Публикации РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМУ НАПРАВЛЕНИЮ «Край, в котором я живу»

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМУ НАПРАВЛЕНИЮ «Край, в котором я живу»
Автор: Алексеева Светлана Витальевна

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение«Трудармейская средняя общеобразовательная школа»Прокопьевский муниципальный район Рассмотрено на заседании МО Протокол №__ от ______________________________________Согласовано МС Протокол №___ от __________ Программа рекомендованак работе педагогическим советомпротокол №___ от_____________РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМУ НАПРАВЛЕНИЮ«Край, в котором я живу» автор-составитель: Алексеева Светлана Витальевна, учитель начальных классов п.ТрудармейскийПояснительная запискаРабочая программа по курсу «Краеведение» разработана на основе Федерального Государственного Образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младших школьников умения учиться. Программа направлена на достижение планируемых результатов, реализацию программы формирования универсальных учебных действий. Актуальность данной программы заключается в том, что в настоящее время наблюдается повышенный интерес к изучению родного края. Изучение краеведения в начальной школе является одним из основных источников обогащения учащихся знаниями о родном крае, воспитание любви к нему, формирование гражданских позиций и навыков. Оно играет существенную педагогическую роль в нравственном, эстетическом, трудовом, политическом воспитании, является интегрирующим звеном между учебной и воспитательной деятельностью школы и обеспечивает межпредметные связи. Сегодня мы всё чаще обращаемся к духовным ценностям прошлого, пытаемся искать пути восстановления прерванных связей времён, осознаём необходимость изучения своих национальных корней как источника нашего нравственного здоровья, силы и богатства. Краеведение – одно из важных средств связи обучения и воспитания с жизнью, оно содействует осуществлению общего образования нравственному, эстетическому и физическому воспитанию обучающихся, всестороннему росту и развитию их способностей. Краеведческая работа расширяет кругозор, знакомит с хозяйственной жизнью Кемеровской области, Прокопьевского района, родного посёлка, воспитывает любовь к малой родине, истории возникновения Кузбасса, гордость за свой народ, настоящих людей прошлого и настоящего, воспитываются патриотизм, идеалы гуманизма и справедливости. Основная цель курса: дать школьникам начальной школы основные знания об истории и природе своего города, родного края, о культурных, политических, экологических, экономических особенностях Кемеровской области, познакомить с достопримечательностями и с людьми, строившими и прославившие родной край. Задачи программы:образовательные 1. формирование представлений о краеведении, как о предмете исторического и культурного развития общества; 2. приобретение знаний о природе родного края, о культуре, обычаях и традициях своего народа; 3. закрепление этих знаний на практике. воспитательные1. формирование уважительного, бережного отношения к историческому наследию своего края, его истории, культуре, природе; 2. воспитание уважительного отношения к окружающим людям, усвоение общепринятых норм поведения в общественных местах, в кругу знакомых и близких; 3. умение анализировать своё поведение и принимать правильное решение в различных жизненных ситуациях.развивающие 1. способствование развитию психических процессов (воображение, память, мышление, речь и т.д.) 2. развитие кругозора учащихся. Данная программа интегрируется с предметами: русский язык, литературное чтение, математика, окружающий мир. Так взаимосвязь с русским языком происходит при знакомстве учеников с новыми словами, их лексикой морфологией и орфографией, что расширяет словарный запас учеников, развивает их орфографическую зоркость. Навыки осознанного, выразительного беглого чтения формируются при знакомстве учащихся с литературными произведениями (мифами, повестями, рассказами, стихами и т.