Публикации
» В чем и когда проявляется музыкальность малышей»
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: » В чем и когда проявляется музыкальность малышей»
Автор: Брусенская Валентина Алексеевна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: » В чем и когда проявляется музыкальность малышей»
Автор: Брусенская Валентина Алексеевна
«В чем и когда проявляется музыкальность малышей?»(для вас, родители)Музыкальные способности малыша: в чем и когда они проявляются? Часто от родителей можно услышать «Мой ребенок такой музыкальный! Как только услышит какую-нибудь музыку, сразу начинает плясать!» побеседовав с родителями, выясняется, что ребенку на самом деле все равно какая звучит музыка ( классика, современная, грустная, веселая), для него музыка – сигнал к пляске. Таким образом он с помощью пляски выплескивает свою энергию, готовность к движению. Эти проявления еще не дают основания делать вывод о его музыкальных способностях. Дети уже на первом году жизни любят слушать детские песенки. Подрастая, при многократном прослушивании песен, начинают принимать посильное участие( подпевают отдельные слоги «мяу», «да», «ав» , «ля-ля»).В возрасте 2лет 6месяцев малыши уже могут подпевать отдельные строчки песенки той, которая ему возможна в его речевом развитии. Очень хорошо для развития музыкальных способностей, если кто-то из родителей, близких поет малышу песенку, играя одновременно на каком-либо музыкальном инструменте. Ребенок с большим интересом будет слушать , а затем узнавать ее мелодию. О наличии у ребенка музыкальных способностей говорят такие его ранние проявления уже на первом году жизни, как во время пения мамой колыбельной песенки, малыш обнимает себя или куклу двумя руками, слегка раскачиваясь из стороны в сторону, или, наоборот, мама запела плясовую – малыш сразу начинает плясать (хлопает в ладоши,). Так он слушает музыку и понимает ее, радуется. У ребенка усиливается желание повторять игру, в которой он проявил свое понимание музыки – колыбельной и плясовой. Подрастая, малыш все больше и больше любит музыку. Уже можно с ним поиграть, например, так: сесть лучше напротив друг друга и на любую народную мелодию тихо спеть малышу «тихо-тихо ручки хлопают, тихо-тихо ручки хлопают», а потом спеть громче «громко хлопают, вот так хлопают, громко хлопают, вот так хлопают». проходит два-три дня и малыш самостоятельно уже начинает хлопать, ориентируясь на силу звучания мелодии.Игры и упражнения такого типа формируют у ребенка возможность различать оттенки звучания музыки.Хорошо, когда малыш слышит музыку каждый день. Как сформировать у ребенка способность реагировать на темп музыки, на его изменение, на характер музыки? Например, кто-то из родителей включает музыку маршевого характера и вместе с малышом шагают по кругу. При желании малыша можно повторить еще раз(только ходить на звучание не всей песни, а только одного-двух куплетов). После повторного исполнения сразу, без остановки включить быструю музыку, сказав при этом малышу «Другая музыка! Хочется побегать!» Музыка для бега должна быть короче, чем для марша. Такие игры-упражнения повторять два-три занятия, а затем можно предложить малышу поучить какую-либо игрушку научить ходить и бегать под музыку. Таким образом, ребенок будет уже самостоятельно реагировать на смену музыки, ее характер.До трех лет постарайтесь научить малыша плясать: хлопать в ладоши, поворачивать кисти рук; делать полуприсяды, притопывать ножкой, кружиться. Желательно, чтобы звучала яркая плясовая (лучше народная), а вместе с малышом танцевал кто-то из взрослых, исполняя движения ритмично, меняя их с началом следующего куплета. Только не злоупотребляйте продолжительностью пляски! Включайте только посильные для малыша движения! Поощряйте самостоятельную пляску ребенка, тогда пляска будет ему и в радость и на пользу.Слушание музыки- основа музыкального воспитания. В возрасте до трех лет детям дается музыка для слушания изобразительного характера.Например, «давай послушаем музыку и узнаем, кто живет в лесу?» и далее можно включить запись пьес из цикла «Лес»: «Белочка», «Кукушка», «Мишка», «Зайка», «Лиса». Пьесы звучат одна за другой, малыш узнает и называет животных.При неоднократном повторении, хорошо, если у ребенка появляется любимая музыка, и он просит повторить ее еще и еще, а также любимые музыкальные инструменты. Интерес, внимание, любовь к музыке помогают развивать музыкальную память, слух, чувство ритма – основу музыкальности.Формируя музыкальные способности у ребенка, мы, взрослые, формируем в нем человека. Поэтому будьте всегда внимательны и избирательны в выборе репертуара для слушания и пения (доступность , содержание). Музыка в доме не должна звучать постоянно и громко! Громкие звуки раздражают, пугают малышей, отрицательно воздействуя на нервную систему, портят слух. «А моему ребенку нравится громкая музыка! Он привык - не плачет». Можно привыкнуть к громко звучащим радио, телевизору, к громкой речи взрослых, но при этом он постепенно теряет способность слышать тихие и спокойные звуки. Взрослые сами лишают ребенка радости слышать многие звуки природы, музыки, речи, вырабатывают привычку громко разговаривать, кричать. Крикливая речь и крикливое пение портят голосовой аппарат малышей. Нельзя поощрять громкое пение малыша, иначе он от того, что его похвалили, он будет петь еще громче, а песни-то уже нет, нет мелодии, он ее перекричал и уже не слышит, что поет. Малыш не справился с песней не потому, что от природы не музыкален или еще мал. Это громкая речь, оглушительное звучание аудио- и видеотехники научили его механически подражать услышанному и не научили прислушиваться.Если музыка звучит в вашем доме часами, ребенок станет ваш возбужденным, раздражительным, драчливым и даже агрессивным. Плохо спит и хуже ест. У него вырабатывается негативное отношение к музыке вообще, формируется рефлекс самозащиты – малыш «учится не слышать» музыку, не обращать на нее внимание и, как результат, не хочет вслушиваться, а следовательно, понимать и «хорошую» музыку. И это надолго, а может быть, и на всю жизнь.У нас, у взрослых бывает разное настроение, не всегда хорошее самочувствие, поэтому непрерывное звучание музыки нам мешает. Все это относится и к детям.Малышу 2-3лет достаточно слушать музыку 1,5-2минуты, (непрерывной). После паузы – еще 1-2минуты.Подводя итоги, в случае, если вы, взрослые правильно развиваете у своего малыша музыкальные способности, то он вас обязательно порадует:-музыкальной памятью;-желанием слушать, умением слышать;- умением слышать изменения силы звука, скорости звучания;-просьбой спеть ему песенки, повторить ту, которая ему больше нравится, подпевая взрослому;-выбором из многих игр той, в которой звучит музыка.