Публикации Храмы русской души

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Храмы русской души
Автор: Белоглазова Марина Михайловна

Храмы русской души
Современное строительство поражает своими масштабами и скоростью возведения объектов.
Воскресенская церковь в Воронеже
А в последние годы в Воронеже, как и по всей стране, возводятся новые храмы, церкви, часовни. Узнаем мы их безошибочно, потому что приверженность традициям -отличительная черта православной архитектуры, в которой есть определенные каноны.
Обязательно наличие луковичной главы, или нескольких глав, на высоком барабане. Стены завершаются закомарами.
Кафедральный собор Задонского монастыря
Дмитровский собор во Владимире
Или кокошниками. С восточной стороны расположена полукруглая пристройка, апсида, в которой размещается алтарь.
Ширков погост на Валдае
Церковь Николая Чудотворца в Воронеже
В качестве декоративного оформления используются поребрики и аркатурные пояса.
Ширков погост
Кафедральный собор Задонского монастыря
Часто используется высокий цоколь.
Но церковное здание нельзя построить, исходя только из стилистических или объемно-пространственных соображений. Архитектура храма несет в себе важнейшие символические смыслы.
Так, например, образ единства Церкви воплощают кубические объемы древнерусских храмов, увенчанных одной главой. Святость Церкви может образно выражаться белизной стен храмов и сиянием золотых куполов, наподобие нимбов на иконах святых. Православный храм представляет собой сложный, неисчерпаемый в своей образности, символ. Уже в ранних христианских памятниках есть указание на то, что храм должен напоминать корабль. Образ корабля, особенно Ноева ковчега, часто используется для обозначения Церкви.
Весь видимый материальный мир, согласно учению Церкви, является символическим отражением мира невидимого, духовного. Символика храма, воплощенная в архитектурные формы, делает доступным нашим чувствам образ невидимого, небесного, божественного.
Устройство православного храма основано на многовековой традиции, восходящей к первому храму-палатке (скинии). Поначалу храмы имели форму базилики - продолговатого четырехугольного помещения с небольшим выступом при входе (портиком, или крыльцом) и закруглением (апсидой) на противоположной стороне.
Внутреннее пространство базилики разделялось рядами колонн на три или пять отделений, называемых нефами (или кораблями). Вскоре стали возникать и другие формы храма. Начиная с V-го столетия в Византии строили храмы крестовидной формы со сводом и куполом над средней частью. Византийская церковная архитектура оказала большое влияние на православный Восток.
Основу крестовокупольной архитектурной системы,пришедшей из Византии, составляет прямоугольный объем, образованный стенами здания, внутри которого находится четыре свободно стоящие опоры, соединенные друг с другом и со стенами арками, несущими своды.
Опоры в центре поддерживают круглый световой барабан с куполом, поставленный на подпружные арки.
Крестовокупольное здание представляет собой замечательную систему, одновременно конструктивную и художественную.
Количество куполов (глав) на храме имеет свое значение. Один купол ставится в честь единого Бога, три - в честь Святой Троицы, пять -в честь Спасителя и четырех Евангелистов, семь - в честь семи таинств, тринадцать - в честь Спасителя и двенадцати апостолов. Русская церковная архитектура возникает одновременно с принятием христианства на Руси.
Монастырь Нилова Пустынь
Ее характерной особенностью является устройство купола, напоминающего пламень свечи. По мнению Евгения Трубецкого, исследователя иконографии, луковичные купола выражают совершенно новое, по сравнению с Византией, и более глубокое понимание храма. Русский храм весь - в стремлении. Луковичные главы, которые заостряются и теплятся к небесам в виде пламени, выражают собою неведомую византийской архитектуре горячность чувства: в них есть молитвенное горение... Это завершение русского храма - как бы огненный язык, увенчанный крестом и к кресту заостряющийся. При взгляде на наш московский "Иван Великий" кажется, что мы имеем перед собою как бы гигантскую свечу, горящую к небу над Москвою.