д.) Математические умения и навыки закрепляются при работе с числами, а здесь числа носят исторический характер. Отрабатываются и графические умения, и навыки при составлении кроссвордов. Учитывая возрастные и психологические особенности детей, специфику курса необходимо использовать такие формы проведения занятий как экскурсии, занятия-встречи с информантами, практические работы. Такие формы работы позволяют детям почувствовать их причастность к культурному наследию народа, его ценностям. Особенностью организации учебного процесса по краеведению является динамичность ее форм. Принципиальное изменение форм организации урока заключается в том, что занятие из класса, по возможности, переносится в ту среду, которая изучается (парк, лес, водоем, пришкольный участок, музей, улица, дом, учреждения, предприятия и т. д.). Как можно больше экскурсий, целевых прогулок, походов, тематических актов, игр и праздников на воздухе, то есть необходимо расширение образовательного пространства. Наряду с традиционными, в программе используются современные технологии и методики: технология развивающего воспитания и обучения, здоровье сберегающие технологии, игровые технологии, компьютерные технологии, краеведо–туристические технологии, проектные технологии. Данный курс «Краеведения» рассчитан на внеурочное преподавание в 1 – 4 классах начальной школы, 33 часа в год (1 час в неделю) для обучающихся 1 классов и 34 ч для учеников 2 – 4 классов. Требования к уровню подготовки учащихся в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами Данная программа ориентирована не на запоминание обучающимися информации, которой в изобилии снабжает учитель, а на активное участие самих школьников в процессе ее приобретения. В основе реализации программы «Краеведение» лежит системно-деятельностный подход, который предполагает воспитание и развитие таких качеств личности как: патриотизм, гражданственность, уважение к прошлому и настоящему родного края.1. Приобретение школьниками знаний о правилах ведения экологического образа жизни; о принятых в обществе нормах отношения к природе, рисках и угрозах нарушения этих норм; о правилах конструктивной групповой работы; о способах организации взаимодействия людей и общностей; о поисках самостоятельного поиска, нахождении и обработки информации.2. Развитие ценностных отношений к природе, Отечеству, другим людям; стремление к коллективной творческой деятельности.3. Приобретение опыта актуализации экологической деятельности в социальном пространстве, опыта самоорганизации и организации совместной деятельности с другими школьниками. Помимо воспитательных результатов, в ходе освоения школьником каждого модуля программы он может достичь специфических предметных результатов:
  • объяснять, что такое Краеведение, что оно изучает;
  • называть государственные символы Кемеровской области;
  • ориентироваться на карте Кемеровской области, называть 2-3 соседей нашей области, 2-3 национальности, населяющих нашу область;
  • называть 2-3 достопримечательности области, города;
  • рассказывать о своей семье, друзьях, классе, школе, домашних животных;
  • охранять природу родного села;
  • наблюдать и выделять характерные особенности природных объектов Кемеровской области;
  • соблюдать общепринятые правила поведения в обществе, правила дорожного движения;
  • выбирать способ поведения в соответствии с этими правилами;
  • добросовестно выполнять обязанности учащихся школы;
  • ставить перед собой цель и достигать ее самостоятельно или с помощью учителя;
  • анализировать свою работу, исправлять ошибки, восполнять пробелы в знаниях из разных источников информации;
  • создавать творческие работы, поделки, рисунки, доклады, фото-коллажи с помощью взрослых или самостоятельно;
  • вести исследовательскую работу и участвовать в проектной деятельности самостоятельно или с помощью взрослых
  • Программа «Юные краеведы» предусматривает следующие формы контроля знаний, умений и навыков: разноуровневые, тестовые контрольные работы, отчеты по экскурсиям, практическим работам, защиту проектов. Программа ориентирована на систематическую проектную деятельность младших школьников, она органично сочетает творческую проектную деятельностью и систематическое освоение содержания курса. Формы организации занятий по курсу «Краеведение» во внеурочной деятельности могут быть разнообразными. Все это способствует развитию интеллекта и сферы чувств детей.Формы подведения итогов Подведение итогов деятельности по каждому разделу рекомендуется организовывать в форме:
  • викторин, игр, составления и разгадывания кроссвордов и ребусов;
  • создания и защиты собственного проекта;
  • создания презентаций - представлений по изученной теме;
  • конкурсов исследовательских работ-соревнований, имеющих целью выявить лучших из числа всех участников;
  • участия в конференциях разного уровня.
