Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Роль концертмейстера в оркестре русских народных инструментов.
Автор: Осинцев Сергей Борисович
Роль концертмейстера в оркестре русских народных инструментов. «Концертмейстер – это призвание педагога, и труд его по-своему предназначению сродни труду педагога» Концертмейстерское искусство требует высокого музыкального мастерства, художественной культуры и особого призвания, а с другой стороны это одна из тех профессий, где обязанности и способы действий не прописаны чѐтко, оставляя за специалистом право их широкого выбора. Концертмейстер должен быть одарѐн музыкально, ему необходимо обладать исключительным музыкальным слухом, воображением, умением охватить образ и форму произведения, и конечно хороший концертмейстер должен быть артистичным и способным воплотить замысел автора в концертном исполнении. Если обратиться к истории данного вопроса, то можно отметить, что многие десятилетия понятие «концертмейстер» обозначало музыканта, руководившего оркестром, затем группой инструментов в оркестре. Концертмейстерство как отдельный вид исполнительства появился во второй половине Х1Х века, когда большое количество романтической камерной инструментальной и песенно-романсовой лирики потребовало особого умения аккомпанировать солисту. В то время концертмейстеры, как правило, были «широкого профиля» и умели делать многое: играли с листа хоровые и симфонические партитуры, читали в различных ключах, транспонировали различные партии на любые интервалы и т. д. Для воплощения композиторского замысла главной целью концертмейстера суметь сконцентрировать практически все задачи исполнительского искусства – от глубокого изучения текста, содержания, формы и стиля произведения, тщательного отбора необходимых звуковыразительных и технических средств до кропотливого воплощения намеченной интерпретации и повседневной шлифовке до концертного исполнения. Деятельность концертмейстера разноплановая и разносторонняя, это и разучивание партий по группам, контроль качества их исполнения, знание исполнительской специфики каждой группы оркестра, причин возникновения трудностей в исполнении, и умение подсказать правильный путь к исправлению тех или иных недостатков. Деятельность концертмейстера объединяет в себе творческие, педагогические и психологические функции, которые подчас невозможно отделить друг от друга в учебных, концертных и конкурсных ситуациях. Концертмейстер в оркестре русских народных инструментов (на примере детского коллектива) является правой рукой дирижера. Можно провести такую параллель: дирижѐр – оркестр – концертмейстер. Наравне с руководителем, проникаясь его творческими, художественными замыслами, концертмейстер, используя средства музыкальной выразительности, добивается решения той или иной творческой задачи. Помимо этого участвует, как уже было сказано, в различных видах деятельности коллектива. Как правила концертмейстером в оркестре русских народных инструментов является либо первая домра, по примеру первой скрипки в симфоническом оркестре, либо первый баян. В данном случае остановимся на примере концертмейстер – первый баян. Какими же качествами и навыками должен обладать баянист, чтобы быть хорошим концертмейстером? Прежде всего, он должен хорошо владеть инструментом – как в техническом, так и в музыкальном плане. Плохой баянист никогда не станет хорошим концертмейстером оркестра, как, впрочем, не всякий хороший исполнитель достигнет больших результатов в аккомпанементе, пока не усвоит законы ансамблевых соотношений, не разовьет в себе чуткость к партнеру, не ощутит неразрывность и взаимодействие между партией солиста и партией аккомпанемента. Концертмейстерская область музицирования предполагает владение как всем арсеналом исполнительского мастерства, так и множеством дополнительных умений, как то: навык сорганизовать партитуру, «выстроить вертикаль», обеспечить живую пульсацию музыкальной ткани, дать дирижерскую сетку во время репетиционного процесса, при необходимости работы по группам и т. п. Хороший концертмейстер должен обладать общей музыкальной одаренностью, хорошим музыкальным слухом, воображением, умением охватить образную сущность и форму произведения, способностью образно, вдохновенно помочь дирижера оркестра воплотить замысел автора в концертном исполнении. Специфика работы концертмейстера в детской коллективе оркестра русских народных инструментов состоит в том, что ему приходится сотрудничать с представителями разных художественных специальностей, и в этом смысле он должен быть «универсальным» музыкантом, аналогично тому, как это было в позапрошлом веке. Перечислим некоторые знания и навыки необходимые концертмейстеру для начала профессиональной деятельности: владение навыками игры в ансамбле; умение транспонировать в пределах кварты текст средней трудности; знание правил оркестровки; особенностей игры на инструментах симфонического и народного оркестра, наличие тембрального слуха; умение играть клавиры различных композиторов в соответствии с требованиями инструментовки каждой эпохи и каждого стиля; умение сделать