Публикации
«Маленькие ручки развивают речь»
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Маленькие ручки развивают речь»
Автор: Дускарова Аимкуль Мурзабековна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Маленькие ручки развивают речь»
Автор: Дускарова Аимкуль Мурзабековна
Дускарова Аимкуль Мурзабековна,
воспитатель МБДОУ Детский сад Брусничка
г. Губкинский
Маленькие ручки развивают речь
Работая долгое время в дошкольном учреждении, мы, педагоги, всё чаще задаем вопрос – почему последнее время снижается уровень речевого развития детей? Причина этого довольно проста. С детьми все меньше и меньше говорят родители, которые страшно заняты на своей работе. И сами дети меньше говорят, потому что больше смотрят и слушают.
Кроме того, наши дети редко делают что-то своими руками, потому что современные игрушки, предметы и вещи устроены максимально удобно, но не эффективно для развития моторики. Это любимая мамами одежда и обувь с липучками вместо шнурков и пуговиц. Это книжки и пособия с наклейками вместо картинок для вырезания. Это бытовые приборы, управляемые с помощью пульта.
Известно, что между речевой функцией и общей двигательной системой человека существует тесная связь. Чем выше двигательная активность маленького ребенка, тем лучше развита его речь.
Такая же тесная связь установлена между рукой и речевым центром мозга. Недаром еще Сухомлинский сказал: Речь ребенка находится на кончиках его пальцев. Гармонизация движений тела, мелкой моторики рук и органов речи способствует формированию правильного произношения, помогает избавиться от монотонности речи, нормализовать ее темп, учит соблюдению речевых пауз, снимает психологическое напряжение.
Педиатры и психологи считают, что психомоторные процессы развития речи напрямую зависят от развития мелкой моторики. Исследования современных физиологов показывают, что имеется тесная связь больших полушарий мозга с нервными окончаниями, заложенными в подушечках пальцев и кистях рук: утомление мышц рук вызывает торможение центральной нервной системы и наоборот.
Известный педагог Мария Мантессори на основе многочисленных экспериментов утверждала: Таланты детей находятся на кончиках пальцев.
Это утверждение о взаимосвязи между уровнем развития речи и мелкой моторики у детей находит постоянное подтверждение и в наших собственных наблюдениях и исследованиях.
Мы с сожалением отмечаем, что год от года все больше детей в детском саду имеют слабо развитые руки. Сила и длительность мышечного напряжения кистей рук таких детей снижена. Нет согласованности в действиях пальцев, щепоти. Ловкость и переключаемость движений пальцев затруднена.
Именно такие дети, как правило, мало говорят или говорят отдельными облегченными словами, не используют прилагательные и местоимения. У многих затруднено понимание речи взрослого.
В связи с этим, на наш взгляд развитию руки и мелкой моторики детском саду необходимо уделять большое внимание. Именно через развитие мелкой моторики можно и нужно стимулировать развитие речи наших детей.
Решение этой задачи возможно во многих видах деятельности: во время развития навыков самообслуживания, в играх с песком, водой, на занятиях по конструированию, рисованию, лепке, аппликации и т.д.
В работе по укреплению мышц рук, развитию ловкости и координации движений можно использовать: пальчиковую гимнастику; показ при помощи рук различных изображений (очки, стул, колокольчик, зайка…); обрывание бумаги разной плотности и фактуры (папиросной, газетной…); выкладывание из мелких камешков, пуговиц, крышек на фоновой бумаге или ткани; изготовление мозаичных композиций из цветного пластика на основе, покрытой пластилином; нанизывание бус и пуговиц на тесемку; скатывание пряжи в клубки…
Ручная умелость детей закрепляется и в таких видах игр, как мелкая мозаика, разнообразные застежки с пуговицами и кнопками, шнуровки, вкладыши, сухой аквариум.
