Публикации «Использование веб-квеста на уроках английского языка, как эффективное средство повышения мотивации учащихся»

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Использование веб-квеста на уроках английского языка, как эффективное средство повышения мотивации учащихся»
Автор: Тенишева Юлия Игоревна

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Государственное образовательное учреждение высшего образования
Московской области
Государственный гуманитарно-технологический университет
Институт дополнительного образования
Факультет переподготовки и повышения квалификации
Итоговая практико-значимая работа
Применение технологии веб-квеста для формирования и развития универсальных учебных действий
Выполнил(а) слушатель курсов
по программе
Электронные образовательные ресурсы
и дистанционные образовательные технологии в деятельности учителей
иностранных языков в условиях реализации ФГОС ООО
Тенишева Юлия Игоревна
ф.и.о.
Руководитель:
к.п.н. Красилова И.Е.
Орехово-Зуево
2017
Современный мир меняется всё более быстрыми темпами. Сегодня целью российского образования является формирование конкурентно-способного человеческого потенциала, и в рамках задачи популяризации среди детей и молодежи научно-образовательной и творческой деятельности предполагается создание условий для личностного развития детей и молодежи. В новых условиях стремительного роста объёма информации идёт переоценка ценностей в образовании. Возрастает потребность в формировании навыков поиска информации, её анализа, обработки, хранения. Результаты обучения не в виде конкретных знаний, а в виде умения учиться становятся сегодня всё более востребованными.
Традиционно учитель был обязан дать ученику глубокие и прочные знания по предметам. Жизнь меняется быстро, и ни учитель, ни родитель, ни сам ученик не в состоянии предугадать, какие знания и умения ему понадобятся в будущем. Отсюда возникает необходимость в умении обучаться и развиваться в течение всей жизни. И как следствие, вместо передачи суммы знаний – развитие личности обучающегося на основе способов деятельности. Но это не значит, что мы отказываемся от багажа знаний. Мы просто меняем приоритеты. Предметное содержание перестает быть центральной частью стандарта.
При разработке Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) приоритетом основного общего образования становится формирование у школьников умения учиться, создание условий способствующих реализации потенциальных возможностей обучающихся, обеспечивающих их личностный рост .
Значительным недостатком российских школьников является отсутствие навыков применения полученных в школе знаний и умений в контексте жизненных ситуаций. Действительно, жизнь совсем не похожа на задачи, которые ученики решают в школе; каждая возникающая жизненная проблема, по меньшей мере, обладает новизной. Один из возможных способов подготовки школьников к решению новых задач – формирование универсальных учебных действий. Согласно сформулированному в модели Программы развития универсальных учебных действий А.Г. Асмоловым понятию, Универсальные Учебные Действия – это обобщенные действия, порождающие широкую ориентацию учащихся в различных предметных областях познания и мотивацию к обучению. Универсальные учебные действия можно сгруппировать в четыре основных блока: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные действия.
Проблема исследования определяется противоречием между необходимостью развития системы универсальных учебных действий на уроках иностранного языка в общеобразовательной школе и слабой разработанностью методических подходов, позволяющих осуществить такое развитие. Одним из таких подходов можно рекомендовать технологию web-квест, которая является новым средством использования технологий в целях создания урока, ориентированного на учеников, вовлеченных в учебный процесс, и поощряющим их критическое мышление.
Цель исследования – обосновать методические подходы формирования УУД в образовательном процессе по иностранному языку на основе технологии web-квеста.
Объект исследования – процесс обучения школьников Иностранному языку в основной школе в условиях перехода на ФГОС.
Предмет исследования – формирование УУД обучающихся в процессе применения технологии web-квеста по предмету Иностранный язык в основной школе.
Гипотеза:если при изучении предмета Иностранный язык в основной школе будет использоваться технология web-квеста, то формирование УУД у обучающихся на уроках иностранный язык будет эффективнее.
В соответствии с целью определяются задачи исследования:
1. Провести анализ теоретических аспектов формирования УУД.
2. Провести анализ применения технологии web-квеста, использующегося при изучении иностранного языка в основной школе.
3. Разработать web-квест, ориентированный на формирование УУД у обучающихся.
4. Экспериментально проверить влияние разработанного web-квеста на формирование УУД у обучающихся.
Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы применялись следующие методы исследования: изучение и анализ научной, психолого-педагогической, методической литературы по проблематике исследования; опыта применения технологии web-квеста другими учителями в сети Интернет; педагогический эксперимент, его анализ.
