Публикации «Колокола России»

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Колокола России»
Автор: Коломенцева Наталья Евгеньевна

Конспект образовательной деятельности для детей старшей группыТема: «Колокола России»Подготовила Коломенцева Н. Е.воспитатель МДОУ детский сад «Сказка»г. Малоярославец Калужской областиЗадачи: познакомить детей с устройством колокола и особенностями его звучания; уточнить знания детей о появлении колокола; закреплять знания о колоколах и колокольных звонах России; отметить, какое значение имеют колокола в русской истории и культуре в прошлом и в настоящем времени; воспитывать у детей интерес к историческому и духовному наследию России.Материалы и оборудование: шкатулка, различные колокольчики, аудио запись с различным звучанием колоколов, картинки с изображением деревянного и металлического била, колокола, звонницы, кинопленкаПредварительная работа: слушание музыкальных звонов, просмотр книг, фильмов, разучивание пословиц, поговорок, стихов о колоколахВоспитатель. Дети внимательно посмотрите на картинку, послушайте музыку и попробуйте догадаться, что в шкатулке. Ответы детей.Воспитатель. Посмотрим, догадались вы или нет. (Открывает шкатулку, достает колокольчик, звонит им).Воспитатель. Что это?Дети. Колокольчик.  Воспитатель. Но колокола появились не сразу. Что же было до колоколов? В давние времена на Руси не было ни радио, ни телевидения. Но случались разные несчастья, беды – приближались враги или возникал пожар, - и нужно было срочно созвать народ. В древние времена на Руси для получения звуковых сигналов, чтобы люди собрались все вместе и узнали о событии, использовались деревянные доски. Священник держал такую доску в руках и бил по ней колотушкой (показывает картинку), созывая людей собираться возле церкви. В российских деревнях дома находились далеко друг от друга, а звук ударов был негромкий, поэтому священнику приходилось ходить по деревне. Эту деревянную доску называли било. Слово «било» произошло от слова «бить». По преданию, в IV веке один монах заболел и пошел в лес за лечебными травами. Устав, он прилег на траву и задремал. Сквозь сон монах услышал удивительную музыку.Звучит колокольчик. Даже скорее не музыку, а перезвон. Монах почувствовал, что от этого перезвона болезнь куда-то уходит, и он начинает выздоравливать. Когда же он открыл глаза, то увидел, что возле самого его уха качается знакомый цветок. Какой?Колокольчик. И монах решил, что именно голос цветка помог ему.Священник, немедля явился к соседу-меднику и заказал ему большую бронзовую копию полевого цветка. Через несколько дней заказ был выполнен. Довольный священник схватил молоток и с размаху стукнул им о бок впервые отлитого колокола и велел использовать его при богослужении. Звон полнозвучный и приятный, как глас Божий, раздался в окрестностях. Так появился колокол (показывает картинку), который подвешивали на перекладину на столбе.Давайте посмотрим на колокол и сравним его с цветком колокольчиком. Похожи они по форме?Вопросы:
  • Где в настоящее время мы можем услышать колокол?
  • А что означает слово колокол? (звон, шум, крик, весть)
  • Для чего раньше использовались колокола?
  • Как называются люди, которые звонят в колокола?
  • Что самое главное, что умеют делать колокола? (Они умеют разговаривать, извещать, сообщать).
  • Воспитатель. А сейчас мы с вами рассмотрим, из каких частей состоит колокол. Строение колокола похоже на строение людей. Покажите мне ваши ушки (дети показывают ушки). Вот и у колокола есть уши» (показывает). За «уши» колокол подвешивают на перекладину. Давайте посмотрим на ваши языки. (Дети показывают языки). У колокола тоже есть вот такой длинный «язык» (показывают). Покажите ваши плечи. (Дети показывают на плечи). Так же и у колокола есть «плечи» (показывает). А теперь покажите ваше туловище. (Дети показывают). А у колокола вот такое туловище, которое называют «тулово» (показывает). Давайте запомним это слово и скажем вместе: «Тулово». (Дети повторяют). «Плечи» и «тулово» являются основой колокола. Поставьте руки на пояс, где он у вас находится? (Дети показывают). Правильно. А на «тулове» у колокола располагаются два «пояса» - верхний и нижний (показывает).Физкультминутка «Громко колокол звонил».Громко колокол звонил, Всех людей он разбудил.Просыпайтесь, одевайтесь,Возле храма собирайтесь! Раз, два, три, четыре, пять.Будем праздник отмечать.Громко колокол звонил,Всех пожарных разбудил.Просыпайтесь, одевайтесь,На пожар вы собирайтесь! Раз, два, три, четыре, пять.Будем горю помогатьГромко колокол звонил,Всех гостей он разбудил.Просыпайтесь, одевайтесь. И цветами запасайтесь!Раз, два, три, четыре, пять.На свадьбе будем мы гулять!Игра «Колокольные звоны России»Узнать (набат, куранты, благовест, музыкальный колокольчик)Вокально – ритмическая игра «Дружные колокола»А давайте устроим звонницу! Может быть, кто-то захочет попробовать стать звонарем? Тогда давайте играть в «Дружные колокола».Группа делиться на три группы: большие колокола, средние колокола и малые колокола. Сначала колокольный звон изображается пением, а затем при помощи колокольчиков (разных размеров)1 группа: маленькие – «зазвонные» - колокола поют: тили-тили-бом, тили-тили-бом, тили-бом.2 группа: средние колокола поют: бим- бом,3 группа: большие колокола поют: бом, бом, бом.По указанию «звонаря» (дирижера) колокола начинают звучать: отдельными группами, несколько групп и тВоспитатель. Чтобы вы лучше запомнили, о чем мы сегодня с вами говорили, я предлагаю сделать фильм о колоколах. Перед вами кинолента и кадры нашего бедующего фильма.Воспитатель ставит перед детьми макет кинопленки с карманами для «кадров» - картинок. 1-ый кадр – появление на Руси деревянного била; 2-ый кадр – появление металлического била; 3-ий кадр – появление колокола; 4-ый кадр – звонница; 5-й кадр звонарь на звонницеВоспитатель. Давайте, дети, делать фильм.Дети и воспитатель отбирают картинки для фильма. Воспитатель задает детям уточняющие вопросы.Воспитатель. Как в старину созывали людей в церковь? Дети. Били по деревянной доске колотушкой.Воспитатель. Что появилось потом?Дети. Металлическое било.Воспитатель. Где вешали первый колокол?Дети. На столбе.Воспитатель. Где сейчас звонят колокола?Дети. На колокольне.Воспитатель. С какими колокольными звонами мы познакомились?Дети. Благовест, набат, музыкальные колокольчики, куранты.Воспитатель. Вот какой у нас получился интересный фильм! Понравилось сегодня вам наше занятие? Какое у вас настроение?Ответы детей.Воспитатель. А сейчас, ребята прочитают стихотворение «О чем поют колокола?»