Публикации О культурных смыслах учителя

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: О культурных смыслах учителя
Автор: Андреева Ольга Ивановна

Андреева О.И., доцент, к.п.н.ГБПОУ РО «Донской педагогический колледж»о культурных смыслах УчителяОбразование — не замкнутый в себе мир. Образование всегда определяется соответствующим типом культуры и меняется вместе с изменением культуры. Но образование является также творческой сферой, задающей новые горизонты развития культуре. Взаимосвязь, взаимовлияние культуры и образования — бесконечно сложный, многоаспектный диалектический процесс. Сегодня очевидна тенденция смены ценностных приоритетов в мировом сообществе. Так, среди основных критериев оценки развитости стран, наряду с валовым национальным продуктом, продолжительностью жизни, в индекс развития попадает и образование.Но хотя образование и называют «пятой властью – властью над будущим», сегодня редко какое российское педагогическое издание не констатирует факт кризиса «пятой власти» и скептического отношения к образованию. В нашей стране очевиден кризис и профессионально-педагогического сознания.Но потребность научного осмысления отечественного кризиса педагогического сознания в настоящее время наталкивается на не разработанность в научно-педагогической литературе вопроса о собственно педагогическом сознании – его структуре, содержании, наличном состоянии, фактах, которые этому состоянию способствуют. Исследования в этой области выполнены в основном в рамках психологии учителя и его повседневной практики. При анализе психолого-педагогической литературы не обнаруживаются ответы на следующие вопросы:
  • Существует ли профессионально-педагогическое сознание как таковое или стоит рассматривать только индивидуальное сознание педагога?
  • Можно ли определить то общее, что объединяет разных людей (с разными характерами, нормами поведения, мотивациями и пристрастиями) в процессе педагогической деятельности?
  • Если определить профессионально-педагогическое сознание как систему норм, сознательных и бессознательных установок и представлений, определяющих позицию педагога по отношению к ребенку, то как дать определение той разницы, которая существует между любителями и профессионалами в педагогике? Ведь именно она должна стать предметом специальных исследований, поскольку в значительном смысле в ней выражен профессионализм педагога.
  • А пока в реальной педагогической действительности существует феномен некой профессиональной общности сознания российских педагогов, вне зависимости от места проживания, обучения, работы – ригидность профессиональной позиции, конформизм, невосприимчивость к новому, стагнация.Актуальным вопросом современной педагогики является вопрос о том, как изменить стереотипы реальной педагогической действительности.Продолжая размышления Е. Юдиной и опираясь на тезисы Л.С. Выготского и А.Н Леонтьева, что в любом акте деятельности или общения всегда существует специфически человеческое звено (значение), таким опосредующим звеном является смысл, а точнее – культурный смысл (авт.)Культурная парадигма образования определяет базовые культурные ценности (альтруизм, другодоминантность, толерантность и др.) в качестве целей образования, основания образа мыслей и действий его субъектов. Таким образом, профессиональное сознание педагога предполагает понимание культурных основ всей сферы образования и своей деятельности.Общеизвестно, что фильтром восприятия окружающего мира является общая культура человека. И алгоритм поведения педагога не может быть выстроен вне индивидуального типа пребывания его в культуре, вне его культурного модуса личности. Следовательно, педагогика должна знать, каков же современный механизм формирования общей культуры педагога? Как привести образование на более высокий уровень культуры?Результаты исследований Н. Крыловой, В. Краевского, В. Слободчикова и автора показывают, что родство культуры и образования признается педагогами, но только номинально. В практической деятельности большинство педагогов понимают культуру применительно к проблемам образования как наложение норм этикета на формы преподавания и стиль общения на уроке. Массовым педагогическим сознанием практически не осознается сущность культурной парадигмы образования.В контексте сказанного должны меняться задачи подготовки педагогов, способных создать в школе условия для культурного роста школьников, не подталкивая их к усвоению готовых знаний, а ставя в условия, когда они сами начинают действовать культурно, творчески используя выбираемые ими ценности, нормы, образцы. Новые задачи подготовки педагогов требую значительной трансформации всего ценностного содержания подготовки учителя. Мы предлагаем культуру личности будущего педагога рассматривать на двух диалектически связанных между собой уровня: сознания обыденного и научного.На уровне научного сознания культуры личности должно происходить рассмотрение взаимодействия образования и культуры, поиск новых подходов к их организации. Культурология образования – новая область знания, сформированная на стыке философии образования, культурной и педагогической антропологии – дает возможность комплексного, междисциплинарного объяснения проблем образования:
  • что должно являться культурной основой образования?
