Публикации ЦЕННОСТНЫЕ ПРЕДПОЧТЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ СЕЛЬСКИХ ШКОЛ.

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: ЦЕННОСТНЫЕ ПРЕДПОЧТЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ СЕЛЬСКИХ ШКОЛ.
Автор: Несмачная Анастасия Павловна

ЦЕННОСТНЫЕ ПРЕДПОЧТЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ СЕЛЬСКИХ ШКОЛ.
Социальное развитие села в настоящее время представляет собой уникальную тему для различного рода исследований, поскольку, по данным статистики, сельское население представляет собой наиболее малообеспеченную часть российского общества. По результатам исследования, проведенного ИСПС РАО, 37% молодых селян проживают в семьях, которые еле сводят концы с концами, и 3,7% респондентов охарактеризовали материальное положение своих семей как жизнь за гранью бедности. Сельские жители не в состоянии конкурировать с жителями крупных мегаполисов по различным аспектам современной жизни, многие из них не имеют работы, поскольку идет процесс упадка сельхозпредриятий. Сельские дети имеют далеко неравные стартовые возможности с городскими детьми, так как часто не имеют возможности получать полный объем образовательных услуг в сфере основного, среднего и дополнительного образования.
За последние десятилетия сократилась продолжительность жизни селян, ухудшилось состояние здоровья, снизился образовательная и профессиональный уровень, постепенно разрушается транспортная инфраструктура, закрываются жизненно важные объекты (школы, фельдшерско – акушерские пункты, дома культуры, библиотеки, музеи).
Наиболее значимой группой сельского населения является молодежь, поскольку если молодые люди будут видеть перспективу жить и работать в родном селе, село будет жить и развиваться.
Статистика социологических опросов показывает, что большинство сельских старшеклассников (около 56 %) хотели бы покинуть село и переехать жить и работать в городе. Это говорит о том, что у сельской молодежи отсутствуют установки на ценность сельского образа жизни, нет понимания значимости малой родины, своих корней, своих истоков.
В ходе проведенных исследований среди выпускников сельских школ выявились наиболее значимые проблемы, которые наиболее волнуют молодежь. По степени значимости выделяются следующие проблемы: получение образования, последующее трудоустройство и самореализация, пьянство и асоциальное поведение, распространение наркотиков. Все это вызывает неуверенность в завтрашнем дне и негативную оценку перспектив будущего развития страны, поскольку респонденты рассчитывают больше на собственные силы, чем на помощь государства.
Среди жизненных ценностей старшеклассники выделяют иметь счастливую семью и детей (82%), получить хорошее образование и удачно трудоустроиться (76%), иметь уверенность в завтрашнем дне, стабильность (46%). Но только около 12 % респондентов отметили, что хотели бы связать свое будущее с родным селом и хотели бы остаться здесь жить. Следовательно, миграционные настроения среди выпускников довольно велики. Однако потенциал сельской школы как центра социокультурной жизни по возрождению села очень высоко оценивается респондентами.
Менталитет русского крестьянства исходит из вековых глубин народной жизни и проявляется в обычаях, традициях, праздниках, нормах поведения. В характере русского крестьянина честность, обязательность, ответственность, готовность помочь. Традиционное русского гостеприимство, которое так удивляет жителей западных стран, исходит как раз из русской деревни. Все это – связь времен и поколений, это самобытность России. Нельзя допустить, чтобы эти ценности исчезли.
Издревле на Руси особой ценностью была семья, причем в её традиционном, патриархальном виде, где главой является старший в роду, все члены семьи его уважают и беспрекословно подчиняются. Именно семья сохраняла и передавала из поколения обычаи и традиции, воспитывала у детей уважение к старшим. Не было в русской семье пагубной практики оставить одну семью и перейти в другую, поэтому понятия развод не существовало вовсе. Семья была также малой церковью, где основой жизни и быта были традиции православия, жить в соответствии с религиозными заповедями считалось неоспоримой нормой. Забота о стариках и детях считалась одной из главных ценностей, поскольку все понимали, что их жизненный опыт бесценен.
Взаимоотношения между односельчанами строились на взаимном доверии, уважительном отношении и порядочности. Все вопросы решали сообща, всем миром. Крестьянская община не оставляла на произвол судьбы вдов и сирот, им помогали все общинники. Ценность ежедневного труда в противовес лености и праздности лежала в основе менталитета крестьянина – труженика.
В заключении можно сделать вывод о том, что для государства и современного российского общества сейчас крайне важно принять необходимые меры и сделать все возможное, чтобы сохранить русскую деревню, сохранить традиционные ценности самобытный русский менталитет. Список использованной литературы.
1. Громыко М.М. Мир русской деревни. М., 1991
2. Мир российского села / Под редакцией М.П. Гурьяновой. М., 2006.
3. Силласте Г.Г. Сельская школа и село России в начале XXI века. М., 2003.
4. Шаповалов В.Ф. Откуда придет дух капитализма // Экономическая теория на пороге XX века / Под ред. Ю.М. Осипова,
5. В.Т. Пуляева. СПб., 1996.