Публикации Современные требования к профессиональной компетентности учителя начальных классов

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Современные требования к профессиональной компетентности учителя начальных классов
Автор: Перелыгина Вера Александровна

Современные требования к профессиональной компетентности учителя начальных классов « Если мы будем учить сегодня так, как мы учили вчера, мы украдем у детей завтра». Джон Дьюи. Какими же качествами должен обладать современный учитель начальных классов, чтобы соответствовать запросам общества по воспитанию «свободной, высокоинтеллектуальной, адаптивной личности, обладающей ключевыми компетентностями, способной к адекватному самоопределению в будущей профессиональной сфере»? Традиционная педагогика формировалась в те времена, когда успешность учебно-воспитательной работы оценивалась главным образом по тому, насколько взрослым удалось передать детям накопленные знания, умения, навыки и ценности. При этом детей готовили к жизни в обществе, которое в главных своих чертах будет похоже на тот мир, в котором жили их родители. В настоящее время на первый план выходит вопрос: как нужно учить и воспитывать школьника, чтобы из него, впоследствии, получился эффективный, конкурентно-способный работник. Он должен быть творческим, самостоятельным, ответственным, коммуникабельным человеком, способным решать проблемы свои и коллектива. А для этого нужен высоконравственный, творчески активный педагог. Педагогическая компетентность учителя - это педагогический труд учителя, в котором на достаточно высоком уровне осуществляется педагогическая деятельность, педагогическое общение, реализуется личность учителя, достигаются хорошие результаты в обучении и воспитании школьников. При этом компетентность учителя определяется соотношением в его реальном труде профессиональных знаний и умений, профессиональных позиций и личностных качеств, самореализаций педагогической деятельности. Таким образом, непосредственное влияние на личность ребёнка, его развитие и становление сможет оказать только самоизменяющаяся личность учителя. Чтобы быть профессионально компетентным, педагог должен постоянно учиться, заниматься самообразованием и самореализовываться в педагогической деятельности. Учитель не имеет права останавливаться на достигнутом. Стаж моей педагогической деятельности в начальной школе 30 лет. За это время я работала по традиционной программе «Школа России», Школа 21 века»  а в данный момент третий год обучение веду по развивающей системе Л.В. Занкова. Начав работать по системе  Л.В.Занкова, я на опыте своей деятельности увидела, какую значимость в системе обучающего образования имеют развивающие стратегии обучения. Ведь именно начальное образование является основой, базой всей учебной деятельности школьника, а затем и студента. Именно начальное образование формирует и развивает познавательные и учебные мотивы, способствующие развитию умения принимать, сохранять и реализовывать учебный процесс и его результаты. У учеников – занковцев хорошо развита потребность в самореализации, исследовательской деятельности, продуктивность и работоспособность. Работая со своим классом по системе Л.В.Занкова, я отметила, что школьники органично воспринимают развивающую методику. С удовольствием занимаются исследовательской деятельностью, оптимистично и с энтузиазмом выполняют творческие задания. Показательно, что дети с большим удовольствием занимаются самостоятельно поисковой деятельностью, чем выполняют традиционные, рутинные задания. В них просыпается здоровое чувство конкуренции, желание выполнить свою работу на самом высоком (для их возраста) уровне. Даже те школьники, уровень знаний которых в начале обучения был средним, так же с удовольствием втянулись в творческий процесс. Это дало им возможность повысить самооценку, поднять собственный статус в глазах своих одноклассников, улучшить результаты успеваемости. Главной целью исследовательского обучения    я вижу формирование у учащихся способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры. Я считаю, что нужно органично и сбалансировано сочетать как репродуктивные методы обучения, так и продуктивные (исследовательские). Не  целесообразно добиваться от ребёнка, чтобы он всё открывал сам. Нет необходимости заново открывать всё наработанное обществом, но вместе с тем, необходимо умело подталкивать и направлять школьников к развитию своих, заложенных природой способностей, открывать в себе новые возможности, поднимать свои знания и умения на более высокий уровень. А это  возможно лишь в том случае, если школьник работает творчески («поисково»). Вырабатывая в себе эти навыки и закрепляя их, школьник постепенно выходит на уровень конкурентоспособности в её лучших проявлениях, т.