Публикации Статья по организации предметно-развивающей среды в соответствии с ООП ДОУ

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Статья по организации предметно-развивающей среды в соответствии с ООП ДОУ
Автор: Марьина Татьяна Владимировна

Статья по организации предметно-развивающей среды по программе От рождения до школы
Педагогика
Автор: Гришанович Елена Николаевна
16.01.2015 17:39
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №8 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей Пушкинского района Санкт-Петербурга
Статья по теме: Организация предметно-развивающей среды по программе От рождения до школы в условиях реализации ФГОС ДОУ младшая группа Особенности организации предметно-пространственной среды
Статью подготовила воспитатель ГБДОУ № 8 Гришанович Елена Николаевна 2015 год Санкт-Петербург
Особенности организации предметно-пространственной среды для обеспечения эмоционального благополучия ребенка.
Для обеспечения эмоционального благополучия детей обстановка в детском саду должна быть располагающей, почти домашней, в таком случае дети быстро осваиваются в ней, свободно выражают свои эмоции. Все помещения детского сада, предназначенные для детей, должны быть оборудованы таким образом, чтобы ребенок чувствовал себя комфортно и свободно.
Комфортная среда — это среда, в которой ребенку уютно и уверенно, где он может себя занять интересным, любимым делом. Комфортность среды дополняется ее художественно-эстетическим оформлением, которое положительно влияет на ребенка, вызывает эмоции, яркие и неповторимые ощущения. Пребывание в такой эмоциогенной среде способствует снятию
напряжения, зажатости, излишней тревоги, открывает перед ребенком
возможности выбора рода занятий, материалов, пространства.
Особенности организации предметно-пространственной среды для развития самостоятельности.
Среда должна быть вариативной, состоять из различных площадок (мастерских, исследовательских площадок, художественных студий, библиотечек, игровых, лабораторий и пр.), которые дети могут выбирать по собственному желанию. Предметно-пространственная среда должна меняться в соответствии с интересами и проектами детей не реже, чем один раз в несколько недель.


Особенности организации предметно-пространственной среды для развития игровой деятельности.
Игровая среда должна стимулировать детскую активность и постоянно обновляться в соответствии с текущими интересами и инициативой детей. Игровое оборудование должно быть разнообразным и легко трансформируемым. Дети должны иметь возможность участвовать в создании и обновлении игровой среды. Возможность внести свой вклад в ее усовершенствование должны иметь и родители.

Особенности организации предметно-пространственной среды для развития познавательной деятельности.
Среда должна быть насыщенной, предоставлять ребенку возможность для активного исследования и решения задач, содержать современные материалы (конструкторы, материалы для формирования сенсорики, наборы для экспериментирования и пр.)

Особенности организации предметно-пространственной среды для развития проектной деятельности.
Стимулируя детей к исследованию и творчеству, следует предлагать им большое количество увлекательных материалов и оборудования. Природа и ближайшее окружение — важные элементы среды исследования, содержащие множество явлений и объектов, которые можно использовать в совместной исследовательской деятельности воспитателей и детей
Особенности организации предметно-пространственной среды для самовыражения средствами искусства.
Образовательная среда должна обеспечивать наличие необходимых материалов, возможность заниматься разными видами деятельности: живописью, рисунком, игрой на музыкальных инструментах, пением, конструированием, актерским мастерством, танцем, различными видами ремесел, поделками по дереву, из глины и пр.
Особенности организации предметно-пространственной среды для физического развития.
Среда должна стимулировать физическую активность детей, присущее им желание двигаться, познавать, побуждать к подвижным играм. В ходе подвижных игр, в том числе спонтанных, дети должны иметь возможность использовать игровое и спортивное оборудование. Игровая площадка должна предоставлять условия для развития крупной моторики.
Игровое пространство (как на площадке, так и в помещениях) должно быть трансформируемым (меняться в зависимости от игры и предоставлять достаточно места для двигательной активности).
Необходимость предлагаемой инновации:
Развивающая предметно-пространственная среда меняется в зависимости от возрастных особенностей воспитанников, период обучения и реализуемой педагогами программы. Лёгкая мебель, ширмы позволяют ограничивать или расширять игровое пространство. Важно помнить, что ребёнок не пребывает в среде, а преодолевает, перерастает её, постоянно меняется, становится другим в каждую следующую минуту.
Организация развивающая предметно-пространственная среда по речевому развитию в группе с учетом ФГОС
Татьяна ОбрядноваОрганизация развивающая предметно-пространственная среда по речевому развитию в группе с учетом ФГОС
Для созданияречевогоуголка во второй младшейгруппе были использованы"Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования" и программа "От рождения до школы".
"Развивающая предметно-пространственная среда" – часть образовательнойсреды,представленная специально организованным пространством(помещениями, участком и т. п., материалами, оборудованием и инвентарем, дляразвитиядетей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учта особенностей и коррекции недостатков ихразвития .
"Развивающая предметно-пространственная среда должна быть":
-содержательно- насыщенной;
-трансформируемой;
-полифункциональной;
-вариативной;
-доступной;
-безопасной.
По программе "От рождения до школы" образовательная областьвключает:
-развитие словаря;
-воспитание звуковой культуры речи;
-формирование грамматического строя речи;
-развитие связной речи;
-формирование элементарного осознания явлений языка и речи;
-развитиефонематического слуха,развитиемелкой моторики руки.
Проанализировав всё, решили структурировать и разбить уголок на разделы. У каждого раздела своё цветовое решение и соответственно наполняемость.
1. Тематические альбомы. Серый цвет.
(Альбомы с картинками по лексическим темам).
2.Развитие речевого аппарата. Красный цвет.
(Артикуляционная гимнастика. Картотекаразвитие речевого дыхания. Комплект зеркал.
Игры наразвитие речевого дыхания.)
3.Развитиеобщей и мелкой моторики. Синий цвет.
(Пальчиковые игры. Физкультминутки(по лексическим темам). Упражнения с массажными мячиками. Шнуровки. Массажные мячики.)
4. Связная речь. Сиреневый цвет.
(Стихи. Пословицы. Рассказы в картинках. Мнемотаблицы.)
5. Звуковая культура речи. Зелёныё цвет.
(Игры на формирование фонематического восприятия. Картотека автоматизации звуков. Артикуляционные профили звуков. Игры на формирование правильного звукопроизношения.
Скороговорки. Чистоговорки в картинках.)
6.Развитиелексико-грамматического строя речи. Желтый цвет.
(Дидактические игры для формирования лексико-грамматического строя речи. Загадки(по лексическим темам).
Развитиеречи – один из важнейших вопросов воспитания иразвитияребенка дошкольного возраста. От того, насколько будетразвита у ребенка речь, зависит успех его обучения в школе и успех егоразвития в целом.
ПРС постороенна зонально. Зона умеренной активности-уголок патриотического воспитания, уголок природы. Зона средней активности-уголок творчества, уголок конструирования. Зона повышенной активности- игровой уголок, где все сюжетно-ролевые игры, музыкально-театральный уголок, физ. уголок.