Публикации «Организация работы по ознакомлению с окружающим миром»

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Организация работы по ознакомлению с окружающим миром»
Автор: Стрельцова Анастасия Ивановна

Ознакомление с окружающим миром в непосредственной образовательной деятельности по развитию речи в подготовительной группе. Наш детский сад "Улыбка" хорошо озеленён, на нём насчитывается 13 разновидностей деревьев и кустарников, есть огород и цветник. Сад удачно расположен вблизи лесного массива и реки Ини. На примере сезонных изменений в природе, мы окружаем детей красивыми образами, обращаем их внимание на красоту природы, читаем и рассказываем сказки, легенды, сказания, создающие одухотворённый, высокохудожественный образ природы, дети учатся высказывать и выражать в разнообразной творческой деятельности свои впечатления, чувства, мысли. Многолетний опыт работы в дошкольном учреждении убедил меня в том, что самое трудное в подготовке детей к школе - это развитие связной речи у каждого ребёнка и формирование у него умений общаться с взрослыми и сверстниками. В школе ребёнок будет постоянно встречаться с требованиями учителей самостоятельно ответить на поставленный вопрос, рассказать что-либо, объяснить, доказать. Поэтому большую работу провожу с детьми по этому разделу. В непосредственной образовательной деятельности по развитию речи решаются три основные задачи:- совершенствовать умение составлять рассказы о предмете (по плану составленному коллективно или предложенному воспитателем) по картине, по серии сюжетных картинок, а также рассказы из личного опыта.- закреплять умение отвечать на вопросы и задавать их; высказывать предположения и делать простейшие выводы, излагать свои мысли понятно для окружающих; воспитывать культуру речевого общения;- продолжать учить детей самостоятельно, выразительно, последовательно, без повторов передавать содержание литературного текста, используя в пересказе выразительные средства, характерные для произведения. Большое значение для развития связной речи детей имеют наблюдения за различными явлениями окружающей жизни (природа, быт ,труд взрослых и т.д.).Небо, вода и земля, поля и леса, гроза, шум ветра, краски золотой осени, пробуждение природы весной - всё это эмоционально воздействует на ребёнка и побуждает его высказаться. В своей работе стремлюсь к тому, чтобы ребёнок точно передавал результаты своих наблюдений. Новое слово, которое дети узнали на прогулке, на экскурсии, во время наблюдения многократно повторяю в беседах, при рассматривании картин и постоянно включаю в активный словарь. Например, наблюдая за деревьями, знакомлю со словом "смешанный", в последующей беседе это слово ещё раз уточняю: Какие деревья мы видели на территории детского сада? (тополь, клён, берёзу, сосну, осину, карагач). - Лес, в котором растут разные деревья, называется смешанным. Повторим хором это предложение. - А как мы назовём лес, если в нём растут только берёзы? Сосны? (берёзовый, сосновый лес). В рассказах на тему: "Как мы ходили в лес" дети рассказывают: " Мы ходили в лес. Лес был смешанным, потому что там растут разные деревья и ели, и осины, и берёзы". Или при сравнении картин, дети находят различия.- Дети, чем отличаются картины друг от друга? - (На первой картине лес смешанный, потому что здесь растут и ели, и берёзы, и тополь, а на второй картине лес берёзовый, потому что растут одни берёзы ) . Стараюсь задавать детям такие вопросы, которые побуждают ребят искать причину явлений, устанавливать связь между ними, подводить к осознанию закономерностей, связанных с сезонными изменениями в природе.- Почему можно сказать, что это осень?- Что изменилось в лесу, на реке , в огороде?- Почему улетают птицы? Как греет сейчас солнце? А летом ? Рассказываю о красоте леса в каждое время года, о снеге, о небе. Даю такие задания: "Найдите самое красивое дерево (куст, цветок) и расскажите о нём. Кто лучше расскажет о снеге?". Часто использую загадки, пословицы, поговорки, приметы, в которых отражены доступные пониманию детей явления природы. Например, загадываю загадку о зиме:- Снег на полях, лёд на реках, вьюга гуляет. Когда это бывает? (это бывает только зимой - говорят дети).- Почему? (потому что только зимой снег на полях, а летом снега не бывает, только зимой бывает лёд на реках), т.е. дети могут сравнить и противопоставить. С помощью использования разнообразных приёмов достигается практика. Например: Даю поручения, в которых нужно закончить фразу, начатую педагогом, что активизирует умение пользоваться сложными предложениями.