Публикации Приобщение дошкольников к духовно-нравственным ценностям

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Приобщение дошкольников к духовно-нравственным ценностям
Автор: Алферова Людмила Алексеевна и Кочетова Людмила Валентиновна

Приобщение дошкольников к духовно-нравственным ценностям
Л.В. Кочетова, старший воспитатель
МАДОУ Детский сад № 12 Ягодка
г. Зарайск Московской области
Л.А.Алферова, заведующий
МАДОУ Детский сад № 12 Ягодка
г. Зарайск Московской области
Мы живем в сложное жестокое время, когда рушатся общепринятые идеалы, нравственные устои и на пьедестал вводятся иные кумиры. Происходит разложение и извращение воли, мышления, веры и совести человека. Особенно это заметно в молодежной среде, где явный приоритет приобретает материальные ценности по сравнению с духовными. Это ведет к формированию ложных целей жизни, к искаженному пониманию категорий добра и зла.
В настоящее время в нашей стране недопустимо высокий уровень детской и подростковой преступности. Этому способствует насаждение сознанию подростков культа силы и насилия.
Неумение выбрать правильный путь в жизни приводит к росту тяжких пороков, таких как пьянство, наркомания; увеличивается уровень нервно-психических заболеваний и детского суицида.
Возникший духовный вакуум создал благоприятную почву для распространения опасных и разрушительных форм оккультизма и сектантства.
Половое просвещение подростков приводит к искажению нравственного создания, формирует внесупружеские и антиродительские установки.
Конечно, много причин, способствующих формированию негативных тенденций в современном обществе, но существует одна основная причина – это духовно – нравственный кризис самого человека.
В сложившейся ситуации духовно – нравственное воспитание детей, подростков, молодежи приобретает чрезвычайную значимость и является одним из важнейших приоритетов национальной безопасности России.
Развитие Российского государства происходило под сенью православной веры. Православие сформировало замечательные черты русского характера: милосердие, верность, мужественность, щедрость. Православие на протяжении тысячи лет поддерживало дух русского патриотизма: преподобный Сергий Радонежский благословлял русских воинов во главе с благоверным князем Дмитрием на подвиг во имя Отечества; под знамением православной веры совершал победы над врагом Александр Невский; с верой православный народ шел на подвиг и труд в годы Великой Отечественной Войны.
В настоящее время более 70 % населения России тяготеет к православной вере. Именно Православие наиболее полно, ясно и обоснованно выражает религиозное, нравственное, моральное, этическое и правовое мироощущение душевно здорового русского человека, его понятие о справедливости, о благе, добре и зле, чести и совести. Именно вера православная показывает пути и дает силы для духовного преображения человека.
Ф.М. Достоевский писал: Вникните в Православие: это вовсе не одна только церковность и обрядность, это живое чувство, обратившееся у народа нашего в одну из тех основных живых сил, без которых не живут нации. С одной стороны Православие имеет необходимый духовный потенциал, многовековой положительный опыт в области духовно-нравственного просвещения, с другой стороны имеется желание со стороны родителей и детей изучить и воспользоваться этим опытом.
Культура, нравственность, традиции нашей страны глубоко укоренены в Православии. Для того, чтобы понимать нашу культуру, искусство, традиции, дух нашего народа, человек должен хорошо знать основы Православия. Нельзя удовлетворить свое любопытство, любуясь, например, собором Успения Пресвятой Богородицы, не зная, кто такая Пресвятая Богородица и что значит Успение. Недостаточно будет знаний о поэзии А.С. Пушкина, С.А. Есенина и других русских поэтов, если не знать их произведений, в которых отразились дух и религиозные переживания.
Многие наши великие композиторы – Чайковский, Рахманинов, Римский – Корсаков писали богослужебную музыку, понять глубинную суть которой невозможно без знания Православного богослужения.
К сожалению, немало семей столкнулось с бедой нашего времени – сектантством. Накоплено немало фактов причинения людям душевного и физического вреда деятельностью сект, оккультных организаций и целителей. Многие из них в своей деятельности используют прием психозомбирования, психологические приемы вербовки. Здесь идет речь не о свободе религиозного выбора человека, а о сознательном воздействии на людей для использования их в своих целях.
Задача Православия – давать духовную оценку их деятельности, тем самым предотвращая обман и возможное попадание детей в их сети.
Знакомясь с основами Православия, дети узнают различие разных вероисповеданий, чтобы в дальнейшем можно было свободно ориентироваться в вопросах нравственности, веры своего народа, своей страны.
Изучение Православия не нарушает требований закона о светском характере образования, так как имеет информативный характер и не ставит целью привлечение к исповеданию веры и совершению церковных обрядов.
