Публикации Методические рекомендации для воспитателей на тему: «Игра – как средство профилактики конфликтного поведения у старших дошкольников».

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Методические рекомендации для воспитателей на тему: «Игра – как средство профилактики конфликтного поведения у старших дошкольников».
Автор: Талькова Ольга Викторовна

Автономная Некомерческая Организация Дошкольного образования«Планета детства «Лада»Детский сад №97 «Хрусталик»Методические рекомендации для воспитателей на тему: «Игра – как средство профилактикиконфликтного поведения у старших дошкольников». подготовилапедагог-психолог Талькова Ольга Викторовнагольятти 2017 г.Аннотация.Данные методические рекомендации предназначены для воспитателей ДОУ с целью расширить круг приемов и методов работы с детьми в формировании навыков разрешения конфликтных ситуаций. Воспитателям представлены игры на развитие коммуникативных навыков, развивающие умение решать конфликтные ситуации и преодолевать конфликты в общении друг с другом.Пояснительная записка.В жизни дошкольника важнейшую роль играет общение со сверстниками. Именно общение является главным условием для формирования общественных качеств личности дошкольников и развития навыков взаимоотношений друг с другом.В дошкольном возрасте межличностные отношения детей представляют собой целую систему, со своей динамикой развития и внутренней структурой. Изучение отклонений в развитии отношений на ранних этапах становления личности становится важным и актуальным, так как конфликты в отношениях дошкольника могут стать серьезной угрозой для развития личности.Дошкольники по-разному ведут себя в конфликтных ситуациях. В процессе успешного и самостоятельного разрешения конфликтов, которые возникают в общении и взаимодействии с окружающими, развивается личность ребенка. Однако же конфликты играют и важную положительную роль. То как ребенок выходит из сложившейся конфликтной ситуации, как он разрешает те или иные проблемы, возникающие в ней, способствует активному вхождению детей в мир социальных отношений. Эти проявления влияют на успешность формирования личности в целом.Между тем умение дошкольника конструктивно выходить из конфликтной ситуации складывается в особых условиях, формирование которых является объектом работы педагогов.Исследование детских представлений о причинах конфликта, способах его разрешения и варианты поведения в нем является весьма актуальным. В разработке данных методических рекомендаций центральное место уделяется конфликту у детей старшего дошкольного возраста и такому способу его разрешения как игра. Целесообразность именно такого способа дает возможность воспитателям привлекать детей к игре и использовать ее в коррекции эмоциональных трудностей дошкольников.Дети эмоционально неблагополучные часто испытывают затруднения во время игры. Это проявляется в жестоком отношении к игрушкам, которых они обижают, наказывают, ломают. Такие игры могут носить постоянный и повторяющийся характер. Данные особенности неполноценного развития эмоциональной сферы нуждаются в специальной педагогической коррекции и профессионального подхода. Иначе эти отклонения могут привести к недостаткам умственного развития, а также задержке формирования социальных качеств личности ребенка в целом.Взаимосвязь эмоционального развития ребенка и развитием игры говорит о том, что приемы, выполняемые в процессе игры, способствуют нормализации эмоциональной сферы и ведут к появлению более прогрессивных и высокоразвитых форм эмоционального поведения.Цель предлагаемых методических рекомендаций: оказать методическую помощь воспитателям в поиске эффективных методов профилактики конфликтов у дошкольников.Овладение опытом организации игровой деятельности предлагаемыми рекомендациями поможет:
  • выяснить причины конфликтов в игровой деятельности у дошкольников;
  • определить методы и формы профилактики конфликтов;
  • разработать и реализовать систему занятий по профилактике конфликтов;
  • применять при разработке занятий эффективные методы и способы профилактики конфликтов у дошкольников в игровой деятельности, направленных на сплочение коллектива.