-Некоторые птицы осенью улетают в тёплые края...(потому что зимой наступают холода и птицам холодно).-Нужно зимой подкармливать птиц ...(потому что зимой очень мало корма, птицам не так страшен холод, как голод). Даю предложения с союзами но, хотя, чтобы дети учились выражать противопоставления :"Сегодня было холодно, но ...(мы надели теплые вещи и пошли гулять). Дима съехал на лыжах с высокой горки, хотя... (ему было очень страшно)". Уточняем с детьми качества предметов, их детали. Так, рассматривая одежду, дети определяют из чего она сделана: "У Насти куртка ... (меховая), а у Ани ...(шерстяная, вязанная). У Оли шапка ...(сшита из лисьего меха), а у Кати ...(из искусственного меха)" и т. д. Учитывая специфику задач обучения детей седьмого года жизни, особое внимание уделяю тем видам рассказывания, которые детьми освоены недостаточно. Это прежде всего рассказы из личного и коллективного опыта, творческие рассказы на темы, предложенные воспитателем. Основной предпосылкой развития умений детей рассказывать на разные темы является наличие у них богатого чувственного опыта. Поэтому, прежде чем запланировать какую то тему, рассказываю и провожу экскурсии, прогулки, чтение художественной литературы, занятия ИЗО. Например: Я запланировала провести с детьми составление творческого рассказа "Зимние развлечения", поэтому в перспективный план включила такие темы: 1. Побеседовать с детьми на тему "Как я провёл выходной день?" (рассказы детей о прогулке с родителями). 2. Экскурсия на школьный стадион (наблюдение за ходьбой на лыжах или хоккеем). 3. Целевая прогулка: "Сделаем снежную горку", "Поиграем с малышами". 4. "Чем мы сегодня занимались на прогулке?" (рассказы детей о том, что они катались с горки, катали друг друга на санках, играли в хоккей, ходили на лыжах). 5. Организация совместно с детьми выставки "Зимний спорт и отдых". 6. Рассматривание картин "Зимние забавы" и чтение отрывка из рассказа К.Д. Ушинского "Четыре желания". 7. Рисование "Наши игры зимой", "Зимние Олимпийские игры". И только после этого провожу запланированную непосредственную образовательную деятельность. Учу воспитанников не только тому, как отбирать конкретный случай из своего опыта и строить повествование, но и направляю детское воображение, творческий замысел на проявление самостоятельности. Интересным приёмом обучения детей составлению рассказов является анализ педагогом своего рассказа:- С чего я начала? О чём рассказала потом? Чем закончила свой рассказ? Такие вопросы помогают детям не только составить свой рассказ, но и анализировать рассказы товарищей. В подготовительной группе значительно расширяется тематика рассказов детей о природе, опираясь на наблюдения и труд ("Моё любимое время года", "Как мы собирали урожай"); по заданной теме ("Как дети помогали птицам"); придумывание конца рассказа и др. Например, рассказываю начало рассказа: "В воскресенье Машина семья: мама, папа, брат Коля и Машенька - пошли в лес за грибами. Была осень. Деревья стояли разноцветные. В лесу было много опавших листьев, они шуршали под ногами. Сначала Маша нашла гриб рыжик, он был маленький, золотистый. Потом она нашла много опят, они росли рядышком около пенёчка. Шла, шла Маша по лесу, заглядывала под ёлочку, под кусты. Вдруг она увидела ...".- Что увидела Маша, придумайте сами. ( Напоминаю детям, чтобы у всех были разные варианты рассказа). Дети рассказывали как" Маша нашла зелёную лягушку...", "Маленького пушистого зайчика...” ,"Колючего ёжика... ". Образец начала рассказа, данным воспитателем, помогает детям придерживаться каких-то событий. Здесь дети рассказывали об осенних событиях. Обучая детей составлению рассказа о природе, необходимо формировать у них образную и выразительную речь, умение сказать не только правильно, чётко, но и красиво. Этому способствуют лексические упражнения, словесные дидактические игры. Например: На одной из зимних прогулок предлагаю поиграть в словесную игру "Кто лучше скажет о зиме". Дети подбирают эпитеты, составляют предложения с включением в них образных слов и выражений (волшебница зима, белоснежная зима, серебристая, сказочная, день сегодня солнечный, земля покрыта белым ковром, снег на солнце блестит, сверкает, вся природа спит...) и т.д.- К какому слову можно добавить слово - снежная? (погода, зима ).