  • Ожидаемые результаты реализации программы В результате обучения по программе у младших школьников будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия. Предполагается, что в результате формирования личностных УУД к окончанию начальной школы у ребенка будут сформированы: Личностные : Выпускник научится и приобретет:
  • научится ориентироваться в важнейших для региона событиях и фактах прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее;
  • приобретет способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;
  • научится ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так и окружающих людей;
  • приобретет способность развить в себе этические чувства – стыда, вины, совести – как регуляторов морального поведения.
  • Выпускник получит возможность для формирования:
  • основ гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданин Кузбасса, чувства сопричастности и гордости за свой край.
  • мотивации учебной деятельности, включающей социальные, учебнопознавательные, внешние и внутренние мотивы;
  • эстетических чувств на основе знакомства с национальной культурой Кемеровской области;
  • чувства гордости за свой город, свой край, за успехи своих земляков;
  • эмпатии, как понимания и сопереживания чувствам других людей.
  • Регулятивные : Выпускник научится:
  • планировать свои действия в соответствии с поставленной целью и условиями ее реализации;
  • выполнять учебные действия в материализованной, речевой и мыслительной форме;
  • проявлять инициативу действия в учебном сотрудничестве;
  • самостоятельно оценивать правильность выполнения задания при подготовке к сообщению, презентации, конференции;
  • использовать внешнюю и внутреннюю речь для целеполагания, планирования и регуляции своей деятельности.
  • Выпускник получит возможность:
  • уметь анализировать и синтезировать необходимую информацию;
  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи, цели;
  • самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия при работе над проектом, исследованием, конференцией;
  • вносить необходимые изменения в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия.
  • Познавательные : Выпускник научится:
  • используя дополнительные источники информации, находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям наших предков;
  • на основе имеющих знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов;
  • узнавать символику Кемеровской области, города;
  • описывать достопримечательности столицы Кузбасса и родного края;
  • использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии т. д.) и литературу о нашем крае, достопримечательностях, людях с целью поиска и извлечения познавательной информации;
  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов домашней и школьной библиотек;
  • использовать знаковосимволические средства, в том числе модели и схемы при работе с картой контурной, картой Кемеровской области и атласом;
  • работать с атласом, глобусом и картой;
  • находить на карте свой регион и его главный город;
  • устанавливать причинноследственные связи;
  • строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
  • устанавливать аналогии.
  • Выпускник получит возможность:
  • самостоятельно подбирать литературу по теме;
  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек города, архивов и Интернета;
  • работать в семейных архивах.
  • Коммуникативные : Выпускник научится:
  • понимать различные позиции других людей, отличные от собственной;
  • ориентироваться на позицию партнера в общении;
  • учитывать разные мнения и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве.
  • Выпускник получит возможность:
  • готовить и выступать с сообщениями;
  • формировать навыки коллективной и организаторской деятельности;
  • наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах школы, профессионального сообщества края;
  • аргументировать свое мнение, координировать его с позициями партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности.
