Публикации
«Снижение уровня тревожности пятиклассников»
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Снижение уровня тревожности пятиклассников»
Автор: Звягина Ольга Николаевна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Снижение уровня тревожности пятиклассников»
Автор: Звягина Ольга Николаевна
Муниципальное образовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа №1 г.Маркса Саратовской областиКоррекционно-развивающая программа«Снижение уровня тревожности пятиклассников» Составитель: педагог-психолог Звягина Ольга Николаевна Маркс, 2016Пояснительная запискаОдной из главных целей школьного образования является создание и поддержание психологических условий, обеспечивающих полноценное психическое и личностное развитие каждого ребенка. Большое значение для развития личности имеет психическое здоровье, то есть состояние душевного, физического и социального благополучия. Если человек находится в ситуации дискомфорта, то в первую очередь фрустрируется эмоциональная сфера, что в свою очередь вызывает тревожность как ответную реакцию на стрессовую ситуацию. Устойчивая тревожность порождает вегетативные, неврозоподобные и психические нарушения. Существует мнение, что в пятых классах число детей с высоким уровнем тревожности несколько выше, чем в других классах школы, и связан этот факт с особенностями переходного периода из начальной школы в основную.Тревожность - индивидуальная психологическая особенность, состоящая в повышенной склонности испытывать беспокойство в различных жизненных ситуациях, в том числе и тех, объективные характеристики которых к этому не предрасполагают. Тревожность может порождаться как реальным неблагополучием личности в наиболее значимых областях деятельности и общения, так и существовать вопреки объективно благополучному положению, являясь следствием определенных личностных конфликтов, нарушений в развитии самооценки и т.п. Школьная тревожность - это сравнительно мягкая форма проявления неблагополучия ребенка. Она выражается в волнении, повышенном беспокойстве в учебных ситуациях в классе, ожидании плохого отношения к себе, отрицательной оценке со стороны педагогов и сверстников.Необходимость изучения уровня тревожности учащихся вытекает из опасности перерастания школьной тревожности в «школьный невроз», который хоть и очень редко встречается в школьной жизни, все же существует.Кроме того, для полноценной и успешной реализации учебно-воспитательного процесса в школе необходимо наличие комфортной обстановки, что невозможно для детей с высоким уровнем тревожности.Возрастной период 10-11 лет характерен переходом от младшего школьного возраста к отрочеству. Как и любой переходный период, он имеет свои особенности и связан с определенными трудностями как для учащихся и их родителей, так и для учителей.Проблема тревожности является одной из наиболее актуальных проблем в современной психологии. Среди негативных переживаний человека тревожность занимает особое место, часто она приводит к снижению работоспособности, продуктивности деятельности, к трудностям в общении. Школьная тревожность как психическое свойство имеет ярко выраженную возрастную специфику, обнаруживающуюся в ее содержании, источниках, формах проявления и компенсации. Для каждого возраста существуют определенные области действительности, которые вызывают повышенную тревогу у большинства детей, вне зависимости от реальной угрозы или тревожности как устойчивого образования. Эти «возрастные пики тревожности» детерминированы возрастными задачами развития (Прихожан А.М.) Среди наиболее общих причин возникновения тревожности у детей школьного возраста можно выделить:1. Внутри личностные конфликты, прежде всего, связанные с оценкой собственной успешности в различных сферах деятельности (Кочубей Б.И., Новикова Е.В.).2. Нарушения внутрисемейного и или внутри школьного взаимодействия, а также взаимодействия со сверстниками (Захаров А. И., Прихожан А.М.). 3. Соматические нарушения (Щербатых Ю. В., Ивлева П.И.). Чаще всего тревожность развивается тогда, когда ребенок находится в ситуации конфликта, вызванного:негативными требованиями, которые могут поставить его в униженное или зависимое положение; неадекватными, чаще всего завышенными требованиями; противоречивыми требованиями, которые предъявляются к ребенку родителями, школой, сверстниками (Кочубей Б. И., Новикова Е.В.). Цель программы - создание условий для снижения школьной тревожности у учащихся до уровня, соответствующего возрастной норме.Задачи: - обучение пятиклассников способам осознания и отреагирования эмоций; навыкам расслабления, снятие телесных зажимов;- способствование повышению самооценки;- способствование повышению общей коммуникативной культуры учащихся.Содержание программы.