Публикации
«Физика для малышей»
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Физика для малышей»
Автор: Велижанин Виктор Николаевич
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Физика для малышей»
Автор: Велижанин Виктор Николаевич
Содержание
Пояснительная записка………………………………………………….........3 – 4 стр.
1.Первый год обучения
1.1.Учебно-тематический план 1 года обучения……………………………...5 – 7 стр.
1.2.Содержание программы 1 года обучения………………………………....8 – 9 стр.
2.Второй год обучения
2.1.Учебно-тематический план 2 года обучения……………………………..10 – 12 стр.
2.2.Содержание программы 2 года обучения………………………………....13 - 14 стр.
3.Третий год обучения
3.1.Учебно-тематический план 3 года обучения……………………………..15 – 17 стр.
3.2.Содержание программы 3 года обучения………………………………....18 - 19 стр.
4.Четвертый год обучения
4.1.Учебно-тематический план 4 года обучения……………………………..20 – 22 стр.
4.2.Содержание программы 4 года обучения………………………………..23 - 24 стр.
5.Материально-техническое обеспечение программы………………………….25 - 26 стр.
6.Список литературы………………………………………………………………27 стр.
Пояснительная записка
Программа “Физика для малышей” составлена для учащихся 1 – 4 классов средних общеобразовательных учреждений, занимающихся в системе дополнительного образования. Ее основным направлением является комплексный подход к получению учащимися знаний, навыков и умений в области физических явлений.
Программа носит пропедевтический характер и предусматривает знакомство с предметом физика, основными законами физики, проведение простейших опытов, воспитание творческой личности, способной к освоению передовых технологий и созданию своих собственных разработок, к выдвижению новых идей и проектов.
Цель программы - воспитание творческой личности, способной к усвоению передовых технологий, к выдвижению новых идей и проектов.
Отличительной особенностью всей программы является прохождение изучаемого материала в форме игр, диспутов, применение простейших приборов и материалов. Это помогает школьникам разобраться в физических законах и явлениях, повышает эффективность обучения и в творческом объединении, и на уроках в старших классах.
Большое значение уделяется формированию универсальных учебных действий, это проявляется через проведение целенаправленной образовательно-воспитательной работы с учащимися, формирование творческой личности с активной жизненной позицией.
Учащиеся должны постепенно научиться рекламировать или свои изделия, или исследовательские работы, т. е. им нужно умение выделять главные и отличительные характеристики продукта труда. А если это выполненная ими исследовательская работа, то в ней необходимо четко видеть цели и задачи, аргументировать актуальность и привнести элементы новизны в представленную тему. Программа предусматривает поиск и подготовку будущих “генераторов идей” в процессе выполнения творческих заданий, решения задач по ТРИЗ (теории решения изобретательских задач), а также выполнение исследовательских работ, которые носят не только теоретический, но и прикладной характер.
Единство учебной и внеурочной деятельности проявляется в преемственности содержания программ Физика для малышей и основной программы для начальной школы Окружающий мир. Дети получают комплексное представление об окружающих предметах и явлениях, развивают умение устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.
Ожидаемые результаты и способы их проверки.
а) Основные знания и умения учащихся
Учащиеся должны иметь представление об основных законах физики, измерительных приборах (определять цену деления, снимать показания, соблюдать все требования техники безопасности).
Учащиеся должны овладевать навыками устной речи, для того, чтобы грамотно, ясно и доступно выразить свои мысли при написании инструкций к своим моделям и приборам, при составлении текстов исследовательских работ.
Навыки составления и сборки схем, технического рисунка расширяются и находят конкретное применение в соответствующих работах учащихся.
Учащиеся должны получить навыки решения задач технического содержания: объяснить действия прибора (по макету, чертежу, по реальному образцу); объяснить физическое явление; овладеть навыками работы в области ТРИЗ.
б) Проверка результатов
Качество подготовленности учащихся определяет качество выполненной ими работы. Главными критериями при этом являются степень овладения теми или иными навыками, тщательность эксперимента, научность предлагаемого решения проблемы, внешний вид детской работы, соответствие исследовательской работы требуемым нормам и правилам оформления.
Формы проверки выполнения программы
а) Выполнение, а также защита работ и проектов исследовательского характера предусматривает итоговые конференции внутри творческого объединения, участие в научных конференциях различного уровня.
б) Демонстрация приборов, выполненных руками учащихся и выступление со своими исследовательскими работами перед различными аудиториями, например, учителями физики, технологии, педагогами дополнительного образования.