  • Учебно-тематическое планированиеКалендарно – тематическое планированиеСодержание программы Первый год обучения 1. Введение – 1 ч. Что такое «Краеведение», что будем изучать на этом занятии. Понятие Родина, родной край, область, район. 2. Любимый уголок детства – 4 ч.Наш посёлок на карте мира. Особенности географического положения посёлка, улицы, дома. Рассказ о своей семье. Практические работы. 1. Работа с картой России: найти и показать на карте территорию России, с картой Кемеровской области: найти и показать географическое местонахождение посёлка. 3. Я и природа7 ч. Времена года. Погода в нашем крае. Познакомить с сезонными изменениями в природе посёлка. Растительность нашего края. Создать у учащихся представление о флоре и фауне посёлка. Разнообразие растений. Значение растений в жизни человека. Что такое тайга. Растения тайги. Грибы и ягоды. Охрана растений. Животный мир края. Разнообразие животного мира. Охрана и значение животного мира Водоемы. Экология посёлка. Понятие «экологии». Как попадают вредные вещества в организм человека /вода, воздух, пища/. Меры направленные на снижение вредного влияния на организм человека. Дать первичные сведения о влиянии природных условий на жизнь и здоровье человека, и о том, как человек влияет на природу. Практические работы: 1.Творческая работа с природным материалом. Экскурсии: 1.Берёзовая роща.4. Загадки животного мира - 5 ч.Животный мир нашего края. Создать у учащихся представление о флоре и фауне посёлка. Разнообразие животного мира. Охрана и значение животного мира. Как попадают вредные вещества в организм человека /вода, воздух, пища/. Меры направленные на снижение вредного влияния на организм человека. Дать первичные сведения о влиянии природных условий на жизнь и здоровье человека, и о том, как человек влияет на природу. Практические работы: 1.Творческая работа с природным материалом.5. Пернатые друзья3 ч. Птицы нашего посёлка, Перелетные и зимующие. Значение птиц для окружающей среды и для человека.6. История посёлка, района, области6 ч. Наш край на карте России. Города и села Кузбасса на карте области. Сформировать представление о территории посёлка, о ее размерах, научить детей пользоваться картой области. Символика области. Герб, флаг, гимн. История нашего края. Кузнецкая Земля в древности. История создания и исследования.Экскурсии: 1. Школьный музей «Русская изба».7. Исторические и культурные достопримечательности - 4 ч. История родного города, (села) на карте России и Кемеровской области. Символика города Кемерово. Район, в котором я живу. Улицы города, села. Улица на которой находится школа. Улицы по которым я хожу. Транспорт города (пассажирский, грузовой), его назначение. Дать представления об истории названий улиц. Предприятия города, села. Труд людей нашего города, села. Место работы родителей, их профессии. Машины помогающие трудиться. Экскурсии: 1.Школа – экскурсия «Летопись моей школы»8. Я в жизни посёлка - 3 ч.Мой вклад в историю посёлка. Викторина для любознательных. Конкурс рисунков «Мой посёлок в будущем!» Праздник – отчёт «Любимый край!»2 классНа втором курсе обучения полученные умения совершенствуются с учетом роста уровня подготовленности учащихся. По каждой теме дается более точная и объемная информация. От изучения своего посёлка дети переходят к знакомству с городом, районом, его достопримечательностями, предприятиями по добыче угля. На втором году обучения дети знакомятся с картой района, учатся называть соседей и находить их местоположение. При работе используются такие методы как исследовательский, частично-поисковый, метод сравнения. При работе учитель использует дополнительно к основным формам работы заочные экскурсии, мини-сочинения, фотовыставки, конкурсы эрудитов, игры, тесты-самооценки.Учебно-тематическое планированиеКалендарно – тематическое планированиеСодержание программы.2 класс1. Любимый уголок детства – 5 ч.Моя школа – мой дом. Из истории школы. Традиции школы. Мой дом. Мой двор. Моя улица, почему так названа. Достопримечательности нашей улицы. Мой район.Практическая работа: викторина «Знаешь ли ты свою улицу?», составление безопасного маршрута из школы домой.Экскурсии: 1.Школа.2. Я и природа 5 ч.Времена года. Погода в нашем крае. Познакомить с сезонными изменениями в природе Прокопьевского района. Создать у учащихся представление о флоре и фауне района. Разнообразие растений. Значение растений в жизни человека. Что такое степь и лесостепь. Растения степи и лесостепи. Охрана растений. Животный мир района. Разнообразие животного мира. Охрана и значение животного мира Водоемы. Экология района. Как попадают вредные вещества в организм человека /вода, воздух, пища/. Меры направленные на снижение вредного влияния на организм человека. Дать первичные сведения о влиянии природных условий на жизнь и здоровье человека, и о том, как человек влияет на природу. Практическая работа: Творческая мастерская. Осенняя гостиная.Экскурсии: 1. Осенняя природа.3. Загадки животного мира – 5 ч.Географическое положение Прокопьевского района. Наш район на карте России. История возникновения Прокопьевского района. Символика. Традиционные ремесла моего края. Животный мир нашего района. Разнообразие животного мира. Охрана и значение животного мира в жизни человека и окружающей среды.