  • Содержание.В детский сад приходят дети с разными возможностями и умениями, с непохожими эмоциональными мироощущениями. Вследствие этого каждый ребенок создает свои отношения со сверстниками, воспитателями, каждый по-своему отвечает требованиям педагогов и формирует отношение к себе.Всевозможные требования окружающих находят разный отклик у самого ребенка, атмосфера в отдельных случаях бывает крайне неблагополучной.Это неблагополучие может проявляться по-разному: от малообщительного поведения, когда ребенок замыкается в себе и предпочитает игры в одиночестве, до агрессивно-общительного поведения, когда ребенок не контролирует свои действия, дерется, пытается навредить, испортить чужие игрушки. Одной из причин такого поведения является несформированность коммуникативных навыков. Конфликтные дети хотят и могут общаться, но, условно говоря, не имеют достаточного представления о способах эффективного общения.Это часто происходит у тех детей, которым не хватает внимания и заботы дома, которых постоянно ругают, критикуют (тоже происходит и в группе). Ссоры родителей на глазах у ребенка, а также несдержанный педагог в группе, приводят к тому, что он не представляет себе другого общения как те, что демонстрируют ему окружающие его люди. Такой ребенок начинает вымещать в конфликте все накопившиеся у него негативные эмоции, чувства обиды. В конфликтных ситуациях такой ребенок воспринимает агрессивные выпады как естественное решение проблемы. С другой стороны бывает, что ребенок становится кумиром всей семьи, он не знает ни в чем отказа, его желания сразу же беспрекословно исполняются родителями и другими близкими родственниками. В общении со сверстниками ребенок ждет такого же отношения, и, естественно, не получает его. И когда ребенок пытается добиться желаемого, происходит конфликтная ситуация.В любом случае, если у ребенка конфликтное поведение это сигнал того, что в его окружении (в семье, в группе детского сада) что-то не так. Поэтому планируя коррекцию конфликтного поведения, нужно проанализировать групповое и семейное состояние ребенка.Конфликтность, нарушение в общении и обособленность – причины слабой адаптации ребенка в окружающем мире, а также признаки серьезных эмоционально-личностных проблем в дальнейшем будущем.Общение детей друг с другом предполагает возникновение различных конфликтных ситуаций. Они могут возникать совершенно по разным поводам. Так, например, у детей младшего возраста конфликты часто возникают из-за игрушек, у среднего возраста из-за ролей, а в старшем дошкольном возрасте ссоры часто возникают из-за несоблюдения правил игры. Все эти ссоры – естественное явление, которое зачастую не требуют вмешательства со стороны взрослых. Таким образом ребенок методом проб и ошибок учится взаимодействовать со сверстниками, со взрослыми, без этого ему просто не обойтись. В конфликтных ситуациях ребенок учится самостоятельно выходить из спорных ситуаций и прекращать конфликты.Не секрет, что дети чаще всего ссорятся из-за игрушек. Ребенку очень тяжело поделиться с тем, что он считает своей собственностью, и покушение на его игрушку он воспринимает как покушение на собственную безопасность, вторжение в его личное пространство. Воспитателям, прежде чем обозвать ребенка «жадиной», «плохим мальчиком» или девочкой следует осознать права ребенка на его личную собственность и попытаться разрешить данную конфликтную ситуацию. Задача взрослого в данной ситуации, не критикуя ребенка научить некоторым правилам общения, друг с другом, которые позволят ему выразить свои чувства, выслушать желания другого научат договариваться и уступать. Наблюдая за детьми можно заметить, что каждый из них по-разному ведет себя в конфликтной ситуации, одни применяют силу, другие используют коммуникативные навыки, чтобы уладить спор мирным путем. Такие способы разрешения конфликта называются деструктивным и конструктивным. Деструктивный метод предполагает агрессивное поведение («Сейчас всех побью и они будут со мной играть), привлечение других средств для разрешения конфликта («Позову воспитателя, пусть он всех отругает), либо уход из конфликтной ситуации («Не буду с ними играть»). Конструктивный же метод предполагают разрешение конфликта мирным способом («Давай поиграем в другую игру»). Игра – это отражение реальности, в которой живет ребенок. В игре дети передают все, что происходит в их жизни. Если присмотреться или прислушаться к тому во что играют дети можно увидеть, как девочка бережно баюкает куклу-малыша, нежно напевая ему колыбельную, или как мальчик, играя в солдатиков, четко отдает им указания. Этот волшебный мир игры поражает верностью своих подробностей. В игре ребенок стремиться приобщиться к миру взрослых. В ней осуществляется желание стать шофером или доктором, как папа. С помощью своего воображения ребенок как бы получает возможность получить доступ в привлекательную жизнь