Публикации
Особенности сюжетно-ролевой игры по программе «Детский сад – Дом радости»
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Особенности сюжетно-ролевой игры по программе «Детский сад – Дом радости»
Автор: Клыкова Ольга Павловна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Особенности сюжетно-ролевой игры по программе «Детский сад – Дом радости»
Автор: Клыкова Ольга Павловна
Особенности сюжетно- ролевой игры
по программе
Детский сад – Дом радости
Повседневная жизнь воспитанника в Детском саду – Доме радости насыщена различными видами детской деятельности, среди которых игровая занимает ведущее место. Игра – особый вид деятельности ребенка: возникает по его потребности, и каждый её компонент ценен сам по себе. В игре особенно активно формируется психика дошкольника, подготавливается переход на новую возрастную ступень. Она дает возможность в воображаемой ситуации осуществлять любые привлекательные для человека действия, выполнять ролевые функции, включаться в разнообразные события, а также одновременно переживать ощущение своей свободы, своего могущества, эмоционального комфорта.
Ребенок учится игре в каждом из семи его видов (сюжетно – ролевая, строительная, театральная, дидактическая, подвижная, музыкальная, игра – забава). Когда воспитанник овладеет игрой на уровне самостоятельности, она превращается из предмета познания в его самодеятельность – творческую форму самовыражения индивидуальности своей неповторимости. Наиболее
благоприятные условия для развития индивидуальности создаются в игровых
коллективах. Овладение игрой на уровне самостоятельности открывает воспитанникам возможность играть радом, не мешая друг другу (в младших группах), и коллективно (уже в средней группе), начиная с совместного определения замысла, который обозначается графическими моделями (сначала воспитателем, а потом и старшим дошкольником – в сюжетно – ролевых, театральных играх), схемами (в строительно – конструктивных играх), формулировкой правил (в дидактических, подвижных играх). Таким образом, игра обладает огромными возможностями для формирования детского общества (А.П.Усова).
Мастерство воспитателя – в том, что он и творец, и организатор детской игры.
Поэтому технология Детский сад – Дом радости предполагает не рецепты организации игры, но лишь регулятивные принципы, в направлении которых программная игра должна быть организована каждый раз по-новому, творчески. Главная задача педагога – овладеть правильной организацией игры как самодеятельности ребенка:
во - первых, её нужно организовать так, чтобы в игре (в каждом её виде) предчувствовался будущий урок – нравственный идеал, соответствующий общечеловеческим ценностям. Однако эта цель должна быть поставлена воспитателем только перед собой как организатором игры, но ребенок даже и не подозревает её как свою цель.
во - вторых, педагог должен содействовать обогащению и самостоятельному накоплению ребенком представлений об образах для подражания (героях, на которых он хотел быть похожим). Создание в воображении этого и станет содержанием его игры (люди разных профессий и отношения между ними, литературные герои и их взаимоотношения, и т. д.);
в – третьих, организуя игру, педагог продумывает средства игры (роль, атрибуты, игровое пространство). Если материал (средства) детской игры будут негибкими, жесткими в своем механическом постоянстве, то игра будет только забавой, времяпровождением, но не образовательной деятельностью (С.И.Гессен);
в – четвертых, для воспитателя игра – это лаборатория познания своего воспитанника и возможность при умелом руководстве содействовать коррекции его личности;
в – пятых, творчество педагога должно быть направлено на организацию каждой игры так, чтобы воспитанник приходил к результату – оценке и самооценке созданного образа (Н.М.Крылова).
В младшей группе игра – самая любимая и основная деятельность, которая развивается на протяжении всего года от уровня узнавания до уровня самостоятельности и творчества. Игровая деятельность ребенка четвертого года жизни начинает приобретать статус ведущей. Игра переходит от сюжетно – отобразительной к сюжетно – ролевой. Наступает период собственно – ролевой игры, в которой ребенок начинает моделировать знакомые ему трудовые социальные отношения. В первом полугодии малыши в сюжетно – ролевые игры играют рядом, а уже во втором они проявляют интерес, внимательное отношение к игре товарища. У ребенка четвертого года жизни развивается привычка отзываться на просьбу товарища, умение договариваться
о том, во что и как играть. Это связано с тем, что благодаря целенаправленному обучению каждый малыш овладевает данным видом игры на уровне самостоятельности. Именно самостоятельность сюжетно – ролевой игры приводит к объединению детей в подгруппы, и поэтому по их инициативе происходит переход от игры рядом к игре вместе.
В средней группе ребенок в сюжетно- ролевой игре начинает моделировать знакомые ему трудовые и общественные отношения. Ведущие сюжеты дочки-
матери и гости получают расцвет. В первом полугодии каждую неделю Технология ориентирует педагога на поддержку возможности воспитанников
позаботиться о дочках и сыночках, порадовать их праздником посещения гостей.
Параллельно дети учатся играть новые роли в сюжете детский сад, который имеет огромное значение для разностороннего развития личности ребенка.