Практическая работа: Творческая мастерская.Оформление буклета «Сохраним всё живое на Земле».4. Пернатые друзья – 8 ч.Птицы нашего района, Перелетные и зимующие. Значение птиц для окружающей среды и для человека.Практическое занятие: Экологическая акция “Берегите птиц!”Экскурсии: 1.В природу.6. История посёлка, района, области4 ч. Наш район на карте Кемеровской области. Города и села Кузбасса на карте области. Сформировать представление о территории района, о ее размерах, научить детей пользоваться картой области. Символика района. Герб, флаг, гимн. История нашего края. Кузнецкая Земля в древности. История создания и исследования.Практическое занятие: Работа с картой Кемеровской области. Брей ринг «Чёрное золото»7. Исторические и культурные достопримечательности - 3 ч. История родного района на карте Кемеровской области. Символика Прокопьевского района. Район, в котором я живу. Улицы города, села. Улица на которой находится школа. Улицы по которым я хожу. Транспорт города (пассажирский, грузовой), его назначение. Дать представления об истории названий улиц. Предприятия района. Труд людей нашего посёлка, района. Место работы родителей, их профессии. Машины помогающие трудиться. Экскурсии: 1.Библиотека: прошлое и настоящее.8. Я в жизни посёлка - 2 ч.Моя семья – в жизни моего посёлка, моей страны. Вклад моей семьи в историю посёлка. Викторина «Страницы истории моей семьи».Практическое занятие: Круглый стол «Подведём итоги!»3 классНа третьем курсе обучения полученные умения совершенствуются с учетом роста уровня подготовленности учащихся. По каждой теме дается более точная и объемная информация. От изучения своего района дети переходят к знакомству с городом, с его достопримечательностями. Дети знакомятся с предприятиями. На втором году обучения дети знакомятся с картой области, учатся называть соседей и находить их местоположение, а также изучают герб, гимн, флаг страны, историю их возникновения. При работе используются такие методы как исследовательский, частично-поисковый, метод сравнения. При работе учитель использует дополнительно к основным формам работы заочные экскурсии, мини-сочинения, фотовыставки, конкурсы эрудитов, игры, тесты-самооценки. Учебно-тематическое планированиеКалендарно – тематическое планированиеСодержание программы.3 класс1. Любимый уголок детства – 5 ч.Моя посёлок – мой дом. Достопримечательности посёлка, в котором мы живём. Односельчане – чем они живут и чем занимаются.Практическая работа: 1.Викторина «Знаешь ли ты свою улицу?». 2. Сочинение «Они прославили наш посёлок»Экскурсии: 1 Посёлок.2. Я и природа 6 ч.Времена года. Погода в нашем крае. Познакомить с сезонными изменениями в природе Кемеровской области. Создать у учащихся представление о флоре и фауне области. Разнообразие растений. Значение растений в жизни человека. Охрана растений. Водоемы. Экология Кузбасса. Меры направленные на снижение вредного влияния на организм человека. Дать первичные сведения о влиянии природных условий на жизнь и здоровье человека, и о том, как человек влияет на природу. Практическая работа: Шишки еловые, шишки сосновые. Творим чудеса своими руками.Экскурсии: 1. Школьный музей «Русская изба».3. Загадки животного мира – 5 ч.Животный мир Кемеровской области. Разнообразие животного мира Охрана и значение животного мира в жизни человека и окружающей среды. Водоемы нашего края. Обитатели рек и озёрПрактическая работа: 1.Красная книга Кузбасса. 2. Организация конкурса рисунков о животных нашего края. 3. Составление правил поведения на водоёмах.4. Пернатые друзья – 4 ч.Птицы нашего края. Перелетные и зимующие. Значение птиц для окружающей среды и для человека. Познакомить с народным фольклором, сравнить с жизнью. Изучение отдельных видов фауны и флоры, занесённой в Красную книгу.Практическое занятие: За щитом Красной книги Составление списка растений и птиц.Экскурсии: 1. В природу «Чудо природы – птицы!»6. История посёлка, района. области – 6 ч. Географическое положение Кемеровской области. Наша область на карте России. История возникновения Кемеровской области. Символика Кемеровской области. Коренные жители нашей области. Традиционные ремесла моего края. Города и села Кузбасса на карте области. Сформировать представление о территории Кузбасса, о её размерах, научить детей пользоваться картой области. История нашего края. Кузнецкая Земля в древности. История создания и исследования.