е. формируется умение мобилизовать своё мышление, применять накопленные знания, успешно преодолевать испытания (конкурсы, олимпиады, марафоны и т. д.). Мыслить нестандартно. Исходя из этого, я поставила перед собой задачу – заложить основы исследовательских умений и навыков исследовательского поведения учащихся, вывести их на уровень конкурентоспособной личности. Исследование – это творчество в чистом виде. А следовательно, путь воспитания высоко творческой личности. Исследование – это один из основных путей познания, наиболее полно соответствий природе ребёнка и современным задачам обучения. Это путь к знанию через собственный поиск. Его основными составляющими являются: выявление проблемы, выработка и постановка гипотезы, наблюдения, опыты, эксперименты, суждения и умозаключения (сделанные на их основе). Собственная исследовательская практика призвана не только расширять кругозор ребёнка, но и развивать его познавательные способности. Включаясь в процесс самостоятельной добычи и обработки новой информации, ребёнок не только           приобретает       новые знания, но и     осваивает механизмы их самостоятельного получения. Об уровне их развития можно судить по изменению характера познавательной деятельности ребёнка в сторону повышения  степени  самостоятельности и конкурентоспособности, более высокого уровня самоорганизации  творчества. Так   со своим классом я провела ряд работ, где учащиеся смогли наиболее полно проявить свои навыки и умения юных исследователей. Это работа по выявлению и воссозданию своей родословной «Мое генеалогическое древо». Работа по воспитанию гражданского и патриотического чувства учащихся «Моя малая родина».  Также некоторые дети приняли участие в конкурсе проектов «Я – исследователь» в разных номинациях и продемонстрировали свои исследовательские, творческие и конкурентоспособные навыки. Проект «Что в имени тебе моём» занял первое место. Проделанная работа  дала возможность поднять интерес учащихся к учёбе, мотивировать их  на достижение более творческих результатов, выявить в детях творческое начало, увеличить долю самостоятельной поисковой работы учащихся, научить их мыслить не по шаблону. Все это дает возможность формировать личность ребенка, способную успешно и эмоционально устойчиво участвовать в конкурсах. Мониторинг обучения по вариативным системам и учебным предметам показывает, что у учеников–занковцев развита самостоятельность, потребность в самореализации, высоки учебно–познавательные интересы, потребность проверить свои знания и умения на конкурсном уровне. Это обеспечивает им стабильные знания и успехи в предметных олимпиадах. Учащиеся моего класса приняли активное участие в олимпиадах: «Русский медвежонок»,  «Кенгуру», «КИТ», «Эрудит», «Слон», «Ёж», «Муравей», «Пегас», «Старт», «Золотое руно», «ЧИП» и  показали достаточно высокие результаты. Как я отмечала выше, обучение детей по развивающей системе Л.В.Занкова, использование методики исследовательского обучения А.И.Савенкова дало возможность каждому учащемуся активно проявить себя как конкурентоспособную, высокоорганизованную, нестандартно мыслящую личность.  Также я работаю с учащимися над развитием у них навыков и умений создания, разработки и защиты их собственных проектов. Мы ориентируемся не просто на поиск нового задания, а на решение реальной, вставшей перед ними проблемы. Это процесс творческий. Очень важно учитывать, что метод проектов предполагает составление четкого плана проводимых исследований, требует ясного формирования и осознания изучаемой проблемы, выработку реальных гипотез в соответствии с четким планом и т.д. Проекты, создаваемые детьми, активизируют их стремление к исследованию, часто делают детские поиски более строгими, подчиненными определенной задаче. Они полезны в плане развития мышления младшего школьника, в плане формирования у него исследовательских умений и навыков. Моментом завершения детской  учебно–исследовательской работы должно являться не только индивидуальное признание её завершенности учителем, а непременно публичное представление и коллективное обсуждение.     Защита – венец исследования и один из главных этапов обучения начинающего исследователя. Важно не просто рассказать о выполненной работе, а, как всякое настоящее исследование, защитить. Естественно защита проходит «публично», с привлечением как авторов других работ, так и зрителей, оценивающей комиссии. Степень успешности педагогов в освоении новых технологий и методик меньше всего зависит от его возраста, но в большей степени - от преданности профессии, стремления к познанию нового, обладающего глубокими знаниями в области психологии обучения, развития и становления личности ребёнка, организации обучения в учебной деятельности, а также владеющего специальными знаниями и умениями для внедрения инновационных технологий в практику школьной жизни. В этом современное предназначение учителя. Сейчас объёмы знаний человечества увеличиваются каждые 3 – 5 лет. У современного учителя должна быть сформирована компетентность по обновлению компетенции. Перемены, которые происходят в образовательной системе России, побуждают учителя более творчески относиться к своей педагогической деятельности. Счастье педагога слагается из ученических побед и от того, как работает учитель, зависит, каким станет ученик, будет ли он успешен, реализует ли он себя, сможет ли адаптироваться в современном обществе. Школа без учителя не имеет будущего, как не имеет его страна без школы.