Публикации ВОСПИТАНИЕ ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ ДОШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ ИЗУЧЕНИЯ ИСТОРИИ СВОЕЙ СЕМЬИ И СТРАНЫ ЧЕРЕЗ ПЕСНИ ВОЕННЫХ ЛЕТ

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: ВОСПИТАНИЕ ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ ДОШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ ИЗУЧЕНИЯ ИСТОРИИ СВОЕЙ СЕМЬИ И СТРАНЫ ЧЕРЕЗ ПЕСНИ ВОЕННЫХ ЛЕТ
Автор: Гребенкина Наталья Вячеславна

ВОСПИТАНИЕ ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ ДОШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ ИЗУЧЕНИЯ ИСТОРИИ СВОЕЙ СЕМЬИ И СТРАНЫ ЧЕРЕЗ ПЕСНИ ВОЕННЫХ ЛЕТГребенкина Н.В.,Воспитатель МБДОУ ДС №21 «Сказка»Патриотизм – очень сложное и высокое человеческое чувство, оно так многогранно по своему содержанию, что неопределимо несколькими словами. Это чувство формируется постепенно, с самого детства. Что такое «патриотизм для детей»? Это как «классическая музыка для малышей» переработка и адаптация по возрасту, по уровню восприятия и понимания серьезных и «взрослых» явлений. Как известно, процесс познания у детей происходит в предметно-наглядной, активной форме, когда ребенок непосредственно видит, слышит, осязает окружающий мир. Это создает у него более яркие, эмоционально-насыщенные, запоминающиеся образы, чем те, которые предстают со страниц книг, учебных пособий. Так приходит любовь к Родине, ее природе истории, культуре, людям.Придерживаясь этого мнению мы решили организовать проект «Дорогами войны с песней» по приобщению дошкольников к истории нашей страны в годы Великой Отечественной войны, пробуждение интереса к героям Отечества на примерах лучших музыкальных произведениях героико-патриотической направленности.Песни военных лет по праву можно назвать музыкальной летописью Великой Отечественной войны. С первого дня Великой Отечественной войны до победного праздничного салюта песня всегда была с солдатом. Она помогала ему преодолевать трудности и лишения фронтовой жизни, поднимала боевой дух воинов, сплачивала их. Песни рождались на фронте и в тылу, поднимали бойцов в атаку, согревали сердце на привале, помогали выстоять, выжить и дождаться близких тем, кто оставался у станков и в поле. Они нужны были солдатам первых эшелонов, отправлявшимся на фронт, первым призывникам и добровольцам, ополченцам, толпившимся на сборных пунктах. И такие песни (походные, строевые, лирические) сочинялись нашими композиторами и поэтами, публиковались в газетах, выходили отдельными листовками, исполнялись по радио, звучали с экрана в боевых киносборниках. Они выражали чувство всенародного гнева, ярости, стремление к борьбе, к отпору врага. Вложенные в солдатские треугольники и другие самодельные конверты песни пересылались с фронта в тыл и обратно, передавались из уст в уста.Пожалуй, именно песни стали особым и уникальным средоточием того времени с его мужеством, щемящим светлым лиризмом и трепетной надеждой на мирное будущее. Помним ли мы эти песни сегодня? Сохраняем ли в себе тепло и радость семейного единства, центром которого когда-то были «Землянка», «Синий платочек», «Эх, дороги…». Входят ли они, как и прежде, в круг и систему наших важных семейных ритуалов? Что связано в нашей жизни и в жизни близких нам людей с этими драгоценными реликвиями нашей общей истории и судьбы?На эти вопросы мы ответили, организовав проект «Дорогами войны с песней». Целью нашего проекта стало формирование нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста через личностное восприятие песен Великой Отечественной войны.Задачами проекта были:
  • Дать представление о значении победы нашего народа в Великой Отечественной войне.
  • Познакомить с историческими фактами военных лет через песенное творчество.
  • Познакомить детей с патриотическими музыкальными произведениями, созданными в годы войны, и после её окончания.
  • Воспитывать будущих защитников Отечества.
  • Проводить работу с родителями, привлекая их к патриотическому воспитанию в семье.
  • Поддерживать стремление и желание детей высказывать собственное мнение, активно вступать в общение со сверстниками и взрослыми, в процессе анализа музыкальных произведений.
  • Воспитывать у детей интерес к песням, созданным в дни Великой Отечественной войны и послевоенный период. Через песню развивать патриотические чувства к своей Родине.
  • Проект был разделен на несколько этапов. На первом этапе проводились познавательные беседы с прослушиванием и разучиванием песен по определенной тематике. Репертуар: «Священная война», муз. А.В. Александрова, сл. В.И. Лебедева-Кумача.Программное содержание: Рассказ о значении песни в жизни народа в дни Великой Отечественной войны. Раскрыть понятие «Священная война». Репертуар: «В землянке», муз. К. Листова, сл. А. Суркова; «Темная ночь», муз. Н. Богословского, сл. В. Агатова.Программное содержание: Знакомство с лучшими лирическими песнями  военных лет. Рассказ о том, как лирические песни влияли на героизм людей на фронте и в тылу. Репертуар: «Вечер на рейде», муз. В. Соловьева-Седого, сл. А. Чуркина; «Дороги», муз. А. Новикова, сл. Л. Ошанина.Программное содержание: Знакомство детей с «прощальными» песнями военных лет. В ходе бесед по этой теме мы старались объяснить детям, почему это важно было для солдат.Тема №4 Победная песня «День Победы»Репертуар: .«День Победы»,муз. Д. Тухманова, сл.В. Харитонова. Программное содержание: Знакомство детей с песней «День победы». Раскрытие понятия «праздник с сединою на висках». Закрепление знания детей о празднике 9 Мая. Одновременно с проведением тематических занятий проводились и другие формы работы с дошкольниками: рассматривание иллюстраций и картины о ВОВ, выставка-конкурс рисунков на тему «Мой Белгородский край родной», «День победы». Одной из интересных форм работы с детьми стало рисование под музыку. Дети слушали музыку и воплощали ее в рисунках. Создать альбом «Памятные места родного города» нам помогла такая форма работ с родителями как маршрут выходного дня по памятным местам нашего города. Родителям мы помогли составить правильную беседу с ребенком о войне с помощью заранее продуманных вопросов. Дети содержательно и интересно делились впечатлениями об экскурсии. На заключительном этапе было проведено мероприятие «По дорогам войны с песней», на котором дети с удовольствием исполняли песни военных и послевоенных лет. На праздник были приглашены родители, бабушки, дедушки.Благодаря нашему проекту мы смогли познакомить детей с патриотическими музыкальными произведениями, созданными в годы войны, и после её окончания, а также с историческими фактами военных лет через песенное творчество. Список литературы.
  • Журнал для музыкальных руководителей «Музыкальная палитра» №2, 2015г., «День Победы» М. Ю. Картушина
  • Кулиш В.М. Великая победа / Страницы истории советского общества. Факты, проблемы, люди / Под ред. А. Т. Кинкулькина. - М.: Политиздат, 1989.
  • Л.С. Третьякова. Героика в русской и советской музыке / М.: Политиздат, 1999
  • Литературная энциклопедия. Т. 11. /Русская литература и фольклор (ФЭБ)