Песочница – также прекрасный тренажер для развития мелкой моторики. Во время игр с песком можно проводить такие упражнения: пальчики ходят гулять по песку, прыгают, выполняют зигзагообразные движения, играют на пианино. Дети с интересом оставляют на влажном песке отпечатки ладоней, геометрических форм, лепят из песка угощения.
Игры с водой вызывают у детей море восторга и радости. Дети переливают воду из емкости в емкость, пускают кораблики, заводные игрушки, просто опускают руки в воду, где маленькие ручки расслабляются.
Конструируя из мелкого строителя, у детей совершенствуются движения пальцев руки: сначала действует вся ладонь и все пальцы, со временем вычленяются движения отдельных пальцев и ребенку становятся доступными более тонкие движения.
И, наконец, изобразительная деятельность может и должна быть использована как активное средство развития мелкой моторики руки ребенка. Исходя из своего практического опыта, я пришла к выводу, что именно в изобразительной деятельности в наибольшей мере развивается мелкая моторика рук, именно она является ключом к речевым успехам дошкольника.
Систематизировав и обобщив свой опыт работы по развитию мелкой моторики руки, я разработала свой комплекс занятий по изобразительной деятельности, который в наибольшей степени способствует развитию мелкой моторики рук детей.
Изобразительная деятельность младших дошкольников включает в себя разнообразные виды работы. Одним из них является рисование.
На своих занятиях по рисованию я учу детей изображению отдельных предметов, явлений с помощью ритмичных мазков – цветовых пятен (листочки), линий прямых и замкнутых, горизонтальных и вертикальных (дорожки, ленточки). Приучаю малышей к правильным приемам работы с карандашом, с кистью и красками (гуашь): учу правильно брать карандаш тремя пальцами, а не кулачком. Кисть держать выше железного наконечника, набирать краску только ворсом кисти, снимая о край баночки лишнюю, промывать кисть после рисования и осушать, легко прижимая к салфетке.
В свою работу включаю занятия с использованием смешанной техники рисования. Одно изображение дети создают разными материалами и способами. На одном занятии дети могут использовать и печатание, и рисование фломастерами. Помимо этого, дети создают изображения с помощью традиционной и нетрадиционной техники: тампонирование кусочками поролона; пальцевую и ладонную живопись; печатание с помощью крышечек, ватных палочек, овощей.
Такие умения не сразу доступны всем детям, поэтому приходится приложить немало сил, чтобы у детей сформировались точные движения. Ведь только с развитием моторики руки ребенок достигает определенных результатов.
Другим видом изобразительной деятельности является лепка. В лепке наиболее заметно, как рука от занятия к занятию становится более развитой, в ней появляется сила, подвижность и ловкость.
Во время лепки дети знакомятся с пластичными материалами и их свойствами. Пластичные материалы предоставляют большие возможности для развития и обучения детей. В процессе создания образа развивается мелкая моторика пальцев, воображение детей, формируются и развиваются навыки ручного труда, дети учатся координировать движения рук, приобретают новый сенсорный опыт – чувство пластики, формы и веса. Кроме того, они учатся планировать свою работу и доводить ее до конца.
В работе с пластилином наиболее интересно проходят занятия по созданию пластилиновых картинок. Используя приемы надавливания, размазывания, скатывания и раскатывания, вдавливания, интересные картинки создаются детьми за считанные минуты.
При создании пластилиновых картинок малыши действуют пальчиками. Обучение приемам необходимо начинать с пальцев правой руки. В дальнейшем присоединяется и левая рука ребенка. Удобнее действовать указательным пальцем ведущей руки, но я учу пользоваться средним и большим пальцами, если это удобно ребенку. Во время работы я слежу за тем, чтобы палец ребенка не загибался, а оставался прямым и напряженным, чтобы он действовал подушечкой пальца, а не царапал пластилин ногтем. По мере усвоения ребенком навыков создания пластилиновых картинок, количество операций, выполненных самостоятельно, постепенно увеличиваю: ребенок сам скатывает шарики, раскладывает их в нужные места картинки, надавливает и размазывает их.
