Публикации Семинар-практикум «Взаимодействие семьи и ДОУ по организации физкультурно-оздоровительной работе».

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Семинар-практикум «Взаимодействие семьи и ДОУ по организации физкультурно-оздоровительной работе».
Автор: Мячикова Ирина Анатольевна

Семинар-практикум на тему:«Взаимодействие семьи и ДОУ по организации физкультурно-оздоровительной работе».Подготовила : воспитатель: Мячикова Ирина Анатольевна «Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнедеятельности, бодрости детей зависит духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знания, вера в свои силы…»В.А. Сухомлинский.Актуальность темы: В настоящее время одно из наиболее глобальных проблем является сохранение и укрепление здоровья детей. Здоровье детей – это не только отсутствие болезней и физических дефектов, но и полное физическое, психическое и социальное благополучие. По статистике 21 век начался в России с резкого ухудшения такого, существенного показателя, как здоровье дошкольников. Здоровый ребенок обладает хорошей сопротивляемостью организма к вредным факторам среды и устойчивостью к утомлении, социально и физически адаптирован. В дошкольном возрасте закладывается фундамент здоровья, проходит созревание и совершенствование жизненных систем и функций организма, формируются движения, осанка. Приобретаются физические качества, вырабатываются начальные гигиенические навыки и навыки самообслуживания. Приобретаются привычки, черты характера, без которых невозможен ЗОЖ. Охрана здоровья ребенка предполагает не только создание необходимых гигиенических и психологических условий для организации воспитательно - образовательного процесса, но и профилактика различных заболеваний, а также формирование установки здорового образа жизни у детей и их родителей. Ведь основной проблемой семьи является низкий уровень знаний о ценности своего здоровья и здоровья своих детей. По словам Б. Н. Чумакова, купить здоровье нельзя, его можно только заработать собственным постоянным усилием. Поэтому оздоровление детей в последнее время становиться основным направлением ДОУ. Для того, чтобы сохранить здоровье ребенка, необходимо объединить усилия всех взрослых, окружающих его, с целью создания вокруг него атмосферы наполненной потребностями, традициями. Исходя из актуальности, сформировалась проблема оздоровления детей – это целенаправленное систематически спланированная работа всего коллектива ДОУ. Теоретическое обоснование темы. Известно, что здоровье формируется под воздействием целого комплекса факторов. К наиболее значимым внешним факторам, определяющим развитие ребенка, относится семейное воспитание. Родители имеют возможность развивать личность ребенка, исходя из его индивидуальных возможностей, которые знают лучше, чем кто-либо. Решить вопросы всестороннего физического развития, вырастить их здоровыми можно только совместными усилиями родителей и ДОУ. Взаимодействие ДОУ с семьей – это объединение общих усилий и деятельности в плане развития гармоничного и здорового ребенка. Семья во многом определяет отношения детей к физическим упражнениям, их интерес к спорту, активность и инициативу. Этому способствует близкое эмоциональное общение детей и взрослых в разных ситуациях, естественно в совместной деятельности(переживания при просмотре телевизора, спортивных передач). Дети особенно восприимчивы к убеждениям, положительному поведению родителей. Укладу жизни семьи. Поэтому педагогу необходимо совершенствовать методы педагогической пропаганды среди родителей, вовлекать их в активный педагогический процесс.Совместная деятельность ДОУ и родителей по сохранению и укреплению здоровья ребенка, формирование ЗОЖ, основ гигиенической и физической культуры имеет не только педагогическое , но и глубоко социальное значение. Ведь здоровый ребенок будущее страны, основа ее национальной безопасности. Взаимодействие ДОУ с семьями обеспечивает достойный уровень укрепления здоровья детей, а значит и снижение заболеваемости. Очень важно, чтобы требования предъявляемые ребенку в условиях ДОУ и семьи, были едины, чтобы в семье он получал все необходимое для физического и психического развития. Если меры по укреплению здоровья ребенка, проводимые в ДОУ, дополняются ежедневными упражнениями и подвижными играми в семейных условиях, у него развиваются индивидуальные склонности и интересы. Взаимодействие с семьей по воспитанию здорового ребенка проходит в несколько этапов:1 –Знакомство с семьей, ее изучение ( вид семьи, социальное благополучие, психологический климат).2 - Анкетирование, выявление знаний о физическом развитии.3 – Определение направления взаимодействия с родителями.4 – Круглогодичное оказание непосредственной помощи и поддержки семьи. Совместную работу, по физкультурно-оздоровительной работе, с семьей необходимо строить по принципам добровольности, компетентности, современности, единстве, систематичности и последовательности. Совместная работа строится на следующих основных положениях, определяющие ее содержание, организацию и методику.1 Единство, которое достигается в том случае, если цели и задачи воспитания здорового ребенка хорошо понятны не только воспитателю, но и родителю, когда семья знакомиться с содержательными методами и приемами физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ, а воспитатели использует лучший опыт семейного воспитания.2 Систематичность и последовательность развития в течении всего года.3 Индивидуальный подход к каждому ребенку и к каждой семье на основе их интереса и способностей.4 Взаимное доверие и взаимопонимание воспитателей и родителей на основе доброжелательной критике и самокритике, укрепление авторитета педагога в семье, а родителей в ДОУ.В соответствии с этим положением, система работы с семьей по физкультурно-оздоровительной работе включает:1 Ознакомление родителей с результатами диагностики, состояние здоровья ребенка.2 Ознакомление родителей с содержанием физкультурно-оздоровительной работы.3 Целенаправленную санитарно-просветительную работу, необходимость рационального режима и полноценного сбалансированного питания, закаливания, оптимального воздушного и температурного режима.4 Обучения конкретным приемам и методам оздоровления ( дыхательная гимнастика, разнообразные виды закаливания)5 Ознакомление с лечебно- профилактическими мероприятиями, проводимыми в дошкольном учреждении, обучении отдельным нетрадиционным методам. Проблему воспитания, развития и формирования здорового ребенка невозможного решить в полной мере без активного участия родителей. Эффективными формами сотрудничества дошкольного учреждения с семьей являются:1 Родительские собрания – одна из эффективных форм взаимодействия с семьей.2 Совместные физкультурные досуги, праздники, Дни здоровья, позволяют приобщить к ЗОЖ, не только детей, но и их родителей. Физкультурные праздники способствуют совершенствованию двигательных умений детей, формированию интереса и потребности в занятиях физкультурными упражнениями. Дни здоровья – способствуют оздоровлению детей и взрослых, предупреждают утомлению.3 Домашние задания – позволяют повысить двигательную активность детей, подтянуть отстающего в движении ребенка.4 Пропаганда литературы по данной тематике. Важны также разнообразные формы работы с родителями по физкультурно-оздоровительной работе:-традиционные: папки-передвижки, папки-ширмы «Как уберечь ребенка от простуды»; «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья»;- информация на групповых стендах (консультации, беседы «активный отдых дошкольников», « О формировании правильной осанки, профилактика плоскостопия»). Только правильное воспитание станет залогом того, что ребенок вырастет здоровым и крепким человеком и только взаимодействие всех взрослых, объединенных общей заботой о развитии ребенка, может гарантировать психологическое и физическое здоровое подрастающее поколение. Следует убеждать родителей, что необходимо находить возможность для занятий физической культурой, повышение двигательной активности, создавать все необходимые условия. Для того, чтобы дети росли физически здоровыми, крепкими. Вовлечение семей в физкультурно-оздоровительную работу имеет большое значение: в таких семьях вырастут здоровые, любящие спорт дети.