Публикации Опыт работы по приобщению дошкольников к народной культуре посредством фольклора

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Опыт работы по приобщению дошкольников к народной культуре посредством фольклора
Автор: Воробъева Валентина Николаевна

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Унэгэтэйский детский сад Колосок
Приобщение детей раннего возраста к истокам русской народной культуры посредством фольклора
(из опыта работы)
Заведующий МБДОУ Шестакова Надежда Александровна
Педагогический коллектив:
Воробъева Валентина Николаевна
Верещагина Ирина Федоровна
Спиридонова Наталья Николаевна
Спиридонова Наталья Мансуровна
с.Унэгэтэй
Федеральный государственный образовательный стандарт ориентирован на воспитание и развитие у дошкольников личностных качеств, позволяющих уважать и принимать духовные и культурные ценности своего народа. Воспитание патриотических, духовно-нравственных, социально-коммуникативных качеств подрастающего поколения осуществляется через познание детьми народной культуры своей Родины, родного края, той общественной среды, в которой они живут.
Потенциал детей дошкольного возраста уникален, именно в этом возрасте дошкольник воспринимает окружающую его действительность эмоционально, приобретая чувство привязанности к месту, где родился и живет, чувство восхищения культурой своего народа, гордость за свою страну.
Многие ли взрослые могут спеть своему ребенку настоящую колыбельную? Многие ли дети, открывая мир вокруг себя, видят в своем доме красивую детскую книжку, репродукции картин великих мастеров; слышат светлую, мелодичную музыку? К сожалению, таких домов все меньше и меньше. Семья оказалась обездоленной духовно. А ведь семья, дом – гнездо человеческое, основа жизни, основа народа и государства. Именно там юная жизнь должна начинать свое насыщение светом культуры – словом, игрой, музыкой, цветом. Чувство любви к Родине нужно прививать с раннего детства.
Актуальность этой проблемы в наше время приводит к мысли, что нам,педагогам, необходимо проводить с детьми большую работув данном направлении: от возрождения колыбельной, умения рассказывать детям сказки и предания своего народа, до приобщения детей к высотам классической, отечественной и мировой литературы, пластических искусств, театра, музыки.
Актуальность использования фольклора в современной педагогике раннего детства подтверждают важные положения.
Первое: обогащение педагогического процесса фольклором – действенный метод гуманизации воспитания с первых лет жизни ребёнка.
Второе: фольклор содержит множественность степеней педагогического воздействия на детей с учётом их возрастных возможностей усвоения текста.
Третье: детям первых лет жизни свойственно особенное восприятие и особое отношение к фольклорным текстам, что обусловлено спецификой возраста и интенсивностью социализации.
Фольклор – это устное народное творчество, включающее в себя большое количество жанров: сказки, пословицы, поговорки, потешки, частушки – это неоценимое богатство народа, народная мудрость, народное знание. Фольклор выражает вкусы, склонности, интересы народа.
Детский фольклор дает нам возможность уже на ранних этапах жизни ребенка приобщать его к народной поэзии. Песенки, потешки, прибаутки – маленькие шедевры народного творчества, накопленные веками, передают мудрость, лиризм и юмор.
Теоретическая база опыта основана на исследованиях, выдающихся ученых филологов, историков прошлого века: А.Н Афанасьева, И.М. Снигерева.
Новизна опыта заключается в разработке цикла занятий с использованием фольклора для детей раннего возраста.
Ведущая педагогическая идея опыта: использование фольклора в работе с детьми раннего возраста способствует приобщению детей к истокам русской народной культуры.
Адресность опыта. Данный педагогический опыт может быть полезен воспитателям дошкольных учреждений, заинтересованным и внимательным родителям.
Технология опыта
Цель: познакомить и приобщить детей к русскому народному творчеству, через использование фольклора.
Задачи: 1. Создать условий в группах для приобщения детей к фольклору.
2. Познакомить с произведениями русского фольклора с использованием наглядного материала.
3. Создать систему взаимодействия с семьями воспитанников, способствующую приобщению к истокам русской народной культуры.
4. Формировать у детей любовь к красоте художественного слова.
В работе используем следующие методы:
- наглядный метод;
-словесный метод;
-игровой метод (игры-драматизации, игры-инсценировки, дидактические игры, настольно-печатные игры).
- практический метод: упражнение в проговаривании, звукоподражание, имитация действий.
Основные направления работы:
1. Создание условий.
В группах создана предметно - развивающая среда соответствующая возрасту детей. Собрана библиотека красочных книг с русскими народными сказками, потешками, загадками. Создан уголок театральной деятельности, уголок ряженья с элементами костюмов и шапочки для игр-драматизаций и инсценировок сказок, кукольные театры, настольный, теневой и пальчиковый театры, театр на фланелеграфе, по сюжетам русских народных сказок: Курочка Ряба, Теремок, Кошкин дом, Волк и семеро козлят, Заюшкина избушка, Кот, петух и лиса, Маша и медведь, Два медвежонка, Гуси-лебеди, Сестрица Аленушка и братец Иванушка, Хаврошечка, Царевна-лягушка; дидактические и настольно-печатные (лото, мозаика) игры: Подбери картинку, Собери сказку, Мои любимые сказки, Ты чей, малыш?, Найди половинку, Сказка за сказкой, Звери в сказках, Из какой сказки герой, Из какой сказки предмет. По многим литературным произведениям имеются видеокассеты, CD-диски, аудиокассеты с записями инсценировок по мотивам народных сказок, закличек, небылиц, русских народных песен. В мини-музее Русская изба сосредоточен весь методический материал по проведению календарных праздников.