Практическое занятие: Работа с картой Кемеровской области. Брей ринг «Чёрное золото» Богатства земли Кузнецкой. Рассматривание образцов полезных ископаемых нашего края.Экскурсии: 1. Школьный музей.7. Исторические и культурные достопримечательности - 5 ч. Знакомство с историческими материалами. Посёлок. район, в котором я живу. Улицы города, села. Улица, на которой находится больница. Улицы, по которым я хожу. Предприятия района. Труд людей нашего посёлка, района. Место работы родителей, их профессии. Экскурсии: 1. Больница: прошлое и настоящее.2. Школьный музей «Боевой и трудовой славы».8. Я в жизни посёлка - 3 ч.Моя семья – в жизни моего посёлка, моей страны. Вклад моей семьи в историю посёлка. Викторина «Страницы истории родного края». Индивидуальная (подготовка сообщений, презентаций на тему, показавшуюся самой интересной). Выступление.Практическое занятие: «Мы хотим Вам рассказать…»4 классНа четвёртом курсе обучения полученные умения совершенствуются с учётом роста уровня подготовленности обучающихся. Даётся более углубленная и объёмная информация. Изучая Кемеровскую область, обучающиеся знакомятся с культурными и историческими достопримечательностями. При работе используются такие методы как исследовательский, частично-поисковый, метод сравнения. методы экологического тренинга, учебные игры, метод конкретных ситуаций. При работе учитель использует дополнительно к основным формам работы заочные экскурсии, мини-сочинения, фотовыставки, конкурсы эрудитов, игры, тесты-самооценки. Учебно-тематическое планированиеКалендарно – тематическое планированиеСодержание учебного материала4 класс1. Любимый уголок детства – 5 ч. Мой класс – моя семья. Мои права и обязанности в школе и дома. Встреча с родителями по обмену опытом воспитания сына и дочки достойных граждан России.Практическая работа: 1. Сочинение «Моя семья – моя радость2. Я и природа 8 ч. Богатства нашего края. Полезные ископаемые. Какие полезные ископаемые добывают в нашей области. Уголь – черное золото Кузбасса. Значение и ограниченность полезных ископаемых нашей области. Промышленность нашего края. Крупные предприятия области. Сельское хозяйство области. Экология области. Как попадают вредные вещества в организм человека: воздух, вода, пищаПрактическая работа: Рассматривание образцов полезных ископаемых.Экскурсии: 1. Школьный музей « Боевой и трудовой славы».3. Загадки животного мира – 3 ч.Животный мир Кемеровской области. Разнообразие животного мира Охрана и значение животного мира в жизни человека и окружающей среды. Работа по карте Кемеровской области.Практическая работа: 1. Работа с картой Кемеровской области по условным обозначениям.4. Пернатые друзья – 3 ч.Птицы нашего края. Перелетные и зимующие. Значение птиц для окружающей среды и для человека. Изучение отдельных видов фауны и флоры, занесённой в Красную книгу.Практическое занятие: 1. Работа с картой Кемеровской области по условным обозначениям.6. История посёлка, района. области – 4 ч. Кузбасс - шахтерский край. Труд людей нашего края. Люди, прославившие Кузбасс. (Герои – земляки). Дать первичные сведения о крупных угольных предприятиях области, о людях, работающих в шахтах.Практическое занятие: Профессии и предприятия, на которых работают наши родители.Экскурсии: 1. Экскурсии на предприятия.7. Исторические и культурные достопримечательности - 9 ч. Знакомство с историческими материалами о наших земляках – участниках Великой Отечественной войны. Просмотр цикла документальных фильмов о Великой Отечественной войне. Труд людей в военное время. Встречи с тружениками тыла, детьми войны. «След войны в моей семье» - рассказы о воевавших прадедах.Практическое занятие: Составление отзывов о тех памятных днях нашими современниками.Экскурсии: 1. Памятные места посёлка. Аллея Славы .2. Школьный музей «Боевой и трудовой славы».8. Я в жизни посёлка - 2 ч.Моя семья – в жизни моего посёлка, моей страны. Вклад моей семьи в историю посёлка. Викторина «Страницы истории родного края». Индивидуальная (подготовка сообщений, презентаций на тему, показавшуюся самой интересной). Выступление.Практическое занятие: Составление краеведческого словаря.Подведение итогов - Итоговое занятие «Край, в котором я живу!»Материально – техническое обеспечение программынаглядные пособия:
  • натуральные живые пособия – комнатные растения;
  • гербарии; микропрепараты;
  • коллекции горных пород, минералов, полезных ископаемых;
  • изобразительные наглядные пособия – таблицы;
  • географические и исторические карты;
  • предметы, представляющие быт традиционной и современной семьи, её хозяйства, повседневной, праздничной жизни и многое другое из жизни общества.
