Публикации Тема: «Наблюдение над однокоренными словами. Определение корня слова».

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Тема: «Наблюдение над однокоренными словами. Определение корня слова».
Автор: Букина Ольга Николаевна

Фестиваль педагогических идей
Открой себя
Методическая разработка
урока русского языка
во 2 классе
по программе "Школа 2100".
Тема: "Наблюдение над однокоренными словами. Определение корня слова".
ФИО автора: Букина Ольга Николаевна
Должность: учитель начальных классов
МОУ СОШ № 31
Ярославль
2008
Аннотация.
В основе предоставленного опыта – методическая разработка урока русского языка во 2 классе по развивающей программе "Школа 2100". Тема урока: "Наблюдение над однокоренными словами. Определение корня слова". Тип урока: "открытие" нового знания. Целью данного урока является уточнение представлений о понятиях "корень", "однокоренные слова", развитие умений распознавать и подбирать однокоренные слова, выделять корень в слове.
Урок русского языка во 2 классе (1 – 4) по программе "Школа – 2100" (урок "открытия" нового знания)
Тема урока: Наблюдение над однокоренными словами.
Определение корня слова.
Цели урока:
уточнение представлений о понятиях "корень", "однокоренные слова";
развитие умения распознавать и подбирать однокоренные слова;
развитие умения правильно выделить корень в словах.
Оборудование, наглядные пособия:
иллюстрация корня растения и корня зуба;
рисунок дерева, карточки со словами: сад, рассада, садовник, садовод, посадки;
карточки со словами: корень слова, родственные или однокоренные слова;
карточки с выводами: корень – главная часть слова
в корне заключен смысл слова
индивидуальные (маркерные) доски;
алгоритм нахождения и выделение корня (на карточках);
на карточках 3 определения корня.
I. Актуализация знаний, необходимых для изучения новой темы.
Все на свете состоит из чего-то: лес – из деревьев, облака – из множества водяных капель. Есть даже шуточная песенка, в которой рассказывается, "из чего сделаны мальчики и девочки"
Из чего только сделаны мальчики?
Из чего только сделаны мальчики?
Из колючек, ракушек
И зеленых лягушек.
Вот из этого сделаны мальчики.
Из чего только сделаны девочки?
Из чего только сделаны девочки?
Из конфет, и пирожных,
И сладостей всевозможных.
Вот из чего сделаны девочки.
(С.Я. Маршак)
─ Я надеюсь, что мальчики и девочки понимают шутки и не обижаются.
─ А из чего состоят слова?
(Да, слова также состоят из частей. Это , , ^ и □
─ Но сегодня на уроке речь пойдет только об одной части слова – это корень.
─ Чем интересно это слово?
(показ иллюстраций корня растения и корня зуба)
─ Что общего в значениях этого слова?
─ А теперь давайте возьмем и уберем у растения. Что произойдет?
─ Что можно сказать про корень, как часть растения?
─ А что произойдет с зубом, если не будет корня?
─ Какой можно сделать вывод?
─ Сегодня на уроке мы с вами должны ответить на вопрос:
Является ли корень для слова важной, главной частью.
из частей
, , ^ и □
оно многозначное: корень растения, корень зуба, корень слова
это часть чего-либо
оно погибает
это важная часть
корень растения и корень зуба – важные части
II. "Открытие" нового знания.
Наблюдение над однокоренными словами, значением корня.
Жил был корень – сад –. Один догадливый человек решил его посадить. Выросло необыкновенное словесное дерево. Вместо ветвей росли на нем слова. У всех этих слов была общая часть, та, что человек посадил сначала.
(учитель читает стихотворение Как растут слова)
Как то много лет назад
Посадили странный сад.
Не был сад фруктовым –
Был он только словом.
Это слово, словно – корень,
Разрастаться стало вскоре
И плоды нам принесло –
Стало много новых слов.
Вот из сада
Вам рассада.
Вот еще посадки рядом.
А вот садовод,
С ним садовник идет.