переложение неудобных эпизодов в музыкальной фактуре в клавирах, не нарушая замысла композитора; знание основных дирижерских жестов и приемов; знание основ вокала: постановки голоса, дыхания, артикуляции, нюансировки; быть особенно чутким, чтобы уметь быстро подсказать солисту слова, компенсировать, где это необходимо, темп, настроение, характер, а в случае надобности – незаметно подыграть мелодию; знание истории музыкальной культуры, изобразительного искусства и литературы, чтобы верно отразить стиль и образный строй произведений. Во время исполнения концертмейстер должен постоянно следить за жестами дирижера, поэтому крайне необходимо знание основ дирижѐрской техники, в частности таких понятий, как «ауфтакт», «точка», «снятие звука», жестов, изображающих штрихи и оттенки, дирижѐрских сеток, соответствующих простым и сложным размерам. Иначе говоря, концертмейстер должен быть способен понимать дирижѐрские жесты и намерения. При этом надо учитывать, что показ оттенков, штрихов и других выразительных средств во многом зависит от индивидуальности и таланта дирижѐра. Иногда на репетициях оркестра дирижѐр просит концертмейстера показать учащимся звучание отдельных фрагментов музыки, проигрывая отдельные партии в партитуре. Владея навыки чтения с листа, умением «прочитать» партитуру в целом, исполняя произведение с аккомпанементом, позволяет концертмейстеру добиться выразительности, создавая образец исполнения для участников оркестрового коллектива. Очень важно увлечь и заинтересовать детей при первом исполнении сочинения на инструменте. При этом концертмейстер-баянист должен точно передать авторский музыкальный текст, создать целостный художественный образ, взять нужный темп, грамотно распределить кульминацию, агогику и др. Сыграть нужно так, чтобы звучание инструмента было максимально приближено к оркестровому звучанию. Особенность учебного процесса в сфере дополнительного образования такова, что отдельные занятия концертмейстер (по необходимости) проводит с оркестром без дирижѐра как по группам (струнная группа: группа домр, группа балалаек; группа баянов, группа ударных), так и на сводной репетиции. При этом он должен учитывать такие моменты, как степень знания музыкального материала исполняемого произведения, диапазон и строй инструментов оркестра, особенности и приѐмы исполнения, интонационные трудности сочинения через игру на инструменте, их музыкального мышления, художественного воображения и др. Очень важным моментом является существование дирижѐра и концертмейстер, как творческий тандем. Не малую роль в репетиционном процессе является работа с темпом и ритмом. На репетициях оркестра дирижѐр, с непосредственным участием концертмейстера должен осуществлять постоянный контроль над ритмической точностью в музыкальных произведениях (особенно на этапе разучивания). Концертмейстер должен уметь держать установленный на репетициях темп каждого произведения, данный дирижѐром, и уметь при необходимости переключаться на новый темп, помогая дирижѐру, ведя за собой оркестр. Важным моментом в работе концертмейстера является умение трансформировать звучание музыки в зависимости от жестов дирижера. Концертмейстер в содружестве с дирижѐром создаѐт на уроках позитивную эмоционально насыщенную атмосферу. Задача концертмейстера - в точной передаче музыкальных образов исполняемых произведений, для чего используются богатые средства выразительности, тонкие звуковые градации, колористическая многогранность музыкальной палитры. Неотъемлемым качеством хорошего концертмейстера является, прежде всего, умение слушать и слышать. Взаимопонимание и согласие с дирижѐром лежат в основе создания единого плана интерпретации музыкального произведения, поэтому необходимо чутко реагировать на все указания дирижѐра, чувствовать настроение в коллективе, проникаясь его задачами и трудностями. Работа концертмейстера заключает в себе творческую и педагогическую деятельность. Деятельность концертмейстера-баяниста требует применения многосторонних знаний и умений по курсам гармонии, сольфеджио, полифонии, чтения с листа, истории музыки, анализа музыкальных произведений, педагогики – в их взаимосвязях. Полноценная профессиональная деятельность концертмейстера предполагает наличия у него комплекса психологических качеств личности, таких как большой объем внимания и памяти, высокая работоспособность, мобильность реакции и находчивость в неожиданных ситуациях, выдержка и воля, педагогический такт и чуткость. Литература 1. Крючков Н. Искусство аккомпанемента как предмет обучения. - М.: Музыка, 2003 2. Кубанцева Е.И. Концертмейстерство – музыкально-творческая деятельность // Музыка в школе. – 2001. - № 2. 3. Кубанцева Е.И. Методика работы над фортепианной партией пианиста-концертмейстера. Музыка в школе. 2001 - №4 4. Люблинский А.П. Теория и практика аккомпанемента: Методологические основы. - Л.: Музыка, 2004 5. Подольская В.В. Развитие навыков аккомпанемента с листа // О работе концертмейстера / Ред.-сост. М. Смирнов. – М.: Музыка, 2001. 6. Шендерович Е.М. В концертмейстерском классе. Размышления педагога. – М.: Музыка, 1996