Большой интерес у детей вызывают занятия лепки из теста.
Тесто – самый податливый материал для лепки, и самый подходящий, когда у детей еще слабо развиты руки, и они не всегда справляются с пластилином. Чтобы оживить интерес к занятию, я часто использую разноцветное тесто.
На первых занятиях знакомлю детей со свойствами теста: мягкое, теплое, приготовленное из муки и воды. Его можно месить, лепить из него пирожки и булочки. Действия сопровождаю приговорками: Мешу, мешу тесто, есть в печи место. Пеку, пеку каравай, головоньку – валяй, валяй!; Шлеп, шлеп, шлеп, моя ладошечка! Получилась тонкая лепешечка!.
После знакомства со свойствами теста перехожу к лепке объемных фигур: колбаски, прянички, баранки, пирожки, солнышко, цветочек и т.д. Готовую фигурку можно подсушить в духовке на слабом огне. Цвет теста после выпечки сохраняется. С мини-скульптурой можно играть и даже раскрашивать ее.
Как показывают результаты диагностических обследований, такие занятия, с использованием нетрадиционных техник, являются эффективным средством развития мелкой моторики руки детей раннего возраста. Сравнительный анализ диагностических срезов начала и конца года подтверждает, что у большинства детей руки становятся сильнее. Координация и ловкость движений улучшается. Вслед за положительной динамикой мелкой моторики у детей происходят изменения и в уровне развития речи. Речь детей становится более насыщенной, в разговоре ребята начинают пользоваться сложными придаточными предложениями. Появляются вопросы: когда?, почему?.
Таким образом, тренировка пальцев рук ускоряет процесс развития речи. А использование разнообразных, нетрадиционных форм изобразительной деятельности и методических приемов в работе позволяет достигать наилучших результатов.
Литература
Казакова Т.Г. Изобразительная деятельность младших дошкольников. М. Просвещение. 1980.
Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Ранний возраст. Методическое пособие. М. Карапуз дидактика 2008.
воспитатель МБДОУ Детский сад Брусничка
г. Губкинский
Маленькие ручки развивают речь
Работая долгое время в дошкольном учреждении, мы, педагоги, всё чаще задаем вопрос – почему последнее время снижается уровень речевого развития детей? Причина этого довольно проста. С детьми все меньше и меньше говорят родители, которые страшно заняты на своей работе. И сами дети меньше говорят, потому что больше смотрят и слушают.
Кроме того, наши дети редко делают что-то своими руками, потому что современные игрушки, предметы и вещи устроены максимально удобно, но не эффективно для развития моторики. Это любимая мамами одежда и обувь с липучками вместо шнурков и пуговиц. Это книжки и пособия с наклейками вместо картинок для вырезания. Это бытовые приборы, управляемые с помощью пульта.
Известно, что между речевой функцией и общей двигательной системой человека существует тесная связь. Чем выше двигательная активность маленького ребенка, тем лучше развита его речь.
Такая же тесная связь установлена между рукой и речевым центром мозга. Недаром еще Сухомлинский сказал: Речь ребенка находится на кончиках его пальцев. Гармонизация движений тела, мелкой моторики рук и органов речи способствует формированию правильного произношения, помогает избавиться от монотонности речи, нормализовать ее темп, учит соблюдению речевых пауз, снимает психологическое напряжение.
Педиатры и психологи считают, что психомоторные процессы развития речи напрямую зависят от развития мелкой моторики. Исследования современных физиологов показывают, что имеется тесная связь больших полушарий мозга с нервными окончаниями, заложенными в подушечках пальцев и кистях рук: утомление мышц рук вызывает торможение центральной нервной системы и наоборот.
Известный педагог Мария Мантессори на основе многочисленных экспериментов утверждала: Таланты детей находятся на кончиках пальцев.