Учебно-тематический план составлен с учетом “Обязательного минимума содержания основного общего образования по физике” и “Примерной программы основного общего образования” под редакцией Коровина В. А. [3, с. 8]. Так для лучшей синхронизации со школьными занятиями тема 4 может перемежаться с темой 3, а тема 2 или её фрагменты могут оказаться практически в любом месте планирования.
Учебно-тематический план
1-го года обучения
№
Тема
Количество часов
теория
практика
всего
1.
Вводное занятие
1
1
2.
Первоначальные сведения об электричестве
3,75
9,25
13
3.
Физика вокруг нас
2,25
10,75
13
4.
Механика. Методы исследования механических явлений
3,5
4,5
8
5.
Заключительное мероприятие
1
1
ВСЕГО:
11,5
24,5
36
Календарно-тематический план
Физика для малышей
(1-й год обучения)
№
Название тем и разделов
Тео
рия
Практи
ка
всего
Дата проведения
Корректировка
1
Вводное занятие
1
1
2
Первоначальные сведения об электричестве
3.75
9.25
13
2.1
Электризация тел. Два рода зарядов
0,25
0,75
1
2.2
Проводники и диалектрики
0,25
0,75
1
2.3
Электрический ток
0,25
0,75
1
2.4
Источники электрического тока
0.5
0.5
1
2.5
Электрическая цепь
0.25
0.75
1
2.6
Электрическая цепь. Практическая работа
0.25
0.75
1
2.7
Электрическая цепь. Практическая работа
0.25
0.75
1
2.8
Работа с электрическими конструкторами
0.25
0.75
1
2.9
Изучение простейших монтажных схем
0.25
0.75
1
2.10
Сборка простейших электрических цепей из лабораторных приборов
0.25
0.75
1
2.11
Сборка простейших электрических цепей из
лабораторных приборов
0,25
0,75
1
2.12
Сборка простейших электрических цепей из лабораторных приборов
0.25
0.75
1
2.13
Условные обозначения на электрических схемах
0.5
0.5
1
3
Физика вокруг нас
2.25
10.75
13
3.1
Звук. Практические опыты
0,25
0,75
1
3.2
Вода. Пар. Практические опыты
0,25
0,75
1
3.3
Работа с электро и радиоконструкторами
0,25
0,75
1
3.4
Работа с электро и радиоконструкторами
-
1
1
3.5
Работа с электро и радиоконструкторами
-
1
1
3,6
Работа с электро и радиоконструкторами
0,25
0,75
1
3.7
Измерительные приборы
0,25
0,75
1
3.8
Изучение экспонатов, изготовленных учащимися в объединении “ Радиотехника “
0,25
0,75
1
3.9
Состояние вещества. Паяльник, припой
0,25
0,75
1
3.10
Электрификация игрушек
0,25
0,75
1
3.11
Опыты, иллюстрирующие физические явления и законы
0,25
0,75
1
3.12
Опыты. Изготовление экспонатов на
конкурс “Фабрика мыслей”
-
1
1
3.13
Опыты. Изготовление экспонатов на
конкурс “Фабрика мыслей”
-
1
1
4
Механика
3.5
4.5
8
4.1
Механическое движение. Скорость. Плавание судов
0.5
0.5
1
4.2
Определение скорости движущих тел
0.25
0.75
1
4.3
Превращение одного вида энергии в другой
0.25
0.75
1
4.4
Простые механизмы. Их работа и применение
0.5
0.5
1
4.5
Трение в природе и технике
0.5
0.5
1
4.6
Центробежная сила. Опыты.
0.5
0.5
1
4.7
Плавание судов. Условия плавания тел
0.5
0.5
1
4.8
Определение центра массы плоской фигуры
0.5
0.5
1
5
Заключительное занятие
1
-
1
5.1
Заключительное занятие. Подведение итогов
за год
1
-
1
Итого
11.5
24.5
36
Содержание программы
1-го года обучения
Тема 1. Вводное занятие (1 час)
Знакомство с лабораторией. Демонстрация приборов, законченных конструкций и макетов, изготовленных в объединении учащихся за предшествующие годы.
Беседа о развитии радиотехнического творчества с целью выявления индивидуальных способностей обучающихся. Техника безопасности.
Тема 2. Первоначальные сведения об электричестве (13 часов)
Электризация тел. Два рода зарядов. Проводники и диэлектрики. Источники тока. Электрический ток. Электрическая цепь.
