Публикации Проектная деятельность педагога в ДОУ в соответствии с требованиями ФГОС ДО

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Проектная деятельность педагога в ДОУ в соответствии с требованиями ФГОС ДО
Автор: Смирнова Алевтина Николаевна

Проектная деятельность педагога в ДОУ в соответствии с требованиями ФГОС ДОСегодня в системе дошкольного образования происходят серьёзные изменения, которых не было с момента её создания. На сегодняшний день возросли требования к детям, поступающим в первый класс, следовательно, новая модель выпускника детского сада предполагает изменение характера и содержания педагогического взаимодействия с ребенком: если раньше на первый план выходила задача воспитания стандартного члена коллектива с определенным набором знаний, умений и навыков. То сейчас, стоит необходимость формирования компетентной, социально-адаптированной личности, способной ориентироваться в информационном пространстве, отстаивать свою точку зрения, продуктивно и конструктивно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми. То есть акцент идет на развитие качеств и социальную адаптацию.В ФГОСе Дошкольного образования от « 17 » октября 2013 г. № 1155, который вступил в действие с 1 января 2014г прописано – нужно развивать мотивационную готовность к обучению, а не просто учить ребенка чтению, письму и т.д. После дошкольной жизни должно появиться желание учиться.Давайте рассмотрим подробнее некоторые пункты документа, которые можно реализовать посредством проектной деятельности.Например, п. 3.2.5. Взаимодействие с родителями по вопросам образования ребенка, непосредственное вовлечение их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.Метод проектов как педагогическая технология — это совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по своей сути, то есть в его основе лежит развитие познавательных навыков детей, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.Работа над проектом имеет большое значение для развития познавательных интересов ребенка. В этот период происходит интеграция между общими способами решения учебных и творческих задач, общими способами мыслительной, речевой, художественной и другими видами деятельности. Через объединение различных областей знаний формируется целостное видение картины окружающего мира. Коллективная работа детей в подгруппах дает им возможность проявить себя в различных видах ролевой деятельности. Общее дело развивает коммуникативные и нравственные качества.Основное предназначение метода проектов — предоставление детям возможности самостоятельного приобретения знаний при решении практических задач или проблем, требующих интеграции знаний из различных предметных областей.Из этого следует, что выбранная тема «проецируется» на все образовательные области, предлагаемых как в ФГТ, так и ФГОС, и на все структурные единицы образовательного процесса, через различные виды детской деятельности. Таким образом, получается целостный, а не разбитый на части образовательный процесс. Это позволит ребенку «прожить» тему в разных видах деятельности, не испытывая сложности перехода от предмета к предмету, усвоить больший объем информации, осмыслить связи между предметами и явлениями. Проект - это специально организованный взрослым и выполняемый детьми комплекс действий, завершающийся созданием творческих работ.Метод проектов - система обучения, при которой дети приобретают знания в процессе планирования и выполнения постоянно усложняющихся практических заданий - проектов. Метод проектов всегда предполагает решение воспитанниками какой-то проблемы.Метод проектов описывает комплекс действий ребенка и способы (техники) организации педагогом этих действий, то есть является педагогической технологиейОсновной тезис современного понимания метода проектов, который привлекает к себе многие образовательные системы, заключается в понимании детьми, для чего им нужны получаемые знания, где и как они будут использовать их в своей жизни.Очень легко запомнить и уяснить, что проект – это 5 «П»:Проблема;Проектирование или планирование;Поиск информации;Продукт;Презентация.Запомнить просто – пять пальцев руки. Шестое «П»- портфолио, в котором собраны наработанные материалы( фото, рисунки, альбомы, макеты и др.).Существуют и основные требования к использованию метода проекта в детском саду:в основе любого проекта лежит проблема, для решения которой требуется исследовательский поиск;обязательные составляющие проекта: детская самостоятельность (при поддержки педагога), сотворчество ребят и взрослых;развитие коммуникативных способностей детей познавательных и творческих навыков.Основной целью проектного метода в ДОУ является развитие свободной творческой личности ребёнка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.Общие задачи развития, специфичные для каждого возраста:обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;развитие познавательных способностей;развитие творческого воображения;развитие творческого мышления;развитие коммуникативных навыков.Задачи развития в младшем дошкольном возрасте:вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога);активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом);формирование начальных предпосылок поисковой деятельности (практические опыты).Задачи развития в старшем дошкольном возрасте:формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.Советы воспитателю по работе над проектом
  • Глубоко изучить тематику проекта, подготовить развивающую предметно-пространственную среду.
  • Создавать игровую мотивацию, опираясь на интересы детей и их эмоциональный отклик.
  • Вводить детей в проблемную ситуацию, доступную для их понимания и с опорой на их личный опыт.
  • Заинтересовать каждого ребенка тематикой проекта, поддерживать его любознательность и устойчивый интерес к проблеме.
  • При составлении совместного плана работы с детьми над проектом поддерживать детскую инициативу.
  • Тактично рассматривать все предложенные детьми варианты решения проблемы: ребенок должен иметь право на ошибку и не бояться высказываться.
  • Соблюдать принцип последовательности и регулярности в работе над проектом.
  • В ходе работы над проектом создавать атмосферу сотворчества с ребенком, используя индивидуальный подход.
  • Развивать творческое воображение и фантазию детей.
  • Творчески подходить к реализации проекта; ориентировать детей на использование накопленных наблюдений, знаний, впечатлений.
  • Ненавязчиво вовлекать родителей в совместную работу над проектом, создавая радостную атмосферу совместного с ребенком творчества.
  • Заключительный этап проекта тщательно готовить и проводить его презентацию всеми участниками.
  • В младших группах выбор проекта осуществляет воспитатель, основываясь на интересах детей или данных диагностики.  В группах старшего дошкольного возраста – выбор темы проекта может осуществлять как педагог, так и дети в, соответствии со своими желаниями и уровнем развития. Дети – это участники планирования, их вопросы, идеи, предложения и жизненный опыт являются важными критериями отбора содержания проекта.