Сегодня содержание российского образования претерпевает большие изменения, связанные с введением Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС). Главной особенностью этих стандартов является то, что наряду с предметными образовательными результатами они ориентированы на достижение личностных и метапредметных результатов. Основным инструментом достижения этих результатов являются универсальные учебные действия (УУД) как первичные элементы любого вида деятельности. И в качестве одной из важнейших задач современной системы образования новые Федеральные образовательные стандарты провозгласили формирование универсальных учебных действий, как способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта; совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса [3, с.27] Концепция развития универсальных учебных действий разработана на основе системно-деятельностного подхода. Реализация системно-деятельностного подхода призвана обеспечивать формирование универсальных учебных действий.
В основной школе в сфере развития личностных универсальных учебных действий приоритетное внимание уделяется формированию:
- основ гражданской идентичности;
- основ социальных компетенций (включая ценностно-смысловые установки, моральные нормы, опыт социальных и межличностных отношений, праосознание.)
- готовности и способности к переходу к самообразованию на основе учебно-познавательной мотивации, в том числе готовности к выбору направления профильного образования.
В сфере развития регулятивных универсальных учебных действий приоритетное внимание уделяется формированию действий целеполагания, включая способность ставить новые учебные цели и задачи, планировать их реализацию, осуществлять выбор эффективных путей и средств достижения целей, контролировать и оценивать свои действия как по результату, так и по способу действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.
В сфере развития коммуникативных универсальных учебных действий приоритетное внимание уделяется:
- формированию действий по организации и планированию учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, умений работать в группе;
- практическому освоению умений, составляющих основу коммуникативной компетентности;
- развитию речевой деятельности.
В сфере развития познавательных универсальных учебных действий приоритетное внимание уделяется:
- практическому освоению обучающимися основ проектно-исследовательской деятельности;
- развитию стратегий смыслового чтения и работе с информацией;
- практическому освоению методов познания, используемых в различных областях знания и сферах культуры, соответствующего им инструментария и понятийного аппарата, регулярному обращению в учебном процессе к использованию общеучебных умений, знаково-символических средств, широкого спектра логических действий и операций [ 5, c. 19-21 ].
Таким образом, новые цели и результаты образования сегодня нацеливают учителя на внедрение новых образовательных технологий, которые обеспечивают системно-деятельностный подход и на основе этого способствуют формированию универсальных учебных действий. Новая педагогическая задача современного учителя - организация условий, инициирующих детское действие, деятельность. Современный урок это событие: шаг к образованности, выученность и обученность обязательны – но это всего лишь средства. Суть дела – целостный акт самостроения личности в ходе взаимодействия с учителем и товарищами, отсюда – необходимость системно-дятельностного подхода. /М.В.Левит/.
В условиях реализации ФГОС ООО одним из эффективных технологий мы считаем технологию Web-quest, где заложен деятельностный подход.
При выполнении веб-квестов учащиеся не получают готовых ответов или решений, они самостоятельно решают поставленную задачу.
Работа над веб-квестом помогает:
- организовать активную самостоятельную или групповую поисковую деятельность;
- способствует развитию творческого мышления и навыков решения проблем;
- дает возможность осуществить индивидуальный подход (для учащихся с низким уровнем знаний могут быть разработаны менее трудные задания.);
- тренирует мыслительные способности (объяснение, сравнение, классификация, выделение общего и частного).
Веб-квест (webquest) в педагогике - проблемное задание c элементами ролевой игры, для выполнения которого используются информационные ресурсы сети Интернет. Он представляет собой мини-проект, основанный на поиске информации в Интернете. Разрабатываются такие веб-квесты для максимальной интеграции Интернета в различные учебные предметы на разных уровнях обучения в учебном процессе. Они охватывают отдельную проблему, учебный предмет, тему, могут быть и межпредметными [2]. Различают два типа веб-квестов: кратковременный (цель: углубление знаний и их интеграция, рассчитаны на одно-три занятия) и длительный (цель: углубление и преобразование знаний учащихся, рассчитаны на длительный срок - может быть, на семестр или учебный год).
Особенностью образовательных веб-квестов является то, что часть или вся информация для самостоятельной или групповой работы учащихся с ним находится на различных веб-сайтах. Результаты выполнения веб-квеста, в зависимости от изучаемого материала, могут быть представлены в виде устного выступления, компьютерной презентации, эссе, веб-страницы [ 1, c.44]. Разработчик веб-квеста B.Додж описывает следующие виды заданий для веб-квестов[5]:
Пересказ– демонстрация понимания темы на основе представления материалов из разных источников вновомформате: создание презентации, плаката, рассказа.