Практические работы.
1.Работа с электрическими конструкторами.
2.Изучение простейших монтажных схем.
3.Сборка простейших электрических цепей из лабораторных приборов.
Творческие работы.
1.Описание источников тока.
2.Открытие электрона (опыт).
3.Наборы проводников и диэлектриков (опыты).
4.Условные обозначения на электрических схемах (таблицы: рисунок прибора, название, условное обозначение).
Тема 3.Физика вокруг нас (13часов)
Расширение физико-технического кругозора учащихся в процессе изучения материалов книг: “Занимательная физика” Я. И. Перельмана [7], “Самоделки школьника”[8], “Занимательные опыты по физике” [9] и др.
Практические работы.
1. Изучение экспонатов, раннее изготовленных другими учащимися.
2. Лабораторные работы по закреплению навыков обращения с измерительными приборами и другим оборудованием.
3. Занимательные опыты, иллюстрирующие физические явления и законы.
4. Работа с электро и радиоконструкторами.
Изготовление моделей и пособий
Принцип действия струнных музыкальных инструментов, игрушка – светофор, электрификация собственных игрушек, электромагнит и модель подъемного крана и т. д.
Тема 4.Механика. Методы исследования механических явлений (8 часов)
Механическое движение. Траектория и путь. Скорость. Инерция. Масса и её измерение. Плотность вещества. Сила. Явление тяготения. Сила тяжести и ускорение свободного падения. Силы упругости, давления, реакции опоры, трения (скольжение, качение, покой). Вес. Трение в природе и технике. Давление твердых тел. Плавание судов. Плавание человека. Воздухоплавание. Простые механизмы. Их работа и применение. Работа и мощность. Превращение одного вида энергии в другой. Коэффициент полезного действия. Использование энергии рек, ветра, приливов и т. д.
Центр тяжести. Виды равновесия. Устойчивость тела.
Практические работы.
1.Определение скорости движущихся тел.
2.Выяснение условий плавания тел. Эксперименты: зависимость от силы тяжести, действующей на тело, от плотности жидкости, в которую погружен данный предмет, от погруженного объёма (грузоподъёмность и водоизмещение судов). Рассмотрение зависимости архимедовой силы от ускорения свободного падения в условиях других планет (теоретические расчеты с использованием таблиц ускорения свободного падения).
3.Определение центра массы плоской фигуры.
4.Зависимость давления твердого тела от величины действующей силы и площади опоры.
Учебно-тематический план
2-го года обучения
№
Тема
Количество часов
теория
практика
всего
1.
Вводное занятие
1
1
2.
Первоначальные сведения об электричестве
1,5
11,5
13
3.
Физика вокруг нас
2,25
10,75
13
4.
Механика. Методы исследования механических явлений
1
7
8
5.
Заключительное мероприятие
1
1
ВСЕГО:
6,75
29,25
36
Календарно-тематический план
Физика для малышей
(2-й год обучения)
№
Название тем и разделов
Теория
Практика
всего
Дата проведения
Корректировка
1
Вводное занятие
1
1
2
Первоначальные сведения об электричестве
1.5
11.5
13
2.1
Проводники и диалектрики в радио и электротехнике
0,25
0,75
1
2.2
Проводники и диалектрики в радиотехнике
0,25
0,75
1
2.3
Электрический ток в промышленности и быту
0,25
0,75
1
2.4
Простые источники электрического тока
-
1
1
2.5
Электрическая цепь
-
1
1
2.6
Электрическая цепь. Практическая работа
-
1
1
2.7
Электрическая цепь. Практическая работа
-
1
1
2.8
Работа с электрическими конструкторами
-
1
1
2.9
Изучение простейших монтажных схем
-
1
1
2.10
Сборка простейших электрических цепей
-
1
1
2.11
Сборка простейших электрических цепей
0,25
0,75
1
2.12
Условно-графическое обозначение на электрических схемах
0,25
0.75
1
2.13
Условно-графическое обозначение на электрических схемах
0.25
0.75
1
3
Физика вокруг нас
2.25
10.75
13
3.1
Звук. Практические опыты с микрофоном и осциллографом
0,25
0,75
1
3.2
Вода. Пар. Практические опыты
0,25
0,75
1
3.3
Работа с электро и радио конструкторами
0,25
0,75
1
3.4
Работа с электро и радио конструкторами
-
1
1
3.5
Работа с электро и радиоконструкторами
-
1
1
3.6
Измерительные приборы
0,25
0,75
1
3.7
Изучение экспонатов, изготовленных учащимися в объединении “ Радиотехника “
0,25
0,75
1
3.8
Состояние вещества. Паяльник, припой, лед, вода
0,25
0,75
1
3.9
Электрификация игрушек
0,25
0,75
1
3.10
Электрификация игрушек
0.25
0,75
1
3.11
Опыты, иллюстрирующие физические явления и законы
0,25
0,75
1
3.12
Опыты. Изготовление экспонатов на
конкурс “Фабрика мыслей”
-
1
1
3.13
Опыты. Изготовление экспонатов на
конкурс “Фабрика мыслей”
-
1
1
4
Механика
1
7
8
4.1
Механическое движение. Скорость.