- А как ещё можно ответить на вопрос, какая погода? (дети подбирают определения: зимняя, солнечная, вьюжная, морозная, холодная). Непосредственная образовательная деятельность с использованием картин в подготовительной группе становится значительно разнообразнее. Широко использую сравнение картин, составление рассказов по набору картин. Для того, чтобы выделить характерные особенности времени года, утром выставляю книги иллюстрации. Сначала подбираем картинки с изображением контрастных сезонов (зима - лето, весна - осень), затем смежных (лето - осень, зима - весна). Дети легко выбирают все картинки относящиеся, например, к осени и объясняют, почему именно эти картинки относятся к осеннему сезону. Задание : "Возьмите картинки, относящиеся к осени и объясните, почему это осень?"- Аня Т.: "Это осень, потому что собирают урожай: огурцы, помидоры, картофель". Дима О.: "Я взял эту картинку, потому что здесь нарисована осень . На деревьях жёлтые листья, жёлтая трава. Это - золотая осень". Постепенно детей подвожу к выполнению заданий на выделение особенностей не только времени года в целом, но и его периодов.- Дети, какое время года и какой период нарисован на картине? ( Дима М.: "На этой картине нарисовано начало весны, потому что кругом много снега, но он уже начинает таять. На крышах большие сосульки. Солнышко светит ярче, теплее". При рассматривании картины “Зима” предлагаю детям подумать и ответить, что бы нарисовал художник, если бы картина называлась "Лето".- Оля С.: "Если бы было лето, здесь бы художник вместо снега нарисовал зелёную траву. Этот дуб стоял бы зелёным. На ёлках не лежал бы снег. Все деревья, которые вдали, были бы тоже зелёными. Художник взял бы не белые краски, а зелёные и у него картина получилась бы вся зелёная". В своих рассказах дети вводят разные виды сложноподчинённых предложений - определительные, условные; употребляют сравнительную степень прилагательных. Рассматривая с детьми картины, обращаю их внимание на погоду, состояние неба, пейзажа. Давая образец рассказа, включаю в него образные слова, сравнения, красочные обороты. Например, при рассматривании картины К.Ф. Юона "Русская зима" прочитала такие строки Г.СкребитскогоЗима. Вечереет. Падает лёгкий снег. Он сыплется крупными хлопьями, ложится на землю, на крыши домов, одевает в пушистые рукавицы ветки кустов и деревьев". ( задаю несколько вопросов )- Чем понравился вам этот рассказ?- Какие слова употребил писатель, чтобы рассказать о зиме? При пересказе сказок и рассказов слежу за точностью передачи текста, за тем, используются ли авторские слова и выражения. Даю разнообразные задания - один начинает, другой продолжает. Например, при пересказе рассказа Н.Калининой "Про снежный колобок". Вначале читаю рассказ, затем беседую по содержанию текста, потом читаю второй раз. Перед чтением говорю:- Ребята, сейчас я вам ещё раз прочитаю этот рассказ, а вы постарайтесь его запомнить. После чтения вызываю троих детей и предлагаю пересказать его. Советую им договориться, кто начнёт рассказывать, кто продолжит, кто закончит. Во второй половине дня провожу драматизации хорошо известных и знакомых сказок. Здесь дети не только передают диалоги животных, но и подражают их голосам. Иногда беру на себя роль автора. Ребятам очень нравятся драматизации сказок они с большим удовольствием справляются с данной ролью. На вечере досуга по теме "Русские народные сказки", показываю ребятам знакомые иллюстрации из сказок.Задаю вопросы:- Из какой сказки эти герои?- Расскажите, какой момент изображён на этой картине? Что было до этого?- Кто расскажет конец сказки? Или рассказываю начало сказки: "Жили - были лиса и заяц. У лисы избушка была ледяная, а у зайца лубяная..."- Из какой сказки эти строки?- Кто хочет продолжить эту сказку? При пересказе обращаю внимание на детей, которые говорят тихо, невыразительно и на ребят, которые говорят чётко, ясно, громко. Если ребёнок при пересказе искажает или забывает текст, даю наводящие вопросы. Часто в свою работу включаю речевые логические задачи, рассказы - загадки, которые активизируют детскую мысль. Провожу большую индивидуальную работу по развитию речи с каждым воспитанником: на прогулке, в группе: в утренние и вечерние часы. Включаю различные беседы, упражнения, дидактические игры, рассматривание картин, чтение художественной литературы, наблюдения. Личным примером, словом и делом воспитываю у детей представление о природе как величайшей ценности, развиваю понимание её неповторимости, руководствуясь принципом: «Не навреди!»