Публикации урок окружающего мира «Жизнь птиц». УМК «Начальная школа XXi века»

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: урок окружающего мира «Жизнь птиц». УМК «Начальная школа XXi века»
Автор: Мухина Валентина Николаевна

Урок окружающего мира в 1 классеУчитель начальных классов МАОУ Сладковская СОШ Мухина Валентина НиколаевнаТема урока: Жизнь птиц.Цели:Создать условия для ознакомления с птицами, обитающими в лесу, установления зависимости способа питания птицы от строения клюва; способствовать развитию умений выделять особенности внешнего вида и голосов зимующих птиц.Оборудование: интерактивная доска, учебники, печатные тетради, карточкиХод урока:1 . Мотивация (звучит "Вальс цветов")- Представьте, что вы – маленькое семечко (дети присаживаются, закрывают голову руками)- Садовник посадил это семечко, очень бережно ухаживал за ним, поливал, оберегал.(учитель ходит между рядов, гладит детей по голове)- С первыми лучами солнышка семечко начало расти, появился зеленый листочек (дети сидят, поднимают руки к солнцу)- Стебелек растет(дети встают, расправляют плечи)- Вот наступает радостный момент: появляется прекрасный цветок(дети поднимают руки вверх, раскрывают их)- Цветок хорошеет.(дети улыбаются друг другу)- Цветок тянется к свету, к солнцу.(дети тянутся верх)Присядьте на места. Вы почувствовали себя цветком? Попробуйте ответить на вопрос: зачем цветок тянул свои листки и лепестки к солнышку? (ответы)Учитель: - Цветок тянется к солнцу, а к чему тянется человек? Прочитайте девиз урока: Слайд 1мир освещается солнцем, а человек – знаниями.Учитель:- Как вы понимаете наши слова? Как примените к нашему уроку?2.Определение темы урока.Тема нашего урока спрятана в загадке.Снится ночью паукуЧудо-юдо на суку:Длинный клюв и два крыла,Прилетит – плохи дела.А кого паук боится?Угадали? Это… (Птица)- Кому будет посвящен наш урок?Поговорим мы сегодня о птицах.Слайд 2Тема нашего урока так и звучит “Жизнь птиц”.Слайд 33.Усвоение новых знаний:Учитель: Ребята, каких птиц вы знаете? Ответы детей.Учитель: я предлагаю вам выдержать небольшое испытание, отгадать, о каких птицах сейчас пойдёт речь:Слайд 4- Ходит по двору будильник, Раскрывает с шумом крылья, Разгребает лапкой сор.И садится на забор. (ответ, на слайде фотография петуха)- Спинкою зеленовата, Животиком желтовата. Черненькая шапочкаИ полоска шарфика. (На слайде фотография синицы)- Маленький мальчишкаВ сером армячишке. По двору шныряетрохи собирает. (На слайде-изображение воробья)- Чернокрылый, красногрудый,Он зимой найдёт приют:Не боится он простуды С первым снегом – тут как тут!(На слайде-изображение снегиря)Учитель: ак вы думаете, кто здесь лишний?Ответ: петух, потому что это домашняя птица.(Убираю изображение петуха)Учитель: - О каких же птицах мы будем сегодня говорить?Ответ: О дикихУчитель: верно, а сейчас я предлагаю вам открыть учебники на стр.9 и найти рубрику «Понаблюдаем»Работа с учебником с.9 фронтально рубрика «Понаблюдаем» Вывод: каких птиц зимой не встретишь? Учитель: Все птицы, которых мы с вами знаем, делятся на три группы. Подумайте, как называются эти группы?Слайд 5Приходим к выводу, что птицы делятся на перелётных, зимующих и оседлых (объясняем почему)Слайд 6- Каких птиц вы знаете? ( Называют)- Можно ли всех названных вами птиц увидеть вместе? Почему?Работа в парах:Предлагаю вам поработать в парах, для этого возьмите иллюстрации №1, отметьте на них буквой «П» - перелётных птиц, буквой «З» - зимующих, буквой «О» - оседлых. (работа в парах) Проверка по слайдуУчитель: Птицы везде – над нами, вокруг нас, вдали, рядом. Встретить их можно и в лесу, и в поле, и на реке, и в горах. Птиц в природе очень много. Только в России их насчитывается более 760 видов. Птицы отличаются друг от друга цветом оперения, размером и даже пением.Работа с учебником: рассмотрите картинку на стр. 9, какие птицы на ней изображены?Ответ: - Снегири, синички.Слайд 7Учитель: Ребята, я предлагаю вам послушать пение синички и ответить на вопрос: «Как поёт птица?».Звукозапись, ответы (громко, звонко, весело и т.п.)Работа с учебником: (фронтально)На странице 9 прочитайте о том, как поют снегири и приготовьтесь к ответу на поставленный к тексту вопрос.Учитель: я предлагаю вам послушать пение снегиря, верно ли, что эту птицу называют «тихопевом»?Работа по учебнику стр.10 (фронтально)Что умеет делать клюв? (Курица – клевать зерно. Клёст – шелушить шишки. Нектарница – высасывать сок. Дятел – долбит кору и вытаскивает насекомых. Работа в парах с. 10.Соображалки. Ответы детей о клювах клеста и дятла.Работа с карточками:Показ слайдов, дорисовывание клювов у птиц, объяснение своего варианта изображения клюва (на доске и на карточках)Работа в парах с. 11.выполнение задания, проверка по слайду (исправь ошибки)Слайд 8 Физкультурная минуткаУтром встал гусак на лапки,Приготовился к зарядке:Повернулся влево, вправо.Приседанье сделал справно, Встал на левую ногу,Встал на правую ногу,Клювиком почистил пухИ скорей за парту плюх.Работа в тетрадях (Групповая деятельность).Слайд 9Учитель: ребята, я предлагаю вам поработать с печатной тетрадью на стр. 45. Рассмотрите внимательно иллюстрацию и составьте устный рассказ по ней. Проверка работы, дополнение групп.Слайд 10Показ слайдов “ Нелетающие птицы”. Разгадывание кроссворда стр.44 (печатная тетрадь)Рефлексия-Вспомните девиз нашего урока. ( на экране появляется девиз: Мир освещается солнцем, а человек - знанием)-Какие новые знания получили? О чем говорили? Что интересного запомнили? ( на экране появляются картинки птиц с надписями: «перелетные», «зимующие») -С помощью сигнальных карточек оцените свою работу: кто запомнил отличия зимующих и перелетных птиц, сможет объяснить это дома - зеленая карточка; кому это сложно, нужно еще поговорить о перелетных и зимующих птицах - красная.-Спасибо за то, что вы честно оцениваете свою работу, спасибо за нтересный урок.