0,25
0,75
1
4.2
Определение скорости движущих тел
-
1
1
4.3
Превращение одного вида энергии в другой
0,25
0,75
1
4.4
Простые механизмы. Их работа и применение
-
1
1
4.5
Трение в природе и технике
-
1
1
4.6
Центробежная сила. Опыты.
0,25
0,75
1
4.7
Плавание судов. Условия плавания тел
-
1
1
4.8
Определение центра массы плоской фигуры
0,25
0,75
1
5
Заключительное занятие
1
1
5.1
Заключительное занятие. Подведение итогов
за год
1
1
Итого
6.75
29.25
36
Содержание программы
2-го года обучения
Тема 1. Вводное занятие (1 час)
Знакомство с лабораторией. Демонстрация приборов, законченных конструкций и макетов, изготовленных в объединении учащихся за предшествующие годы.
Беседа о развитии радиотехнического творчества с целью выявления индивидуальных способностей обучающихся. Техника безопасности.
Тема 2. Первоначальные сведения об электричестве (13 часов)
Проводники и диэлектрики. Источники тока. Электрический ток. Электрическая цепь.
Практические работы.
1.Работа с электрическими конструкторами.
2.Изучение простейших монтажных схем.
3.Сборка простейших электрических цепей из лабораторных приборов.
Творческие работы.
Описание источников тока.
1.Электрический ток из картофеля (опыт).
2.Наборы проводников и диэлектриков (опыты).
3.Условные обозначения на электрических схемах (таблицы: рисунок прибора, название, условное обозначение).
Тема 3.Физика вокруг нас (13часов)
Расширение физико-технического кругозора учащихся в процессе изучения материалов книг: “Занимательная физика” Я. И. Перельмана [7], “Самоделки школьника”[8], “Занимательные опыты по физике” [9] и др.
Практические работы.
1. Изучение новых экспонатов, раннее изготовленных другими учащимися.
2. Лабораторные работы по закреплению навыков обращения с измерительными приборами и другим оборудованием.
3. Занимательные опыты, иллюстрирующие физические явления и законы.
4. Работа с электро и радиоконструкторами.
Изготовление моделей и пособий
Принцип действия струнных музыкальных инструментов, игрушка – светофор, электрификация собственных игрушек, электромагнит и модель подъемного крана и т. д.
Тема 4.Механика. Методы исследования механических явлений (8 часов)
Механическое движение. Траектория и путь. Скорость. Инерция. Масса и её измерение. Плотность вещества. Сила. Явление тяготения. Сила тяжести и ускорение свободного падения. Силы упругости, давления, реакции опоры, трения (скольжение, качение, покой). Вес. Трение в природе и технике. Давление твердых тел. Плавание судов. Плавание человека. Воздухоплавание. Простые механизмы. Их работа и применение. Работа и мощность. Превращение одного вида энергии в другой. Коэффициент полезного действия. Использование энергии рек, ветра, приливов и т. д.
Центр тяжести. Виды равновесия. Устойчивость тела.
Практические работы.
1. Определение скорости движущихся тел.
2. Выяснение условий плавания тел. Эксперименты: зависимость от силы тяжести, действующей на тело, от плотности жидкости, в которую погружен данный предмет, от погруженного объёма (грузоподъёмность и водоизмещение судов). Рассмотрение зависимости архимедовой силы от ускорения свободного падения в условиях других планет (теоретические расчеты с использованием таблиц ускорения свободного падения).
3.Определение центра массы плоской фигуры.
4.Зависимость давления твердого тела от величины действующей силы и площади опоры.
Учебно-тематический план
3-го года обучения
№
Тема
Количество часов
теория
практика
всего
1.
