Публикации
«Игровые технологии в работе вожатого»
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Игровые технологии в работе вожатого»
Автор: Полтавцева Ирина Борисовна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Игровые технологии в работе вожатого»
Автор: Полтавцева Ирина Борисовна
Мастер - класс
Игровые технологии в работе вожатого
И.Б. Полтавцева,
педагог дополнительного образования
МУДО ДДТ города Георгиевска
Ставропольского края
Цель: подготовка отрядных вожатых летнего лагеря.
Задачи:
познакомить вожатых с игровыми техниками организационно- адаптационного периода лагеря;
развивать организаторские и коммуникативные способности;
воспитывать вожатский патриотизм.
Участники: вожатые общеобразовательных учреждений.
Содержание мастер-класса
Презентация работы педагогического класса Надежда в лагере детского актива Салют МОУ ДОД Дом детского творчества города Георгиевска.
Ребячьи сердца зажигать … - так определил суть вожатской работы знаменитый педагог Сталь Анатольевич Шмаков. С этой простой истиной в 2002 году в Доме детского творчества был создан педагогический класс Надежда.
Педкласс начал жить и дарить детям самые простые и важные радости:
Радость общения;
Радость познания и успеха;
Радость открытий и достижений.
Из года в год в Надежду приходят новые ребята. Одни с легкостью вливаются в круговорот вожатых дел и традиций, другие эти традиции создают.
С самого создания вожатская Надежда активно участвует в краевых и городских мероприятиях, а также обеспечивает вожатский состав летнего лагеря детского актива Салют и осеннего лагеря Дома детского творчества Волшебная страна.
Надежда - живет, Надежда - творит, Надежда - чудесит! Показ слайдов.
Распределение участников в группы (красные и синие).
Знакомство. Игры Поезд и Ламбада.
Цель: за короткое время вожатому нужно стать близким человеком для детей и помочь им адаптироваться в детском лагере.
Вожатый – поезд называет свое имя и отчество, остальные – дети-вагоны называют свои имена и становятся друг за другом, держась за пояс предшествующего, образуя круг. Когда все встанут в круг, вожатый проводит игру на сплочение Ламбада. Все вместе произносят: Кетчуп и поднимают правую ногу. Произносят: Майонез и поднимают левую ногу. Произносят: Сосисочка и делают круговые движения бедрами.
4. Выборы лидера – командира отряда. Игра Семейная фотография.
Цель: выявить лидеров группы для организации временного органа самоуправления в лагере.
Вожатый предлагает отряду построиться для фотографирования: В каждой семье есть свои дорогие сердцу фотографии. С помощью жестов и мимики представьте семейные фотографии:
- отряд на льдине, на фоне стаи моржей;
- в зоопарке, в террариуме.
Обычно те, кто исполняют роль фотографа, являются лидерами.
5. Кричалки.
Цель: влияние на изменение социально-психологической атмосферы в лагере. Используются в любой удобной ситуации: в пути, на концертах, конкурсах, отрядных линейках.
Вожатый произносит кричалку по одной строчке - дети повторяют.
КРАСНЫЕ: Парам-парей-хей!
Парам-парей-хей!
Парам-парей-хей-хей-хей!
Настроение, каково? – (показывают жестом) Во!
Все такого мнения? – Да!
Все без исключения? – Да!
Молодцы! – Ура!
СИНИЕ: Чика – бум – крутая песня,
Будем петь ее все вместе.
Если нужен классный шум,
Пойте с нами чика – бум,
Пою я бум, чика – бум,
Пою я бум, чика – рака,
Чика – рака, чика – рака, чика – бум.
О-э, ау, еще раз, побыстрей!
КРАСНЫЕ: Сидели два медведя
На тоненьком суку.
Один сидел как следует,
Другой кричал: Ку-ку!
Раз: Ку-ку!
Два: Ку-ку!
Оба шлепнулись в муку.
Рот - в муке,
Нос - в муке,
Оба – в кислом молоке.
СИНИЕ: На берегу
Большой реки
Пчела ужалила
Медведя прямо в нос
Ой – ой – ой!
Вскричал медведь
Сел на пчелу
И начал петь (песня…).
6. Веревочный курс. Упражнения Скользящая кружка и Болото.
Цель: помочь преодолеть межличностные барьеры в деятельности детей в отряде.
КРАСНЫЕ выполняют упражнение Скользящая кружка.
Материалы: эмалированная кружка, одеяло с намеченным маршрутом.
Задача отряда состоит в том, чтобы провести кружку по маршруту, не выходя за его границу и не перевернув ее.
Дети берут с четырех сторон одеяло, стараясь максимально натянуть его. Вибрация одеяла, вызываемая постукиванием по нему пальцами с одновременным натягиванием, вызывает скольжение кружки по нарисованному мелом на одеяле маршруту. Если кружка перевернулась, задание выполняется заново.
СИНИЕ выполняют упражнение Болото.
