Публикации «Методика проведения и обучения техники оригами ».

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Методика проведения и обучения техники оригами ».
Автор: Чуракова Елена Николаевна

Комитет по образованию Администрации Г. о. Подольск
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
центр развития ребенка – детский сад № 15 Медвежонок
Методика проведения и обучения техники оригами .
Мастер - класс
(консультация для воспитателей)
Подготовила и провела:
Воспитатель
Чуракова Е.Н
Г. о. Подольск
Ход мастер-класса
Здравствуйте, уважаемые коллеги. Сегодня я поделюсь своим педагогическим опытом по теме Методические приёмы обучения дошкольников технике оригами. Помимо участия в мастер-классе, вы можете ознакомиться с выставкой, где представлены: литература и наработанный продуктивный материал.
Актуальность использования оригами в образовательном процессе в первую очередь, конечно же, связана с возможностью использования его как средства развития мелкой моторики рук. Использование оригами обеспечивает хорошую тренировку пальцев, способствует выработке движений кисти, развивает точность, скоординированность мелких движений пальцев. Как известно, всё это стимулирует развитие речи у детей. Кроме того, для детей младшего возраста тренировка пальцев важна с точки зрения выработки основных элементарных умений, таких, как одевание и раздевание, застегивание и расстегивание пуговиц, манипулирование ложкой, ножницами. У старших дошкольников тренировка пальцев подготавливает руку к письму.
Доступность бумаги, как материала, простота ее обработки привлекает детей. Они овладевают различными приемами и способами действий с бумагой, такими, как сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание.
- Оригами развивает у детей способность работать руками под контролем сознания, у них совершенствуется мелкая моторика рук, точные движения пальцев, происходит развитие глазомера.
- Оригами способствует концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления, чтобы получить желаемый результат.
- Оригами имеет огромное значение в развитии конструктивного мышления детей, их творческого воображения, художественного вкуса. Оригами стимулирует и развитие памяти, так, как ребенок, чтобы сделать поделку, должен запомнить последовательность ее изготовления, приемы и способы складывания.
- Оригами знакомит детей с основными геометрическими понятиями (угол, сторона, квадрат, треугольник и т.д.), одновременно происходит обогащение словаря специальными терминами.
В переводе с японского оригами – складывание бумаги. В результате складывания получаются разнообразные фигурки. Но сегодня мы не будем просто учиться делать ту или иную фигуру. Моя задача – познакомить вас с методическими приёмами обучения дошкольников оригами. А именно с организационными методическими приёмами. Напомню, что организационными методическими приемами мы направляем внимание, восприятие и работу детей. Почему именно этот аспект я выбрала для темы мастер-класса?
Во-первых, владение разнообразными методическими приемами, умелое их сочетание, свидетельствует о педагогическом мастерстве педагога, т. е. служит показателем качества его работы.
Во-вторых, умения и навыки ребёнка, формируемые с помощью методических приёмов, которые будут представлены сегодня Вашему вниманию, могут быть использованы в различных видах детской деятельности: игровой, трудовой, коммуникативной. Такой подход соответствует Федеральным государственным стандартам. Федеральные требования ставят перед педагогами задачу организации интегрированного воспитательно-образовательного процесса.
Этапы работы с детьми по обучению оригами
I этап - знакомство с искусством оригами, изготовление базовых форм оригами: книжка, шкаф, треугольник, мороженое, блинчик, конфета; - изготовление простых поделок, доступных детям старшей группы.
II этап - знакомство с условными обозначениями искусства оригами: перевернуть лист, согнуть и развернуть лист, сгиб внутрь, повернуть, сгиб долиной, сгиб горой, складка молния, вогнуть.
изготовление базовых форм оригами: двойной квадрат, двойной треугольник.
изготовление поделок по их схематическому изображению, доступному детям подготовительной группы.
Задачи I этапа работы
1. Учить детей искусству оригами, развивать мелкую моторику, совершенствуя и координируя движения пальцев и кистей рук.
2. Учить детей мастерить из бумаги, складывая квадрат в разных направлениях.
3. Научить детей складывать базовые формы книжка, шкаф, треугольник, мороженое, блинчик, конфета
4. Формировать добрые чувства по отношению к близким.
5. Формирование самостоятельности, уверенности в себе, самооценки.