Вводное занятие
1
1
2.
Первоначальные сведения об электричестве
1
11
12
3.
Физика вокруг нас
2,25
11,75
14
4.
Механика. Методы исследования механических явлений
1
7
8
5.
Заключительное мероприятие
1
1
ВСЕГО:
6,25
29,75
36
Календарно-тематический план
Физика для малышей
(3-й год обучения)
№
Название тем и разделов
Тео
рия
Практи
ка
всего
Дата проведения
Корректировка
1
Вводное занятие
1
-
1
2
Первоначальные сведения об электричестве
1
11
12
2.1
Способы получения электроэнергии (АЭС, ГЭС и др.)
0,25
0,75
1
2.2
Проводники, полупроводники и диалектрики
0,25
0,75
1
2.3
Электрический ток. Напряжение
0,25
0,75
1
2.4
Источники электрического тока
-
1
1
2.5
Электрическая цепь. Сборка фонарика из двух лампочек
-
1
1
2.6
Электрическая цепь. Сборка цепи
-
1
1
2.7
Электрическая цепь. Практическая работа
-
1
1
2.8
Работа с электрическими конструкторами
-
1
1
2.9
Изучение простейших монтажных схем
-
1
1
2.10
Сборка простейших электрических цепей из лабораторных приборов
-
1
1
2.11
Сборка простейших электрических цепей из лабораторных приборов
-
1
1
2.12
Условные обозначения на электрических схемах
0,25
0,75
1
3
Физика вокруг нас
2.25
11.75
14
3.1
Звук. Практические опыты с микрофоном и частотометром
0,25
0,75
1
3.2
Вода. Пар. Практические опыты
0,25
0,75
1
3.3
Работа с электро и радио конструкторами
0,25
0,75
1
3.4
Работа с электро и радио конструкторами
-
1
1
3.5
Работа с электро и радиоконструкторами
-
1
1
3.6
Стрелочные измерительные приборы.
0,25
0,75
1
3.7
Стрелочные измерительные приборы
0,25
0,75
1
3.8
Изучение экспонатов, изготовленных
-
1
1
3.9
учащимися в объединении “ Радиотехника “
0,25
0,75
1
3.10
Состояние вещества. Паяльник, припой
0,25
0,75
1
3.11
Электрификация игрушек
0,25
0,75
1
3.12
Электрификация игрушек
-
1
1
3.13
Опыты. Изготовление экспонатов на
конкурс “Фабрика мыслей”
-
1
1
3.14
Опыты. Изготовление экспонатов на
конкурс “Фабрика мыслей”
0,25
0,75
1
4
Механика
1
7
8
4.1
Механическое движение. Скорость.
0.5
0.5
1
4.2
Определение скорости движущих тел
-
1
1
4.3
Превращение одного вида энергии в другой
-
1
1
4.4
Простые механизмы. Их работа и применение
-
1
1
4.5
Трение в природе и технике
-
1
1
4.6
Центробежная сила. Опыты
-
1
1
4.7
Плавание судов. Условия плавания тел
-
1
1
4.8
Определение центра массы плоской фигуры
0.5
0.5
1
5
Заключительное занятие
1
-
1
5.1
Заключительное занятие. Подведение итогов
за год
1
-
1
Итого
6.25
29.75
36
Содержание программы
3-го года обучения
Тема 1. Вводное занятие (1 час)
Знакомство с лабораторией. Демонстрация приборов, законченных конструкций и макетов, изготовленных в объединении учащихся за предшествующие годы.
Беседа о развитии радиотехнического творчества с целью выявления индивидуальных способностей обучающихся. Техника безопасности.
Тема 2. Первоначальные сведения об электричестве (12 часов)
Способы получения электроэнергии. Типы электростанций. Проводники и диэлектрики. Источники тока. Электрический ток. Электрическая цепь.
Практические работы.
1.Работа с электрическими конструкторами.
2.Изучение простейших монтажных схем.
3.Сборка простейших электрических цепей из лабораторных приборов.
Творческие работы.
1.Описание источников тока.
2.Электричество из подручных материалов (опыт).
3.Наборы проводников и диэлектриков (опыты).
4.Условные обозначения на электрических схемах (таблицы: рисунок прибора, название, условное обозначение).
Тема 3. Физика вокруг нас (14 часов)
Расширение физико-технического кругозора учащихся в процессе изучения материалов книг: “Занимательная физика” Я. И. Перельмана [7], “Самоделки школьника”[8], “Занимательные опыты по физике” [9] и др.
