Публикации «Внедрение метода проектов в образовательный процесс группы»

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Внедрение метода проектов в образовательный процесс группы»
Автор: Михайлова Лариса Петровна

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение –
детский сад №451 комбинированного вида Теремок
Проект
Внедрение метода проектов
в образовательный процесс группы
Автор:
Михайлова Лариса Петровна
воспитатель
Город Новосибирск
Краткая аннотация проекта
Цель данного проекта – создание системы работы по внедрению в образовательный процесс подготовительной группы Белочка технологии – метод проектов.
Использование метода проектов в дошкольном образовании как одного из методов интегрированного обучения дошкольников, позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности.
Проект будет реализовываться через обучение педагогов, просветительскую работу с родителями, создание предметно-пространственной среды в соответствии с требованиями метода проектов.
В проект будут включены педагоги, дети и родители подготовительной группы Белочка
Постановка проблемы
Дети дошкольного возраста находятся у истоков познания окружающего мира. Именно у детей этого возраста формируются представления об окружающем, они овладевают речью, у них появляются познавательный интерес, отношение к окружающему.
Познавательная активность у дошкольников формируется в процессе предметной деятельности, которая является основой для ознакомления с окружающим.
Известный психолог Л.С Выготский одним из первых сформировал мысль о том, что готовность к последующему обучению со стороны познавательного развития ребёнка заключается не столько в количественном запасе знаний, сколько в уровне развития познавательных процессов, т.е. в качественных особенностях детского мышления. Эта идея получила своё подтверждение в работах крупных детских психологов А.В.Запорожца. Н.Н.Подъякова, Л.А.Венгера.
Наиболее значительным с точки зрения познавательного развития является развитие наглядно-действенного и наглядно-образного мышления, умение ориентироваться в окружающем мире.
Актуальность проблемы развития познавательного интереса у детей дошкольного возраста заключается в том, что уже в детском саду у детей отмечается снижение или потеря интереса к знаниям. В результате формируется личность с неразвитым интересом, личность, не стремящаяся к самообразованию.
Личность с неразвитым познавательным интересом или полным его отсутствием не может удовлетворить потребность общества. На основе познавательного интереса происходит развитие и формирование черт личности дошкольника.
Из Концепции дошкольного образования - … Значительное место в жизни детского сада принадлежит занятиям. Они нацелены на передачу педагогом ребёнку знаний, умений и навыков. Доминирующий способ проведения занятий – прямое воздействие педагога на ребёнка, вопросно-ответная форма общения, дисциплинарные формы воздействия – сочетается с формальными оценками. Большая часть знаний не связана с условиями жизни детей в детском саду и с непосредственным окружением и должна быть усвоена впрок. Интуитивные знания, полученные детьми в обыденной жизни, которые могли бы стать источником познавательных интересов, игнорируются и заменяются знаниями, преподносимыми в готовой форме. Естественная любознательность детей при этом подавляется, а развивающий эффект оказывается ничтожным и неучтённым.
Таким образом, в массовой образовательной практике существует необходимость использования новых методов и технологий, направленных на овладение детьми знаний, умений и навыков, которые могут использоваться в реальной жизни.
Сегодня особое место в дошкольном образовании занимает проектирование. В современной педагогике метод проекта используется наряду с систематическим предметным обучением как компонент системы продуктивного образования.
Суть метода проектов в образовании состоит в такой организации образовательного процесса, при котором обучающиеся приобретают знания и умения, опыт творческой деятельности, эмоционально-ценностного отношения к действительности в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий – проектов, имеющих не только познавательную, но и прагматичную ценность. Всё, что я познаю, я знаю, для чего мне это надо и где и как я могу эти знания применить - вот основной тезис современного понимания метода проектов, который привлекает многие образовательные системы, стремящиеся найти разумный баланс между академическими знаниями и прагматическими умениями.
Познакомившись на методическом объединении с опытом работы педагогических коллективов других учреждений, я убедилась в эффективности использования метода проектов в обучении и воспитании детей дошкольного возраста.
Цель проекта
Овладеть технологией метода проектов и интегрировать его в
образовательном процессе группы.
Задачи
Изучение литературы по проектной деятельности
Посетить семинары, тренинги, консультации по освоению метода проекта в дошкольном образовании.
Создать условия для внедрения технологии методов проектов в работу с детьми.
Составить перспективный интегрированный план работы в группе
Организовать целенаправленную просветительскую работу с родителями с целью привлечения их к активному участию в проектной деятельности..
Внедрение метода проектов в работу с детьми и родителями.
Стратегия достижения поставленных целей
Курсы повышения квалификации Педагогическое проектирование
Знакомство с опытом работы других педагогических коллективов.
Посещение методических объединений, практикумов, семинаров Метод проектов в деятельности дошкольного учреждения, Метод проектов как форма организации единого образовательного пространства.
Консультации Разработка тематического перспективного планирования, Создание пространственной среды в группе
Провести родительское собрание Метод проектов в детском саду
Познакомить детей с новой формой работы Три вопроса: что знаем? что хотим знать? как будем узнавать?
Создать условия для реализации познавательной деятельности через:
- Привнесение соответствующей литературы
- Привнесение в группу соответствующих предметов и материалов для продуктивных видов деятельности, экспериментов, опытов и т.д.
- Организацию экскурсий
- Организацию игровой деятельности
Запустить пилотный проект Школа
Презентация первых проектов.
Оформление папки-передвижки Работаем по методу проектов
Диагностика познавательной активности детей
Ожидаемые результаты
Педагоги группы освоят идеи и методы проектной деятельности, смогут использовать данную технологию в работе с детьми.
Повысится уровень активности детей, возрастёт самостоятельность в решении поставленных задач.
Изменится стиль общения взрослого с ребёнком.
Родители станут активными участниками образовательного процесса. Взаимодействие с семьёй позволит добиться наибольших результатов в работе с дошкольниками.
Оценка результатов
Оценка качества практической деятельности будет оцениваться руководителями проекта при непосредственном посещении группы, изучению и анализу авторских проектов.
Оценка познавательной активности детей будет отслеживаться через беседы с детьми, наблюдениями за ними во время проектной деятельности (совместной и самостоятельной), через беседы с родителями.
По окончании проекта будет проведено анкетирование родителей.
Полученные результаты
Действуя самостоятельно, дети научились разными способами находить информацию об интересующих их предметах и явлениях ( чтение книг,, просмотр видеофильмов, экскурсии, общение с окружающими людьми и т.д.)
У детей сформировалось представление, что источником информации является окружающий мир.
Приступая к изучению новой темы, дети достаточно легко называют предполагаемый источник информации, знаний.
Дети умеют использовать полученные знания для создания новых объектов деятельности.
Дети делятся своими впечатлениями, событиями, происходящими в их жизни. Умеют выразить свою точку зрения, не бояться высказывать свои предложения.
Участвуя в реализации проектов, дети ощущают себя значимыми в группе сверстников, свой вклад в общее дело, радуются успехам.
В настоящее время родители и другие члены наших воспитанников активно включаются в работу по реализации проектов. Родители, участвуя в реализации проектов, являются не только источником информации, реальной помощи и поддержки ребёнку и педагогу в процессе работы над проектом, но также стали непосредственными участниками образовательного процесса. Происходит взаимообогащение взрослых и детей.