Публикации Из опыта работы: «Нетрадиционные методы и приёмы рисования, как средство развития творческих способностей ребёнка»

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Из опыта работы: «Нетрадиционные методы и приёмы рисования, как средство развития творческих способностей ребёнка»
Автор: БЕЛОВА ИРАИДА МИХАЙЛОВНА

Из опыта работы:
Нетрадиционные методы и приёмы рисования, как средство развития творческих способностей ребёнка
Все мы в детстве были художниками. Каждый ребёнок с двух- трёх лет и до подросткового возраста рисуют грандиозные, многофигурные со сложным переплетением сюжетов композиции, рисуют вообще всё, что слышит и знает. Дети одного возраста в своих рисунках обязательно проходят стадии: каракули, головоноги, прозрачность, их фантазия удивительно схожа.
Зачем и почему рисуют дети? Это – один из путей совершенствования организма. В начале жизни рисование развивает зрение и умение видеть. Ребёнок усваивает понятия вертикаль и горизонталь, отсюда линейность ранних детских рисунков. Затем постигает формы материалов, постепенно осмысливает окружающее. Происходит это быстрее, чем накопление слов и ассоциаций, рисование даёт возможность в образной форме выразить то, что уже узнал малыш и что он не всегда может выразить словесно. Рисование не просто способствует развитию зрения, координации движений, речи и мышления, но и помогает ребёнку упорядочить бурно усваиваемые знания, всё более усложняющиеся представления о мире. Почему же, подрастая, дети перестают рисовать? Потому, что большее значение приобретает слово.
Во врачебной практике существует лечение рисованием, живописью (изотерапия). На детей изотерапия действует особенно успешно, потому что рисование – естественная потребность ребёнка. У него нет комплекса неумения. Изобразительная деятельность является едва ли не самым интересным видом деятельности дошкольников. Она позволяет ребёнку отразить в изобразительных образах свои впечатления об окружающем, выразить своё отношение к ним. Вместе с тем изобразительная деятельность имеет неоценимое значение для всестороннего эстетического, нравственного, трудового и умственного развития детей. Рисование важно для развития чувств, мышления и других полезных качеств личности, навыков и умений. Оно является важнейшим средством эстетического воспитания.
В процессе изобразительной деятельности создаются благоприятные условия для развития эстетического отношения к деятельности. Наблюдение и выделение свойств предметов, которые предстоит передать в изображении (форма, строение, величина, цвета, расположение в пространстве), способствует развитию у детей чувства формы, цвета, ритма – компонентов эстетического чувства. Все дети любят рисовать , но творчество не может существовать под давлением и насилием. Ведь рисование для ребёнка – радостный, вдохновенный труд, к которому не надо принуждать, но очень важно стимулировать и поддерживать малыша, постепенно открывая перед ним новые возможности изобретательной деятельности. Я поняла, что нестандартные подходы к организации изобразительной деятельности удивляют и восхищают детей, тем самым, вызывая стремление заниматься таким интересным делом.
Начиная с раннего возраста, я побуждаю детей к творчеству, учу видеть мир в живых красках. Нетрадиционное рисование раскрывает креативные возможности ребёнка, позволяет почувствовать краски, их характер и настроение. В этом возрасте активно используется игра. Вначале с детьми обыгрывается сюжет будущего рисунка с помощью различных игрушек, предметов, сопровождая рисование эмоциональным комментарием, используя
художественное слово. Такой подход позволяет заинтересовать малышей, дольше удержать внимание, создать необходимый эмоциональный настрой и положительный мотив деятельности. В раннем возрасте закладывается фуамент личности, поэтому я считаю нужно зажечь в детях огонёк творчества. Как сказал один мудрец: Ребёнок —это сосуд, который надо наполнить, и огонь, который надо зажечь. И совсем не страшно, если наш маленький художник перепачкается, главное – чтобы он получил удовольствие от общения с красками и радовался результатам своего труда. От рисования ребёнок получает лишь пользу.
Особенно важна связь рисования с мышлением ребёнка. При этом в работу включаются зрительные, двигательные, мускульно – осязаемые анализаторы. Кроме того, рисование развивает память, внимание, мелкую моторику, учит ребёнка думать и анализировать, соизмерять и сравнивать, сочинять и воображать. Для умственного развития детей имеет большое значение постепенное расширение запаса знаний. Оно влияет на формирование словарного запаса и связей речи у ребёнка. Согласитесь, разнообразие форм предметов окружающего мира, различные величины, многообразие оттенков цветов, пространственных обозначений лишь способствуют обогащению словаря малыша.
Для создания рисунка необходимо приложить усилия, потрудиться, овладевая определёнными усилиями. Сначала у детей возникает интерес к движению карандаша или кисти, к следам, оставляемым на бумаге, лишь постепенно появляется мотивация к творчеству – желание получить результат, создать определённое изображение.
