Публикации Компетентностно-ориентированный подход к современному дошкольному образованию

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Компетентностно-ориентированный подход к современному дошкольному образованию
Автор: Полянская Елена Борисовна

Полянская Елена Борисовна,заместитель заведующего по воспитательно-методической работе,МАДОУ ЦРР-д/с № 19 «Ягодка»гтупино Московской областиКомпетентностно-ориентированный подход к современному дошкольному образованиюВ процессе модернизации образования главная задача российской образовательной политики сформулирована как обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства.Изменение стилей жизни, внедрение рыночных механизмов в образование, усиление роли личностного развития человека, сокращение социальной защиты граждан – это лишь некоторые из изменений. Они не могут не отразиться на системе образования в целом, и в частности на первой ее ступени – дошкольном образовании. Меняются приоритеты, происходит пересмотр традиционных взглядов и стереотипов на природу детского развития, внедряются в практику новые нормативные документы и как следствие – ребенок воспринимается уже не как объект, а как субъект собственного развития со своей индивидуальностью и личностными характеристиками. Поэтому поиск инновационных методик, технологий, обеспечивающих формирование и развитие ключевых компетенций дошкольников, должен стать первоочередной задачей для дошкольных образовательных учреждений.Компетентностно-ориентированный подход – это современный и новый подход к образованию, подход, на основании которого должны строиться программы и весь процесс образования и воспитания.Компетентностно-ориентированный подход в дошкольном образовании является приоритетной задачей, он направлен на формирование ключевых компетентностей у детей дошкольного возраста, т.е. способов деятельности, приобретенных через проживание ситуаций, решение проблем, рефлексию опыта, которые позволят ребёнку успешно адаптироваться в условиях современной экономики, смены технологий, динамичного развития социальных отношений. Основными субъектами деятельности в системе компетентностно- ориентированного подхода являются прежде всего, воспитанники, родители и государственные структуры, которые как прямо, так и косвенно, через государственную политику образования, влияют на становление личности. Это также субъекты педагогического процесса в системе образования - воспитатель, психолог, логопед и другие педагоги.Компетентнoстнo-ориентированный подход, во всех своих смыслах и аспектах, наиболее глубоко отражает основные аспекты процесса модернизации.По Б. Д. Элькoнину, компетентность представляется радикальным средством модернизации; по И. Д. Фрумину, компетентностный подход проявляется как обновление содержания образования в ответ на изменяющуюся социально-экономическую реальность; по В. А. Болотову, компетентностный подход – это обобщенное условие способности человека эффективно действовать за пределами учебных сюжетов и учебных ситуаций. Исходя из вышеперечисленного, компетентностный подход, во всех своих смыслах и аспектах, наиболее глубоко отражает основные аспекты процесса модернизации.При компетентностно-ориентированном подходе результатом дошкольного образования будут не только знания и умения, приобретенные ребенком в стенах детского сада, но и качественные характеристики (компетенции) личности. Например, сформированность определенного уровня развития воображения, мышления, коммуникабельности, способностей решать нестандартные задачи, умения действовать в соответствии с правилами игры и так далее. Стоит отметить, что наиболее эффективнее и результативнее будут формироваться ключевые компетенции при тесном взаимодействии семьи и педагогов. Первоначально можно проконсультировать родителей, заинтересовать их в данной проблеме, затем организовать круглый стол, собрание, совместные выставки, экскурсии, мероприятия. Интересна идея создания совместных групповых проектов, реализация которых приведет к сплочению группы, узнаванию способностей каждой семьи, достижению результатов совместными усилиями. Например, созданные ребенком и родителями в домашних условиях стенгазета, рисунок, поделка, коллаж, повышают самооценку ребенка, объединяют, воспитывают семейные традиции.Таким образом, применяя в своей деятельности компетентностно-ориентированный подход, вoспитатель прежде всего развивает личность, социализирует ребенка, формирует способность регулировать свои действия и умения рефлексировать то, что в свою очередь, будет являться основой его успешной адаптации к часто меняющимся условиям современной жизни.Обладать опытом, способностью действовать в ситуации неопределенности – именно эти качества даст возможность сформировать у выпускника кoмпетентнoстный подход, реализуемый в процессе образовательно-воспитательной работы педагогом.Оcновные ключевые компетентности формируются в различных видах детской деятельности: игровой, непосредственно-образовательной, самостоятельной, совместной, трудовой. Только в деятельности у детей формируются cамостоятельнocть, активность мышления, творческое отношение к окружающей действительности, умение действовать по задуманному плану, определённым правилам, а это базисные составляющие ключевых компетентностей, которые в более полной мере будут сформированы в процессе школьного обучения. Поэтому необходимо таким образом организовывать виды деятельности дошкольника, чтобы эти базисные составляющие формировались с наивысшей степенью эффективности. Необходимо формировать у детей некие исследовательские навыки, исследовательский склад мышления, способность быстро входить в новые предметные области; анализировать новые ситуации; ставить и решать нестандартные проблемы, никогда прежде не встречавшиеся; обучать работе с информацией; обучать коммуникациям, адаптировать к динамичной картине мира. Ведь впереди у ребёнка школьная жизнь: новая деятельность, новый социальный статус, новые обязанности и новые потребности. Овладение ключевыми компетентностями обеспечивает дошкольникам ориентацию в многообразии окружающей действительности, понимание того, что мир богат и может быть ocмыслен с разных сторон, а также способствует успешному обучению в шкoле.