Публикации Познать тайну своей души

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Познать тайну своей души
Автор: Остапец Татьяна Владимировна


В настоящее время достаточно много стали говорить о малоизвестной и незнакомой нам области - духовности.
На одной из встреч с дьяконом Андреем Кураевым , автором учебника Основы православной культуры курса ОРКИСЭ я услышала слова, над которыми мне пришлось поразмышлять .
Кураев говорил о том , что в первую очередь учебник ОПК он создавал для учителя. Вдумайтесь : для учителя. Малограмотного и несведущего в этой тонкой и глубокой области, знаниями из которой ему необходимо поделиться в доступной и понятной форме с детьми.
На Михайловских чтениях, организованных в городе Черняховске в ноябре прошлого года в общении с педагогами мне показалось, что далеко не каждый из них понимает истинное значение слова духовность, одни говорили что духовность основывается на широте взглядов, эрудиции, культуре, общем развитии личности, другие утверждали, что она сводится к душевности, нравственности, интеллектуальности, добродетельности .Но так ли это?
Действительно духовность человека по-разному понимается в светском и христианском мире. Во второй – это понятие выводится за пределы бытия души (психики). Православная духовность - это жизнь во Святом Духе .Но как стяжать, по слову преп. Серафима Саровского, требуемый Святой Дух?
Все начинается с познания себя. Своей неспособности одному, без помощи Божией, совершить что-либо благое, доброе.
Нам детям социалистической системы, воспитанным и вскормленным лозунгами вперёд к светлому будущему трудно, а иногда и не по силам перестраивать собственное сознание, образ мышления, стиль поведения, ведь чтобы войти в духовную жизнь учителю необходимо самому переродиться внутренне, увидеть свои недостатки и немощи, глубоко осознать свою поврежденность. И только имея желание встать на путь перерождения и делая на этом пути свои первые, пусть ещё робкие шаги педагог может повести за собой учеников.
Как же помочь детям входить в духовную область? Кто наблюдал за детьми, тот знает, что дитя счастливо не тогда, когда его забавляют, хотя оно и веселиться, но тогда, когда оно совершенно серьёзно занимается увлекающим его делом.
Начать можно с любого доброго дела, будь то вышивание или роспись по дереву, хоровое пение или работа с глиной, главное, чтобы это дело его увлекало и вдохновляло, было по силам , могло принести благо. Но главное, чтобы оно имело направленность служения людям, земле на которой он взращивается, а значит на служение Богу, ибо сказано в Священном писании так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне (Мф. 215:34-40) .
Но не стоит ждать и скорых ростков, словно по мановению волшебной палочки, необходимо запастись терпением. Наши деды говорили так: Глину не мять - горшков не видать. Тем самым давая понять, что доброму начинанию и плодотворному результату предшествует время подготовки, иногда довольно длительное, но обязательное.
Помню, как более двадцати лет назад на уроке чтения в третьем классе мы готовились к знакомству с рассказом А.П. Чехова Ванька. Осознавая воспитательное значение произведения, хотелось урок сделать таковым, чтобы история мальчика затронула бы за живое каждого ребёнка. Тогда - то я впервые и попробовала внести новую форму –форму театр. Результат был успешным. Дети хлюпали носами, вытирали накатившие слёзы, с надеждой задали самый главный для них в тот момент вопрос: Дошло ли письмо?. Первая проба стала удачной. Потом была и вторая и третья… Почему выбор пал именно на язык театра? Тогда мне казалось, что для ребёнка начальной школы это неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, простой и доступный способ приобщения к духовному богатству. В результате ребенок познает мир умом и сердцем, приобщается к добру и учится видеть красоту окружающего Божиего мира. С тех пор прошло немало времени. Опыт введения театрализации в предметную область Литература стал привычным и необходимым.
Если же говорить о дате возникновения нашего православного театра, как самостоятельного объединения, то определить эту дату можно только условно- конец 2008 года .Это был первый рождественский фестиваль, в котором участвовало несколько классов нашей школы. Увидев, как мне показалось тогда что-то важное и необходимое , снисходящее со сцены в зал мне захотелось облечь это нечто в какую-то значимую форму. Много лет пришлось поработать в поиске этого главного и значимого , чтобы определить свою цель и цель вновь созданного объединения, найти свой путь движения , свою дорогу.
Такой дорогой стало христианское воспитание , которое стремится дать ребенку духовное направление, чтобы он мог устоять перед разными соблазнами и идти по жизни правильным путем. А для этого нужно, чтобы он с детства не только знал правила поведения, но обладал внутренней целостностью, которая делала бы ясными для него различные проявления добра и зла.
