Публикации Развитие познавательного интереса у обучающихся с особыми образовательными потребностями на уроках математики

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Развитие познавательного интереса у обучающихся с особыми образовательными потребностями на уроках математики
Автор: Архипова Вера Сергеевна

«Развитие познавательного интереса у обучающихся с особыми образовательными потребностями на уроках математики»учитель индивидуального обучения Архипова Вера СергеевнаВо-первых, что мы старались сделать в прошедшем учебном году – улучшить межпредметную координацию уроков математики с другими дисциплинами:
  • укрепляли связи содержания уроков математики с жизнью;
  • развивали коммуникативную и регулирующую функции речи;
  • обучали денежным расчётам;
  • стремились связать обучение с жизненной практикой учащихся;
  • сделать математический материал актуальным для учащихся.
  • Очень полезной и актуальной стала работа по изучению цен на товары первой необходимости и регулярные упражнения в вычислениях стоимости покупки, сдачи и т.п. то есть обыгрывание на уроках ситуаций, которые могут возникнуть при покупках в магазинах, на рынке.Полезной и интересной для учащихся с особыми образовательными потребностями была работа по подсчету стоимости покупки и сдачи по чекам из универсама, такая форма обслуживания покупателей стала повсеместной.Работа с чеками была полезна и в плане подготовки учащихся к изучению чисел, выраженных мерами стоимости, их выражению в виде десятичных дробей. Здесь учащиеся узнавали, что слева от запятой пишутся целые числа, а справа от запятой – доли рублей, т.е. копейки.Денежные вычисления, решение небольших задач, связанных с расчетом стоимости покупки по известной цене, размен и замена монет включались нами практически в каждый урок математики начиная со второго и по девятый класс.Интересны, важны и доступны учащимся расчеты стоимости 100 граммов товара по известной цене за 1 килограмм.Использование таких видов работ приносило видимые положительные результаты. По наблюдениям родителей учащихся значительно увереннее и правильнее начинают действовать при покупках в магазине, более адекватно и точно оценивают количество и покупную способность своих карманных денег.В обучении детей на дому было важно, чтобы преподавание каждого из предметов способствовало решению общих и специальных задач школы, а способствовала тому определенная корреляция содержания учебного материала, изучаемого на уроках по различным предметам. Такая корреляция изначально заложена в содержании Программ по различным предметам. Но и на нашу долю – учителей индивидуального обучения выпадает значительная часть коррекционной работы по использованию межпредметных связей. Такие связи особенно продуктивны при изучении математики. Сам по себе математический материал является слишком абстрактным. Поэтому связь с жизнью по таким предметам как профессионально-трудовое обучение, социально-бытовая ориентация, русский язык и другие является чрезвычайно важной.Уроки труда сразу же становятся для детей особенно ценными и важными: именно на этих уроках учащиеся впервые начинают задумываться о будущей специальности, о своем месте в жизни.А поэтому тематика задач, работ по измерению и других упражнений на уроках математики обязательно перекликается с материалом, изучаемым на уроках труда.Школьникам предлагаем задачи-расчёты, связанные с изготовлением реального изделия на уроках профессионального труда. Таким образом перед учащимися ставится ясная, осязаемая, конкретная цель решения той или иной задачи, и задачи приобретают реальное жизненное содержание. Решение таких задач вызывает интерес учащихся, способствует их социальной адаптации.При решении таких задач проводим специальную словарную работу с профессиональной лексикой. А самым главным является то, что учащиеся видят универсальную значимость математики для рабочих самых разнообразных профессий. В таких ситуациях учащиеся с особыми образовательными потребностями имеют возможность увидеть, что ошибки в математических вычислениях могут вызвать не только снижение оценки, но и привести к браку на производстве.Таким образом повышаем уровень сознательности обучения.На уроках математики знакомим учащихся с различными измерительными приборами. Но не менее интересной и полезной для учащихся является работа по развитию глазомера. Чтобы развить у школьника хороший глазомер, необходимо, чтобы он чётко усвоил соотносительную величину длины, чтобы меры длины стали для него чем-то конкретным, осязаемым, очевидным. Поэтому целесообразно, чтобы учащиеся знали соотносительную величину длины и различных частей своего тела.Учащиеся учатся показывать приблизительную величину 1см, 1дм, 11мм, изменяя расстояния между большим и указательным пальцами руки. Актуален этому разделу программы дидактический материал «Сам себе мерка». Одной из важнейших задач уроков математики является развитие речи учащихся, регулирующей и коммуникативной её функции. Огромное количество ошибок учащиеся допускают при склонении числительных. Учить этому начинаем в младших классах, включая уроки русского языка. Постоянно проводим словарную работу, работу по обучению учащихся правильному оформлению своих высказываний, проговариванию выполняемых действий. При решении примеров мы учим учащихся сначала рассказывать о количестве действий в примере, порядке их выполнения и проверки. Тоесть составлять предварительный план решения, а лишь затем приступать к работе.Для формирования и коррекции коммуникативной функции речи на уроках математики используем игры и специально моделируемые ситуации, порождающие потребность коммуникации и взаимных математических расчётов. Здесь важны подготовленные нами межпредметные уроки, жизненно-практические задания и задачи в связи с уроками социально-бытовой ориентации. Так моделируем ситуации «в магазине», расчёте стоимости – оплата – получение сдачи и т.п.Работа по развитию речи ведется нами на всех предметах. Только так добиваемся сколько-нибудь заметного прогресса в речевом развитии учащихся, их социальной адаптации.В связи с неоднородностью состава учащихся уровень усвоения учебного математического материала, возможности его применения и актуализации в нужной ситуации у разных школьников неравномерный. Многие из них нуждаются – один в большей, другой в меньшей степени – помощи учителя, направлении их деятельности. Некоторым нужно напомнить какую-то забытую ими информацию, необходимую для работы. Кроме того, различно время, нужное тем или иным учащимся для запоминания и усвоения определенного материала. Так, часть учеников уже на следующем после изучения новой темы урока может более или менее уверенно оперировать новыми понятиями, тогда как для других необходимо длительное повторение, закрепление, активная помощь со стороны учителя.Развитию познавательной активности на уроках математики, познавательного интереса, повышению эффективности процесса обучения математике способствовали:
  • Комплексный подход к обучению. На одном и том же уроке мы решаем задачи обучения, воспитания, коррекции их личности и социальной адаптации.
  • Дифференцированный подход, т.е. знание и учет реальных возможностей, психических особенностей, структуры дефекта и зоны ближайшего развития каждого учащегося, которого мы обучаем.
  • Выбор таких методов и средств обучения, которые позволяют нам более успешно решать поставленные задачи за отведенное время. Здесь мы из всего многообразия средств и методов преподавания выбираем такие, которые в данный момент времени, при данных условиях и для каждого ученика в отдельности наилучшим образом помогут решить нами поставленные задачи.
  • Развитию повышения познавательного интереса учащихся с особыми образовательными способностями в конечном счёте служит повышение коррекционной значимости уроков, развитие учащихся. Поэтому задача учителей состоит в том, чтобы найти резервные возможности дальнейшего развития обучающихся, развить их способности и мотивацию к учению, работая с ними в зоне ближайшего развития, максимально способствующую преодолению последствий органического поражения