Публикации Создание ситуации успеха на уроках химии и внеурочное время.

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Создание ситуации успеха на уроках химии и внеурочное время.
Автор: Василенко Инна Владимировна

Создание ситуации успеха на уроках
химии и внеурочное время.
Очень часто в нашей повседневной работе нам приходится сталкиваться с нежеланием учащихся идти в школу, выполнять домашние задания, расширять запас своих знаний. Почему это происходит? Первоклассник приходит в школу преисполненный желания учиться, он надеется добиться признания и рассчитывает заслужить любовь и уважение со стороны учителей и одноклассников. Крушение этого оптимизма - самая серьезная проблема обучения. Так почему же он теряет интерес к учебе? Виновата ли в этом школа и ее методы обучения? Какую роль играет при этом учитель? Может ли учитель сформировать интерес у учащихся к учебному процессу и при помощи чего? На эти и другие вопросы искали ответ не только наши современники, но педагоги прошлых лет. Ушинский считал, что только успех поддерживает интерес ученика к учению. А интерес к учению появляется только тогда, когда есть вдохновение, рождающееся от успеха в овладении знаниями. Сухомлинский утверждал, что методы, используемые в учебной деятельности, должны вызвать интерес у ребенка к познанию окружающего мира, а учебное заведение стать школой радости. Учитель должен создать источник внутренних сил ребенка, рождающий энергию для преодоления трудностей, желания учиться. Учитель должен создать такие условия, в которых ребенок испытывал бы уверенность в себе и внутреннее удовлетворение; он должен помнить, что ребенку необходимо помогать добиваться успеха в учебной и внеурочной деятельности. А для этого нужно создавать ситуацию успеха. Ситуация успеха - это сочетание условий, которые обеспечивают успех, а сам успех - результат подобной ситуации. Ситуация - это то, что способен организовать учитель. Переживания радости, успеха - явления, вызывающие чувство самодостаточности, психологической комфортности, эмоциональной стабильности.
Технологические операции создания ситуаций успеха:
Снятие страха – помогает преодолеть неуверенность в собственных силах, робость, боязнь самого дела и оценки окружающих. “Мы все пробуем и ищем, только так может что-то получиться”. “Люди учатся на своих ошибках и находят другие способы решения”. “Контрольная работа довольно легкая, этот материал мы с вами проходили”.
Авансирование успешного результата – помогает учителю выразить свою твердую убежденность в том, что его ученик обязательно справиться с поставленной задачей. Это, в свою очередь, внушает ребенку уверенность в свои силы и возможности. “У вас обязательно получиться”. “Я даже не сомневаюсь в успешном результате”.
Скрытое инструктирование ребенка в способах и формах совершения деятельности – помогает ребенку избежать поражения, достигается путем намека, пожелания. “Возможно, лучше всего начать с…..”. “Выполняя работу, не забудьте о…..”.
Внесение мотива – показывает ребенку ради чего, ради кого совершается эта деятельность, кому будет хорошо после выполнения. “Без твоей помощи твоим товарищам не справиться…”
Персональная исключительность – обозначает важность усилий ребенка в предстоящей или совершаемой деятельности. “Только ты и мог бы….”. “Только тебе я и могу доверить…”. “Ни к кому, кроме тебя, я не могу обратиться с этой просьбой…”
Мобилизация активности или педагогическое внушение – побуждает к выполнению конкретных действий. “Нам уже не терпится начать работу…”. “Так хочется поскорее увидеть…”
Высокая оценка детали – помогает эмоционально пережить успех не результата в целом, а какой-то его отдельной детали. “Тебе особенно удалось то объяснение”. “Больше всего мне в твоей работе понравилось…”. “Наивысшей похвалы заслуживает эта часть твоей работы”.
Выделяют несколько основных типов ситуаций успехов:1. Неожиданная радость.2. Общая радость.3. Радость познания.Неожиданная радость – это чувство удовлетворения оттого, что результаты деятельности ученика превзошли его ожидания. С педагогической точки зрения, как считает А. Белкин, неожиданная радость – это результат продуманной, подготовленной деятельности учителя.Общая радость состоит в том, что бы ученик достиг нужной для себя реакции коллектива. Она может быть подготовленной учителем или спонтанной, заметной или незаметной. Общей радостью считают только те реакции коллектива, которые дают возможность ребенку почувствовать себя удовлетворенным, стимулируют его усилия. Общая радость – это, прежде всего, эмоциональный отклик окружающих на успех члена своего коллектива.
Радость познания. Учебный труд может доставлять радость не столько от познания нового, сколько от других факторов. Радость познания по своей сути альтруистична. Познание опирается на самообразование, на самопознание. Радость познания не может вырасти на пустом месте, не может родиться без серьезных причин. Ее главное условие – общение.
Что же помогает мне создавать ситуации успеха?
Традиции лицея (общелицейские мероприятия).
Кружки и спортивные секции.
Органы самоуправления класса.
Часы общения, интеллектуальные игры, круглые столы.
Деятельность классных коллективов. Классный руководитель разглядывает каждую личность, все её скрытые возможности и направляет всё своё умение, применяет различные методы и приёмы воспитания с целью правильной организации жизни класса. И вот наступает момент истины для педагога-воспитателя: он включает всевозможные рычаги для создания ситуации успеха для всех членов коллектива, несмотря на рейтинг успеваемости.
Реализация программ каникулярного отдыха Ступени к успеху пришкольного оздоровительного лагеря, где воспитанники могут найти себе дело по душе, реализовать себя и самосовершенствоваться.
Оценка детали деятельности, реализуемая педагогом, должна включать в себя сопоставление того, что удалось и что не удалось ребенку, как это у него получалось раньше и теперь, а также экстраполирование на будущее. Для этого могут быть использованы следующие парадигмы: Твой результат мог бы быть лучше, если бы тебе удалось…., Вероятно, ты и сам расстроен потому, что…., Прежде тебе удавалось легко справиться с подобными заданиями, а сегодня…, При таком отношении к делу ты и сам понимаешь, какие результаты тебя ожидают…
Опрос: Оценка школьниками своих собственных учебных результатов. 1. Доволен вполне. 2. Не всегда. 3.Я часто бываю собой не доволен. 4.Мне это безразлично.
Опрос. Помехи успешной учебы.
Разбросанность интересов
Развлечения (игры, дискотеки)
Домашние проблемы
Нереальность выполнения всех домашних заданий
Отсутствие интереса к отдельным предметам
Мои интересы преобладают над школьными заданиями
У меня часто бывает плохое настроение
Думаю, не все предметы нужно учить серьезно
До моих успехов никому нет дела
Опрос. Мое отношение к учебе улучшится если:
1. Будет возможность свободного выбора глубины изучения некоторых предметов. 2.Отношения между учениками и учителями будут носить более свободный характер. 3. Увеличится количество предметов, которые будут готовить к реальной жизни. 4. Если буду уверен, что тот, кто лучше учиться, будет лучше жить. 5. В школе всегда можно найти взрослого человека, который поможет мне решить мои личные проблемы. 6. Мы будем не просто заучивать материал, а что-то делать самостоятельно.
Опрос. Настроение, с которым дети идут в школу (часто, редко, никогда).
С опасением, что не выучил урок
С удовольствием.
С радостью, что встречу друзей.
С желанием получить новые знания.
С опасением встретить вредного учителя.
Боюсь не справиться с контрольной.
Иду потому, что так надо.
С тревогой, ведь встреча с личным врагом.
Учеба меня тяготит, портит настроение.
Мне безразлично.