Публикации «Концертная деятельность как одно из условий формирования положительной «Я» концепции гимназиста»

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Концертная деятельность как одно из условий формирования положительной «Я» концепции гимназиста»
Автор: Яковлева Лариса Юрьевна

«Концертная деятельность как одно из условий формирования положительной «Я» концепции гимназиста»Из опыта работы в МОУ гимназии № 18 имени В.Г.Соколова город Рыбинск, Ярославская область Благодаря музыке в человеке пробуждаются представления о возвышенном, величественном, прекрасном не только в окружающем мире, но и в самом себе. Музыка – могучее средство самовоспитания”. В.А. Сухомлинский.Цель работы кафедры учителей музыки – воспитание музыкой.Пентина Эльвина Михайловна была прекрасным хормейстером, учителем музыки и концертмейстером, она мечтала, чтобы каждый ребенок имел возможность обучаться игре на музыкальном инструменте (фортепиано), разносторонне развиваться, и не только петь в хоре, но и аккомпанировать. Кузнецова С.М. подхватила эту идею и составила хрестоматию, целью которой было развитие навыков игры аккомпанемента с первых шагов обучения игре на фортепиано. Автором были сделаны переложения аккомпанементов популярных детских песен. Далее, в основу программы по фортепиано, созданной Зельской Т.С., легла идея раннего развития у учащихся навыка игры аккомпанемента.И сегодня в учебном плане особое место занимают такие формы работы, которые, как показала практика, способствуют всестороннему развитию учащихся с разным уровнем музыкальных способностей, доставляют удовольствие, формируют интерес к занятиям на инструменте.Это такие формы работы, как:- совместное музицированиеа) игра в ансамбле (учитель-ученик, ученик-ученик),б) аккомпанемент (соло – вокал или инструмент, аккомпанирует фортепиано), по буквенно – цифровым обозначениям- игра переложений популярной классической, современной музыкиИзвестно стремление к выступлениям на концертах у младших школьников, так как у них психологический положительный настрой, необходимо поддержать их в этом стремлении.Даже самый юный исполнитель, может проявить себя и показать свои умения. Основное требование - чтобы исполняемая музыка была интересной, с ярким музыкальным образом, несла в себе понятное содержание, была исполнена цельно, стабильно.Главный смысл деятельности учителя - музыканта состоит в том, чтобы создать каждому воспитаннику ситуацию успеха, дать возможность пережить радость достижения цели, осознать свои возможности, поверить в себя.Личностно ориентированный подход и дифференциация обучения позволяют, приобщить к активному музицированию на инструменте детей с разным уровнем музыкальных способностей. И поскольку наши программы адаптированы к возможностям наших детей, их участие в концертах создает ситуацию успеха в глазах социума. Ситуация успеха – одно из условий формирования положительной «Я» концепции. (Слайд тема выступления)КонцертыЕжегодно многие учителя по фортепиано проводят открытые классные концерты, обладающие разными способностями и трудолюбием. Учащиеся пробуют свои силы и в сольном инструментальном исполнительстве, и как концертмейстеры, и как ведущие концерта, играют в ансамбле, поют, читают стихи. Каждый может проявить себя в более близкой и доступной сфере. А зрительская аудитория – одноклассники, родители и близкие родственники – это очень доброжелательная и благодарная публика, для которой не важны профессиональные тонкости, для которой их дети всегда самые лучшие. На концертах всегда очень теплая, домашняя атмосфера. Некоторые родители выступают совместно со своими детьми, т.к. когда - то тоже учились играть на фортепиано.А так же гимназисты как исполнители на музыкальном инструменте выступают на различных праздниках, приводимых в гимназии.