Публикации Урок обучения грамоте (чтение). Тема: Согласные звуки [ л ], [ л’], буква Л, л.

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Урок обучения грамоте (чтение). Тема: Согласные звуки [ л ], [ л’], буква Л, л.
Автор: Лунькова Ольга Васильевна

Урок обучения грамоте (чтение).
Тема: Согласные звуки [ л ], [ л’], буква Л, л.
Цель урока:
Учить выделять на слух и дифференцировать согласные звуки [ л ],[ л' ] ;
Узнавать графический образ букв;
Формировать навык чтения сочетаний букв, слов, предложений;
Развивать внимание, память, речь, логическое мышление.
Тип урока: урок открытия нового знания.
Планируемые результаты:
Личностные УУД: формирование интереса (мотивации) к учению; оценивать жизненные ситуации и поступки героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм.Регулятивные УУД: осуществлять контроль по результату в отношении многократно повторяемых действий с опорой на образец выполнения; совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.Коммуникативные УУД: умеет обмениваться мнениями, слушать другого ученика – партнера по коммуникации и учителя; обсуждать индивидуальные результаты конструирования печатных букв.Познавательные УУД: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника; моделировать различные языковые единицы (слово, предложение).Предметные УУД: использовать условное обозначение звонких твердого и мягкого звуков [л], [л’] с помощью строчной печатной буквы в квадратных скобках и апострофа; читать слова по слогам и орфоэпически..Оборудование: компьютер, проектор, раздаточный материал к уроку.
Ход урока:
Психологический настрой:
- Какой урок начинаем?
- Что нужно, чтобы урок получился удачный?
- Прочитайте с ударением на подчёркнутый гласный. Для чего нужно это упражнение?
а о у ы и
а о у ы и
а о у ы и
а о у ы и
а о у ы и
Рефлексия:
- Какое сегодня число?
- Месяц?
- День недели?
- Время года?
- Какое очень красивое явление в природе мы наблюдаем осенью?
(Листопад) – запомните это слово, оно нам пригодиться.
Улыбнитесь друг другу, подарите свои улыбки и мне. А теперь настроимся на работу. Пожелаем друг другу удачи и успехов на уроке.
Актуализация знаний:
- Из чего состоит наша речь?
- Из чего состоят предложения?
- Из чего состоят слова?
- Как отличить звук от буквы?
- Какие бывают звуки?
- Какие бывают согласные? Что знаете о гласных? Назовите гласные, которые уже знаете.
- Какие согласные вы знаете?
- Прочитаем слоги.
на
ан
са
ас
ка
ак
та
ат
но
он
со
ос
ко
ок
то
от
ну
ун
су
ус
ку
ук
ту
ут
ны
ын
сы
ыс
кы
ык
ты
ыт
ни
ин
си
ис
ки
ик
ти
ит
- Найдите в этой таблице слова.
- Послушайте стихотворение:
Лисицы лают. Глухомань.
Лежит в листве под липой лань.
Линь в глубине холодных вод
Лениво, но легко плывёт.
Луна. Лучиться как латунь,
Лягушкой лакомиться лунь.
Летит заблудшая пчела.
Легла на лес ночная мгла. – Объясним значение непонятных слов. (значение + картинка)
Глушь - место, удалённое от общественной и культурной жизни . Лань – небольшой красивый олень.
Линь – рыба из семейства Карповых.
Латунь - сплав на основе цинка и меди.
Латунь Лунь – хищная птица из семейства соколиных.
Мгла – завеса тумана, пыли.
- Какие звуки звучат чаще? ( [ л ],[ л' ] )
- Определите тему урока. (Сегодня на уроке будем учиться определять звуки [ л ],[ л' ]в слогах и словах).
С каждым уроком вы будете узнавать всё больше нового, поэтому будьте внимательны и постарайтесь запомнить всё.
ФИЗМИНУТКА
Актуализация опорных знаний:
На доске буквы: а л н о у к ы и с т
- Разделите буквы на две группы.