2 . Приобщение детей к истокам русской народной культуры.
С помощью малых форм фольклора можно решать практически все задачи всестороннего развития детей, поэтому наряду с основными приемами и средствами развития дошкольника мы используем этот богатейший материал словесного творчества народа. Потешки, считалки, заклички являются богатейшим материалом для речевого развития детей. Развивая чувство ритма и рифмы, мы готовим ребенка к дальнейшему восприятию поэтической речи и формируем у него интонационную выразительность.
Потешки мы обыгрываем разными способами: сопровождаем чтение действием игрушки, используем пальчиковый театр, шапочки, маски различных персонажей. Используем игрушки в игре, дети быстрее запоминают потешки, загадки и сказки.
Постоянно замечая интерес детей к потешкам, загадкам, было видно, как они помогают разговорить детей. Им нравилось, когда мы берем куклу Катю на руки и ласковым голосом начинаем припевать, покачивая ее:
Баю, баю, баю, бай!
Мы проснулись, потянулись,
Вместе солнцу улыбнулись.
Во время умывания, причесывания детей знакомим их с песенками Зайка начал умываться видно в гости он собрался, Петушок, петушок, золотой гребешок и другими. После таких коротких обыгрываний дети легко запоминали песни и переносили их в повседневную игру. Знакомство с потешками начиналось с рассматривания картинок, иллюстраций, игрушек. В предварительной беседе объясняем значение новых слов, которые ребята услышат в потешке. Приятно было наблюдать, как дети использовали песенки во времяигрыв дочки – матери, как бережно относились к своим куклам.Работа по проектной деятельности дала положительный результат во время адаптационного периода детей. Осуществлен проект Зайке холодной зимой. Создан музей Зайчишки, где собрана коллекция игрушек – зайчат. Дети с большим удовольствием играют с ними в период адаптации. Данный опыт работы был представлен на методическом объединении в нашем ДОУ.
Загадки – форма словесного народного творчества. Детям мы предлагаем такие загадки, смысл которых близок их опыту и выражен в загадке довольно ясно. При работе с загадками используем фигурки животных, например, петуха, коровы и т. д. Для каждой фигурки подобрана своя загадка: На головке красный гребешок, под носом красная бородка; То мычу, то жую, людям молоко даю. Такая форма работы с загадками не вызывает у ребенка больших затруднений, т.к. перед глазами находятся загадываемые предметы.
Слушание сказок доставляет детям большую радость. Они внимательно их слушают, активно переживают, быстро усваивают эпитеты в разговорной речи (тянет – потянет, лягушка – квакушка и т.д.) Вначале прочитанную сказку вносим в книжный уголок. Дети рассматривали иллюстрации, более смелые могли пересказать сказку. Затем внесим театр картинок. Показывая картинки, дети стали последовательно рассказывать сказки. Все герои сказок, как правило, животные в русских народных костюмах, поэтому дети знакомились с элементами костюмов: сарафан, лапти, сапоги, фартук. Дети любят и понимают сказочный юмор, он всегда радует ребят, вызывает у них веселый смех. Есть сказки, в текст, которых включаются небольшие песенки (песня козы Волк и семеро козлят). Дети с нетерпением спрашивают: Какую сказку мы будем слушать?
Так на протяжении раннего возраста у детей воспитывают понимание содержания литературных текстов, любовь к художественному слову, к русской народной культуре.
Уже в младшем дошкольном возрасте закладывается тот фундамент познавательной деятельности, на котором будет строиться дальнейшее постижение и тайн природы и величия человеческого духа. Это только начало жизненного пути. И пусть уже в самом начале этот путь будет освещён солнцем народного поэтического творчества.
Уже с раннего возраста мы приучаем детей видеть красоту окружающей нас природы и всего живого. Увидев в окно, как ворона села на дерево, говорю словами потешки:
Ай, дуду, дуду, дуду!
Сидит ворон на дубу,
Он играет во трубу,
Труба точеная, позолоченная.
Одной из эффективных форм работы с детьми по приобщению детей к истокам русской народной культуры считаем различные досуги и развлечения. В развлечении В гостях у бабушки, Поиграем с ложкой дети не только знакомились с русской народной игрушкой, но и проявляли познавательный интерес к старинным предметам, к русским народным песням, потешкам.
Для решения всех поставленных задач детей нами подобрана и составлена картотека игр. Русские народные, хороводные игры привлекли наше внимание не только, как огромный потенциал физического развития, но и как жанр устного народного творчества. Содержащийся в играх фольклорный материал способствует эмоциональному положительному овладению родной речью. Дети с большим удовольствием и интересом играют в подвижные игры.
