Публикации Школьная служба медиации

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Школьная служба медиации
Автор: Живтобрюх Наталья Анатольевна

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа № 14 с.Ленино
Приморского края Чугуевского района
Проект
Школьная служба медиации
Проект разработала :зам по воспитательной работе
Живтобрюх Н.А.
май 2016год
Актуальность: В последнее время в школе участились случаи агрессивного поведения среди обучающихся. Поэтому для оказания социально – психологической помощи обучающимся, испытывающим трудности в межличностном взаимодействии , имеющим проблемы в социальной адаптации , снижение числа правонарушений и конфликтных ситуаций среди несовершеннолетних , работников и родителей необходимо организовать службу школьной медиации.
Миссия : создание в школе устойчивой бесконфликтной среды.
Цель :Обучить подростков бесконфликтному поведению, цивилизованным формам разрешения споров и конфликтов.
Задачи :
-сократить общее количество конфликтных ситуаций , в которые вовлекаются дети, а также их остроту;
-повысить эффективность ведения профилактической работы , направленной на снижение проявления асоциального поведения обучающихся;
-оздоровить психологическую обстановку в школе ,обучение учащихся ненасильственным и уважительным методам урегулирования конфликтов;
-информирование учащихся, родителей и педагогов о принципах и ценностях восстановительной медиации;
-разработка и реализация примирительных программ для участников конфликтных ситуаций.
Целевая аудитория : обучающиеся 5-8 кл., классные руководители, педагоги, завуч по УВР, родители.
Ресурсы :
-людские ресурсы: классные руководители, педагоги, завуч по УВР, родители , органы и организации системы профилактики безнадзорности и правонарушений, опеки и попечительства, дополнительного образования.
-информационные ресурсы: школьный сайт, интернет, оформление стенда, памятки , буклеты;
-временные ресурсы : сентябрь 2016 – май 2019 гг.
-материально-технические ресурсы :
- проектор, компьютер, кабинет , бумага для принтера ,ватман интерактивная доска.
-правовые ресурсы:
- Конституция Российской Федерации ;
-Конвенция о правах ребенка ;
-Устав школы;
-Локальные акты;
-Семейный Кодекс;
-Федеральный Закон от 24 июля 1998 г № 124-ФЗ Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации;
-Федеральный Закон от 29 декабря 2012 г № 273-ФЗ Об образовании в Российской Федерации;
-положение о службе школьной медиации.
Финансовые: спонсорская помощь.
Модель проекта — воспитательная модель.
Формы и методы работы:
-классные часы:Давайте жить дружно!, Друг. Дружба, Пороки и добродетель, Что такое толерантность, Мы просто другие, Семейные традиции, Давайте вместе учиться достойно, с минимальными потерями выходить из конфликтов!!!, Выбор за тобой, Дружба и взаимоотношения в коллективе, Добро и зло, Ты в этом мире не один, Общественные дела – путь к взаимопониманию, Я и мой мир, Если в семье конфликт, Моя семья, Правда и ложь, Будь справедлив в словах и поступках.
- родительские собрания: Законодательство для родителей о воспитании детей (беседа), Право ребёнка на защиту от всех форм жестокого обращения (лекция), Наши дети нуждаются в защите ( памятка каждому родителю), Права и обязанности детей и родителей в детско-родительских взаимоотношениях в семье, Если в семье конфликт, Профилактика жестокого обращения с детьми, Жестокое обращение с детьми, Агрессивные дети. Причины и последствия, Ваш ребёнок взрослеет Нравственные аспекты здоровой семьи .
-беседы с обучающимися:Уважай старость, Права ребёнка, Права и обязанности подростков, Поведение в общественных местах, Я и мой мир, Чтобы радость людям дарить, нужно добрым и вежливым быть!
Акции :
Я волонтёр, Общественные дела – путь к взаимопониманию, Чтобы радость людям дарить, нужно добрым и вежливым быть!
Анкетирование среди учащихся с целью выявления случаев жестокого обращения.
Организация работы по профилактике раннего семейного неблагополучия.
Недописанный тезис (диагностика).
Анкетирование по выявлению фактов жестокого обращения с детьми.
Самочувствие учащихся в коллективе.