Каждая игра с сюжетом Детский сад - это форма, в которой открывается пласт разных задач:
- первая стадии игры (уровень А) происходит под непосредственным руководством и с участием взрослого;
- вторая стадия игры (уровень Б) – взрослый уже в роли наблюдателя, опосредованного участника (роль заведующего детским садом),
- третья стадия игры (уровень В), где главным является целеустремленное желание каждого ребенка состояться в той роли, которую он выбрал: так позаботиться о куклах (детях детского сада), чтобы про себя можно было сказать: Я был умелый, заботливый,..
Таким образом, игровая деятельность ребенка пятого года жизни, достигая уровня самостоятельности и творчества, становится средством и формой самореализации ребенка себя как индивидуальности.
В старшей группе воспитанник уже способен применять в играх все средства игрового замещения, но все чаще слово заменяет игровое действие. Сами игровые действия развертываются, как правило, в точной последовательности, строго воссоздающего реальную логику событий. Воспитанник старшей группы самостоятельно создает игровую обстановку, умеет договариваться и распределять роли.
Обсуждая после игры качество ролевого поведения, каждый участник дает оценку и самооценку решения ролевых взаимоотношений, ставит задачу совершенствования собственного поведения. Так игра действительно становится школой жизни (А.С.Макаренко).
Во второй половине года роли обозначают костюмами, атрибутами, которые они сами подбирают либо делают , либо просят взрослых.
В подготовительной к школе группе игра – самодеятельность, но не отдельных детей, а каждого воспитанника группы. Овладение игровым поведением в предшествующих группах – основа для коллективной деятельности. Объединение детей в подгруппы и установление связей между ними для игры превращает участников в играющий коллектив, в котором осуществляются такие отношения ответственной зависимости, как взаимный контроль, взаимная требовательность и оценка, общественное мнение. Игра создает зону ближайшего развития (Л.С.Выгодский) для развития личности не только дошкольника – исполнителя роли, но и всех воспитанников группы участвующих непосредственно в игре или слушающих ее итоговое обсуждение.
Правильная организация игры – это принуждение. Взрослый придумывает нравственную задачу для программной игры ребенка. Именно принуждение, неизбежное при организации и проявляющееся в подборе для нее материала и в общем руководстве ею, будет овеяно дыханием свободы, будет служить свободе (С.И.Гессен).
Игра, которую задумал педагог для воспитания дошкольника, обязательно устремлена к нравственному уроку, ибо, оторвавшись от урока, он становится пустой забавой, способной на короткий срок занять, но не образовывать ребенка. При этом она должна оставаться игрой, иначе, превратившись преждевременно в урок, она вырождается в бездушное и механическое занятие, повторение того, что показывают старшие. И как важно нам, воспитателям, провести ребенка между обеими этими крайностями.
по программе
Детский сад – Дом радости
Повседневная жизнь воспитанника в Детском саду – Доме радости насыщена различными видами детской деятельности, среди которых игровая занимает ведущее место. Игра – особый вид деятельности ребенка: возникает по его потребности, и каждый её компонент ценен сам по себе. В игре особенно активно формируется психика дошкольника, подготавливается переход на новую возрастную ступень. Она дает возможность в воображаемой ситуации осуществлять любые привлекательные для человека действия, выполнять ролевые функции, включаться в разнообразные события, а также одновременно переживать ощущение своей свободы, своего могущества, эмоционального комфорта.
Ребенок учится игре в каждом из семи его видов (сюжетно – ролевая, строительная, театральная, дидактическая, подвижная, музыкальная, игра – забава). Когда воспитанник овладеет игрой на уровне самостоятельности, она превращается из предмета познания в его самодеятельность – творческую форму самовыражения индивидуальности своей неповторимости. Наиболее
благоприятные условия для развития индивидуальности создаются в игровых
коллективах. Овладение игрой на уровне самостоятельности открывает воспитанникам возможность играть радом, не мешая друг другу (в младших группах), и коллективно (уже в средней группе), начиная с совместного определения замысла, который обозначается графическими моделями (сначала воспитателем, а потом и старшим дошкольником – в сюжетно – ролевых, театральных играх), схемами (в строительно – конструктивных играх), формулировкой правил (в дидактических, подвижных играх). Таким образом, игра обладает огромными возможностями для формирования детского общества (А.П.Усова).
Мастерство воспитателя – в том, что он и творец, и организатор детской игры.
Поэтому технология Детский сад – Дом радости предполагает не рецепты организации игры, но лишь регулятивные принципы, в направлении которых программная игра должна быть организована каждый раз по-новому, творчески. Главная задача педагога – овладеть правильной организацией игры как самодеятельности ребенка:
во - первых, её нужно организовать так, чтобы в игре (в каждом её виде) предчувствовался будущий урок – нравственный идеал, соответствующий общечеловеческим ценностям. Однако эта цель должна быть поставлена воспитателем только перед собой как организатором игры, но ребенок даже и не подозревает её как свою цель.