Проблема: в какую группу определить букву Л?
Первичное усвоение материала:
А) Знакомство со звуками. Отгадайте загадки:
Трав копытами касаясь,
Ходят по лесу красавцы.
Ходят смело и легко,
Рога раскинув широко.(лоси) см. диск на компьютере Составление схемы слова в печатной тетради.
- Произнесите слово лоси ещё раз, выделяя первый звук.
- Как проходит воздух при его произнесении: свободно или встречает преграду?
- Какой это звук?
- Закрыли ушки. Произнесли звук ещё раз. Что слышим: голос или шум?
- Какой это звук? Твёрдый или мягкий?
- Сделайте вывод. Идём дальше.
- Произнесите слово ещё раз, выделяя первый звук. Дайте характеристику звуку [ л ].
Очень грозный и отважный,
Гривой он мохнатой машет:
И рычит, как на распев –
Это храбрый, сильный – (лев) см. диск на компьютере Составление схемы слова в печатной тетради.
- Произнесите слово ещё раз, выделяя первый звук. Дайте характеристику звуку [ л' ].
- Какое слово встретилось в начале урока? ( листопад) Выделите первый звук. Дайте характеристику звуку [ л' ].
Б) Релаксация. Игра Кто внимательный?
- Если в слове слышите твёрдый звук [ л ] – сидите, если мягкий [ л' ] – хлопок.
Щегол, филин, соловей, поползень, оляпка, иволга, глухарь, клёст, зяблик, галка, сокол, ласточка.
- Назовите одним словом. (птицы)
В) Знакомство с буквой Лл. см. диск на компьютере
- Звуки [ л ],[ л' ] обозначаются буквой Л (эль).
- Изобразите её с помощью пальчиков, с помощью счётных палочек.
- Определите место буквы Л на ленте букв и обоснуйте ответ.
см. диск на компьютере - печатание буквы (показ)
См. печатную тетрадь (напечатать букву).
ФИЗМИНУТКА
Осознание и осмысление учебной информации.
А) Чтение слогов (см. диск на компьютере ).
Б) Чтение слов, предложений (см. диск на компьютере ).
В) Определение положения звука в словах.
- Прочитайте слова, определите местоположение звука, дайте ему характеристику. Слабые у доски подчёркивают новую букву, остальным выдать листочки для самостоятельной работы).
луна пол стул
лиса стол малыши
полка ландыш Оля
липа дятел глухарь
щегол ольха лиса
волк ель белка
- Почему слово Оля написано с большой буквы?
В это время читающим детям дано слово ЛИСТОК. Какие слова спрятались в слове? (лист, сито, ток, кот, тик, кости, косит, кит)
Работа по учебнику стр. 58-59
Составление предложений по сюжетной картинке.
Вопросы:
Какую сказку вам напоминает? ( “Краденое солнце” К.Чуковский)
Кто изображен на картинке?
Как одним словом назвать персонажей, изображенные на картинке. (дружные звери, цирк под небесами)
Что делает слониха?
Чем заняты мартышки?
На кого упала луна?
Кто поет песню по нотам?
Найдите на картинке слова, в которых встречаются звуки [ л ],[ л' ] (слониха, слон, пальма, осел, луна, молоток)
Чтение текста под картинкой с. 62 – хорошо читающие дети. Объяснение трудных слов.
Шеголиха – модно и богато одетая женщина.
Кубарем – очень быстро вниз, переворачиваясь при падении.
Итог урока:
- Вы успешно справились с заданиями. Расскажите, чему учились на уроке.
9. Рефлексия. Самооценка.
Оцените свою работу на уроке.
- Если вы считаете, что у вас всё получилось на уроке, то прикрепите на фланелеграф красный кружок.
- Если что-то не получилось, были затруднения – жёлтый.
- Если было очень сложно – зелёный. (по рядам)
- Над чем ещё нужно работать?