Это утверждение о взаимосвязи между уровнем развития речи и мелкой моторики у детей находит постоянное подтверждение и в наших собственных наблюдениях и исследованиях.
Мы с сожалением отмечаем, что год от года все больше детей в детском саду имеют слабо развитые руки. Сила и длительность мышечного напряжения кистей рук таких детей снижена. Нет согласованности в действиях пальцев, щепоти. Ловкость и переключаемость движений пальцев затруднена.
Именно такие дети, как правило, мало говорят или говорят отдельными облегченными словами, не используют прилагательные и местоимения. У многих затруднено понимание речи взрослого.
В связи с этим, на наш взгляд развитию руки и мелкой моторики детском саду необходимо уделять большое внимание. Именно через развитие мелкой моторики можно и нужно стимулировать развитие речи наших детей.
Решение этой задачи возможно во многих видах деятельности: во время развития навыков самообслуживания, в играх с песком, водой, на занятиях по конструированию, рисованию, лепке, аппликации и т.д.
В работе по укреплению мышц рук, развитию ловкости и координации движений можно использовать: пальчиковую гимнастику; показ при помощи рук различных изображений (очки, стул, колокольчик, зайка…); обрывание бумаги разной плотности и фактуры (папиросной, газетной…); выкладывание из мелких камешков, пуговиц, крышек на фоновой бумаге или ткани; изготовление мозаичных композиций из цветного пластика на основе, покрытой пластилином; нанизывание бус и пуговиц на тесемку; скатывание пряжи в клубки…
Ручная умелость детей закрепляется и в таких видах игр, как мелкая мозаика, разнообразные застежки с пуговицами и кнопками, шнуровки, вкладыши, сухой аквариум.
Песочница – также прекрасный тренажер для развития мелкой моторики. Во время игр с песком можно проводить такие упражнения: пальчики ходят гулять по песку, прыгают, выполняют зигзагообразные движения, играют на пианино. Дети с интересом оставляют на влажном песке отпечатки ладоней, геометрических форм, лепят из песка угощения.
Игры с водой вызывают у детей море восторга и радости. Дети переливают воду из емкости в емкость, пускают кораблики, заводные игрушки, просто опускают руки в воду, где маленькие ручки расслабляются.
Конструируя из мелкого строителя, у детей совершенствуются движения пальцев руки: сначала действует вся ладонь и все пальцы, со временем вычленяются движения отдельных пальцев и ребенку становятся доступными более тонкие движения.
И, наконец, изобразительная деятельность может и должна быть использована как активное средство развития мелкой моторики руки ребенка. Исходя из своего практического опыта, я пришла к выводу, что именно в изобразительной деятельности в наибольшей мере развивается мелкая моторика рук, именно она является ключом к речевым успехам дошкольника.
Систематизировав и обобщив свой опыт работы по развитию мелкой моторики руки, я разработала свой комплекс занятий по изобразительной деятельности, который в наибольшей степени способствует развитию мелкой моторики рук детей.
Изобразительная деятельность младших дошкольников включает в себя разнообразные виды работы. Одним из них является рисование.
На своих занятиях по рисованию я учу детей изображению отдельных предметов, явлений с помощью ритмичных мазков – цветовых пятен (листочки), линий прямых и замкнутых, горизонтальных и вертикальных (дорожки, ленточки). Приучаю малышей к правильным приемам работы с карандашом, с кистью и красками (гуашь): учу правильно брать карандаш тремя пальцами, а не кулачком. Кисть держать выше железного наконечника, набирать краску только ворсом кисти, снимая о край баночки лишнюю, промывать кисть после рисования и осушать, легко прижимая к салфетке.
В свою работу включаю занятия с использованием смешанной техники рисования. Одно изображение дети создают разными материалами и способами. На одном занятии дети могут использовать и печатание, и рисование фломастерами. Помимо этого, дети создают изображения с помощью традиционной и нетрадиционной техники: тампонирование кусочками поролона; пальцевую и ладонную живопись; печатание с помощью крышечек, ватных палочек, овощей.