Программа рассчитана на 10 часов. Занятия проводятся 1 раз в неделю. Продолжительность каждого занятия 1 академический час. Группа состоит из 7—10 человек.Тематическое планирование занятий.Структура занятий:-занятие № 1 ориентировано на создание рабочей атмосферы, формулирование правил группы;-занятия 2-7 направлены на разрядку школьной тревожности;-занятия 8-9 способствуют развитию навыков общения, повышению самооценки учащихся;-занятие 10 (итоговое занятие) представляет собой подведение результатов работы.Каждое занятие начинается с ритуала приветствия, целью его проведения является настрой на работу, сплочение группы, создание группового доверия.Следующим этапом занятия является рефлексия состояния участников, оформленная в определенном методическом приеме. Она позволяет обратить внимание на свое состояние «сейчас», для того чтобы в конце занятия оценить его изменения. Затем следует «разогревающее» психогимнастическое упражнение, тематически связанное с целью занятия.Работа по теме занятия состоит из одного или нескольких упражнений, создающих условия для достижения целей каждого конкретного занятия.Последним этапом занятия является рефлексия состояния, включенная в ритуал завершения занятия. На завершающем этапе групповой работы проводится контрольная диагностика уровня школьной тревожности у участников группы, позволяющая оценить эффективность работы. При реализации программы используются следующие методы и техники:Ситуационно-ролевые, деловые и развивающие игры, упражнения с игровыми элементами, соответствующие темам занятия. Рисуночная арт-терапия. Метафорические истории и притчи. Групповое обсуждение как особая форма работы группы. Психогимнастические упражнения, направленные на снижение психоэмоционального напряжения и раскрепощение учеников на занятиях. Принципы работы тренинговой группы:Принцип добровольного участия. Принцип обратной связи. Принцип самопознания. Принцип равноправного участия. Принцип психологической безопасности. Ожидаемые результаты:1. Снижение тревожности, связанной с различными аспектами школьной жизни, до уровня, соответствующего возрастной норме.2. Повышение самооценки учащихся.3. Развитие культуры общения.Содержание занятий.Занятие 1. Знакомство.1. Упражнение «Паутина» (цель – знакомство детей друг с другом)2. Обсуждение и установление правил, которые позволят создать атмосферу психологической безопасности. 3. Игра «Поменяйтесь местами те, кто...», необходима для сплочения группы, получения более глубоких знаний друг о друге. 4. Упражнение «Говорящие вещи» (цель — способствовать более глубокому самораскрытию).5. Релаксация (цель — обучение навыкам расслабления, снятие телесных зажимов). 6. Получение обратной связи. Занятие 2. Я и школа.1. Упражнение «Новое, хорошее» (цели — актуализация позитивного опыта, сплочение группы, диагностика наличии свободного внимания, необходимого для психологической работы 2. Повторение правил работы в группе.3. Упражнение «Распускающийся бутон» (активизация совместной деятельности детей).4. Обсуждение понятия «тревожность» (цель — осознание ребятами личностного смысла понятия «тревожность»).5. Круг. «Какие ситуации в школе вызывают у меня тревогу и страх?», позволяющий осознать собственный опыт, получить эмоциональную поддержку от окружающих («не у меня одного проблемы»). 6. Упражнение «Прогулка по сказочному лесу» для снятия мышечных зажимов, активизации учеников, развития творческого воображения.7. Получение обратной связи. Занятие 3. Школьные страхи1. Упражнение «Новое, хорошее» (цель — актуализация позитивного опыта, сплочение группы, диагностика наличия свободного внимания, необходимого для работы). 2. Игра «Игра «Геометрические фигуры» (развитие сплоченности группы, формирование мотивации групповой работы, развитие эмпатии).3. Обсуждение понятия «страх» (цель — осознание личностного смысла понятия «страх», принятие собственных страхов). Информирование (помимо прочего, способствует повышению у участников мотивации на работу с собственными чувствами). 4. Рассказ о школьном страхе (цель — разрядка страха. Рисование школьных страхов (цель — разрядка страхов). 6. Релаксация «Приятные воспоминания». 7. Получение обратной связи Занятие 4. Школьные страхиУпражнение «Новое, хорошее» (цель — актуализация позитивного опыта, сплочение группы, диагностика наличия свободного внимания, необходимого для психологической работы). Игра «Мяч по кругу» (для создания рабочей атмосферы, двигательного раскрепощения). Повторение теории (помимо актуализации теоретического материала, повышает мотивацию на работу с чувствами. 4. Ролевая игра «Кошмарный учитель», способствующая разрядке страха. 5. Медитация «Полет на ковре-самолете» (цель — обучение навыкам расслабления и саморегуляции психического состояния). 