Публикации МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПОСТРОЕНИЮ ЗАНЯТИЙ КЛАССИЧЕСКОГО ТАНЦА

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПОСТРОЕНИЮ ЗАНЯТИЙ КЛАССИЧЕСКОГО ТАНЦА
Автор: Курамшева Анна Сергеевна


МУНИЦИПАЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДВОРЕЦ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА
МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПОСТРОЕНИЮ ЗАНЯТИЙ КЛАССИЧЕСКОГО ТАНЦА
Подготовила:
Курамшева Анна Сергеевна
педагог дополнительного
образования
Саранск 2017
ВВЕДЕНИЕ
Классический танец является вечным предметом обсуждения, а порой и полемика в среде педагогов хореографии, работающих в школах. Ответ на вопрос: Нужен ли на уроке классический экзерсис? должен быть всегда утвердителен. Да, нужен, потому что веками отработанная и проверенная почти трехсотлетней жизнью балетного театра система занятий у станка и на середине, ежедневный тренинг балетного актера, наилучшим образом готовит его к выполнению любых балетмейстерских заданий. Спортсмену необходимо выполнять каждый день комплекс упражнений, чтобы всегда быть в форме. Пианисту надо ежедневно играть гаммы, чтобы совершенствовать мастерство. А тем, кто танцует, в той или иной степени, нужен и важен экзерсис.
С помощью танца, в том числе классического, можно обеспечить такие условия для человеческой деятельности, которые помогают раскрыть человеку его творческий потенциал и нравственные возможности личности. Уроки хореографии в школе с обязательным введением классического танца – не профессиональное обучение танцу, а обогащение мировосприятия учащегося, как важнейшего фактора развивающего обучения, формирование творческого потенциала человека 21 века.
МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПОСТРОЕНИЮ ЗАНЯТИЙ КЛАССИЧЕСКОГО ТАНЦА
Современные поколения педагогов классического танца оснащено разнообразными теоретическими знаниями, многие известные педагоги имеют свой практический опыт.
Тем не менее, начинающий педагог часто сталкивается с трудностями в работе с учениками. В какой последовательности изучать те или иные движения, сколько раз движение должно быть повторено в учебном примере, какие движения целесообразнее сочетать в одной комбинации, как построить урок в целом?
Эти и многие другие вопросы встают перед начинающими педагогами. Мы почти не знаем, как строили свои уроки, как добивались замечательных результатов знаменитые педагоги прошлого. История донесла до нас лишь описание методов преподавания К. Блазиса и один из уроков Ф.Тальони. Ученицы А.Я. Вагановой, конечно, хранят в памяти ее уроки, но лишь два урока полностью зафиксированы в ее книге “Основы классического танца” Уроки А.М.Мессера могут лишь частично служить ориентиром для педагогов, так как они рассчитаны не на учащихся, а на артистов балета. Записи уроков многих других выдающихся педагогов (Вазем, Легата, Тихомирова, Собещанской), к сожалению, не систематезированы и не опубликованы и поэтому не могут быть достоянием педагогов наших дней. Единственным учебным пособием для педагогов служит уже много лет книга В.С. Костровицкой 100 уроков классического танца.
Обучение классическому танцу начинается с экзерсиса. В экзерсисе разносторонне развиваются мускулатура ног, их выворотность, шаг и plie (приседание), постановка корпуса, рук и головы, координация движений. В результате систематических тренировок фигура приобретает подтянутость, вырабатывается устойчивость.
Экзерсис начинается у палки, затем, по мере усвоения движений, переносится на середину зала. За упражнениями на середине зала следует adagio u allegro. Навыки, приобретенные учащимися в экзерсисе, должны поддерживаться систематическими тренировками, основанными на строгих методических правилах.
Нагрузку в течение урока следует распределять равномерно во всех упражнениях. Если преподаватель находит необходимым увеличить количество повторений какого-либо движения, то следующее упражнение следует сократить, так как всякая физическая перегрузка вредна: она приводит к расслаблению мышечной системы и связок, в результате чего легко повреждаются ноги.
Последовательность экзерсиса не должна быть случайной. В зависимости от степени трудности, следует учитывать полезное и логическое сочетание движений, не соединяя их в комбинации только ради рисунка движений.
Экзерсис у станка
Экзерсис у станка содержит много трудных движений. Поэтому считается правильным рекомендовать ученикам возможность разогревать мышцы и связки ног до начала урока, особенно в средних классах. Для младших классов бывает достаточно обыкновенной разминки по кругу в начале урока. Это дает возможность вести работу у станка более эффективно.