Практические работы.
1. Изучение экспонатов, раннее изготовленных другими учащимися.
2. Лабораторные работы по закреплению навыков обращения с измерительными приборами и другим оборудованием.
3. Занимательные опыты, иллюстрирующие физические явления и законы.
4. Работа с электро и радиоконструкторами.
Изготовление моделей и пособий
Принцип действия струнных музыкальных инструментов, игрушка – светофор, электрификация собственных игрушек, электромагнит и модель подъемного крана и т. д.
Тема 4.Механика. Методы исследования механических явлений (8 часов)
Механическое движение. Траектория и путь. Скорость. Инерция. Масса и её измерение. Плотность вещества. Сила. Явление тяготения. Сила тяжести и ускорение свободного падения. Силы упругости, давления, реакции опоры, трения (скольжение, качение, покой). Вес. Трение в природе и технике. Давление твердых тел. Плавание судов. Плавание человека. Воздухоплавание. Простые механизмы. Их работа и применение. Работа и мощность. Превращение одного вида энергии в другой. Коэффициент полезного действия. Использование энергии рек, ветра, приливов и т. д.
Центр тяжести. Виды равновесия. Устойчивость тела.
Практические работы.
1.Определение скорости движущихся тел.
2.Выяснение условий плавания тел. Эксперименты: зависимость от силы тяжести, действующей на тело, от плотности жидкости, в которую погружен данный предмет, от погруженного объёма (грузоподъёмность и водоизмещение судов). Рассмотрение зависимости архимедовой силы от ускорения свободного падения в условиях других планет (теоретические расчеты с использованием таблиц ускорения свободного падения).
3.Определение центра массы плоской фигуры.
4.Зависимость давления твердого тела от величины действующей силы и площади опоры.
Учебно-тематический план
4-го года обучения
№
Тема
Количество часов
теория
практика
всего
1.
Вводное занятие
1
1
2.
Первоначальные сведения об электричестве
3,5
8,5
12
3.
Физика вокруг нас
2,5
11,5
14
4.
Механика. Методы исследования механических явлений
2
6
8
5.
Заключительное мероприятие
1
1
ВСЕГО:
10
26
36
Календарно-тематический план
Физика для малышей
(4-й год обучения)
№
Название тем и разделов
Теория
Практика
всего
Дата проведения
Корректировка
1
Вводное занятие
1
-
1
2
Первоначальные сведения об электричестве
3.5
8.5
12
2.1
Элементы электротехники. Электрический провод, выключатели
0,25
0,75
1
2.2
Элементы электротехники. Лампочки. Трансформаторы
0,25
0,75
1
2.3
Проводники. Полупроводники. Диалектрики
0,25
0,75
1
2.4
Переменный электрический ток. Напряжение
0.5
0.5
1
2.5
Электродвигатель- источник переменного напряжения
0.5
0.5
1
2.6
Опыты с электродвигателями (моторчиками от игрушек)
0.5
0.5
1
2.7
Электрическая цепь. Сборка цепи
-
1
1
2.8
Электрическая цепь. Практическая работа
-
1
1
2.9
Разработка печатных плат для конструкций
0.5
0.5
1
2.10
Изучение простейших электрических схем
0.5
0.5
1
2.11
Сборка простейших электрических цепей из лабораторных приборов
-
1
1
2.12
Условно-графическое обозначение на электрических схемах
0,25
0,75
1
3
Физика вокруг нас
2.5
11.5
14
3.1
Звук. Практические опыты с микрофоном и осциллографом
0,25
0.75
1
3.2
Вода. Пар. Простейший паровой двигатель
0,25
0.75
1
3.3
Работа с электро и радио конструкторами
0,25
0.75
1
3.4
Работа с электро и радио конструкторами
-
1
1
3.5
Работа с электро и радиоконструкторами
-
1
1
3.6
Измерительные приборы. Мультиметры
0,25
0.75
1
3.7
Изучение экспонатов, изготовленных учащимися в объединении “ Радиотехника “
0,5
0,5
1
3.8
Состояние вещества. Паяльник, припой
0,25
0.75
1
3.9
Электрификация игрушек
0,25
0.75
1
3.10
Электрификация игрушек
-
1
1
3.11
Электрификация игрушек
-
1
1
3.12
Опыты. Изготовление экспонатов на
конкурс “Фабрика мыслей”
0,25
0.75
1
3.13
Опыты. Изготовление экспонатов на
конкурс “Фабрика мыслей”
0,25
0.75
1
3.14
Опыты, иллюстрирующие физические явления и законы
-
1
1
4
Механика
2
6
8
4.1
Механическое движение. Скорость. Плавание судов
0.5
0.5
1
4.2
Определение скорости движущих тел. Расстояние. Время
0.25
0.75
1
4.3
Превращение одного вида энергии в другой
0.25
0.75
1
4.4
Простые механизмы. Их работа и применение
-
1
1
4.5
Трение в природе и технике
0.25
0.75
1
4.6
Центробежная сила. Опыты
0.25
0.75
1
4.7
Плавание судов. Условия плавания тел
0.25
0.75
1
4.8
Простейший ветряной двигатель
0.25
0.75
1
5
Заключительное занятие
1
-
1
5.1
Заключительное занятие. Подведение итогов за год
1
-
1
Итого
10
26
36
Содержание программы
4-го года обучения
Тема 1. Вводное занятие (1 час)
Знакомство с лабораторией. Демонстрация приборов, законченных конструкций и макетов, изготовленных в объединении учащихся за предшествующие годы.
