Публикации
«Изменение имён существительных по падежам»
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Изменение имён существительных по падежам»
Автор: Ханмагомедова Ася Михайловна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Изменение имён существительных по падежам»
Автор: Ханмагомедова Ася Михайловна
Тема Изменение имён существительных по падежам
Урок в 3 классе УМК ПНШ
Учитель Ханмагомедова Ася Михайловна.
Цель урока:дать учащимся понятие о системе падежей русского языка.
Задачи
Образовательные– пронаблюдать за изменением имён существительных по падежам, познакомиться с 6 падежами русского языка,с 6 командами вопросов.
Развивающие- развивать внимание, монологическую речь, орфографическую зоркость, способствовать развитию творческой деятельности учащихся, коммуникативных и познавательных действий
Воспитательные- воспитывать познавательную активность, любовь к родному языку, настойчивость в достижении цели и уверенность в себе, культуру общения, аккуратность в работе.
Оздоровительные– формирование правильной осанки, гигиенических навыков письма и чтения, развитие мышц глаз, укрепление нервной системы.
Планируемые результаты
Личностные:
- осознание значимости отобранного материала;
- формирование своего отношения к учебной задачи и осознание ее значимости;
- формирование самооценки на основе критерии успешности, адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности.
Метапредметные
Регулятивные УУД:
- формировать навыки самоконтроля и взаимопроверки (умение взаимодействовать со сверстниками) в учебной деятельности;
- целеустремленность и настойчивость в достижении цели;
- готовность к преодолению трудностей;
Познавательные УУД:
- развивать умение адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной (письменной) речи;
-делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
Коммуникативные УУД:
- формировать умение находить общее решение;
- способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу
Предметные результаты:
-формирование навыка определения падежей имён существительных, правописание слов с безударными гласными в корне, не проверяемых ударением, закрепление умения находить в предложении основу предложения;
- создание условий для исследовательской деятельности учащихся.
Оборудование:компьютер, доска, карточки с заданиями.
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Технология: открытие новых знаний путём наблюдения за изменением слова.
Форма работы:фронтальная и индивидуальная.
Методы работы:
словесные (рассказ, беседа),
наглядные (карточки, интерактивные ролики и упражнения),
практические (работа по карточкам),блиц-опрос.
Структура урока:
Организационный момент.
Минутка чистописания.
Словарная работа.
Актуализация знаний.
Постановка темы и цели урока.
Работа над темой урока.
Физкультминутки.
Закрепление.
Итог урока.
Выставление отметок.
Объяснение домашнего задания.
Рефлексия.
Ход урока : I. Орг. часть: запись даты, работы, минутка чистописания (и)
II. Введение в новую тему (блиц-опрос с целью проверить уже имеющиеся представления)
Мы с вами уже знаем , что имена существительные изменяются по родам и числам.
Имя (ср.р., ед .ч.) – имена (мн.ч.)
Словарная работа
П...льто - Запишите слова в столбик, поставьте ударение,
адр…с обозначьте безударные гласные. Проверка.
д…вочка - Выделите цветными карандашами в столбике
ед…ница первые буквы. Какое слово из них получилось?
ж…лтый Верно, падеж - это ключевое слово нашего урока.
Цели и задачи: - На этом уроке вы понаблюдаете за изменением формы слова и узнаете, что имена существительные изменяются по падежам. Вы увидите, как надо действовать, чтобы определить падеж имени существительного. Почему первый из падежей - главный? На эти вопросы можно получить ответы в нашем уроке Падежи.
В русском языке 6 падежей. В других языках мира иначе. В немецком языке, например, падежей только 4, а у финнов насчитывается целых 15. Ваша задача понять и выучить падежи русского языка, чтобы говорить грамотно, передавая самые разнообразные значения.
Тема урока: Падежи.
1). Наблюдаем за изменением формы слов щенок и река
Ролики 1 и 2, запись упражнений, чередуем физминутками.
В предложения нужно вписать слово щенок.
Решите, оставить ли слово в начальной форме или надо его изменять.
1)Пришёл …. 2) У друга нет …. 3) … дают угощение. 4) Я ругаю…. 5) Я горжусь …. 6) Я мечтаю о ….
Пришлось 6 раз изменять форму слова, чтобы правильно соединять с другими словами в предложении. По команде каких вопросов изменяли форму слова?
Пришёл кто? щенок, окончание нулевое.
Нет кого? щенка, окончание –а.
Дают кому? щенку, окончание –у.
Ругаю кого? щенка, окончание –а.
Горжусь кем? щенком, окончание –ом.
Мечтаю о ком? о щенке, окончание –е.
Запись, выделение окончаний. В I предложении подчеркните его основу.
Пришёл (кто?) щенок.
У друга нет (кого?) щенка.
(Кому?) Щенку дают угощение.
Я ругаю (кого?) щенка.
Я горжусь (кем?) щенком.
Я мечтаю (о ком?) о щенке.
Понаблюдаем за поведением другого слова: река.