  • какие изменения необходимы образования, чтобы углубить его связь с культурой?
  • каковы критерии культуроемкости и культуросообразности разных моделей образования?
  • в каких условиях происходит формирование профессионально-педагогического сознания будущего учителя и что в содержании его профессиональной подготовки способствует (или препятствует) повышению его уровня культуры?
  • Культура личности на уровне обыденного сознания – это культура повседневности, охватывающая широкий пласт жизнедеятельности в сфере быта. Досуга, семейных и деловых отношений. Именно культура повседневности формирует у человека способность эффективно адаптироваться в динамике времени. Образование не может опираться лишь на вершину духовных ценностей, оно должно учитывать все многообразие культурных процессов.Решать все эти задачи призвана прикладная культурология – область культурологи, которая показывает механизмы реализации потенциала культуры, обосновывает методику и методологию вовлечения людей в различные формы социокультурного творчества (по определению М. Ариарского и Г. Бутикова). Прикладная культурология – это связь между культурой (как интегральным явлением духовной жизни) и конкретным человеком, включенным в социокультурную деятельность, поскольку знать культуру и жить ею – понятия далеко не равнозначные.Но пока в сфере образования, где культура профессиональной деятельности должна выступать условием ее эффективности, существуют две крайности: одни педагоги не расширяют свои границы высокой культуры и не руководствуются ею в своей профессиональной деятельности; другие, напротив, компетентны только в мире высокой культуры, игнорируя культуру современности.Пересматривая культурные смыслы и ценностное содержание образования, сегодня речь должна идти о принятии и практической реализации новых метапринципов, которые позволят современному образованию действительно стать культуросообразным (т.е., адекватным современной культуре) и культуротворческим (т.е., способным к социальному конструированию, а не прямой трансляции знаний-ценностей).Развитие философии образования и практической культурологии могут способствовать повышению уровня культуры педагогов и преодолению стереотипов массового профессионально-педагогического сознания. Предложенный подход к содержанию педагогического образования может стать одним из вариантов социально-культурных условий развития личностно-ориентированного образования культурологического типа.Очевидно, что новые задачи подготовки педагогов не могут быть решены без погружения в контексты культуры, вне формирования гуманистической системы ценностей. Но экстремальность современной педагогической реальности выражается в катастрофическом разрыве педагогической теории и практики: с точки зрения образовательных учреждений педагогическая культура не исследуется как сущностная характеристика среды, уклада жизни, особенностей педагогической системы; из учебных планов СПО педагогических специальностей убран предмет «Искусство (Мировая художественная культура)» как не нужный для формирования профессиональных компетенций учителя. Этот список можно продолжить, но общая тенденция яна: фактически происходит блокировка культурологической направленности образования.И хотя образование и общество неотделимы, это одна система, но истинные масштабы этой системы нами пока еще не осознаются сполна. Ясно одно: любые сколько-нибудь глобальные проблемы, с которыми сталкивается общество, социум, цивилизация в целом, неизбежно сказываются и на состоянии сферы образования. Но ведь именно сфера образования, откликаясь на эти общественные и цивилизационные проблемы, будучи чувствительной к ним, способна и обязана оказывать свое существенное влияние на развитие тех или иных тенденций в обществе, упреждать нежелательное развитие событий.Контуры общественного сознания заданы нам социальной традицией. Влияние этих стереотипов, часто бессознательных, заданность формы общественного сознания невозможно остановить на полном ходу, как и двигающийся поезд. Нужны очень большие усилия. Но их нет ни на уровне глубоких социологических, философских, психологических исследований, ни на уровне педагогической практики.Чтобы знать, чему и зачем учить, мы должны сначала ответить на вопрос: «Что хорошо, а что плохо?», «Каким должен, а каким не должен быть человек?»