Изучение Православия не является религиозным образованием и не противоречит закону о свободе совести и религиозных объединениях.
Надо понимать, что нельзя научить человека вере, что, только благодать Божия может повернуть человека к вере.
Совершенно очевидно, что невозможно понять нравственное учение церкви, не познакомившись с ее историей, нравственными и социальными нормами с историей земной жизни и учения Иисуса Христа.
Попытки же отделить то или иное знание как соответствующее или не соответствующее названию и содержанию предмета также неразумны, как печально известный запрет конца 20-х начала 30-х годов на сказки в школьном образовании на том основании, что они формируют идеалистическое мировоззрение.
Мое сердце, как и сердце каждого человека, любящего свою Родину, охвачено печалью и скорбью. Оно болит за детей. С каждым годом все сильнее и острее ощущаю и свою ответственность за происходящее, когда вижу неопрятных, курящих, чрезмерно накрашенных девчонок и мальчишек, сквернословящих на каждом шагу. Ведь совсем недавно они были дошколятами, вполне благополучными ребятишками.
Как же так? Где они, эти умные, светящиеся глаза, горящие сердца, светлые головы? Ведь мы, так много говорили с детьми о нравственности. Почему же наши дети, повзрослев, становятся агрессивнее и злее, почему они совершенно не умеют прощать обид, не умеют слушать и понимать друг друга, не испытывают ни какого чувства ответственности за свои дела и поступки.
Прихожу к выводу, что дело тут не в количестве сказанных слов и проведенных занятий, а в бездуховности.
К.Д. Ушинский писал: Дай человеку все жизненные блага, но лиши его понимания смысла жизни на Земле – он будет несчастен.
Как воспитать в детях теплоту, отзывчивость, взаимопонимание, честность, порядочность.… Как сделать, чтобы эти черты характера стали свойствами их натуры?
Мудрые признают плодотворным только то образование, которое развивает не культуру ума, но и главным образом облагораживает сердце и предлагают
… прежде сообщения человеку каких-либо научных знаний, дать ему здравые понятия о важнейших христианских истинах – о Боге, мире, человеке.
Сначала нужно прочно напечатлеть в сознании и сердце основные нравственные истины, а уже затем на подобном крепком фундаменте строить всю систему научного образования.
Что же такое православное воспитание? Это процесс формирования личности в системе понятий православного христианского мировоззрения.
Что значит просветить ум?
Значит напечатлеть в нем здравые понятия о всем сущем, о бытие.
Что значит образовать сердце?
Значит, возбудить сокрытые в естестве нашем требования, преобразовать чувства и расположения.
Воспитание благочестия с малых лет вырабатывает в детях тот внутренний, духовный стержень, который становится основой и для внешнего поведения.
Надо понимать, что нельзя превращать воспитание в сплошное нравоучение и наставление, это может привести к обратному эффекту.
Ребенок начинает осознавать окружающий мир с овладения информацией и знакомства с существующими нормами поведения.
В этом возрасте нет еще своего мировоззрения, не сформированы духовно – нравственные навыки, которые могли бы уберечь детей от дурных поступков. В мире много зла и соблазнов, поэтому дурные поступки гораздо быстрее добрых входят в привычку, и бороться с ними трудно. Поэтому, важно то, что окружает ребенка: общество, информация и т.д.
В современной жизни из–под ног человека выбиты твердые основы нравственности и духовности. Поэтому бессильными оказываются подчас и родители, и сад, и школа, и органы правосудия, которые не в состоянии уберечь детей и подростков от падения. Происходит это от того, что в жизни нет главного – иной цели, кроме удовлетворения своих потребностей любыми способами. Именно, поэтому, целью нравственных занятий является развитие в детях, да и во взрослых, лучших духовных и душевных качеств: скромности, смиренномудрия, послушания, миролюбия, искренности, уважения к личности человека, развитие воли, дисциплинированности, ответственности; осмысление таких понятий, без которых невозможно пробуждение совести, оберегающей человека от совершения безнравственных поступков, сознательный выбор добра, как естественное поведение в жизни; расширения мировоззрения ребенка, оказание ему помощи в выборе правильной жизненной ориентации.
Список использованной литературы:
Алёшина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. - М., 2004
Киркос Р.Ю. Патриотическое воспитание дошкольников. - С-Пт., 2005
Куломзина С. Наша Церковь и наши дети. Христианское воспитание людей в современном мире. - М., 2008
Петрова В.И. Т.Д. Стульник. Нравственное воспитание в детском саду. - М., Мозаика-Синтез, 2008
Шишова Т.П. Как воспитать в ребёнке послушание? - М., 2010
Шишова Т.П. Как воспитать в ребёнке ответственность? - М., 2010