Также разработан цикл занятий на основе использования фольклора.
3 направление Взаимодействие с родителями.
Особое внимание уделяем укреплению связей с родителями. Совместно с родителями собрана детская библиотека русских народных сказок.
Совместное участие в творческих мероприятиях помогает объединить семью и наполнить ее досуг новым содержанием. Мы провели консультации для родителей: Роль народной игрушки в воспитании ребенка, Роль игры – драматизации в развитии речи ребенка. Все необходимые рекомендации размещаем в уголке для родителей и на официальном сайте нашего ДОУ. За последний год подготовили для родителей: рекомендации по знакомству с малыми фольклорными формами, советы по словарной работе с детьми; информацию о способах игрового речевого общения с ребенком; познакомили с картотекой русских народных игр. На родительских собраниях семьи обмениваются своим опытом по развитию речи дома, раздаем каждому родителю тексты колыбельных песен, привлекаем родителей к помощи при изготовлении костюмов и атрибутов к русским народным сказкам, привлекаем родителей к совместной деятельности с детьми (рисование, рассказывание сказок, драматизация сказок и потешек и др.).
Родители стали активнее участвовать в мероприятиях, проводимых в детском саду.
Участвуем в методической работе в ДОУ проводим консультации с педагогами по развитию интереса к традициям русского народа, к поиску новых форм и методов воспитания и развития детей при помощи русской народной культуры; анкетирование; принимала участие в организации и проведении русских народных праздниках. На методическом объединении в ДОУ Солнышко п. Онохой презентовали свой опыт работы – Устное народное творчество как средство развития словаря у детей дошкольного возраста. Приняли участие в Республиканском конкурсе Наш новый детский сад в номинации – Системная поддержка этнокультурных традиций - Диплом III место по РБ, во Всероссийском уровне в конкурсе Изюминка - 2 в номинации Наш музей - диплом за III место по РФ. Был представлен опыт работы по теме: Традиции сада - праздник Капустные вечерки.
Результативность опыта.
В результате проделанной работы у детей сформирована внутренняя готовность к более глубокому восприятию произведений русской народной литературы, обогащен и расширен словарный запас, способность к овладению родной речью. Опыт работы по данной теме был обобщен нашими педагогами и опубликован в методическом пособии Сборник народных праздников и примет, игр и потешек, пословиц и поговорок, пестушек и прибауток. Пособие посвящено актуальной проблеме – сохранению национальных традиций, установлению связей между календарно-обрядовой и современной культурами. В него включены тематическое календарное планирование по ознакомлению дошкольников с народной культурой c использованием народной педагогики, а также перечень народных примет, календарных праздников, народный мясецеслов, народные игры, потешки и т.д. Это поможет подготовить и провести беседы, каленарно-обрядовые праздники и развлечения с детьми дошкольного возраста.
Пособие адресовано педагогам дошкольных учреждений, руководителям кружковой работы, кто интересуется проблемами возрождения детского традиционного досуга.
Заключение.
Если знакомить детей, начиная с раннего возраста, с родной культурой, произведениями устного народного творчества, родной речью, то это будет способствовать духовному, нравственному, патриотическому воспитанию дошкольников и в будущем они сумеют сохранить все культурные ценности нашей Родины и Россия будет жить, даря миру громадное количество талантов, которыми восхищались и будут восхищаться в России и за ее пределами.
В дальнейшей своей работе будем активно использовать все виды и формы детского фольклора: русские народные игры, чтение и рассказывание сказок; приобщать детей к изучению календарного фольклора, через участие детей в календарных праздниках (святки, масленица, проводы зимы), а так же продолжать работу по приобщению детей к истокам русской народной культуры.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. М.Ф. Литвинова. Русские народные подвижные игры для детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие. – М.: Айрис-пресс, 2010.
2. О.Л.Князева, М.Д. Маханева. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие. – СПБ.: Детство-Пресс,2008.
3. Знакомство детей с русским народным творчеством: Конспекты занятий и сценарии календарно-обрядовых праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений/Авт.сост.Л.С.Куприна, Т.А.Бударина, О.А.Маханева,
4. О.Н. Корепанова и др. –СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2011.
Народный календарь – основа планирования работы с дошкольниками по государственному образовательному стандарту: План-программа. Конспекты занятий.
5. Сценарии праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений / Николаева С.Р., Катышева И.Б., Комбарова Г.Н., и др. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2009.
6. Тихонова М.В., Смирнова Н.С. красна изба…Знакомство детей с русским народным искусством, ремеслами, бытом в музее детского сада. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2010.
7. Календарные обрядовые праздники для детей дошкольного возраста. Авторский коллектив: Пугачева Н.В., Есаулова Н.А., Потапова Н.Н. учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2012.
8. Роль малых фольклорных форм в жизни детей раннего возраста. Кравченко И.В., 2011.
Сайты: Дошкольник.ру – сайт для всей семьи, ТЕРЕМОК – сайт для детей, сайт – Унэгэтэйский детский сад Колосок