6. Помочь детям раскрыть свои возможности и проявить конструктивные, изобразительные, оформительские и театральные способности.
На II этапе работы определены следующие задачи:
1. Продолжать учить детей искусству оригами, развивать мелкую моторику, совершенствуя и координируя движения пальцев и кистей рук.
2. Познакомить детей с условными обозначениями, которые используют в искусстве оригами.
3. Учить детей работать со схематическим изображением поделки.
4. Познакомить на практике с основными геометрическими понятиями.
5. Продолжать формировать самостоятельность, уверенность в себе, самооценку.
6. Развивать память и внимание.
7. Развивать творческие способности и исследовательские навыки.
Итак, методы и приёмы обучения детей технике оригами.
Перед вами схема, на которой представлены методы и приёмы, используемые в работе с применением техники оригами. Точно такая же есть у вас. Давайте рассмотрим схему. Вы видите, что методы и приёмы достаточно разнообразны. В рамках времени мастер-класса мы не можем познакомиться со всеми. Я предлагаю подробно рассмотреть следующие методические приёмы:
объяснение, сопровождаемое показом с опорой на символы-ориентиры.
выполнение действий с детьми с проговариванием
выполнение действий по пооперационным картам.
На ваших таблицах эти методические приёмы отмечены красным цветом. Почему именно их я выбрала? На мой взгляд, использовать их в работе может педагог даже не владеющий глубоко техникой оригами. Они эффективны в работе с детьми и дают возможность решать задачи различных образовательных областей.
Рассмотрим первый приём – объяснение, сопровождаемое показом с опорой на символы-ориентиры.
У младших дошкольников вызывает затруднение точное совмещение противоположных углов и сторон фигур. Для решения этой проблемы я использую приём - объяснение, сопровождаемое показом с опорой на символы-ориентиры. (педагог вывешивает название приёма)
Посмотрите, на углах квадрата, которые будут совмещены, нарисованы символы-ориентиры: божья коровка и цветок. Я предлагаю детям: Давайте поможем божьей коровке сесть на цветок. Возьмём уголок, на котором изображена божья коровка и точно совместим с уголком, где расположен цветок, посадим её на цветок. А теперь, чтобы божья коровка не улетела, пальцами левой руки удерживаем совмещённые углы, а ногтем большого пальца правой руки, прогладим полученную складку.
Используя данный методический приём, мы не только помогаем ребёнку научиться выполнять складывание заготовки по диагонали аккуратно, точно совмещая противоположные углы и стороны, но и развиваем в ребёнке способность, действовать самостоятельно, формируем способность к переносу данного действия в самостоятельную трудовую деятельность. Например, освоив это действие, ребёнок может применить его при складывании салфеток для салфетницы. (демонстрирует)
Рассмотрим второй приём – выполнение действий с детьми с проговариванием (педагог вывешивает название приёма)
Для его демонстрации я приглашу помощников, чтобы более наглядно Вам показать его использование в практической работе с детьми. Я буду складывать фигуру Жар-птица и по ходу выполнения задавать вопросы, которые обычно задаю детям.
Демонстрация приёма.
– Мы будем складывать фигуру Жар-птица. Возьмите квадрат. – Какую фигуру вы взяли?– Сложите базовую форму Воздушный змей. – Какую базовую форму вы сложили? Что вы для этого сделали?– Перегните заготовку пополам. – Что вы сейчас будете делать?– Выполните надрез снизу вверх по намеченной линии, глядя на схему. – Что вы сейчас делаете?– У вас получились очень красивые жар-птицы, как вы думаете, почему?
Использование этого приёма развивает у детей диалогическую речь в контексте выполнения определённой деятельности; формирует умение слышать собеседника, развивает грамматическую сторону речи.
Мы рассмотрели два самых простых методических приёма. Они просты в применении и могут использоваться всеми педагогами, даже не занимающимися оригами в системе. А вот следующий приём более сложный, но эффективный. Им смогут воспользоваться те, кто заинтересуется оригами.
Рассмотрим третий приём - выполнение действий по пооперационным картам.
Для того, чтобы процесс изготовления поделок в стиле оригами стал для детей более доступным, использую приём - выполнение действий по пооперационным картам. Использовать этот приём следует, когда дети уже овладеют базовыми формами складывания. По таким картам работать проще и интереснее, чем по схемам. И схема, и пооперационная карта показывают чёткую последовательность выполнения действий, в чём же преимущество пооперационной карты?