1)У нас есть …. 2) А у нас нет …. 3)…. дали название. 4) Мы увидели …. 5) Мы любуемся …. 6) Хорошо купаться в …!
Есть что? река, окончание -а.
Нет чего? реки, окончание -и.
Дали чему?реке, окончание -е.
Увидели что? реку, окончание -у.
Любуемся чем? рекой, окончание -ой.
Купаться в чём? в реке, окончание -е.
Запись, выделение окончаний.
У нас есть (что?) река.
А у нас нет (чего?) реки.
(Чему?) Реке дали название.
Мы увидели (что?) реку.
Мы любуемся (чем?) рекой.
Хорошо купаться (в чём?) в реке!
Ролик 3
Назовём по порядку все вопросы, которые задавали: Кто? Что? Кого? Чего? Кому? Чему? Кого? Что? Кем? Чем? О ком? О чём? или В ком? В чём? (см. Рис.)
6 раз меняли форму слова. Как же такое изменение называется?
2).Узнаём, как такое изменение называется
Для связи с другими словами имена существительные изменяются по командам 6 пар вопросов. Такие изменения учёные назвалиизменением по падежам. Падеж – от греческого слова со значением падать. Изменяясь, имя существительное как бы падает со ступеньки на ступеньку. 6 ступенек – 6 пар вопросов-командиров-6 падежей.
На стр. 71 учебника в первой таблице в средней колонке найдите и прочтите названия всех 6 падежей. Какой присказкой удобно запоминать их порядок?
3).Почему первый из падежей - главный?
Первый из падежей – главный, потому что он даётимяпредмету,именуетего, требуя ответа на вопросы: это кто? что? За такую работу он и получил название: именительный падеж. Форма именительного падежа единственного числа и есть начальная форма любого имени существительного.
Я именительный падеж,
И нет на мне чужих одежд,
Меня легко все узнают
И в подлежащее зовут.
Предлогов с детства не люблю,
С собою рядом не терплю.
Мои вопросы - кто? и что?
Ни с чем не спутает никто!
Ролик 4, интерактивные упражнения - ролик 5.
III. Самостоятельная работа в тетрадях на печатной основе (с.45, у.42)
IV. Итог урока.
- Что мы узнали на уроке? Как изменяются имена существительные?
- Сколько падежей в русском языке? Кто может их перечислить?
- Чем интересен именительный падеж?
- Пожалуйста, вспомните, как вы работали на уроке, как работали ваши друзья-одноклассники. Назовите самых активных учащихся.
V. Д\з: Слово троллейбус изменить по падежам, задавая к нему в скобках вопросы и выделяя окончания.
Рефлексия: понравился ли вам наш урок?
Урок в 3 классе УМК ПНШ
Учитель Ханмагомедова Ася Михайловна.
Цель урока:дать учащимся понятие о системе падежей русского языка.
Задачи
Образовательные– пронаблюдать за изменением имён существительных по падежам, познакомиться с 6 падежами русского языка,с 6 командами вопросов.
Развивающие- развивать внимание, монологическую речь, орфографическую зоркость, способствовать развитию творческой деятельности учащихся, коммуникативных и познавательных действий
Воспитательные- воспитывать познавательную активность, любовь к родному языку, настойчивость в достижении цели и уверенность в себе, культуру общения, аккуратность в работе.
Оздоровительные– формирование правильной осанки, гигиенических навыков письма и чтения, развитие мышц глаз, укрепление нервной системы.
Планируемые результаты
Личностные:
- осознание значимости отобранного материала;
- формирование своего отношения к учебной задачи и осознание ее значимости;
- формирование самооценки на основе критерии успешности, адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности.
Метапредметные
Регулятивные УУД:
- формировать навыки самоконтроля и взаимопроверки (умение взаимодействовать со сверстниками) в учебной деятельности;
- целеустремленность и настойчивость в достижении цели;
- готовность к преодолению трудностей;
Познавательные УУД:
- развивать умение адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной (письменной) речи;
-делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
Коммуникативные УУД:
- формировать умение находить общее решение;
- способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу
Предметные результаты:
-формирование навыка определения падежей имён существительных, правописание слов с безударными гласными в корне, не проверяемых ударением, закрепление умения находить в предложении основу предложения;
- создание условий для исследовательской деятельности учащихся.
Оборудование:компьютер, доска, карточки с заданиями.
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Технология: открытие новых знаний путём наблюдения за изменением слова.
Форма работы:фронтальная и индивидуальная.
Методы работы:
словесные (рассказ, беседа),
наглядные (карточки, интерактивные ролики и упражнения),
практические (работа по карточкам),блиц-опрос.
Структура урока:
Организационный момент.
Минутка чистописания.
Словарная работа.
Актуализация знаний.
Постановка темы и цели урока.
Работа над темой урока.
Физкультминутки.
Закрепление.
Итог урока.
Выставление отметок.
Объяснение домашнего задания.
Рефлексия.