взрослых. Тем и привлекательней становится игра как способ преодоления конфликтов у детей, так как с помощью воображаемых ситуаций можно попытаться корректировать реальные отношения среди детей. Если проследить за игрой легковозбудимых и конфликтных детей, то можно отметить эмоционально-положительный настрой ребенка на игру как таковую. Им интересна обстановка игры, правила и действующие лица. Но, входя в контакт со сверстниками, ребенок за счет своей импульсивности не может прийти к единому соглашению с другими участниками игры, придерживаться правил и приходить к единому решению. В возрасте 5-6 лет для детей характерно проявление демонстративности в поведении. Такие дети стремятся привлечь к себе внимание любыми возможными для них способами. Во время игры дети, обращаясь к партнеру по игре, не проявляют к нему интереса, они стремятся продемонстрировать свою игрушку, и преимущественно говорят только о себе. Способы привлечения внимания, как правило, носят агрессивный характер. Демонстративные дети ориентированы на оценку окружающих, все их действия направлены на то чтобы получить одобрение себя и своих поступков.В том и в другом случае проявление конфликтности в игре является следствием отсутствия у ребенка умения общаться. При выборе педагогом методов профилактики конфликтов стоит обратить внимание на психологические особенности ребенка, а также причины возникновения конфликтной ситуации. В данном случае педагогу отводится роль наблюдателя, то есть его целью становится выяснение причин конфликта, целенаправленное устранение конфликтной ситуации и профилактика поведения участников конфликта, добиться того чтобы дети слушали и слышали друг друга. Главнейшей задачей педагога научить детей не доводить отношения до конфликта. И если конфликт случился найти компромисс и достигнуть согласия между его участниками. При этом ребенок должен быть полноправным участником этого процесса, а не сторонним его наблюдателем. Педагогу следует высказать свое мнение по поводу конкретной конфликтной ситуации примерно таким образом: «Мне не нравится, что дети нашей группы дерутся и ссорятся». При этом общение должно быть спокойным, детям нужно дать возможность высказаться и вместе найти пути примирения. В данной ситуации педагог не должен забывать, что он несет ответственность за правильный исход конфликтной ситуации, соблюдая при этом социальные нормы отношения между детьми.Игра - как средство профилактики конфликтов у дошкольников нацелена на то, чтобы помочь детям осознать мотивы своего поведения. В игре приобретается опыт взаимоотношения друг с другом, решаются проблемы в отношениях.Профилактика конфликтов у детей будет успешна, если педагогами будут учитываться возрастные и психологические особенности детей, а также факторы, влияющие на возникновение конфликта. Для получения наилучшего результата от игр очень важно привлекать родителей детей. Это способствует наибольшему сплочению внутрисемейных отношений. В совместной игре родители как бы заново открывают для себя собственных детей, познают их внутренний мир, отношения в семье становятся более теплыми и дружескими.Вашему вниманию предлагается картотека игр направленных на снижение эмоционального напряжения, на развитие навыков конструктивного общения, на умение слушать и слышать друг друга, на улучшение психологического климата в детском коллективе.
  • Игра «Воробьиные драки» (снятие физической агрессии)
  • Дети выбирают себе пару и «превращаются» в «драчливых воробьев» ( приседают, обхватывают колени руками). «Воробьи» боком подпрыгивают друг к другу, толкаются. Кто из детей упадет или уберет руки со своих колен, тот выбывает из игры («лечат» крылышки у доктора Айболита) «Драки» начинаются и заканчиваются по сигналу взрослого.
  • Игра «Дракон»
  • Играющие, держась за плечи, становятся в линию. Первый ребенок «голова», последний «хвост» дракона. «Голова» должна дотянуться до хвоста и дотронуться до него. «Тело» дракона неразрывно. Как только голова схватила хвост, она сама становится хвостом. Игра продолжается до тех пор пока каждый участник не побывал в двух ролях.
  • Игра «Ручеек дружбы» (развитие навыков общения, учить помогать друг другу)
  • Перед игрой воспитатель проводит беседу с детьми о том, что такое дружба, зачем нужно помогать своему товарищу, что нужно уметь договариваться и действовать сообща и тогда можно преодолеть любые преграды и препятствия.Дети стоят друг за другом и держатся двумя руками за плечи впереди стоящего. В этом положении дети проходят различные препятствия?
  • Пройти по «узкой лесной тропинке»
  • Перепрыгнуть через «болотистые кочки»
  • Спрятаться от страшного серого волка
  • Пролезть через «кусты» (под столом)
  • Отдохнуть на лесной полянке (присесть)
  • Главное условие игры – не отцепляться друг от друга!
  • Игра «Слепой и поводырь» (умение действовать сообща, доверять друг другу).
