Публикации Оптимальные методы, приемы и формы работы как условие успешного обучения в детском объединении «Юный корреспондент»

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Оптимальные методы, приемы и формы работы как условие успешного обучения в детском объединении «Юный корреспондент»
Автор: Бочкова Александра Николаевна

Оптимальные методы, приемы и формы работы как условие успешного обучения в детском объединении «Юный корреспондент» Бочкова А. Н., педагог дополнительного образования МОУ ДОД Дома детского творчества 12.02.2015 г. Обучать - значит вдвойне учиться. Ж. Жюбер Дополнительное образование-это государственно - общественная система образования и социального воспитания. Поэтому основные принципы построения учебно-воспитательной работы с учащимися в дополнительном образовании - универсальность в постановке задач, выборе оптимальных форм, средств и методов обучения, соблюдение требований индивидуального подхода, учет особенностей каждого ребенка. Сегодня я хочу поделиться с вами практикой работы в объединении «Юный корреспондент» МОУ ДОД ДДТ. Его посещают дети в возрасте от 8 до 11 лет с разнообразными интересами и возможностями. Естественно, как и каждым педагогом, мною это учитывается и таким образом осуществляется личностно-ориентированный подход. Например: на занятиях по изображению 3d рисунка ребята учатся сначала общим правилам и приемам рисования, а затем уже сами выбирают тематику своей работы. Я предлагаю перечень тех тем, которые они сегодня могут выбирать. Делаю это для того, чтобы работы получались примерно одинаковыми по сложности. Конечно, педагогу в этом случае сложнее работать, но детям становится гораздо интереснее от того, что они проявляют самостоятельность в выборе. В первый и последующие годы обучения важно обращать внимание на развитие образного и пространственного мышления. Поэтому прежде чем нарисовать или описать предмет, стараемся увидеть его в реальности, изучить его. Оцениваем размеры, цвет, характер, то, как предмет меняет форму при движении или при изменении его положения. Стараемся сравнивать предмет с какими-либо образами, или геометрическими фигурами (бабочка-бантик, домик-кубик, цветок-круг, овал, или ромбик). Оценку и анализ работ ребята учатся проводить тоже самостоятельно, я стараюсь лишь направлять их мысли в нужное русло такими вопросами: -Нравятся ли вам работы? -Чью работу, по-вашему мнению, можно считать наиболее удачной? -Нравится ли вам ваша собственная работа? Почему? -Что получилось сразу? -С чем возникли трудности? Почему? -Что будете предпринимать, чтобы в следующий раз с подобной работой трудностей не возникало? Таким образом, дети учатся высказывать свое мнение, справедливо оценивать свои работы и работы товарищей. Работа нравится не потому, что это друг, или подруга, а потому что правильно передана форма предмета, его объем, глубина, понятно высказана мысль, подобран интересный материал и т.д. Отдельное внимание в этой части уделяется тем, кто был особенно старателен, терпелив, активен, и внимателен. Ведь все дети разные с разными данными, и объединение посещают первый год, поэтому требовать от них одинакового выполнения работ не следует, иначе пропадет желание заниматься. Вдруг за этими неуверенными в себе созданиями скрывается будущий знаменитый корреспондент, или писатель, талантливый инженер или программист, а может успешный архитектор, и нам с вами дается возможность направить, поддержать, зажечь. Только личностно-ориентированный подход к обучению и воспитанию детей способствует развитию таких качеств как уверенность в собственных силах, терпимость, аккуратность, ответственность, прилежание, дисциплинированность, а кроме того взаимопомощь и взаимоподдержка. Для того, чтобы поддерживать внимание детей в течении всего занятия, необходимо похвалить за старание, самостоятельность, аккуратность выполнения, за неожиданно найденное самостоятельное решение, оценить успешность действий, указать на ошибки и подбодрить. В этом помогает такой прием, как эмоциональность речи, изменение интонации и громкости голоса. Начинаю занятия с трех «Да!».Задаю три вопроса, любых, которые поднимают настроение, и на которые нельзя давать отрицательный ответ. Например: -Я очень рада встрече с вами! А вы рады встретиться? -Хотите ли вы открыть для себя сегодня новые возможности, способности? -Готовы ли вы идти к намеченной нами цели? И т.д. Эти вопросы не только поднимают настроение и «боевой дух»,но и помогают организовать ребят на занятии, почувствовать уверенность в себе и задать рабочую атмосферу. Новый, более сложный материал или работу стараюсь давать в начале занятия, пока ребята не устали. В процессе выполнения показываю сама, что должно получиться, помогаю тем, кто испытывает затруднения в работе. Далее незаконченные работы старательных ребят показываю всей группе. Говорю, почему я считаю их наиболее удавшимися, спрашиваю, согласны ли со мной дети. Здесь ребята говорят своё мнение, и объясняют, почему они так думают. Я считаю, что это очень важный момент. Дети не только учатся высказывать свои мысли, правильно строить свою речь но и быть честными, говорить в лицо товарищам о том, что не получилось, и об их успехах, учатся поддерживать, подбадривать друг друга. Конечно, не всё всегда проходит идеально, ведь контингент детей самый разнообразный. В этом случае только индивидуальный подход в обучении может дать положительный результат. Можно, например, предложить ребенку заняться тем, что близко к теме, но интереснее для него, или предложить ему помочь в подготовке к следующему занятию, или просто выяснить через беседу, что пришлось ему не по душе, какая причина послужила этому, вместе найти путь разрешения возникшей трудности. Обучение в объединении проводиться по методу от простого к сложному. Считаю этот метод интересным и для учащихся, и для себя. В данной сфере я работаю недавно, получается, что многому учусь вместе с детьми. Учащихся начальной школы довольно сложно заинтересовать журналистикой, не очень-то им хочется снова вспоминать правила русского языка, правила устной речи и т.д. Поэтому часто в занятия включаю элементы развивающих игр, словесных разминок (скороговорки), или могу попросить ребят что-либо раскрасить, выполнить коллективный рисунок, плакат, или открытку, а в процессе дети придумывают небольшие рассказы к своим работам. Немаловажный момент –физминутки. И, хотя некоторые, считающие себя уже взрослыми, четвероклассники, по началу с неохотой выполняли их, теперь это один из любимых моментов в занятии. Предлагаю детям самим придумать и провести физминутку, отыскать новую физминутку в книгах, журналах, или Интернете, а затем выполнить её на нашем занятии. Обязательным условием успешного обучение является то, что обучающиеся видят прогресс, результат. Для этого дети оформляют портфолио, куда помещают все свои работы, достижения, грамоты. Приоритетным направлением в моей работе является не только развитие природных задатков и способностей, но и формирование таких личностных качеств, как трудолюбие, уверенность в себе, адекватная самооценка, понимание по отношению к окружающим, умение доводить начатое дело до конца. И пусть дети не станут профессиональными журналистами, корреспондентами, писателями, но приобретенные положительные стороны характера помогут им выбрать правильные жизненные ориентиры и нравственные ценности. По-моему это немаловажный фактор для успешного и благоприятного развития личности, роста человека в ребенке, который станет достойным гражданином своей страны, будущего общества. Наверное, об этом мечтает каждый педагог преданный своему делу и работающий «для» и «во имя» детей.