Схема – плоское изображение, а карта предлагает объёмный образец, как на киносеансе в формате 3Д, который сейчас так популярен у детей. кроме того, схему нельзя развернуть, а любую фигуру на карте можно развернуть и снова свернуть, тем самым отрабатывая приёмы складывания или вспоминая забытые действия и операции.
И самое главное – работа с пооперационной картой соответствует психо-физиологическим особенностям ребёнка дошкольного возраста, а именно особенностям восприятия новой информации. Наиболее доступное для ребёнка – чувственное восприятие. При использовании карт обеспечивается большее количество каналов поступления информации – зрение (ребёнок видит всё, что изображено на карте)
осязание (он может потрогать, развернуть, свернуть, ощутить объём),
слух (ребёнок слушает комментарии педагога).
А при работе с традиционными схемами информация поступает, в основном, через зрение.
Всё мной перечисленной говорит о преимуществе пооперационных карт по сравнению со схемами.
Итак, предлагаю вашему вниманию пооперационную карту по изготовлению фигуры Лиса: давайте её разберём. Я буду комментировать действия, а вы находить и рассматривать соответствующие операции на карте:
Фигурка состоит из двух частей – туловище и голова.
1 шаг – Для туловища берем большой квадрат2 шаг – складываем бумагу так же, как мы делали воздушный змей: сложить квадрат по диагонали, развернуть его и две прилегающие одна к другой стороне квадрата согнуть к диагонали, а нижний угол отогнуть назад. (показываю пооперационную карту воздушный змей).3 шаг – Для головы квадрат меньшего размера. Посмотрите на пооперационную карту и расскажите последовательность изготовления головы. 4 шаг – Складываем квадрат по диагонали, заглаживаем сгиб.5 шаг – Треугольник кладем вершиной вниз и загибаем острые углы вверх навстречу друг другу. Это ушки.6 шаг – Голову с туловищем склеиваем и дополняем деталями: носик, глазки, усики, лапки.
Применение данного приёма влияет на развитие у дошкольников познавательных психических процессов: восприятия, внимания, логического мышления; способствует развитию у детей способности к самоконтролю. самостоятельной творческой деятельности.
Итак, мы рассмотрели три методических приёма, используемых в обучении технике оригами:
объяснение, сопровождаемое показом с опорой на символы-ориентиры.
выполнение действий с детьми с проговариванием
выполнение действий по пооперационным картам.
Сейчас мы переходим к практической части мастер-класса, в ходе которой вы попробуете использовать эти методические приёмы.
Вашему вниманию представлены композиции из бумажных трубочек. Когда вы входили, мы вручили вам цветы. Пожалуйста, дополните композиции цветами или как мы говорим детям, посадите цветы на свои клумбы: у кого в руках васильки – подойдите к жёлтой композиции, белые – к розовой, жёлтые к голубой. Вставьте цветы в трубочки и присаживайтесь за столики.
Прошу внимания. Ваша цель – применить методы и приёмы, которые мы разобрали.
Прежде чем вы откроете конверты, с подробными инструкциями, лежащие на столах, послушайте последовательность ваших действий. Вам необходимо:
Выполнить определённую фигуру, применив один из 3-х приёмов, которые мы подробно рассмотрели сегодня. Для изготовления использовать карточку подсказку в конверте.
Составить текст презентации своей работы по определённому плану. Составить текст Вам помогут, содержащиеся в карточках наводящие вопросы.
Презентовать приём, который вы отрабатывали на практике в своей группе.
Первая группа будет использовать приём объяснение, сопровождаемое показом с опорой на символы-ориентиры
Вторая группа будет использовать приём выполнение действий с детьми с проговариванием
Третья группа будет использовать приём выполнение действий по пооперационным картам
На выполнение задания даётся 7 минут. По окончании времени представители от каждой группы одновременно выходят для презентации.
А теперь откройте конверты, которые лежат у вас на столах. Перед началом работы внимательно ознакомьтесь с инструкцией.
Педагог подходит к каждой группе и уточняет содержание деятельности.
Презентация выполнения работ.
А сейчас представители от каждой группы продемонстрируют присутствующим результаты своей деятельности.