Конспект НОД в подготовительной к школе группе. Здравствуй, гостья зима! Программное содержание: Расширять представления детей о зимней природе, о лесе; воспитывать бережное отношение к деревьям и кустарникам; закрепить представления детей о зимующих птицах, убедить их в необходимости подкармливать птиц, воспитывать желание делать это регулярно. Развивать речь детей и интонационное чтение стихов; учить правильно ставить вопросы к словам, обозначающим предметы и отвечать на поставленный вопрос, употребляя в речи сравнительные прилагательные. Содержание НОД.1. Каждый год приходит зимняя пора. Зима помогает нам снеговиков катать, по ночам каток для нас мостит, посыпает дорожки снежком, чтоб на санках веселее кататься было. Отгадайте загадку: « Летом шубу надевает , а зимой снимает?» - Что это? ( Лес). Почему это лес? Послушайте стихотворение Н. Некрасова « Снежок порхает, кружится». ( Читает произведение.) Расскажите о чем в нём говорится? Кто видел , как шел первый снег? Расскажите об этом. Первому снегу рады все – и животные, и дети. Иногда люди говорят: « Как снег на голову свалился». Как вы понимаете это высказывание? ( Это значит, что произошло неожиданно, внезапно.) 2. Сегодня мы поговорим о зимнем лесе. Вспомните стихотворения: «Идет волшебница зима…», «Вот и к нам пришла зима…». Да , вот и к нам пришла зима. Зима всегда приходит как светлый, долгожданный праздник. Украшена каждая веточка, каждый сучок. Зимний лес застыл в белом покое, кажется, жизнь здесь замерла, а всё живое куда-то скрылось. Послушайте стихотворение Ф.И. Тютчева «Чародейкою зимою околдован, лес стоит…» Что вы чувствовали, слушая это стихотворение? С каким настроением оно написано? Что вы увидели в лесу? Что услышали? Каким вы увидели лес? (Неподвижный, белый, сквозной, загадочный, прозрачный, кружевной, сонный.) Составьте предложение о зимнем лесе. А кто хозяйка этого загадочного леса? (Зима.) Какая зима? Как можно её назвать? (Кружевница , морозная, снежная, волшебница).3. Лесные обитатели сейчас держатся в основном в ельниках. Снега там меньше, ведь еловые лапы хорошо задерживают его. В глубоком сне деревья и кусты. Им просто необходим сейчас отдых.-Ребята, если я сейчас срежу веточки и поставлю в баночку с водой на окно, что может произойти? ( Веточки постоят несколько дней в баночке с водой, у них набухнут почки, а потом появятся листочки).- А почему нет сейчас такого явления в природе? ( Потому что наступила зима . В это время года деревья и кустарники отдыхают, они не растут, а погружаются в глубокий сон.)- Когда начнут раскрывать свои почки деревья? (Весной). Но вот лесную тишину нарушает тонкое попискивание это синицы. А то вдруг раскатится по всему лесу глухой перестук дятла. Сквозь голые ветки можно разглядеть пушистые, красные и серые шарики это снегири. Можно в это время услышать и ещё одну тихую песенку «Свири-Свири» - это свиристели, наши гостьи севера. Птицы совершают полёты на рябину, боярышник, калину, чаще можно увидеть птиц у жилья человека.- Какие это птицы? ( Зимующие - воробей, голубь, ворона, сорока, синица, снегирь).- Почему они живут рядом с человеком? (легче найти корм возле жилья и пережить суровую зиму.)5. Игра «Мы – птицы» (Дети выходят на ковёр.)Педагог: Девочки и мальчики, вокруг себя повернитесь , в зимующих птиц превратитесь. (поворачиваются, берут шапочки и надевают их).Педагог: Раз, два, три, четыре, пять Вышла птичка полетать. Про кого я загадаю, Эти птички вылетают.
  • Озорной мальчишка,
  • В сером армячишке.По двору шныряет,Крошки собирает.Он давно заметил крошки,Да боится серой кошки.Чик-чирик, чик-чирик.(вылетают воробьи)Педагог: А вот маленькая птичка – Желтогрудая певичка, Звонко песенку поёт, Сало вкусное клюёт Всем спасибо говорит Синь-синь-синь, синь-синь-синь (вылетают птички-синички)Педагог: Красногрудый, чернокрылый Любит зёрнышки клевать. С первым снегом на рябине Он появится опять. С севера он прилетел, Вкусных ягод захотел. Юч-Юч, Юч-Ючч-Юч!Педагог: Сейчас устроим весёлый птичий хоровод! И полетим по кругу, каждая птичка будет летать и петь свою песенку. Педагог: Быстро зимний день кончается, Птичьи игры прекращаются. Зимующие птицы, вокруг себя повернитесь, В девочек и мальчиков превратитесь. (Ребята кладут шапочки на стол, садятся на стулья.)Педагог: Ребята, как мы можем помогать зимовать птицам? Послушайте стихотворение А. Яшина «Покормите птиц зимой». На площадке детского сада или возле дома на деревья надо развесить, сделанные своими руками кормушки и насыпать в них корм. Отправляясь на воскресную лыжную прогулку, можно прихватить с собой простую кормушку (из пластиковой бутылки или коробку из под сока), сало, семечки , хлеб, любую крупу. Необходимо поддерживать лесных жителей в голодное , трудное время. А лес непременно отблагодарит по весне: зазвучат звонкоголосые радостные птичьи голоса, станет в таком лесу больше грибов и ягод.