Очень интересно наблюдать, как дети изображают в своих рисунках: запах, шум, дорисовывают кляксу. Они умело импровизируют и фантазируют, что не всегда удаётся взрослым. И мне нравится, что на моих занятиях дети учатся замечать оттенки цветов (лист не просто жёлтый, а красно—жёлтый, жёлто—оранжевый), строить свою диалогическую и монологическую речь. Ребёнку трудно общаться, но с помощью рисунка он передаёт своё настроение. В своей работе я использую многие способы нетрадиционной техники рисования, и все пришлись мне по душе. Самым простым из них, я считаю рисование пальчиками и печать от руки. Дети в восторге, когда в результате рисования всего двумя пальцами (большим и указательным) на зелёной лужайке появляются весёлые жёлтые цыплята или утята. А когда после небольшой физминутки или игры рисунки высохнут, и дети дорисуют недостающие детали и перед глазами предстанет целая картина – радости нет предела. Старшие дети радуются не меньше малышей, когда после того как им разрешили влезть в краску всей ладошкой и отпечатать след, в итоге оказывается, что этот след похож на белую сказочную птицу, имя которой Зима. Разве это не чудо? Разве они не маленькие волшебники—художники, которые могут сделать своими руками любые чудеса? Конечно они молодцы. Это так воодушевляет и подбадривает детей в их фантазиях. Пальчиковое рисование далеко не единственный способ нетрадиционного рисования, которые я использовала и использую в своей работе с детьми. Также очень интересен приём – рисование по сырой бумаге. Мы рисуем не только гуашью, но и акварелью. Рисовать акварелью сложнее, чем гуашью, но очень интересно. Рисовать ею можно только по белой бумаге, разводя краски водой. чем больше воды, тем прозрачнее цвет красок. Работы получаются очень нежными и изящными. Особенно детям нравится рисовать в этой технике Море, как в спокойную и тихую погоду, так и в бурю. Еще мы рисуем мазками (мазковая живопись). Рисовать мазками детям очень нравится. Работы получаются насыщенные, интересные. Не у всех детей получаются насыщенные, интересные. Не у всех получается правильный мазок. У кого – то он очень длинный, у кого – то просто похож на примакивание. Поэтому рекомендуется больше рисовать в свободное время на такие темы: Ёлочка, Травка и.т.д. Очень интересны и такие приёмы рисования, как – монотопия и диотопия (техника печатки). Этот метод помогает развивать фантазию, воображение, чувство цвета и формы. С детьми мы рисовали Деревья отражаются в реке, Плывут кораблики по волнам, Бабочка. Дети рисовали с удовольствием, им было интересно, как из одной половинки рисунка получается целый рисунок.
Работая по этой методике, отметила, что у детей повышается интерес к изобразительной деятельности. Имея опыт рисования различными способами, дети уже сами предлагают их, стоит только предложить им тему рисования. Интерес у детей появляется ещё и потому, что все занятия проводятся комбинированными. Сначала способом монотопии мы рисуем фон будущего пейзажа, а затем традиционным способом (кисточкой и красками) рисуем деревья и всё остальное, а листопад, кроны деревьев мы вновь рисуем нетрадиционным способом – обычным смятым листочком газетной бумаги. Результат такой работы радует и детей и меня. Я намерена и дальше продолжать работу в этом направлении, так как нетрадиционная техника рисования открывает возможности развития у детей творческих способностей, фантазии, воображения.
При проведении занятий я вношу свои дополнения, исходя из особенностей своей группы. Все детские работы выставляются на стенде, они просматриваются и анализируются детьми, дается положительная оценка детских работ, тем самым, вызывая желание трудиться дальше.Малыши могут порадоваться ярким, красочным рисункам. Назвать, что они изобразили. Обсуждение проводится живо, эмоционально.Так же очень важно время от времени рассматривать детские работы. Дети, видя внимание к их творчеству, работают еще старательнее.Детские рисунки используем в жизни дошкольного учреждения, в оформлении праздников, игр детей, помещений нашего учреждения, устраиваем эпизодические выставки детского изобразительного творчества.
Большое значение в своей работе я уделяю коллективному творчеству детей. Детей радуют коллективные занятия, их совместная деятельность по созданию рисунка. Особое удовлетворение им доставляет общий результат, который в этом случае всегда богаче по содержанию, производит на них более яркое впечатление, чем индивидуально выполненная работа. Для проведения этих занятий требуется определенная подготовка и определенный настрой ребенка. Для этой цели я использую экскурсии, беседы, чтение книг, рассматривание репродукций, иллюстраций. Выполненную детьми композицию вывешиваем в уголке Наше творчество. В нашей группе работа по коллективной деятельности детей в основном проводится на занятиях. Если композиция, которую предстоит создать детям, многопредметная, многоплановая, работе над ней можем посвятить 2 – 3 занятия. Так как в группе дети разновозрастные, то и задания по созданию композиции могут быть разные. Я распределяю работу по созданию изображений между детьми так, чтобы каждому было интересно, чтобы ребенку было по силам, создать свою часть в общей композиции и чтобы он мог проявить себя, лучшим образом используя свои возможности.
Выделяю три основные формы совместной деятельности детей:совместно – индивидуальная, совместно – последовательная и совместно – взаимодействующая.
а) Совместно – индивидуальная - характеризуется тем, что участники деятельности в начале работают индивидуально, с учетом общего замысла, и лишь на завершающем этапе работа каждого становится частью общей композиции. Задание каждому выдается сразу, вначале работы индивидуально и затем корректируется в зависимости от того, что сделано другими. Выполняя свою часть работы, ребенок знает, чем лучше он сам выполнит то, что ему поручено, тем лучше будет работа коллектива. Это с одной стороны, создает условия для мобилизации творческих возможностей ребенка, а с другой – требует их проявления в качестве необходимого условия. К достоинствам данной формы организации деятельности относится также и то, что она позволяет вовлечь в коллективную творческую деятельность довольно большую группу детей, не имеющих опыта совместной работы. б) Совместно – последовательная - предполагает работу по принципу конвейера, когда результат действий одного участника находится в тесной взаимосвязи от результатов предыдущего и последующего участников. в) Совместно – взаимодействующая - работа выполняется всеми участниками одновременно, согласование их действий осуществляется на всех этапах.На занятиях в группе, я использую все три формы совместной деятельности детей. Выбор зависит от задач, которые ставятся на занятии перед детьми. Углубленная работа в данном направлении позволит выявить ее эффективность.