Миссия нашего православного театра Детвора , созданного трудами многих людей – духовно-просветительская . Просветительская работа осуществляется не только внутри самого коллектива театра, но и направлена на работу с юными зрителями. Возраст юных актёров от 7 до 14 лет.
Любой спектакль театра -это своеобразный урок жизни для зрителя любого возраста , и этот урок возвышает, облагораживает, делает человека лучше и светлее, любой из спектаклей говорит о великих человеческих ценностях: умении прощать, вере и надежде и конечно же любви – обо всем том, чем так щедро наделил людей Господь.
Наш театр чист душой, потому что чисты душой люди, творящие в нем великое театральное искусство ведь эти люди – маленькие дети.
Театр - это своего рода школа, где учатся и учат распознавать добро и раскрывают истинный смысл любви и помогает нам в этом отец Дмитрий (Кондратьев) настоятель нашего поселкового Храма в честь Иверской иконы Божией Матери. Наш театр не смог бы расти и развиваться без его благословения и молитвенной помощи, без дружеских советов и вразумлений.
Пространство театра разграничено на два одновременно похожих, но между тем отличных пространств-множеств - это множество актёров и множество зрителей , и если же спектакль пуст, если он, только форма, только эмоциональной оболочка, то слияние этих множеств в единое пространство откровения не произойдёт. И по той реакции зрителей, по реакции родителей, которая возникает сразу после спектакля это возможно прочувствовать и ощутить.
Помните, есть такая притча, в которой говорится о том, что как-то, гуляя с учениками, знаменитый древнегреческий философ встретил блудницу. И та, будучи явно человеком неглупым, сказала этому философу: Вот вы, учитель, говорите все о высоком, правильном и мудром, а стоит мне поманить любого из ваших учеников пальцем, и он тут же оставит вас. Ты права, – ответил ей философ, – только ты его поведешь вниз, а я его веду вверх. Осуществляя постановки нашего театра мы стараемся помнить о том , что необходимо стремиться звать юного и неискушённого зрителя только на вверх.
Все мы находимся в пути, но в репертуаре театра уже более 10 спектаклей по произведениям русских классиков, советских писателей.
Имеется несколько спектаклей по библейским сюжетам. За плечами маленьких актёров множество ролей, которые они сыграли перед учащимися родной школы, родителями, воспитанниками детского дома. Детвора участвует в областных фестивалях, конкурсах, в праздниках, посвящённых дням Славянской письменности, на народных праздниках. Среди наших зрителей дошкольники и школьники Калининградской области, учащиеся польской республики.
Помню как после спектакля Ярморка, который мы привезли в школу посёлка Швёнтки , Воймино-Мазурского воеводства, к нам подошла учительница и практически без акцента с каким-то сожалением сказала: Мне приятно видеть, как русские учителя прививают любовь к родной культуре, традициям своим детям и горько от того , что мы свою культуру незаметно теряем…
Слова учителя были словами человека со стороны, но между тем они заставили вновь задуматься о возможности утраты своих духовных основ, культурных традиций и как следствие либо растворения и ассимиляции в другой или в других культурах.
Спустя несколько месяцев в сценическом репертуаре появился новый и яркий спектакль Как старик корову продавал. А мы с маленькими актёрами , готовясь серьёзно и основательно к постановке и написанию сценария, потратили немало сил, чтобы познакомиться с историей русского костюма, разучить текс с использованием диалектной лексики южнорусского говора и даже провели мастер класс для родителей, научив их вязать лапти. К премьере у всех героев
спектакля на ногах красовались связанные лапоточки.
В процессе работы нам постоянно приходится экспериментировать со слиянием формы и содержания. Цель этих экспериментов – поиск правильного рациона духовного питания детей.
Два года назад мы решили попробовать поставить первый кукольный спектакль. Результат оказался выше наших ожиданий. На глазах у всех произошло чудо, куклы, в руках детей вдруг ожили, стали частью маленьких актёров, а движения, голос, манера игры очевидным образом поменялись к лучшему, стали естественными, не наигранными.
Помню, как одна воспитанница Катюша знакомилась со своим персонажем Вифлеемским пастушком. Сначала она долго прыгала, визжала и всячески выражала свою неподдельную радость, затем вдруг умолкла и долго, пристально стала всматриваться. О чём она тогда думала?
Потом стала разглядывать устройство, приводящее в движение куклу-пастушка, пробовала поочередно привести в движение руки, голову и вдруг поцеловала, обняла и сказала, что он очень счастливый, потому, что первым увидел младенца Христа.