6. Получение обратной связи.Занятие 5. Школьные страхиУпражнение «Новое, хорошее» (цель — актуализация позитивного опыта, сплочение группы, диагностика наличия свободного внимания, необходимого для психологической работы). Игра «Испуганный ежик» 3. Игра «Волшебный магазинчик страхов» (позволяет изменить отношение к собственным страхам). 4.Упражнение «Насос и мяч» для снятия напряжения.5. Релаксация «Самого себя любить» (учить детей внимательно относиться к себе, уважать и принимать себя).7. Получение обратной связи. Занятие 6. Агрессивность.Упражнение «Новое, хорошее (цель — актуализация позитивного опыта, сплочение группы, диагностика наличия свободного внимания, необходимого для психологической работы). Игра «Да - нет» (направлена на снятие у детей состояния апатии и усталости, на пробуждение их жизненных сил). Обсуждение понятия «агрессивность» для осознания личностного смысла понятия «агрессивность», ее позитивных и негативных сторон. Круг: «Какие ситуации в школе вызывают у вас гнев, злость?»для осознания собственного опыта, получения поддержки от окружающих («не один я такой»). Обсуждение вопроса о безопасных способах разрядки гнева (ребята получают знания о способах безопасной разрядки гнева). Упражнение «Отдать приказ» (выработать конструктивные способы поведения). Медитация «Спустим пары» (цель - разрядка агрессивных эмоций). Получение обратной связи. Занятие 7. Агрессивность 1. Упражнение «Новое, хорошее» (цель — актуализация позитивного опыта, сплочение группы, диагностика наличия свободного внимания, необходимого для психологической работы).2. Упражнение «Агрессивное поведение» (цель - закрепление понятия агрессивное поведение) 3. Упражнение «Король».4. Выполнение техники «Рубка дров» (цель — разрядка агрессии). 5. Медитация «Воздушный шар» (цель - осознание собственного тела, агрессивных накоплений). 6. Получение обратной связи. Ответ на вопрос: «Что было интересно, важно, понравилось на занятии?»Занятие 8. Принятие себя 1. Упражнение «Новое, хорошее» (цель — актуализация позитивного опыта, сплочение группы, диагностика наличия свободного внимания, необходимого для психологической работы). 2. Упражнение «Посмотрим друг на дружку» (цель - принятие собственного тела, знание и понимание его возможностей и ограничений).3. Упражнение «Спасибо моему телу» (цель - предоставить каждому ребенку возможность усиливать позитивное отношение к своему телу, ощущать благодарность разным его частям, укрепляя тем самым фундамент его самооценки и развивая его оптимизм и осознанное гармоничное отношение к миру).4. Упражнение «Невидимые помощники» (цель — учить концентрироваться на прекрасном) 5. Получение обратной связи.Занятие 9. Принятие себя1. Упражнение «Новое, хорошее» (цель — актуализация позитивного опыта, сплочение группы, диагностика наличия свободного внимания, необходимого для психологической работы). 2. Упражнение «Браво» (цель – получение поддержки от группы).3. Упражнение «Я справился!» (способствует осознанию внутренних ресурсов повышению уверенности в себе).4. Упражнение «От третьего лица» (цель – вселить уверенность в том, что они достигнут того, чего хотят).5. Получение обратной связи.Занятие 10. Итоговое «Я – это я, и я – это замечательно!»1.Упражнение «Новое, хорошее» (цель — актуализация позитивного опыта, сплочение группы, диагностика наличия свободного внимания, необходимого для психологической работы). 2. Упражнение «Кто Я?» (цель — способствовать более глубокому самораскрытию на занятиях). 3. Круг «Что я люблю делать и у меня хорошо получается?« (цель — принятие себя).4. Упражнения «Цветок» (цель - способствует формированию символа внутреннего покоя и доверия самим себе).5. Получение обратной связи. Использованная литература1. Абрамова Г. С. Возрастная психология. — М., 1997.2. Битянова М. Р. Психолого-педагогическое сопровождение на этапе перехода из начальной школы в среднее звено// Школьный психолог. — 2001. — № 33.3. Битянова М. Р. Организация психологической работы в школе. — М., 1996.4. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? М., 2000.5. Костина Л. М. Методы диагностики тревожности. — СПб., 2002.6. Лютова Е. К, Монина Г.Б.. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. — СПб., 2001.7. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для взрослых: психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. М., 2007.8. Микляева А.В., РНумянцева П.В. Школьная тревожность: диагностика, профилактика, коррекция. – СПб., 2006.9. Прутченков А. С. Свет мой зеркальце, скажи... — М., 1996..10. Фопель К. Как научить детей сотрудничать. Вып. 1-4. — М., 1999.11. Фопель К. Психологические группы. — М., 2000.12. Чистякова М. И. Психогимнастика. — М., 1995.