Наиболее важная часть храма, алтарь, являят собой образ Рая, духовного мира, и всегда располагался на восточной стороне, в апсиде. Слово алтарь означает высокий жертвенник (alta aru), что соответствует значению основной святыни храма. Традиционно жертвенники и храмы ставили на возвышенностях, как бы приближая их к небу. В православном храме алтарь находится на возвышении и отделяется иконостасом.
Средняя часть храма, корабль - символизирует все земное пространство. Если в алтаре помещается божественное начало, то в этой части храма - начало человеческое. Обе эти части существуют во взаимодействии, в котором первая просвещает и руководит второй.
Алтарь Воскресенской церкви
Иконостас, отделяющий алтарь от средней части храма, выражает мысль о самой тесной и неразрывной связи между миром чувственным и духовным.
Иконостас
Западная сторона храма символизирует страну мертвых, ад. На этой стороне, как правило, хоронили умерших внутри или снаружи храма, в притворе, реже, на прилегающей северо-западной стороне.
Прекрасным примером приверженности традициям служит Дмитровский собор во Владимире, построенный в 1194-1197гг., являющийся одним из лучших произведений владимирско-суздальского зодчества, и, наряду с церковью Покрова на Нерли, занимающий выдающееся место в истории мирового искусства.
Дмитровский собор во Владимире
На его наружных стенах впервые появляется очень большое количество рельефов. Содержание их проникнуто народными былинными образами, которые переплетаются с мотивами христианских легенд. Крест собора несет в себе четыре аллегорических образа: человека,олицетворяющего мудрость, льва – храбрость, вола, символизирующего правду,так как это было жертвенное животное,которое приносилось в оправдание за грех, а орел в полете означает чистоту. Аркатурные пояса собора – это поэтический рассказ о жизни святых в райском саду. Столбцы и арочки - символ идеальных деревьев, основания столбцов аркатуры – корни деревьев, возле них ходят диковенные животные.
Церковь Покрова на Нерли
Церковь Покрова на Нерли – удивительно изящное по пропорциям сооружение, прекрасно гармонирующее с окружающим пейзажем. Большую роль в композиции здания, наряду с многоуступчатыми лопатками и закомарами, играют богато декорированные перспективные порталы. Входной перспективный портал, широко раскрытый навстречу идущим в храм и призывающий всех войти, резко сужается к двери, как бы напоминая своим устройством евангельские слова: Входите тесными вратами, потому, что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими; потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их. Уступы сужающегося портала – знак тех ступеней очищения, которые проходит человек, приходящий к вере и Церкви.
Помещенные в полукружьях закомар рельефы изображают библейского царя Давида, окруженного зверями, и символизируют гармоническое единение в мире.
Храм – сам по себе символ, так же, как все его составляющие. Каждый символ можно прочитать, каждый несет на себе определенную функциональную нагрузку.
Церковь Вознесения в Коломенском
Некоторые церковные постройки возводились в честь знаменательных событий и являются храмами-памятниками. Например, церковь Вознесения в Коломенском, построенная в 1532 г. в честь рождения долгожданного наследника Василия III-будущего царя Ивана Грозного.
Храм Василия Блаженного
Торжество русского народа, освободившегося от иноземного ига и подчинившего себе Казанское и Астраханское ханства,получило художественное выражение в архитектурном образе Покровского собора (храме Василия Блаженного) на Красной площади. Памятник состоит из девяти церквей, восемь из которых посвящены тем святым, дни почитания которых совпадали с днями ожесточенных боев за Казань. Девятая церковь была безымянной, так как служила завершением архитектурно-планировочной композиции здания.
В необычайно живописной и динамичной композиции сооружения, в красочном богатстве и разнообразии его декоративного убранства с особой силой сказались народные черты русской архитектуры.
Студентам-строителям храмовое строительство интересно, в первую очередь, своей историей, потому что именно эти сооружения дошли из давних веков до наших дней в неизменном виде, неся в себе красоту и славу России.