Пройдёт немного времени, и ребята станут настоятельно просить меня научить их делать куклы. И уже к спектаклю Без названия по произведению Габриэля Маркеса Старый сеньор с огромными крыльями куклу старого Ангела ребята сделают практически самостоятельно.
Ангела полюбят, и он долгое время будет сидеть с нами на уроках, прямо за партой с детьми, с ним будут разговаривать и с надеждой подолгу заглядывать ему в глаза.
В процессе работы над спектаклем воспитанники задавали и задают мне множество вопросов, порой первые репетиции напоминали больше клуб Почемучек.
Сейчас всё чаще инициативу ответов на возникающие вопросы, перехватывают сами ребята. Возникают долгие обсуждения, обмен мнениями, иногда возникают споры и даже разногласия, а затем обязательное примирение.
В те годы, когда всё ещё только начиналось, большую часть работы по организации спектаклей я возлагала только на себя, но очень скоро поняла, что один в поле не воин, что необходимо объединять в пространстве театра не только детей, но и их родителей, учителей школы.
Именно родители маленьких актёров оказали нам неоценимую помощь, с огромной радостью стали принимать они активное участие в подготовке к каждому из спектаклей : помогали мастерить декорации, шить костюмы, подготавливать сцену к выступлению, всей душой переживали за своих чад.
На выездных спектаклях они стали нашей обязательной поддержкой, нашими единомышленниками, а также костюмерами, гримерами, суфлёрами…
Не могу представить, как я могла обходиться без них. Вспоминаю, как вместе с родителями поехали на фестиваль Вечный зов в Калининград со спектаклем по сказке Сергея Воронина В старом сундуке. В день спектакля, готовясь к отъезду стали устанавливать реквизит в машину, в том числе и старинный сундук, а он не входит, велик. Я начинаю плакать, не могу сдерживать свои эмоции и волнение. Тут дедушка моей ученицы отводит меня в сторону и начинает успокаивать, а другой начинает обзванивать всех знакомых, имеющих микроавтобус. Через несколько минут микроавтобус подъезжает к школе, а ещё минутой спустя сундук с трудом вталкивают и закрывают дверь. По приезду нам долго никто не мог объяснить, в какой гримерке нам переодеваться. Полчаса папы и дедушки бегали по лестницам и коридорам то вверх, то вниз, а за ними неслась гурьба детворы. И на все реплики со стороны: Бросьте –этот чемодан, то есть сундук , они утирая лоб от пота и посмеиваясь отвечали : Не могём, он имеет особую воспитательную ценность, правда, Владимировна? Я смеялась и отвечала утвердительно.
Наш театр Детвора, задуманный как духовная оранжерея, это ещё и пространство единомышленников и добрых друзей которых мы приобрели за эти годы. В их число входят и воспитанники И.А. Киршина и Мышкина Е.И. Солнечный сад, и коллектив школы №1 г.Светлого под руководством Рудович Галины Михайловны, и театральные студии п.Васильково во главе с Пуповой Еленой Викторовной и Жакулиной Ларисой Александровной.
Стало доброй традицией детским коллективам встречаться на площадках различных фестивалей, ведь фестиваль — это пространство диалога для разных коллективов, пространство наполненное волнением и шумом подготовки, добрыми словами в адрес друг друга и ожидания чуда.
Несколько лет подряд в стенах нашей школы проходит фестиваль Рождественская звезда. Так сложилось, что фестиваль наш стал камерным и совсем домашним. Ежегодно к нам приезжают коллективы, которые за время нашей дружбы стали нам родными и близкими. Традиционно фестиваль проходит в январе сразу после зимних каникул.
В день открытия фестиваля и накануне в нашей школе всегда радостная суета и волнение! С нетерпением все ждут добрых друзей, дорогих гостей . У центральных школьных дверей очередной раз репетируют церемонию встречи с хлебом да солью.
Каждый занят своим делом, так у нас принято. На первом этаже в столовой хлопочут учителя, они готовят праздничное угощение, накрывают столы. Родители и педагоги спешно облачают малышей- актёров в костюмы, а организаторы вновь проверяют аппаратуру и реквизит.
Традиционно встречаем гостей у центрального входа весёлой рождественской песней и угощаем невероятной красоты и вкусноты караваем. После приветствий и рукопожатий все поднимаемся в актовый зал, чтобы вновь в томительном ожидании увидеть рождение нового чуда. И это, поверьте не только спектакли , это чудо тихой любви к друзьям и близким, чудо зарождения первых духовных ростков, того главного, что мы способны подарить друг другу путём совместного труда и общих усилий….