Публикации Профессия воспитателя глазами молодого специалиста

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Профессия воспитателя глазами молодого специалиста
Автор: Маслова Марина Александровна

Профессия воспитателя глазами молодого специалиста.Судьба человека, его удовлетворённость жизнью, физическое и психологическое здоровье во многом являются уровнем профессиональных достижений. Можно сказать, что для большинства людей основой развития личности становится профессиональная деятельность. Однако далеко не все профессии на протяжении долгих лет приносят эмоциональное удовлетворение.Мне, как молодому специалисту, было интересно разобраться в этом вопросе: «Какова особенность становления профессии педагога-воспитателя в детском саду?» Многие воспитатели отмечают, что интерес к педагогической профессии возник у них ещё в детстве. Среди множества сюжетно-ролевых игр особенно привлекательными были «Школа» или «Детский сад». Главная роль «педагога» приносила больше радости, чем исполнение роли «ребёнка». Многие также отмечают, что больше нравилось играть с куклами, чем со сверстниками. Таким образом, в сознании личности постепенно появлялась мысль о том, что нравится проявлять заботу о маленьких детях и, может быть, это станет будущей профессией. В период обучения в школе мечты о будущей профессии меняются несколько раз, а по окончанию нам приходится выбирать учреждения для получения профессионального образования, и здесь происходит столкновение желаемого будущего и реального настоящего… Реальность такова, что профессия воспитателя считается мало оплачиваемой и не престижной. Однако «плюс» этой профессии заключается в том, что при наличии даже средних способностей и умения найти общий язык с детьми она имеет ряд неоспоримых преимуществ:
  • отпуск всегда летом;
  • творческий характер труда;
  • возможность общаться с большим количеством людей;
  • чистота, питание, обстановка приближенные к домашним условиям;
  • праздничные мероприятия;
  • слова благодарности от родителей за воспитание детей;
  • возможность карьерного роста (воспитатель- заместитель заведующей по УВР - заведующая- методист управления образования).
  • В большинстве случаев родители поддерживают выбор ребёнка в желании получить педагогическое образование, так как среди прочих профессия воспитателя является чисто женской, интеллигентной и всегда востребованной. К тому же, учитывая успешность функционирования частных детских садов, растёт спрос на гувернанток с высшим педагогическим образованием. Имея диплом педагогического вуза, способности и желания, можно не только успешно работать, но и хорошо зарабатывать. На стадии профессиональной подготовки многие студенты переживают различные чувства. С одной стороны, всё замечательно: выдержал вступительные экзамены, родители довольны продолжением учёбы, студенческая жизнь начинается, долгожданная самостоятельность. С другой стороны, после педагогических практик идеализированные представления о работе воспитателя ДОУ начинают постепенно рассеиваться. Оказывается, что работа с детским коллективом требует столько терпения, эмоциональной отдачи и предусмотрительности. А хватит ли у меня сил на всё это? А есть ли у детей родители, с которыми надо найти общий язык и завоевать их авторитет? Чтобы не впадать в панику по поводу ошибочного выбора профессии, необходимо понимать, что подобные мысли посещают студентов и медицинских, и юридических, и экономических и всех других специальностей, так как любая профессия предполагает определённую степень сложности и ответственности. Убедиться в своих способностях помогает педагогическая практика. Следовательно, практика в хорошо обустроенных детских садах, общение с квалифицированными воспитателями, имеющими большой стаж и опыт работы, даёт возможность будущим воспитателям оценить и полюбить те условия труда, которых не предполагают другие профессии. После завершения профессионального образования наступает стадия профессиональной адаптации. Первые недели, месяцы работы вызывают большие трудности. Основная причина трудностей - психологическая, являющаяся следствием жизни со сформировавшимися представлениями и ожиданиями. Молодого специалиста любая профессиональная ситуация является проблемой и предполагает вызов: сможешь или не сможешь, умеешь или не умеешь, сделаешь лучше, чем остальные или нет и т. д. Таким образом, молодой специалист постоянно находится в состоянии борьбы, адаптации к требованиям профессии, самоутверждения среди коллег. В это время на выручку приходит пословица: «Всё, что нас не убивает, делает нас сильнее». Этот период очень сложный и очень важный, так как именно здесь начинает формироваться отношение к профессии воспитателя. Если детский сад воспринимается как временное место работы, то человек не будет стремиться качественно, выполнять профессиональные функции. Такой воспитатель не только равнодушен к детям, но и ко всему учебному процессу в целом. Его задача - избежать критики со стороны руководства и просто следить за детьми, чтобы в целости и сохранности передать их в конце рабочего дня родителям. Развитие детей его мало интересует. Чтобы сократить количество таких воспитателей, необходимо пересмотреть своё поведение и наставникам и методистам. Как говорил Сент-Экзюпери: «Мы в ответе за тех, кого приручили». Следовательно, чем больше помощи и поддержки со стороны коллег, чем чаще молодой специалист будет переживать успех в деятельности, тем быстрее у него возникнет желание самосовершенствоваться, проявлять активную заботу о детях и качественно готовиться к занятиям. Всё это постепенно приведёт к авторитету старших коллег. Что касается профессиональных знаний, то молодые специалисты вполне объективно могут осознавать проблемы и сомневаться в глубине и точности своих знаний, признавать недостаточное владение методическими приёмами, они недальновидны в анализе причин успехов и неудач, поэтому ориентированы на подражание авторитетным коллегам. Так как мастерство приходит с опытом, то на этом этапе важно сформировать и сохранить у молодых воспитателей потребность в профессиональных достижениях.Таким образом, профессия воспитателя происходит поэтапно на протяжении всей жизни и обязательно сопровождается случайностями, непредвиденными обстоятельствами, которые иногда кардинально меняют профессию жизни человека. Пожалуй, не найдётся человека, который прошёл свой путь профессии гладко, без взлётов и падений, конфликтов, разочарований, противоречий и переживаний. А должно ли быть всё гладко?