Публикации Педагогический опыт « Проектная деятельность на уроках изобразительного искусства»

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Педагогический опыт « Проектная деятельность на уроках изобразительного искусства»
Автор: Храмова Марина Анатольевна

МБОУ « Октябрьская средняя школа»Радищевский район Ульяновская областьУчитель ИЗО Храмова Марина Анатольевна Тема опыта: « Проектная деятельность на уроках изобразительного искусства».Описываемый мною опыт помогает решить несколько задач:1.Повышение интереса учащихся к изобразительной деятельности, появление потребности в приобретении новых знаний и навыков;2. Появление возможности для учащегося проявить себя в личностном плане: выявить сознательное творческое отношение к выполняемой работе, показать умение работать разными материалам и техниками и доводить работу до конечного результата.3. Устранение (или существенно снизить) напряжение, страх перед чистым листом бумаги.4. Развитие коммуникативных навыков учащихся, т.к. присутствует обязательное ознакомление со своим проектом других учащихся.Сущность моего опыта - это создание системы работы над художественным произведением, направленной на развитие творческих способностей (познавательных потребностей каждого ребенка) и удовлетворение выполненной работой. Я считаю, что данная система является комбинаторной, т.к. сочетает известные, но творчески видоизмененные методы и формы обучения и представляет собой единое целое по развитию творческих способностей детей.Новизна заключается в: технологичном подходе к организации изобразительной деятельности через метод проектов; формировании у учащихся надпредметных умений (планирование, организация, рефлексия, сотрудничество); расширение арсенала изобразительных средств с целью достижения наибольшей художественной выразительности. Для современного этапа развития системы образования важно обогатить практику многообразием личностно-ориентированных технологий, одной из которых может стать технология проектного обучения.Результативность проекта по изобразительному искусству: 1) С позиции освоения программного материала на теоретическом и практическом уровне: 100% – законченность выполнения работы каждым учеником. 2) Балловые критерии: 100% – успеваемость; 98–100% – оценка "4"' и "5"; 3) Спозиции творческой самореализации (участие и победы в конкурсах и выставках); 4) Расширение и обогащение изобразительных возможностей детей за счет освоения навыков работы различными материалами и техниками исполнения; 5) Умение видеть и понимать выразительные средства различных материалов и использовать их в своих работах; 6) Раскрытие творческого потенциала ребенка; 7) Удовлетворенность учащихся и их родителей результатами художественнойдеятельности.Суть творческого проекта: в основе создания творческого проекта лежит процесс творчества учителя и ученика. Слово “ творчество ”происходит от слова “ творить ”, т.е. в общественном смысле это означает “ искать ”, изобретать и создавать нечто такое, что не встречалось в прошлом опыте индивидуальном или общественном. В основе творчества лежит система творческого воспитания, которая обусловлена двумя основными принципами: индивидуальной заинтересованностью исоциальной значимостью. Творческие способности присущи любому человеку, любому нормальному ребенку, только нужно вовремя их раскрыть и развить. Мой опыт показывает, что если с раннего возраста детей включать в творческую деятельность, то у них развиваются пытливость ума, гибкость мышления, память, способность к оценке видения проблемы, способность предвидения и другиекачества, характерные для человека с развитым интеллектом. С возрастом эти качества совершенствуются, укрепляются и становятся неотъемлемыми чертами личности человека.Творческая деятельность ученика не может выйти за пределы имеющихся у него знаний. Значит, эти знания он должен получить на уроке. Учитель также обязан научить ученика навыкам и приемам работы, которые были бы нужны ему для создания запроектированных изделий. Кроме того, творческий процесс не исключает знаний технологии выполнения изделий, правил безопасности труда. Творческий проект это процесс, направленный на ознакомление учеников с разнообразным миром предметов и развитием их способностей, эффективный способ трудового воспитания и политехнического образования.Цель проектной деятельности – получение такого результата, который может быть как социально, так и личностно значим. Социальный характер проявляется в том, что работа окружающим нравится и практически используется, например, в оформлении класса, школы или дома. Личностный характер проявляется в том, что ребенок реализует свое собственное “Я” через самостоятельную деятельность,принятие самостоятельного решения, оценивание своей работы и получение от нее удовольствия. Я в своей работе формирую у учащихся надпредметные умения (планирование, организация, рефлексия, сотрудничество). Учу детей навыкам и приемам работы с различными изобразительными материалами и техниками, которые необходимы им для создания запроектированных изделий. Все названное способствует не только усвоению знаний, умений, навыков, но и развивает творческиеспособности ребенка. Здесь очень важно замотивировать, заинтересовать и показать социальную значимость того, что делает ребенок.Формы организации деятельности учащихся.Проекты в зависимости от сложности замысла конечного продукта могут быть различными по продолжительности:
  • краткосрочный;
  • средней продолжительности;
  • долгосрочные.