  • К техническим средствам обучения относятся:
  • DVD-плеер, (видеомагнитофон), телевизор;
  • компьютер.
  • Список литературы для учителя1.Антонова Ж.В., Иовенко Г.Е., Медянкина С.М. Градоведение. Программа факультативного курса на примере города Кемерово. Кемерово, 2003. 2.Балибалов И.А. Кемерово. Вчера. Сегодня. Завтра. Кемерово, 1982.3.Квасникова Н.Ю. Авторская программа по курсу «Краеведение»: [Электр. ресурс] – URL: []. 4.Козлова О.Г. Внеклассное мероприятие по географии. Урок-конкурс «65 лет Кемеровской области»: [Электр. ресурс] – URL: []. 5. Панафидина Е.М. Научно-практическая конференция по краеведению для учащихся 3-х классов «Кузбасс — мой край родной»: [Электр. ресурс] – URL: []. 6.«Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование». (Стандарты второго поколения) под редакцией В.А.Горского. – М.: Просвещение, 2011.7.. Рехлов В. Повесть о Михаиле Волкове. Кемерово, 1972.8.. Скиданова Е.Н. Игра «История земли Кузнецкой»: [Электр. ресурс] – URL: [].9. Соловьев Л.И. География Кемеровской области Природа. Кемерово, 2006. 10.Соловьев Л.И., География Кемеровской области. Природа.[ Текст ]: учебное пособие-Кемерово: ОАО «ИПП «Кузбасс», 2006.-384с.11.Сорокин М.Е. Сибирский корень: Историко-этнографические очерки [Текст] – справочное пособие - Кемеровское кн. изд-во, 1992.12. Сорвилова О.В. Разработка урока с региональным компонентом «Наш край»: [Электр. ресурс] – URL: [].13. Фадеева С. А Программа курса окружающего мира «Мы здесь живем»: [Электр. ресурс] – URL: [].14. Юров Г.Е. У родника на Красной горке. [Текст]: методическое пособие – Кемерово: Кузбассвузиздат, 2004.Список литературы для обучающихся
  • Атлас для школьников. Кемеровская область. – М.: Просвещение, 2002.
  • Бугров А.Н., Шабалин В.М., География Прокопьевского района. [ Текст]: учебное пособие – Кемерово, 1998.-60с.
  • Васильченко А.А., Птицы Кемеровской области. [Текст]: учебное пособие – Кемерово, 2004. – 134с.
  • Красная книга Кемеровской области: Редкие и находящиеся под угрозой исчезновения виды животных/ Под ред. Т.Н. Гагиной, Н.В. Скалона. – Кемерово: Книжное издательство, 2000. – 280с.
  • Скалон Н.В. Земноводные и пресмыкающиеся Кемеровской области.[ Текст]: учебно-методическое пособие – Кемерово: СКИФ-Кузбасс, 2005. – 127с.
  • Соловьев Л.И., Краеведческие игры: методическое пособие. – Изд. 2-е КРИПКиПРО, 2004.
  • Соловьев Л.И., Книга о природе Кузбасса. [ Текст]: книга для младших школьников и их родителей - Кемерово, 2008.-405с.