Планирование и проектирование– разработка плана или проекта на основе заданных условий.
Самопознание– любые аспекты исследования личности.
Компиляция– трансформация формата информации, полученной из разных источников: создание книги кулинарных рецептов, виртуальной выставки, капсулы времени, капсулы культуры.
Творческое задание– творческая работа в определенном жанре - создание пьесы, стихотворения, песни, видеоролика.
Аналитическая задача– поиск и систематизация информации. Детектив, головоломка, таинственная история– выводы на основе противоречивых фактов.
Достижение консенсуса– выработка решения по острой проблеме.
Оценка– обоснование определенной точки зрения.
Журналистское расследование– объективное изложение информации (разделение мнений и фактов).
Убеждение– склонение на свою сторону оппонентов или нейтрально настроенных лиц.
Научные исследования– изучение различных явлений, открытий, фактов на основе уникальных он-лайн источников.
Структура веб-квеста включает:
Вступление, где четко описаны главные роли участников или сценарий квеста, предварительный план работы, обзор всего квеста;
Центральное задание, где четко определены цели, задачи и итоговый результат;
Описание процесса работы, где расписаны этапы, подробно описаны задания, которую необходимо выполнить каждому участнику квеста, также даны ссылки на информационные интернет ресурсы, необходимые для выполнения задания.
Описание критериев и параметров оценки веб-квеста. Результаты работы над вебквестом во время защиты могут оценить сами учащиеся (взаимопроверка) по утвержденным заранее критериям.
Заключение, где суммируется опыт, подводятся итоги, обсуждаются проблемы.
Данный урок с применением технологии веб-квест был проведен в 9 классе МОБУ СОШ №31 ГО г. Якутск на основе УМК М.З. Биболетовой, Е.Е. Бабушис Enjoy English. Тема вебквеста Права человека. Веб-квест был создан заранее был создан учителем на специальном сайте веб-квестов . После регистрации на данном сайте учителю предоставляется возможность разработать свой веб-квест.
Это был кратковременный проект. В начале урока была определена проблема урока (Какие права у нас есть) и поставлена учебная задача. На учебную задачу вышли с помощью контрольных вопросов, где выяснилось, что учащиеся не знают, что такое Декларация о правах человека, Конвенция о правах ребенка и ООН.
Класс был разделен на 3 группы. Для каждой группы учителем были подготовлены задания и ссылки на информационные ресурсы сети Интернет. Результат выполнения веб-квеста должны были быть оформлены в виде компьютерной презентации. Оценка групповых презентаций осуществлялась учащимися по следующим критериям: содержательность (информативность), логичность, оригинальность, грамматическая и лексическая грамотность. Были использованы следующие виды заданий веб-квеста: аналитическая задача и компиляция. Процесс работы заключался в следующем:
1 группа Организация объединенных наций - учащиеся используя информационные ресурсы должны были найти ответы на представленные вопросы, найти фотографии эмблемы, флага ООН и, используя полученную информацию сделать компьютерную презентацию и представить перед классом.
2 группа Всеобщая декларация о правах человека- учащиеся используя информационные ресурсы должны были найти ответы на представленные вопросы, изучить полный текст Декларации и определить суть Декларации, и используя полученную информацию сделать компьютерную презентацию и представить перед классом. Также определить какие права имеет человек.
3 группа – Конвенция о правах ребенка учащиеся используя информационные ресурсы должны были найти ответы на представленные вопросы, изучить полный текст Конвенции и определить суть Конвенции и используя полученную информацию сделать компьютерную презентацию и представить перед классом. Также определить какие права имеет ребенок. После выступления групп, мы определили, какие обязанности мы имеем наряду с правами.
Например: Есть право на образование. Мы обязаны хорошо учиться.
Есть право на семью. Мы обязаны заботиться о членах своей семьи и т.д.
Таким образом, учителем было создано условие для деятельности, где учащиеся с помощью интернет ресурсов решили поставленную учебную задачу. Данный веб-квест доступен по адресу: .
Веских причин для использования веб-квестов достаточно много. Это легкий способ включения Интернета в учебный процесс. При этом достигаются две основные цели обучения языку – коммуникация и обмен информацией. Квесты развивают критическое мышление, а также умения сравнивать, анализировать, классифицировать, мыслить абстрактно. У учащихся повышается мотивация, они воспринимают задание как нечто реальное и полезное, что ведет к повышению эффективности обучения.
Какие результаты по ФГОС мы получили в ходе выполнения веб-квеста.