Очень интересно
Гуляем в саду словесном
─ Какие слова выросли из корня – сад?
─ Как вы понимаете смысл этих слов?
─ Все эти слова выросли из одного корня сад. Как они называются? Почему?
─ Прочитайте только корень.
─ Вы поняли, что означает это слова?
─ А теперь я закрываю корень. Прочитайте оставшиеся части.
─ Ясен ли смысл слова?
─ Какой вывод мы можем сделать?
Чтение правила по учебнику. Сравнение уч-ся собственной формулировки правила и формулировки, предложенной в учебнике.
─ Откройте учебник на стр. 75, прочитайте правило и сравните с тем, какое вывели мы.
Воспроизведение правила 1 – 2 учениками.
рисунок дерева
рассада и т.д.
(помещаются на дерево)
родственные или однокоренные , т.к. один корень
сад
да
нет
корень – это главная часть слова.
В корне заключен
смысл слова.
III. Практическая часть урока. Начало формирования умений. Закрепление.
─ А теперь, давайте посмотрим, как вы поняли это правило.
Работа по учебнику, упр. 117 (письменно)
─ Откройте тетрадь. Запишите число, кл. работа, упр. 117.
─ Прочитайте слова.
─ Что можно сказать про эти слова?
─ Спишите слова, выделите корень.
Дополнительное задание: подобрать и дописать свое однокоренное слова к ним.
Проверка.
Т.К. вы умеете выделять в родственных словах, выполните след. задание.
Запишите в тетради слово малыши, выделите
Проверка.
─ Почему получились разные ответы?
─ Расскажи, как ты выделял
─ Значит, что нужно сделать. Чтобы правильно выделить корень?
Чтение вывода на стр. 75 и сравните.
─ Какие однокоренные слова можно подобрать к слову малыш?
Доска: малыш
(слева маленький
отворот мал
лицевая малышок
сторона) и т.д.
(В зависимости от времени учитель пишет эти слова сам или дети выбегают и пишут по цепочке по 1 слову друг под другом, в столбик)
─ Итак, прежде чем выделить корень, что нужно сделать?
─ Мы подобрали множество родственных слов. Что делаем теперь?
─ Общая часть – мал –
─ Что потом?
─ Что мы с вами сейчас составили?
─ Мы составили алгоритм нахождения и выделения корня в родственных словах.
Давайте попробуем применить свои знания
фронтальная работа.
Задание: выделить в слове
С чего начнем? (дети по цепочке записывают слова на доске)
Что дальше?
Чем закончим?
Диффер. работа.
─ Поднимите руку кто понял, как выделять корень?
Вы поработайте с/р (однокоренные слова записать столбиком)
─ по алгоритму
а) зимний цветок б) игрушка
в) варенье г) линейка
д) красивый
─ Кто испытывал затруднения, работают вместе со мной у доски
а) листик б) ласковый
Проверка.
Закрыть сторону доски доской
они родственные или однокоренные
несколько человек на инд. Досках
необходимо подобрать несколько родственных слов
подобрать родственные слова
Находим общую часть родственных слов
выделяем корень
алгоритм нахождения и выделение корня
доска: ребус: Р 1 а
Родина
род, родители, родной, родственник, роддом, родился
2 ученика у доски
IV. Итог урока
─ О какой части слова мы сегодня говорили на уроке?
─ Найдите правильное определении корня:
Корень – это общая часть всех слов.
Корень – это главная часть предложения.
Корень – это общая часть однокоренных слов.
─ Чему учились на уроке?
─ Что еще нового узнали на уроке.
Самооценка класса (магниты)
─ Кому было легко на уроке? (зеленый)
─ Кто затруднялся? (красный)
─ Ребята, кто испытывал на уроке сегодня затруднения, не переживайте, на след. уроках мы будем тренироваться.
корень слова
доска
V. Д/з (дифференцированно)
Кто испытывал затруднения, дид. м. упр. 100
Кому было достаточно легко, дид. м. упр. 101
Кто хочет проверить свои знания и выполнить трудное задание, дид. м. упр. 103