Уважаемые коллеги, я благодарю группы за продуктивную работу. Надеюсь, что в ходе мастер-класса вы получили определённые представления об эффективности использования организационных методических приёмов. И что наш мастер-класс пробудил в вас желание творчества, поиска, вызвал интерес к данной теме
Оборудование
2 магнитные доски;
схема: Методы и приёмы демонстрационная и раздаточные индивидуальные;
конверты с заданиями;
материалы для участников для выполнения заданий;
готовые бумажные цветы 3-х оттенков, подставки под них в виде композиций;
Выставка литературы и наработанного продуктивного материала.
Стол для демонстрации приёма работы, заготовки квадратной формы, ножницы, схема.
Список литературы
1. Афонкин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Энциклопедия оригами для детей и взрослых. - СПб.: Кристалл, 2008. - 201 с
2. Венгер Л.А., Мухина В.С. Развитие мышления дошкольника//Дошкольное воспиатние - 2007.№ 37 - с.20-37
3. Долженко Г. И. 100 оригами. - М.: Просвещение,2006. - 250 с.
4. Оригами. Искусство складывания из бумаги. - М.: Юрайт - Издательство, 2007. - 197 с.
5. Сержантова Т.В. Оригами для всей семьи. - М.: Аспект - Пресс,2007. - 384 с.
6. Соколова С.В. Оригами для дошкольников: Методическое пособие для воспитателей ДОУ. - М.: Гардарика, 2008. - 368 с.
Конверт для 1-й группы
1. Выполнение задания: каждый из вас должен сложить по 2 базовые формы – треугольник, используя методический приём работы по символам-ориентирам. У вас получится 8 треугольников. Глядя на образец, сложите фигуру Часы.
2. Презентация методического приёма должна включать следующее:
название приёма
цели применения именно данного приёма
демонстрация изготовленной фигуры с использованием данного приёма
ваше мнение о возможностях использования данного приёма в работе с дошкольниками
Желаем вам успешной работы!
Конверт для 2-й группы:
Выполнение задания: Вы работаете, используя приём выполнение действий с детьми с проговариванием. Один из вас берёт на себя роль воспитателя, (если нет желающих, эту роль выполняет тот, кто открыл конверт и взял в руки лист с заданием-инструкцией по сборке фигуры лист), остальные участники группы выполняют роли детей. Воспитатель , называя последовательно все действия для выполнения фигуры, задаёт по ходу работы вопросы детям. Дети должны стараться отвечать полными предложениями.
Порядок выполнения работы:
Сегодня мы украсим веточки осенними листьями. Я буду рассказывать, что нужно делать и задавать вам вопросы. Вы внимательно меня слушайте, выполняйте всё точно и отвечайте полными ответами на мои вопросы. Тогда у каждого, кто будет внимателен, точен и аккуратен, получится красивый осенний листок. Также, ребята, вы можете опираться на схемы по сборке фигуры. Все готовы?
Возьмите фигуру квадрат. – Какую фигуру вы взяли? Какого цвета квадрат вы взяли?
Сложите квадрат по диагонали и разрежьте на 2 треугольника. – Что вы сейчас сделали?
Теперь положите треугольник вниз прямым углом. – Что вы сейчас будете делать?
Вдоль длинной стороны треугольника загните узкую полоску к себе и сложите весь треугольник веером. (Выполнение) – На какой предмет становится похожа ваша фигура?
Получившийся веер сложите ровной стороной внутрь. – Что вы сейчас делаете?
Теперь осталось склеить листочек и надеть его на веточку.
У вас получились очень красивые листья. Как вы думаете, почему? Постарайтесь отвечать по-разному. (ответы: у меня получился очень красивый листик, потому что я хорошо прогладил все линии сгиба, аккуратно работала с клеем и т.д.)
2. Презентация методического приёма должна включать следующее:
название приёма
цели применения именно данного приёма
демонстрация изготовленной фигуры с использованием данного приёма
ваше мнение о возможностях использования данного приёма в работе с дошкольниками
Желаем вам успешной работы!
Конверт для 3-й группы
Выполнение задания: каждый из вас пользуясь пооперационной картой, складывает фигуру мак, и располагает её в общей композиции.
Презентация методического приёма должна включать следующее:
название приёма
цели применения именно данного приёма
демонстрация изготовленной фигуры с использованием данного приёма
ваше мнение о возможностях использования данного приёма в работе с дошкольниками
Желаем вам успешной работы!