Ход урока : I. Орг. часть: запись даты, работы, минутка чистописания (и)
II. Введение в новую тему (блиц-опрос с целью проверить уже имеющиеся представления)
Мы с вами уже знаем , что имена существительные изменяются по родам и числам.
Имя (ср.р., ед .ч.) – имена (мн.ч.)
Словарная работа
П...льто - Запишите слова в столбик, поставьте ударение,
адр…с обозначьте безударные гласные. Проверка.
д…вочка - Выделите цветными карандашами в столбике
ед…ница первые буквы. Какое слово из них получилось?
ж…лтый Верно, падеж - это ключевое слово нашего урока.
Цели и задачи: - На этом уроке вы понаблюдаете за изменением формы слова и узнаете, что имена существительные изменяются по падежам. Вы увидите, как надо действовать, чтобы определить падеж имени существительного. Почему первый из падежей - главный? На эти вопросы можно получить ответы в нашем уроке Падежи.
В русском языке 6 падежей. В других языках мира иначе. В немецком языке, например, падежей только 4, а у финнов насчитывается целых 15. Ваша задача понять и выучить падежи русского языка, чтобы говорить грамотно, передавая самые разнообразные значения.
Тема урока: Падежи.
1). Наблюдаем за изменением формы слов щенок и река
Ролики 1 и 2, запись упражнений, чередуем физминутками.
В предложения нужно вписать слово щенок.
Решите, оставить ли слово в начальной форме или надо его изменять.
1)Пришёл …. 2) У друга нет …. 3) … дают угощение. 4) Я ругаю…. 5) Я горжусь …. 6) Я мечтаю о ….
Пришлось 6 раз изменять форму слова, чтобы правильно соединять с другими словами в предложении. По команде каких вопросов изменяли форму слова?
Пришёл кто? щенок, окончание нулевое.
Нет кого? щенка, окончание –а.
Дают кому? щенку, окончание –у.
Ругаю кого? щенка, окончание –а.
Горжусь кем? щенком, окончание –ом.
Мечтаю о ком? о щенке, окончание –е.
Запись, выделение окончаний. В I предложении подчеркните его основу.
Пришёл (кто?) щенок.
У друга нет (кого?) щенка.
(Кому?) Щенку дают угощение.
Я ругаю (кого?) щенка.
Я горжусь (кем?) щенком.
Я мечтаю (о ком?) о щенке.
Понаблюдаем за поведением другого слова: река.
1)У нас есть …. 2) А у нас нет …. 3)…. дали название. 4) Мы увидели …. 5) Мы любуемся …. 6) Хорошо купаться в …!
Есть что? река, окончание -а.
Нет чего? реки, окончание -и.
Дали чему?реке, окончание -е.
Увидели что? реку, окончание -у.
Любуемся чем? рекой, окончание -ой.
Купаться в чём? в реке, окончание -е.
Запись, выделение окончаний.
У нас есть (что?) река.
А у нас нет (чего?) реки.
(Чему?) Реке дали название.
Мы увидели (что?) реку.
Мы любуемся (чем?) рекой.
Хорошо купаться (в чём?) в реке!
Ролик 3
Назовём по порядку все вопросы, которые задавали: Кто? Что? Кого? Чего? Кому? Чему? Кого? Что? Кем? Чем? О ком? О чём? или В ком? В чём? (см. Рис.)
6 раз меняли форму слова. Как же такое изменение называется?
2).Узнаём, как такое изменение называется
Для связи с другими словами имена существительные изменяются по командам 6 пар вопросов. Такие изменения учёные назвалиизменением по падежам. Падеж – от греческого слова со значением падать. Изменяясь, имя существительное как бы падает со ступеньки на ступеньку. 6 ступенек – 6 пар вопросов-командиров-6 падежей.
На стр. 71 учебника в первой таблице в средней колонке найдите и прочтите названия всех 6 падежей. Какой присказкой удобно запоминать их порядок?
3).Почему первый из падежей - главный?
Первый из падежей – главный, потому что он даётимяпредмету,именуетего, требуя ответа на вопросы: это кто? что? За такую работу он и получил название: именительный падеж. Форма именительного падежа единственного числа и есть начальная форма любого имени существительного.
Я именительный падеж,
И нет на мне чужих одежд,
Меня легко все узнают
И в подлежащее зовут.
Предлогов с детства не люблю,
С собою рядом не терплю.
Мои вопросы - кто? и что?
Ни с чем не спутает никто!
Ролик 4, интерактивные упражнения - ролик 5.
III. Самостоятельная работа в тетрадях на печатной основе (с.45, у.42)
IV. Итог урока.
- Что мы узнали на уроке? Как изменяются имена существительные?
- Сколько падежей в русском языке? Кто может их перечислить?
- Чем интересен именительный падеж?
- Пожалуйста, вспомните, как вы работали на уроке, как работали ваши друзья-одноклассники. Назовите самых активных учащихся.
V. Д\з: Слово троллейбус изменить по падежам, задавая к нему в скобках вопросы и выделяя окончания.
Рефлексия: понравился ли вам наш урок?