Беседа о развитии радиотехнического творчества с целью выявления индивидуальных способностей обучающихся. Техника безопасности.
Тема 2. Первоначальные сведения об электричестве (12 часов)
Электрическая цепь. Элементы электротехники. Электрический провод, выключатели
Электродвигатель- источник переменного напряжения. Разработка печатных плат для конструкций
Практические работы.
1.Работа с электрическими конструкторами.
2.Изучение простейших электромонтажных схем.
3.Сборка простейших электрических цепей из лабораторных приборов.
4.Разработка печатных плат
Творческие работы.
1.Сборка простейших источников тока
2. Свойства проводников и диэлектриков (опыты).
3.Определение деталей по условно графическому обозначению (таблицы: рисунок прибора, название, условное обозначение).
Тема 3.Физика вокруг нас (14 часов)
Расширение физико-технического кругозора учащихся в процессе изучения материалов книг: “Занимательная физика” Я. И. Перельмана [7], “Самоделки школьника”[8], “Занимательные опыты по физике” [9] и др.
Практические работы.
1. Изучение экспонатов, раннее изготовленных другими учащимися.
2. Лабораторные работы по закреплению навыков обращения с измерительными приборами и другим оборудованием.
3. Занимательные опыты, иллюстрирующие физические явления и законы.
4. Работа с электро и радиоконструкторами.
Изготовление моделей и пособий
Принцип действия струнных музыкальных инструментов, игрушка – светофор, электрификация собственных игрушек, электромагнит и модель подъемного крана и т. д.
Тема 4.Механика. Методы исследования механических явлений (8 часов)
Механическое движение. Траектория и путь. Скорость. Инерция. Масса и её измерение. Плотность вещества. Сила. Явление тяготения. Сила тяжести и ускорение свободного падения. Силы упругости, давления, реакции опоры, трения (скольжение, качение, покой). Вес. Трение в природе и технике. Давление твердых тел. Плавание судов. Плавание человека. Воздухоплавание. Простые механизмы. Их работа и применение. Работа и мощность. Превращение одного вида энергии в другой. Коэффициент полезного действия. Использование энергии рек, ветра, приливов и т. д.
Центр тяжести. Виды равновесия. Устойчивость тела.
Практические работы.
1. Определение скорости движущихся тел.
2. Выяснение условий плавания тел. Эксперименты: зависимость от силы тяжести, действующей на тело, от плотности жидкости, в которую погружен данный предмет, от погруженного объёма (грузоподъёмность и водоизмещение судов). Рассмотрение зависимости архимедовой силы от ускорения свободного падения в условиях других планет (теоретические расчеты с использованием таблиц ускорения свободного падения).
3. Определение центра массы плоской фигуры.
4. Зависимость давления твердого тела от величины действующей силы и площади опоры.
Материально-техническое обеспечение программы
1. Помещение, оборудование.
На занятиях учащимся приходится иметь дело с приборами, устройствами и инструментами, многие из которых питаются от сети переменного тока; заниматься составлением и чтением схем, чертежей деталей, монтажными и сборочными работами. Характер выполняемых работ определяет требования к помещению.
