такие изменения объясняются перестройкой привычного динамического стереотипа поведения, приобретенного под воздействием домашних условий, на новый стереотип в условиях дошкольного заведения.Различают три степени адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения: легкая, средняя и тяжелая.При легкой адаптации на протяжении месяца у ребенка нормализуется поведение. Малыш начинает спокойно или радостно относиться к детской группе. Настроение бодрое, проявляет заинтересованность к окружающим, в сочетании с незначительным утренним плачем. Аппетит ухудшается, однако не очень и на конец первой недели становится обычным, сон возобновляется в течение 10-15 дней.Отношения с родными при легкой адаптации у ребенка не нарушаются, малыш легко прощается утром, быстро отвлекается, его интересуют и другие взрослые, он достаточно активный, но не возбужден. К детям в группе может быть безразличным или заинтересованным. Интерес к окружающим возобновляется на протяжении 2-3 недель с помощью взрослого.Речь затормаживается, но ребенок отзывается и выполняет определенные просьбы или указания взрослого. До конца первого месяца возобновляется активная речь.Снижение защитных сил организма значительно не выражено и до конца 2-3 недели возобновляется. Болеет не больше раза в месяц, длительностью не больше десяти дней, без осложнений.Во время адаптации средней степени нарушения в поведении и общем положении ребенка выражены более выразительно и более длительно. Сон нормализуется лишь через 20-40 дней, качество сна тоже неудовлетворительное. Аппетит возобновляется в такие же сроки. Настроение неустойчиво на протяжении всего месяца, значительно снижается активность: малыш становится плаксивым, малоподвижным, не пытается исследовать новое окружение, не использует приобретенные ранее бытовые навыки. Речь или не используется, или снижается. В игре ребенок также не применяет приобретенных навыков, игра ситуативная. Все эти изменения держатся в течение 5-6 недель.Отношение ребенка к близким - эмоционально-возбужденное (плач, крик во время расставания). Отношение к взрослым выборочное. Отношение к детям, как правило, безразличное, однако может быть и заинтересованным.Заболеваемость - до двух раз в месяц, сроком не больше 12 дней, без осложнений. Вес не изменяется или несколько снижается. Появляются признаки невротических реакций.Особенную тревогу вызывает состояние тяжелой адаптации. Ребенок начинает длительное время и трудно болеть, одно заболевание почти без перерыва сменяет другое, защитные силы организма подорваны и уже не исполняют свою роль - не предотвращают многочисленные инфекционные заболевания, с которыми постоянно придется сталкиваться малышу. Это неблагоприятно отражается на его физическом и психическом развитии.Другая форма хода тяжелой адаптации - неадекватное поведение ребенка, которое граничит с невротическим состоянием. Ребенок плохо засыпает, сон короткий, вскрикивает, плачет во сне, просыпается со слезами. Сон чувствителен, короток. Аппетит ухудшается сильно и надолго, ребенок может отказываться от еды или срыгивать пищу при попытке его накормить, могут возникать функциональные нарушения опорожнений, бесконтрольные опорожнения.Во время периода бодрствования ребенок подавлен, не интересуется окружением. Отношение к детям отчужденное, сверстников избегает или проявляет по отношению к ним агрессию. Отношение к близким эмоционально возбужденное, лишено практического взаимодействия. Не реагирует на приглашения участвовать в любой деятельности. Речью не пользуется или прослеживается задержка речевого развития на значительный период. Нет настроения, ребенок длительное время плачет, напряженно сжимает в кулачке носовой платочек или домашнюю игрушку. Взрослым, трудно осознать степень его страданий.Следует помнить, что ребенок, который бурно выражает свой протест против новых условий криком, громким плачем, привередничеством, цепляется за маму, падает в слезах на пол, волнителен для родителей и воспитателей, однако вызывает меньше волнений у детских психологов и психиатров, чем ребенок, который цепенеет, становится безразличным к тому, что с ним происходит, к еде, мокрым штанишкам, даже холоду. Такая апатия является типичным проявлением детской депрессии.Следовательно, адаптация ребенка к новым для него условиям среды - тяжелый и болезненный процесс.Привыкание к дошкольному учебному заведению зависит также от типа темперамента. Хуже других чувствуют себя дети с флегматичным темпераментом. Они не успевают за темпом жизни детского сада: не могут быстро одеться, собраться на прогулку, поесть. Легче всего приспосабливаются дети-сангвиники.Таким образом, адаптация – это приспособление организма к новой обстановке, а для ребенка детский сад, несомненно, является новым, еще неизвестным пространством, с новым окружением и новыми отношениями.От того, насколько ребенок в семье подготовлен к переходу в детское учреждение, зависит течение адаптационного периода, который может продолжаться иногда в течение полугода, а также, дальнейшее развитие малыша. Изменение образа жизни приводит в первую очередь к нарушению его эмоционального состояния.Необходимое условие успешной адаптации - согласованность действий родителей и воспитателей. Еще до поступления малыша в группу воспитателям следует установить контакт с семьей.Задача воспитателя успокоить взрослых: пригласить их осмотреть групповые помещения, показать шкафчик, кровать, игрушки, рассказать, чем ребенок будет заниматься, во что играть, познакомить с режимом дня, вместе обсудить, как облегчить период адаптации. В свою очередь родители должны внимательно прислушиваться к советам педагога, принимать к сведению его консультации, наблюдения и пожелания. Если ребенок видит хорошие, доброжелательные отношения между своими родителями и воспитателями, он гораздо быстрее адаптируется в новой обстановке.