  • Игра проводится в парах: один ребенок «слепой» другой «поводырь». «Слепому» завязывают глаза, а «поводырь» позади «слепого» и водит его по группе, помогая ему обходить препятствия и не наталкиваться на других участников игры. «Поводырь» отдает команды, стоя за спиной. Затем участники игры меняются местами. Каждый ребенок, таким образом, проходит своего рода «школу доверия».
  • Игра «Драка» (упражнение на релаксацию и дыхание)
  • Педагог предлагает ситуацию: «Вы с другом поссорились. Вот-вот начнется драка. Глубоко вдохните, крепко-напрепко сожмите челюсти. Пальцы рук зафиксируйте в кулаках, до боли вдавите пальцы в ладони. Затаите дыхание на несколько секунд. Задумайтесь: а может, не стоит драться? Выдохните и расслабьтесь. Ура! Неприятности позади! Это упражнение полезно проводить с тревожными и агрессивными детьми.
  • Игра «Волшебный стул» (улучшение взаимоотношений детей, повешение самооценки). Автор И.В.Шевцова.
  • В эту игру можно играть с группой детей на протяжении длительного времени. Предварительно педагог должен узнать «историю» имени каждого ребенка (происхождение, и что оно означает). Кроме этого надо изготовить корону и «волшебный стул» (он должен быть обязательно высоким). Взрослый проводит небольшую вступительную беседу о происхождении имен, а затем говорит, что будет рассказывать об именах всех детей группы (группа должна быть не более 5-6 чел.), причем имена тревожных детей лучше называть в середине игры. Тот, про чье имя рассказывают, становится королем. На протяжении всего рассказа о его имени он сидит на троне в короне. В конце игры предложите детям придумать личные варианты его имени (нежные, ласкательные). Можно также по очереди рассказать что-то хорошее о короле.
  • Игры – ситуации «Подскажи решение»
  • Предложенные педагогом ситуации помогут детям в выражении своих чувств, переживаний используя мимику и пантомимику.Детям предлагается послушать и проиграть ситуацию:
  • Ты пришел в новую группу – расскажи о себе, познакомься с другими детьми;
  • Твой друг принес игрушку, в которую ты тоже очень хочешь поиграть – попроси ее у него;
  • Два друга из твоей группы дерутся – помири их;
  • Ребята из твоей группы играют в очень интересную игру, а тебя не берут. Что ты сделаешь для того чтобы тебя приняли в игру?;
  • У тебя не получается застегнуть пуговицы на рубашке – попроси своего друга помочь тебе;
  • Во время прогулки внезапно пошел дождь, зонт есть только у тебя. Помоги ребятам дойти до детского сада не промокнув;
  • Твой друг после болезни возвращается в детский сад – как ты его порадуешь?
  • Игра «Руки знакомятся, ссорятся, мирятся» (игра направлена на умение выражать свои чувства и понимать чувства другого человека)
  • Педагог разделяет детей на пары. Предлагает им сесть друг напротив друга на расстоянии вытянутой руки. Далее дается задание закрыть глаза и руками «познакомиться» с соседом напротив и опустить руки.Снова закрыть глаза, вытянуть руки вперед, найти руки соседа напротив, и «поссорить» руки. Опустить руки.Ваши руки вновь ищут друг друга и хотят «помириться», попросить прощения, чтобы снова стать друзьями.
  • Игра «Коврик дружбы»
  • Воспитатель предлагает двум детям представить ситуацию, что они поссорились. И приглашает их присесть на «коврик дружбы», чтобы выяснить причину ссоры и пути мирного выхода из этой ситуации. Используются специальные «варежки-мирилки», которые пришиваются с двух сторон коврика, каждый ребенок одевает по одной варежке и, найдя решение проблемы, мирятся с помощью стихов «мирилок» типа «Мирись-мирись и больше не дерись…»
  • Игра «Под маской» (помогает развить умение выражать свои чувства, рассказать о настроении и переживаниях)
  • Перед началом игры педагог рассказывает о том, как важно быть честными и откровенными со своими товарищами. Дети садятся в круг. Воспитатель произносит фразу, ребенок у которого маска должен ее продолжить. Пример:
  • «Когда у меня плохое настроение я чувствую…»
  • «Я боюсь когда…»
  • «Что мне больше всего нравится так это…»
  • «Однажды со мной произошел случай, за который мне очень стыдно. Я…»