Анкета для родителей по проблеме насилия среди учащихся.
Этапы реализации:
1.Подготовительный
- анализ социально-психологического климата образовательного учреждения и выработку общей позиции (политики) руководства, педагогического коллектива, учащихся и родителей в отношении насилия в образовательном учреждении;
- разработка и принятие нормативных документов, правил поведения, должностных инструкций, алгоритмов действий, назначение ответственных за предотвращение, выявление и реагирование на случаи насилия;
- создание или реформирование службы психологической поддержки образовательного учреждения и определение партнерских организаций и механизмов взаимодействия с ними для оказания помощи пострадавшим от насилия, обидчикам и свидетелям;
- мониторинг жизнедеятельности образовательного учреждения, уровня ее комфортности и безопасности.
2.Основной этап:
-проведение ознакомительных семинаров для всех педагогических работников школы;
- организация информационного просветительного мероприятия, семинаров - тренингов для родителей направленного на формирование мотивации к участию в работе службы школьной медиации;
-обучение методу школьной медиации обучающихся и подготовка групп равных;
-формирование групп равных из обучающихся 5-8кл;
- реализация программ воспитательной деятельности, способствующих личностному развитию нравственному становлению учащихся, укреплению духа сотрудничества и взаимного уважения, выработке навыков эффективного общения, критического мышления и осмысления стереотипов, ненасильственного разрешения конфликтов, самозащиты, сопротивления давлению, управления эмоциями и преодоления стрессовых ситуации и др.;
- профессиональная подготовка и обучение педагогических работников и другого персонала принципам позитивного воспитания и поддержания дисциплины, исключающим насильственные действия в отношении учащихся, методам предотвращения агрессивного поведения и проявлений насилия, социально-психологическим технологиям формирования личности и различным стратегиям безопасного поведения;
- информирование родителей о проблеме насилия и поддержку родителей учащихся, столкнувшихся с проявлением насилия.
3.Заключительный этап
-рефлексия;
- анализ деятельности службы школьной медиации и подведение итогов;
-дальнейшие шаги реализации проекта.
План работы
№ п/п
Наименование мероприятия
Сроки проведения
Ответственные
1.
Проведение диагностики, анкетирования школьников на тему: Разрешение конфликтных ситуаций в школе
Сентябрь 2016 г
Классные руководители
2.
Формирование и утверждение состава инициативной группы.
Октябрь, 2016 г
Зам по ВР
3.
Формирование запросов классных руководителей (обращения, беседы)
В течение года
Зам по ВР
классные руководители
4
Организация информационно - просветительских мероприятий по вопросам школьной медиации
В течение года
Зам по В Р
5
Проведение ознакомительной встречи с родителями на общешкольном родительском собрании 5-8кл.
Ноябрь – декабрь 2016 г.
Администрация школы
6
Выступление учащихся, членов совета школьной медиации во всех классах с представлением работы службы.
Декабрь – февраль
Члены СШМ
7
Проведение восстановительных программ
По мере необходимости
Члены СШМ
8
Обучение медиаторов восстановительным программам
Один раз в четверть
Руководитель СШМ
9
Анкетирование учащихся 5-8классов с целью изучения эффективности деятельности восстановительных программ.
Март – апрель 2016г.
Классные руководители
10
Сотрудничество с органами и учреждениями профилактики правонарушений, дополнительного образования.
В течение года
Члены СШМ
11
Размещение информации о работе СШМ на школьном сайте.
В течение года
Члены СШМ
Возможные риски при реализации проекта Школьная служба медиации
Недостаточная поддержка администрацией и участниками образовательного процесса.
Недостаточное финансирование.
Недостаточная компетентность в вопросах школьной медиации.
Показатели результативности проекта.
Снижение конфликтных ситуаций уровня агрессивного поведения обучающихся на 30%
Эффективно проведенные программы примирения.
Постоянное активное функционирование службы.
Жизнеспособность проекта.
Дальнейшую жизнеспособность проекта мы видим в постоянном и активном функционирование школьной службы медиации. При реализации проекта с положительными результатами эта задача решаема.Служба школьной медиции в своей работе всегда соблюдает принцип:понять, принять ,помочь