На асфальте нарисовано 8-9 кружков (диаметр: 20-25 см, расстояние: 60-70 см друг от друга).
Отряд встает в шеренгу, сцепляется за руки. Первый – одной ногой наступает на первый кружок, далее он делает другой ногой шаг дальше, второй – одновременно с этим шагом должен сделать свой первый шаг в первый кружок, т.е. в одном кружке должны помещаться две ноги разных детей. Далее они должны одновременно сделать каждый шаг дальше, а третий – должен наступить на первый кружок и т.д. до тех пор, пока весь отряд не перейдет болото.
Если кто-то наступит мимо, не одновременно или расцепят руки, то команда возвращается на исходное положение.
7. Игралки. Шуточный футбол.
Цель: создание определенного настроя отряда.
Вожатый стоит на сцене, так, чтобы все сидящие в зале, видели его, и делит их на 2 команды: Динамо, Спартак. Произносит слова:
На поле зеленом колышется флаг,
Сегодня играют (показывает рукой на отряд, который произносит свое название) Динамо, Спартак.
При взмахе правой руки вожатого дети кричат: Гол! А при взмахе левой руки вожатого дети кричат: Штанга! Руки крест - накрест обозначают полное молчание. Отряд, в котором было произнесено последнее слово, считается проигравшим. Играть можно в течение всей лагерной смены.
8. Бегалки. Упражнение Джеффа.
Цель: показать различные мнения по поводу актуальных проблем, не допуская при этом спора, критики мнений, помогает развивать толерантность.
Перед началом упражнения ребята стоят в центре помещения, вожатый – лицом к табличке НЕ ЗНАЮ.
Вожатый зачитывает утверждение, дети выбирают и переходят под соответствующую надпись (да, нет, не знаю):
Учиться нужно всю жизнь.
Я узнала новую игру.
Нужно стремиться быть лидером всегда и везде.
У меня хорошее настроение.
Мне понравилось занятие Неделька.
Когда ребята определились с ответом и заняли соответствующее пожелание, вожатый предлагает им прокомментировать свой выбор. Высказавшийся возвращает мяч вожатому, который бросает мяч следующему желающему высказаться. Вожатый не комментирует ни утверждения, ни высказывания детей. После прочтения следующего утверждения ребята начинают перемещаться с тех позиций, которые заняли при предыдущем ответе.
9. Акция Пожелание.
Цель: создание позитивного настроя.
У каждого участника - ожерелье из ленточек. Взяв ленточку, каждый участник произносит пожелание и повязывает ее другому участнику.
HYPER13PAGE HYPER15
1
Игровые технологии в работе вожатого
И.Б. Полтавцева,
педагог дополнительного образования
МУДО ДДТ города Георгиевска
Ставропольского края
Цель: подготовка отрядных вожатых летнего лагеря.
Задачи:
познакомить вожатых с игровыми техниками организационно- адаптационного периода лагеря;
развивать организаторские и коммуникативные способности;
воспитывать вожатский патриотизм.
Участники: вожатые общеобразовательных учреждений.
Содержание мастер-класса
Презентация работы педагогического класса Надежда в лагере детского актива Салют МОУ ДОД Дом детского творчества города Георгиевска.
Ребячьи сердца зажигать … - так определил суть вожатской работы знаменитый педагог Сталь Анатольевич Шмаков. С этой простой истиной в 2002 году в Доме детского творчества был создан педагогический класс Надежда.
Педкласс начал жить и дарить детям самые простые и важные радости:
Радость общения;
Радость познания и успеха;
Радость открытий и достижений.
Из года в год в Надежду приходят новые ребята. Одни с легкостью вливаются в круговорот вожатых дел и традиций, другие эти традиции создают.
С самого создания вожатская Надежда активно участвует в краевых и городских мероприятиях, а также обеспечивает вожатский состав летнего лагеря детского актива Салют и осеннего лагеря Дома детского творчества Волшебная страна.
Надежда - живет, Надежда - творит, Надежда - чудесит! Показ слайдов.
Распределение участников в группы (красные и синие).
Знакомство. Игры Поезд и Ламбада.
Цель: за короткое время вожатому нужно стать близким человеком для детей и помочь им адаптироваться в детском лагере.
Вожатый – поезд называет свое имя и отчество, остальные – дети-вагоны называют свои имена и становятся друг за другом, держась за пояс предшествующего, образуя круг. Когда все встанут в круг, вожатый проводит игру на сплочение Ламбада. Все вместе произносят: Кетчуп и поднимают правую ногу. Произносят: Майонез и поднимают левую ногу. Произносят: Сосисочка и делают круговые движения бедрами.
4. Выборы лидера – командира отряда. Игра Семейная фотография.
Цель: выявить лидеров группы для организации временного органа самоуправления в лагере.