Такие умения не сразу доступны всем детям, поэтому приходится приложить немало сил, чтобы у детей сформировались точные движения. Ведь только с развитием моторики руки ребенок достигает определенных результатов.
Другим видом изобразительной деятельности является лепка. В лепке наиболее заметно, как рука от занятия к занятию становится более развитой, в ней появляется сила, подвижность и ловкость.
Во время лепки дети знакомятся с пластичными материалами и их свойствами. Пластичные материалы предоставляют большие возможности для развития и обучения детей. В процессе создания образа развивается мелкая моторика пальцев, воображение детей, формируются и развиваются навыки ручного труда, дети учатся координировать движения рук, приобретают новый сенсорный опыт – чувство пластики, формы и веса. Кроме того, они учатся планировать свою работу и доводить ее до конца.
В работе с пластилином наиболее интересно проходят занятия по созданию пластилиновых картинок. Используя приемы надавливания, размазывания, скатывания и раскатывания, вдавливания, интересные картинки создаются детьми за считанные минуты.
При создании пластилиновых картинок малыши действуют пальчиками. Обучение приемам необходимо начинать с пальцев правой руки. В дальнейшем присоединяется и левая рука ребенка. Удобнее действовать указательным пальцем ведущей руки, но я учу пользоваться средним и большим пальцами, если это удобно ребенку. Во время работы я слежу за тем, чтобы палец ребенка не загибался, а оставался прямым и напряженным, чтобы он действовал подушечкой пальца, а не царапал пластилин ногтем. По мере усвоения ребенком навыков создания пластилиновых картинок, количество операций, выполненных самостоятельно, постепенно увеличиваю: ребенок сам скатывает шарики, раскладывает их в нужные места картинки, надавливает и размазывает их.
Большой интерес у детей вызывают занятия лепки из теста.
Тесто – самый податливый материал для лепки, и самый подходящий, когда у детей еще слабо развиты руки, и они не всегда справляются с пластилином. Чтобы оживить интерес к занятию, я часто использую разноцветное тесто.
На первых занятиях знакомлю детей со свойствами теста: мягкое, теплое, приготовленное из муки и воды. Его можно месить, лепить из него пирожки и булочки. Действия сопровождаю приговорками: Мешу, мешу тесто, есть в печи место. Пеку, пеку каравай, головоньку – валяй, валяй!; Шлеп, шлеп, шлеп, моя ладошечка! Получилась тонкая лепешечка!.
После знакомства со свойствами теста перехожу к лепке объемных фигур: колбаски, прянички, баранки, пирожки, солнышко, цветочек и т.д. Готовую фигурку можно подсушить в духовке на слабом огне. Цвет теста после выпечки сохраняется. С мини-скульптурой можно играть и даже раскрашивать ее.
Как показывают результаты диагностических обследований, такие занятия, с использованием нетрадиционных техник, являются эффективным средством развития мелкой моторики руки детей раннего возраста. Сравнительный анализ диагностических срезов начала и конца года подтверждает, что у большинства детей руки становятся сильнее. Координация и ловкость движений улучшается. Вслед за положительной динамикой мелкой моторики у детей происходят изменения и в уровне развития речи. Речь детей становится более насыщенной, в разговоре ребята начинают пользоваться сложными придаточными предложениями. Появляются вопросы: когда?, почему?.
Таким образом, тренировка пальцев рук ускоряет процесс развития речи. А использование разнообразных, нетрадиционных форм изобразительной деятельности и методических приемов в работе позволяет достигать наилучших результатов.
Литература
Казакова Т.Г. Изобразительная деятельность младших дошкольников. М. Просвещение. 1980.
Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Ранний возраст. Методическое пособие. М. Карапуз дидактика 2008.