Помещение должно быть сухим, светлым и хорошо проветриваемым. Возле оборудования на стене ( вывешена табличка с правилами безопасности при работе слесарным инструментом. Для рабочих мест необходимо приспособить ученические столы 2800 х 1300 мм. Каждый из таких столов рассчитан на одновременную работу восьми человек. Чтобы не портить крышки столов во время монтажных и сборочных работ, их следует накрывать досками из оргалита. Над столами должны быть закреплены полки для установки измерительных приборов. Число розеток на столах соответствует количеству рабочих мест. К розеткам необходимо подвести напряжение 36 вольт для включения паяльников. Кроме того, здесь же должны находиться розетки на 220 вольт для подключения измерительных приборов. Розетки подключаются к общему рубильнику, а столы тщательно заземляются.
2. Инструменты.
Инструменты, которыми работают дети, делятся на две группы: индивидуального и общего пользования. Индивидуальный инструмент выдается руководителем объединения. Им пользуется только получивший его учащийся. Часть необходимых инструментов дети приносят с собой. Паяльники на 36 вольт находятся в кабинете. Для хранения паяльников должна быть оборудована специальная вешалка.
К индивидуальным инструментам относятся:
плоскогубцы,
круглогубцы,
кусачки торцевые и боковые,
пинцеты,
монтажные ножи (служащие для зачистки выводов деталей, проводов и многих других вспомогательных работ),
отвертки различных конфигураций.
К инструментам общего пользования относятся:
тиски слесарные, установленные на слесарном верстаке;
напильники;
надфили разных размеров, форм, типов;
насечки;
ножовки слесарные ручные со сменными полотнами для резьбы по металлу и дереву; ножницы разные, в том числе ручные для резания листового металла толщиной до 1,5 мм; кернер для пробивания отверстий в листовом металле;
угольники, линейки металлические и чертилки для разметки монтажных плат; штангенциркуль;
микрометр;
одноручная пила, долото, стаместка и прочее.
3. Материалы и детали.
Потребность помещения в материалах и деталях определяется количеством групп и планами практической деятельности на учебный год.
Для первых практических работ в группах 1-го и 2-го года обучения необходимы:
обрезки картона;
клей Бф-2 или Момент, клей ПВА;
обмоточный провод диаметром 0,12 – 0,3 мм с любым изоляционным покрытием;
припой, техническая канифоль;
многожильный провод, одножильный провод;
изоляторы, изолента;
головные телефоны;
конденсаторы;
резисторы разных типов и комплектов;
маломощные низкочастотные транзисторы;
динамические головки прямого излучения;
радиоконструкторы – наборы материалов и деталей, предназначенные для самостоятельной сборки подростками разных по степени сложности транзисторных радиоприемников, усилителей звуковой частоты, измерительных приборов, электронных автоматов. Некоторые наборы деталей и материалов продаются в специализированных магазинах и на рынках.
Для практических работ 3-го и 4-го года обучения потребуются:
радиодетали;
резисторы и конденсаторы разных типов и номиналов;
малогабаритные конденсаторы переменной емкости и блоки КПЕ;
головные телефоны;
электродинамические головки прямого излучения
измерительные приборы магнитно электрической системы;
малогабаритные выключатели и переключатели;
разъемы разовые;
реле различных марок и паспортов;
однополосные вилки и гнезда, ручки.
В помещении имеются:
тестер для измерения основных электрических величин в различных цепях и параметров маломощных транзисторов;
звуковые генераторы ГНЧШ;
осциллографы школьные.
Список литературы
1.Балашов М.М. О природе [Текст]// - М.: Просвещение, 1991г, с.154.
2.Горев Л. А. Занимательные опыты по физике [Текст]// - М.: Просвещение, 1977г, с.64.
3.Коровин В. А. Оценка качества подготовки выпускников основной школы по физике [Текст]// - М.: Дрофа, 2002г, с.62.
4.Николаенко М.Н. Секреты радиолюбителя-конструктора [Текст]// - М.:NT Press, 2006г, с.145
5.Николаенко М.Н. Самоучитель по радиоэлектронике [Текст]// - М.: NT Press, 2006г,
с.156.
6.Перельман Я.И. Занимательная физика [Текст]// - М: Наука, 1972г, с.112.
7.Сикорук Л.Л. Физика для малышей [Текст]// - М.: Педагогика, 1973г, с.168.
8.Тарасов Б.В. Самоделки школьника [Текст]// - М.: Просвещение, 1968, с.82.
9.Чандрасекар Б. Почему все вокруг такое, какое оно есть? [Текст]// - Физика, 2002-2004г.
27