Вечер встречи выпускников. Каждый год наши юные артисты – музыканты принимают участие в концерте, на вечере встречи выпускников, исполняют музыкальные произведения. Цель работы нашей кафедры – воспитание музыкой. У детей всегда повышается самооценка, когда они сотрудничают со взрослыми. Они понимают, что помогают интересно и празднично провести эту встречуКонцерты в музее Атмосфера возвышенности музея, где встречаются два искусства музыкальное и изобразительное, – создает условие творческой самореализации юных пианистов. Гимназисты играют музыкально, воодушевленно, на творческом подъеме. Концерты для первоклассников Ежегодно учащиеся младших классов выступают на концерте для первоклассников, исполняя на различных музыкальных инструментах. Они уже умеют играть, и понимают, что на этом концерте помогают малышам определиться в выборе музыкального инструмента, на котором им предстоит обучаться играть со второго класса. КонкурсыВ гимназии есть одарённые дети, есть система работы с ними и есть результаты (вплоть до Гранпри международных конкурсов, которые получают камерные ансамбли педагогического тандема Цыгановой Н.Г. и Васильевой Н.В.)Раз в два года в гимназии проходит конкурс юного пианиста, где учащиеся соревнуются в мастерстве исполнения музыкальных произведений. ФестивалиНачало движению межшкольного фестиваля ДШИ№6 и гимназии было положено Зельской Т.С. концертом «Весеннее настроение». Где выступили учащиеся ее класса и ученики учителей: Яковлевой Л.Ю., Цыгановой Н.Г., Васильевой Н.В., Левиной М.А., Пшеницыной Ж.Ю.С 2014 года гимназия №18 имени В.Г.Соколова и ДШИ№6 ежегодно проводят межшкольный фестиваль инструментальной музыки:2015 год - I фестиваль «Родине посвящается» к 75 –летию победы в Великой Отечественной войне2016 год II фестиваль современной музыки в рамках проекта «В ожидании весны»2017 III фестиваль «Без музыки не проживу и дня»Участие в концертах, фестивалях и конкурсах – самая действенная мотивация к обучению игре на музыкальном инструменте. Есть цель – мотивация – будет успех.Социокультурные практикиСоздание с помощью музыкального образования особой образовательной среды и включение учащихся в различные виды музыкально-творческой деятельности выстраивают благоприятные условия для обогащения духовного мира и развития межличностных отношений как показателей процесса социализации личностиОдной из форм работы в рамках социокультурной практики является включение в волонтерское движение.Примером такой работы является проект «Наполним музыкой сердца». Наши гимназисты выступают с концертами в интернате престарелых, в реабилитационном центре для детей – инвалидовЮные артисты понимают, что есть люди, которым необходимы: внимание, забота и что своим выступлением они дарят людям радость, доброту. Акции милосердия позволяют раскрыть лучшие человеческие качества, учат состраданию, формируют условия для гражданского, духовно-нравственного и патриотического становления, и приносят реальную пользу всем участникам этой деятельности. Детская филармония В апреле 2016 года в рамках реализации муниципального инициативного проекта «Развитие певческо-хорового искусства как условие самосовершенствования личности» преподавателями гимназии №18 имени В.Г. Соколова были организованы два концерта детской филармонии «Путешествие в царство музыки». Слушателями этих концертов, которые состоялись в Центральной городской библиотеке «Библиотечно-информационный Центр «Радуга», стали учащихся младших классов СОШ № 24, 28, 23. Целью мероприятий явилось создание условий для духовно-нравственного самосовершенствования личности всех участников процесса посредством музыкально-просветительской деятельности. ВыпускникиПримером успешной социализации личности могут быть наши выпускники, которые продолжили свое музыкальное образование в специальных учебных заведениях: Санкт – Петербургское хоровое училище имени Глинки М.И. (колледж)., Ярославское музыкальное училище (колледж) имени Л.В. Собинова Нижегоро́дская Госуда́рственная Консервато́рия им. М.И. Гли́нкиСложившиеся в гимназии формы концертной деятельности для учащихся, играющих на музыкальном инструменте, методика раннего обучения аккомпанементу способствуют созданию ситуации успеха, а значит, влияют на формирование у гимназистов положительной «Я» концепции. Несомненно, такие мероприятия призваны развивать интерес к искусству и способствовать духовному воспитанию молодого поколения с активной жизненной позицией.