Вожатый предлагает отряду построиться для фотографирования: В каждой семье есть свои дорогие сердцу фотографии. С помощью жестов и мимики представьте семейные фотографии:
- отряд на льдине, на фоне стаи моржей;
- в зоопарке, в террариуме.
Обычно те, кто исполняют роль фотографа, являются лидерами.
5. Кричалки.
Цель: влияние на изменение социально-психологической атмосферы в лагере. Используются в любой удобной ситуации: в пути, на концертах, конкурсах, отрядных линейках.
Вожатый произносит кричалку по одной строчке - дети повторяют.
КРАСНЫЕ: Парам-парей-хей!
Парам-парей-хей!
Парам-парей-хей-хей-хей!
Настроение, каково? – (показывают жестом) Во!
Все такого мнения? – Да!
Все без исключения? – Да!
Молодцы! – Ура!
СИНИЕ: Чика – бум – крутая песня,
Будем петь ее все вместе.
Если нужен классный шум,
Пойте с нами чика – бум,
Пою я бум, чика – бум,
Пою я бум, чика – рака,
Чика – рака, чика – рака, чика – бум.
О-э, ау, еще раз, побыстрей!
КРАСНЫЕ: Сидели два медведя
На тоненьком суку.
Один сидел как следует,
Другой кричал: Ку-ку!
Раз: Ку-ку!
Два: Ку-ку!
Оба шлепнулись в муку.
Рот - в муке,
Нос - в муке,
Оба – в кислом молоке.
СИНИЕ: На берегу
Большой реки
Пчела ужалила
Медведя прямо в нос
Ой – ой – ой!
Вскричал медведь
Сел на пчелу
И начал петь (песня…).
6. Веревочный курс. Упражнения Скользящая кружка и Болото.
Цель: помочь преодолеть межличностные барьеры в деятельности детей в отряде.
КРАСНЫЕ выполняют упражнение Скользящая кружка.
Материалы: эмалированная кружка, одеяло с намеченным маршрутом.
Задача отряда состоит в том, чтобы провести кружку по маршруту, не выходя за его границу и не перевернув ее.
Дети берут с четырех сторон одеяло, стараясь максимально натянуть его. Вибрация одеяла, вызываемая постукиванием по нему пальцами с одновременным натягиванием, вызывает скольжение кружки по нарисованному мелом на одеяле маршруту. Если кружка перевернулась, задание выполняется заново.
СИНИЕ выполняют упражнение Болото.
На асфальте нарисовано 8-9 кружков (диаметр: 20-25 см, расстояние: 60-70 см друг от друга).
Отряд встает в шеренгу, сцепляется за руки. Первый – одной ногой наступает на первый кружок, далее он делает другой ногой шаг дальше, второй – одновременно с этим шагом должен сделать свой первый шаг в первый кружок, т.е. в одном кружке должны помещаться две ноги разных детей. Далее они должны одновременно сделать каждый шаг дальше, а третий – должен наступить на первый кружок и т.д. до тех пор, пока весь отряд не перейдет болото.
Если кто-то наступит мимо, не одновременно или расцепят руки, то команда возвращается на исходное положение.
7. Игралки. Шуточный футбол.
Цель: создание определенного настроя отряда.
Вожатый стоит на сцене, так, чтобы все сидящие в зале, видели его, и делит их на 2 команды: Динамо, Спартак. Произносит слова:
На поле зеленом колышется флаг,
Сегодня играют (показывает рукой на отряд, который произносит свое название) Динамо, Спартак.
При взмахе правой руки вожатого дети кричат: Гол! А при взмахе левой руки вожатого дети кричат: Штанга! Руки крест - накрест обозначают полное молчание. Отряд, в котором было произнесено последнее слово, считается проигравшим. Играть можно в течение всей лагерной смены.
8. Бегалки. Упражнение Джеффа.
Цель: показать различные мнения по поводу актуальных проблем, не допуская при этом спора, критики мнений, помогает развивать толерантность.
Перед началом упражнения ребята стоят в центре помещения, вожатый – лицом к табличке НЕ ЗНАЮ.
Вожатый зачитывает утверждение, дети выбирают и переходят под соответствующую надпись (да, нет, не знаю):
Учиться нужно всю жизнь.
Я узнала новую игру.
Нужно стремиться быть лидером всегда и везде.
У меня хорошее настроение.
Мне понравилось занятие Неделька.
Когда ребята определились с ответом и заняли соответствующее пожелание, вожатый предлагает им прокомментировать свой выбор. Высказавшийся возвращает мяч вожатому, который бросает мяч следующему желающему высказаться. Вожатый не комментирует ни утверждения, ни высказывания детей. После прочтения следующего утверждения ребята начинают перемещаться с тех позиций, которые заняли при предыдущем ответе.
9. Акция Пожелание.
Цель: создание позитивного настроя.
У каждого участника - ожерелье из ленточек. Взяв ленточку, каждый участник произносит пожелание и повязывает ее другому участнику.
HYPER13PAGE HYPER15
1