Результаты
Предметные
Личностные
Метапредметные УУД
- распознавать и употреблять в речи в соответствии с коммуникативной задачей основные значения лексических единиц по теме Права человека
- формирование мотивации изучения иностранных языков и стремление к самосовершенствованию в образовательной области Иностранный язык; -стремление к совершенствованию собственной речевой культуры в целом; -формирование коммуникативной компетенции в межкультурной и межэтнической коммуникации. - воспитание ценности
Регулятивные: планировать работу по выходу из затруднений, умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию
Познавательные – основы реализации проектно-исследовательской деятельности; Умение осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов Интернета; Основы изучающего и поискового чтения; Структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых действий.
Коммуникативные - умение планировать инициативное учебное сотрудничество с педагогом и сверстниками для достижения результата;
умение работать в группе –устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации;
отображать в речи (описание, объяснение) содержание совершаемых действий как в форме социализированной речи, так и в форме внутренней речи.
Заключение
Современная учебная программа требует от учащихся умения работать с информацией, поток которой непрерывно растёт. Это удается далеко не всем. Часто мы можем видеть, что учащиеся испытывают значительные трудности, не уверены в своих силах, не удовлетворены результатами своего труда. В конце концов, это приводит к потере интереса при изучении предметов как гуманитарного, так и естественного цикла.
Поэтому проблема сохранения и развития учебной мотивации школьников всегда была и будет актуальной. И учителям предстоит поддерживать интерес учащихся, создавать такие условий, когда каждый ученик включён в творческую деятельность, способствующую не только продуктивности обучения, но и гуманизации образования.
Развитие компьютерных технологий, особенно Интернет-технологий, даёт мощный импульс развития всему человечеству. Одной из таких технологий является технология веб-квест.
Веб-квест как образовательная технология опирается на такой подход к обучению, в процессе которого происходит конструирование нового. Согласно данному подходу, учитель становится не урокодателем, а консультантом, организатором и координатором проблемно-ориентированной, исследовательской, учебно-познавательной деятельности обучаемых.
Проведение проектной работы с помощью сетевых ресурсов имеет ряд определенных преимуществ:
1) веб-квесты дают учителю образец того, как проводить проектную работу;
2) в Сети можно найти много интересных разработок. Начать можно с выбора готового продукта и использовать его без изменений (или, может быть, слегка изменив);
3) в Интернете имеются шаблоны, которые могут быть весьма полезны учителям, желающим создавать свои собственные веб-квесты, различные задания, которые подходят к предложенной технологии, массу методических советов для учителей о том, как и где найти полезные сайты при создании веб-квеста, а также список поисковых систем и инструкции по их использованию;
4) учитель предоставляет список сайтов, который ученики используют при выполнении проекта. В результате чего они тратят меньше времени на поиск необходимой информации, чем на выполнение задания;
5) многие ученики будут с удовольствием работать по этой технологии для повышения уровня владения языком.
Но, однако, существуют трудности и проблемы в использовании веб-квестов:
1) для выполнения проекта ученики должны иметь доступ в Сеть;
2) технология веб-квестов требует от детей и взрослых определенного уровня компьютерной грамотности;
3) медленный Интернет может ограничивать тип загружаемых ресурсов (например, видеоматериалов);
4) много веб-квестов, которые можно найти в Интернете, созданы за рубежом, поэтому их необходимо адаптировать к конкретным условиям обучения.
Список использованной литературы
1. Андреева М. В. Технологии веб-квест в формировании коммуникативной и социокультурной компетенции // Информационно-коммуникационные технологии в обучении иностранным языкам. Тезисы докладов I Международной научно-практической конференции. М., 2004.2. Быховский Я. С. Образовательные веб-квесты // Материалы международной конференции "Информационные технологии в образовании. ИТО-99". [Электронный ресурс].- Режим доступа: - 3. Как проектировать универсальные учебные действии в начальной школе. От действия к мысли: Пособие для учителя/ [ А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под редакцией А.Г. Асмолова.-3-е изд.-М.: Просвещение, 2011.-152с.4. Николаева Н. В. Образовательные квест-проекты как метод и средство развития навыков информационной деятельности учащихся //Вопросы Интернет-образования. 2002, № 7. - Режим доступа: 4. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа/[сост. Е.С. Cавинов]. – 2-е изд.- М.:Просвещение, 2014.–342с.5. Dodge B. Some Thoughts About WebQuests. 1995-1997. [Электронный ресурс].- Режим доступа: , свободный.
6.