во - вторых, педагог должен содействовать обогащению и самостоятельному накоплению ребенком представлений об образах для подражания (героях, на которых он хотел быть похожим). Создание в воображении этого и станет содержанием его игры (люди разных профессий и отношения между ними, литературные герои и их взаимоотношения, и т. д.);
в – третьих, организуя игру, педагог продумывает средства игры (роль, атрибуты, игровое пространство). Если материал (средства) детской игры будут негибкими, жесткими в своем механическом постоянстве, то игра будет только забавой, времяпровождением, но не образовательной деятельностью (С.И.Гессен);
в – четвертых, для воспитателя игра – это лаборатория познания своего воспитанника и возможность при умелом руководстве содействовать коррекции его личности;
в – пятых, творчество педагога должно быть направлено на организацию каждой игры так, чтобы воспитанник приходил к результату – оценке и самооценке созданного образа (Н.М.Крылова).
В младшей группе игра – самая любимая и основная деятельность, которая развивается на протяжении всего года от уровня узнавания до уровня самостоятельности и творчества. Игровая деятельность ребенка четвертого года жизни начинает приобретать статус ведущей. Игра переходит от сюжетно – отобразительной к сюжетно – ролевой. Наступает период собственно – ролевой игры, в которой ребенок начинает моделировать знакомые ему трудовые социальные отношения. В первом полугодии малыши в сюжетно – ролевые игры играют рядом, а уже во втором они проявляют интерес, внимательное отношение к игре товарища. У ребенка четвертого года жизни развивается привычка отзываться на просьбу товарища, умение договариваться
о том, во что и как играть. Это связано с тем, что благодаря целенаправленному обучению каждый малыш овладевает данным видом игры на уровне самостоятельности. Именно самостоятельность сюжетно – ролевой игры приводит к объединению детей в подгруппы, и поэтому по их инициативе происходит переход от игры рядом к игре вместе.
В средней группе ребенок в сюжетно- ролевой игре начинает моделировать знакомые ему трудовые и общественные отношения. Ведущие сюжеты дочки-
матери и гости получают расцвет. В первом полугодии каждую неделю Технология ориентирует педагога на поддержку возможности воспитанников
позаботиться о дочках и сыночках, порадовать их праздником посещения гостей.
Параллельно дети учатся играть новые роли в сюжете детский сад, который имеет огромное значение для разностороннего развития личности ребенка.
Каждая игра с сюжетом Детский сад - это форма, в которой открывается пласт разных задач:
- первая стадии игры (уровень А) происходит под непосредственным руководством и с участием взрослого;
- вторая стадия игры (уровень Б) – взрослый уже в роли наблюдателя, опосредованного участника (роль заведующего детским садом),
- третья стадия игры (уровень В), где главным является целеустремленное желание каждого ребенка состояться в той роли, которую он выбрал: так позаботиться о куклах (детях детского сада), чтобы про себя можно было сказать: Я был умелый, заботливый,..
Таким образом, игровая деятельность ребенка пятого года жизни, достигая уровня самостоятельности и творчества, становится средством и формой самореализации ребенка себя как индивидуальности.
В старшей группе воспитанник уже способен применять в играх все средства игрового замещения, но все чаще слово заменяет игровое действие. Сами игровые действия развертываются, как правило, в точной последовательности, строго воссоздающего реальную логику событий. Воспитанник старшей группы самостоятельно создает игровую обстановку, умеет договариваться и распределять роли.
Обсуждая после игры качество ролевого поведения, каждый участник дает оценку и самооценку решения ролевых взаимоотношений, ставит задачу совершенствования собственного поведения. Так игра действительно становится школой жизни (А.С.Макаренко).
Во второй половине года роли обозначают костюмами, атрибутами, которые они сами подбирают либо делают , либо просят взрослых.
В подготовительной к школе группе игра – самодеятельность, но не отдельных детей, а каждого воспитанника группы. Овладение игровым поведением в предшествующих группах – основа для коллективной деятельности. Объединение детей в подгруппы и установление связей между ними для игры превращает участников в играющий коллектив, в котором осуществляются такие отношения ответственной зависимости, как взаимный контроль, взаимная требовательность и оценка, общественное мнение. Игра создает зону ближайшего развития (Л.С.Выгодский) для развития личности не только дошкольника – исполнителя роли, но и всех воспитанников группы участвующих непосредственно в игре или слушающих ее итоговое обсуждение.
Правильная организация игры – это принуждение. Взрослый придумывает нравственную задачу для программной игры ребенка. Именно принуждение, неизбежное при организации и проявляющееся в подборе для нее материала и в общем руководстве ею, будет овеяно дыханием свободы, будет служить свободе (С.И.Гессен).
Игра, которую задумал педагог для воспитания дошкольника, обязательно устремлена к нравственному уроку, ибо, оторвавшись от урока, он становится пустой забавой, способной на короткий срок занять, но не образовывать ребенка. При этом она должна оставаться игрой, иначе, превратившись преждевременно в урок, она вырождается в бездушное и механическое занятие, повторение того, что показывают старшие. И как важно нам, воспитателям, провести ребенка между обеими этими крайностями.