Публикации МАСТЕРСТВО ПЕДАГОГА РОЖДАЕТСЯ В ТВОРЧЕСТВЕ

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: МАСТЕРСТВО ПЕДАГОГА РОЖДАЕТСЯ В ТВОРЧЕСТВЕ
Автор: Максимова Майя Викторовна

МАСТЕРСТВо педагога рождается в творчестве
Максимова М.В.,
МБУДО Центр детского творчества
г. Саяногорск, Республика Хакасия
Творчество педагога не ограничивается занятием или массовым воспитательным мероприятием. Педагогическое творчество – это сложный психолого-педагогический процесс, в ходе которого развитие творческой личности приобретает все большую актуальность.
Мастерство педагога формируется на основе накопленного им социального опыта, психолого-педагогических и предметных знаний, новых идеи, умении и навыков, позволяющих находить и применять оригинальные решения, новаторские формы и методы и тем самым совершенствовать исполнение своих профессиональных функций. В то же время мастерство педагога прямо не связано со стажем его работы [2].
В отличие от мастерства педагогическое творчество, как отмечает А.К. Маркова, — это всегда поиск и нахождение нового: либо для себя (обнаружение педагогом вариативных нестандартных способов решения педагогических задач), либо себя и для других (создание новых оригинальных подходов отдельных приемов, перестраивающих известный педагогический опыт). Опыт убеждает, что творчество приходит только тогда и только к тем, для кого характерно ценностное отношение к труду, кто стремится к повышению профессиональной квалификации, пополнению знаний и изучению опыта [1].
Творчество в хореографии наиболее ярко проявляется в авторских постановках танцевальных композиций. Рождается это чудо творчества по-разному и не у всех педагогов, многие копируют постановки известных коллективов и хореографов. С юных лет Майя Викторовна увлекается спортивными танцами и уже 15 лет заражает своим увлечением воспитанниц. Часто мимолетно услышанный музыкальная композиция ассоциируется с танцевальными движениями, но в большинстве случаев это титанический труд, когда танец как мозаика складывается из фрагментов разных произведений.
Современная педагогика – педагогика сотрудничества. Она стремится к активизации самого обучающегося, к тому, чтобы сделать его соратником, соучастником педагогического процесса. Ибо образование в любой области предполагает не только усвоение определенного комплекса знаний, но и умение самостоятельно, творчески мыслить, чутко реагировать на все вокруг происходящее. Необходимо ко всему, даже к самому малому, подходить творчески [3].
Мастерство педагога дополнительного образования строится на таких принципах, как самостоятельность, практическая направленность, системность, учет индивидуальности. Доброжелательность, внутренняя и внешняя культура руководителя творческого объединения привлекают детей, определяют в развитии ребенка такое направление, которое было бы сообразно его природе, вело бы к самосовершенствованию, развитию природных данных.
В организации работы детей в коллективе Экспромт психологически существенным является отношение педагога к инициативе ребенка – дети являются со-творцами при постановке танцевальных композиций. Педагог не только ориентируется при постановке танца на особенности детей в данной группе, стимулируя развитие их танцевальных умений и личностных качеств, но и прислушивается к мнению воспитанниц по содержанию танца, его игровому замыслу. С детьми младшего возраста создаются танцевальные композиции, направленные на физическое развитие, коррекцию и совершенствование природы ребенка и позволяющие ему выразить эмоциональное состояние-восторг от новых возможностей своего тела. Потому все танцевальные композиции детей младшей группы Экспромта позитивно окрашены и с восхищением принимаются зрителями.
В коллективном творчестве рождается большинство оригинальных игровых и сюжетных постановок. Показательным было совместное творчество при постановке танца Переменка (Лауреат Международного конкурса Жемчужина Крыма). Изначально была задумана и поставлена спортивная композиция в современном ритме. На занятии в средней группе присутствовали старшие воспитанницы и предложили сюжетную линию: строгая молодая учительница на перемене так увлекается ритмичной музыкой, что даже звонок на следующий урок не может прервать ее зажигательного танца. Введение сюжета украсило танец и сделало его своеобразной визиткой коллектива в течение трех лет.
Педагогу дополнительного образования, чтобы соответствовать реалиям сегодняшнего времени, необходимо развивать в себе конструктивные личностные установки, помогающие детям развивать свободное воображение, осуществлять самостоятельные пробы и поиски, сохранять уверенность в своей значимости. При наличии у педагога такого рода установок естественное творческое, испытательное отношение ребенка к себе и к окружающей природе будет не угасать, а, наоборот, поддерживаться и закрепляться, что обязательно отразится на результативности деятельности творческого объединения.
При таком подходе результаты не заставят себя долго ждать. Танцевальный коллектив Экспромт – Лауреат премии талантливой молодежи, их наставников в области культуры и искусства Главы муниципального образования г.Саяногорск (2012 и 2014 гг.). Образцовый детский коллектив эстрадного танца Экспромт – постоянный призер городских, республиканских смотров-конкурсов хореографического искусства, Лауреат Международных конкурсов-фестивалей МОРЕ ЗОВЕТ, ВОЛНА ПОЕТ…! (п. Кучугуры, 2014г.), Весенние ритмы (г.Новосибирск, 2016г.), Весенние выкрутасы, март , г.Казань, 2017г.).
Педагогическая деятельность по своей природе творческая. Часто мимолетно услышанный музыкальная композиция ассоциируется с танцевальными движениями, но в большинстве случаев это титанический труд, когда танец как мозаика складывается из фрагментов разных произведений. Творчество продолжается, значит впереди нас ждут новые постановки и новые победы в конкурсах.
Список литературы
Кузнецова Т.Ф. Философия, философская культура и гуманитаризация высшего образования / Т.Ф. Кузнецова // Знание. Понимание. Умение. – 2005.-№ 1.-С.22-28.
Педагогика: учеб. пособие / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. – М.: Школа-Пресс, 1998.-512с.
Якушева С.Д. Основы педагогического мастерства: учебник – 2 изд. стер. /С.Д. Якушева. – М.: Издательский центр Академия, 2009.-256с.
HYPER13PAGE HYPER15
3