  • 3) Совместно-взаимодействующая работа . Совместная деятельность одновременно всех участников от замысла через организацию общего процесса до коллективной (групповой) презентации. Это предполагает согласование действий всех участников на каждом из этапов коллективной деятельности.Я использую межпредметные связи:
  • технология;
  • литература;
  • география;
  • музыка (музыкальное сопровождение);
  • чтение, воспитательная работа (подбор и разучивание сценария, стихов);
  • и т.д.
  • В ходе проекта дети не просто копируют учителя, а предлагают свои новые идеи. ПРИЛОЖЕНИЕ №11) Индивидуальная работа. Проект “ Русская березка кистью художника ”.Данная работа предусматривает показать образ русской березы в работах русских художников ( информационная часть) и создание индивидуального произведения т.е. выполнение творческой работы на тему проекта.Учебная задача проекта:
  • Визитка слова “ береза”.
  • Познакомиться с картинами русских художников, которые запечатлели красоту русской березы.
  • Узнать, как каждый художник видел в березке свою красоту.
  • Какую изобразительную технику исполнения использовали художники в своих работах.
  • Создание индивидуального произведения (выполнение творческой работы).
  • Познакомить со своим проектом одноклассников ( презентация).
  • Итог: работая над индивидуальным проектом, учащийся узнает много нового о березе, символе нашей страны. Знакомится со знаменитыми картинами русских художников, как каждому из них удалось по – своему предать красоту русской березы. Выполнение творческой работы и презентации проекта для одноклассников.2) Совместно – индивидуальная работа. Проект Русская народный костюм ”.Этот проект представляет собой соединение индивидуальных рисунков учащихся, сделанных с учетом совместно поставленной задачи или с воплощением замысла общей композиции.Индивидуально выполненные части, элементы композиции в конце работы собираются в единое целое.Учебная задача:
  • Знакомство с историей русского народного костюма.
  • Формирование эстетического вкуса.
  • Создание индивидуальных творческих работ с изображением людей в русских народных костюмах.
  • Создание коллективного панно « Русский хоровод».
  • Итог: создание коллективного панно с изображением русского хоровода, в котором показано разнообразие русских народных костюмов, и которое используется для оформления школы, класса или мероприятий, посвященных русской культуре. И в заключении можно сказать, что социальная значимость работ учащихся поднимает их на новый этап развития. Ребенок создал свой творческий продукт, который доставляет радость и ему, и окружающим – сверстникам, учителям, родителям. Школьник видит, как серьезно оценивают его работу, и сам серьезно относится к ней. У него появляется чувство гордости за созданное им произведение. Ему хочется забрать работу домой, сохранить ее на память. В результате каждого проекта я задаю ребятам почти одни и те же вопросы: Какие собственные открытия были сделаны в ходе нашего проекта? И у ребят все время звучат вот такие ответы:
  • Я могу самостоятельно работать и выполнять сложные задачи.
  • Открыл в себе художника.
  • 3)Дружба помогает.Совпало ли ваше представление и полученный результат проекта?1)Совпали, потому что мы работали командой. 2)Да совпало, потому что мы делали то, что задумали.Таким образом, я хочу сделать вывод, что введение проектных технологий не отменило традиционных методов обучения, а расширило диапазон способов организации учебной деятельности и я считаю, что проектные формы работы способствуют формированию коммуникативных навыков и навыков коллективной работы, усвоению социальных знаний и культурных норм, грамотному и выразительному выполнению работ. А так же позволяют получать удовольствие от результата своей деятельности.