На наш взгляд экзерсис у станка в младших и средних классах должен занимать примерно одинаковое время, а именно 15 минут. Это объясняется тем, что если в средних классах увеличивается объем движений, то одновременно увеличивается и темп исполнения. А в младших классах мы, давая минимум движений, особое внимание обращаем на их проработку, что требует много времени.
В школе экзерсис у станка носит учебный характер. Движения должны так сочетаться в комбинации, чтобы можно было закрепить пройденный в предыдущих классах материал, дать возможность учащимся грамотно исполнить движения и контролировать свое исполнение. В тоже время именно у станка разучиваются новые сложные движения, которые затем составляют основу экзерсиса на середине зала.
Существуют разные точки зрения на то, с какого движения следует начинать урок классического класса. Одни (эта традиция идет от Блазиса, и к ним принадлежала А.Ваганова) считают, что начинать экзерсис у станка надо c plie. Другие педагоги начинают урок с ballement tendu, так делал,в частности, известный педагог Н. Легат.
В данной работе мы предлагаем экзерсис у станка, на середине, adagio u allegro для средних классов общеобразовательной школы. Наш урок начинается с demi-plie u grand plie, они сочетаются с различными видами port de bras. Это большая по длительности комбинация. Важно включить в работу и ноги, и весь корпус. Demi – plie, растягивая ахилл, готовит ступу для дальнейшей нагрузки на нее, grand-plie растягивает и укрепляет мышцы, работающие на выворотность бедра.
Обычно port de bras даются после rond de jambe par terre,мы же даем их в первом упражнении, в частности 1-е port de bras, т.к. оно хорошо включает в работу мышцы самого корпуса. Второе и третье упражнение –battements tendus u battements tendus jetes. В этих упражнениях приобретаются постановка ног, выворотность, активно вводятся в работу все группы малых и больших мышц. Это основные движения, тренирующие и вырабатывающие силу ног.
Battements tendus jetes органически связаны с battements tendus, поэтому исполняются непосредственно за ними. Темп исполнения, по сравнению с battements tendus, ускоряются в два раза.
Четвертое упражнение – ronds de jambe par terre. Это движение, наиболее эффективное во всем экзерсисе, выполняет функции, направленные на развитие вращательной подвижности тазобедренного сустава, от которой зависит диапазон выворотности ног.
Следующее движение, battement fondu, связано с проработкой одного из основных приемов классического танца-plie-relere. От правильного исполнения его зависят устойчивость во всех позах и положениях в adagio, качество прыжка. Это первое движение, в котором спорная нога поднимается на полупальцы, подготавливаясь к дальнейшей, более усиленной работе.
Gondus вырабатывают мягкость приседания и эластичность. Эти движения можно сравнить с растяжением и сдержанным сокращением тугой резиновой ленты.
К battements присоединяются или идут следом за ними frappes u dauble frappes, которые исполняются резко и энергично.Это приучает мышцы и сухожилия быстро (контрастно) переключаться с мягких, плавных движений на резкие (стаккато).Самое трудное движение экзерсиса – bat-tements developpes- исполняется на 90 и выше и требует всесторонней подготовки. Developpes развивают шаг и силу бедра, что помогает удерживать ногу на предельной высоте. Devellopes подготавливают тело к adagio на середине зала, а также к прыжкам, где сила бедер необходима при толчке от пола и мягкому полуприседанию после прыжка.
Упражнение, завершающее экзерсис – grands battements jete (большие батманы). Они развивают шаг значительно активнее, чем developpes: большой, энергичный бросок ноги способствует развитию внутренних бедренных мышц и сухожилий, усиливает работу тазобедренного сустава, что является главным в развитии шага.
В конце экзерсиса полезно дать комплекс разнообразных растяжек для развития шага и выворотности, усложняя его port de bras.
Большая нагрузка подает на экзерсисе на опорную ногу, сильно втянутую, выворотную и принимающую на себя тяжесть всего тела.
Корпус во всех упражнениях находится в вертикальном и подтянутом положении, за исключением моментов, когда его наклона, перегибы или поворота требует комбинация.
В движениях рук по позициям и в позах вырабатывается мягкость. Подготовка рук и закрепление правильной формы происходят главным образом на 2 позиции. Всевозможные наклоны и повороты головы сопровождают все движения экзерсиса, начиная с первого упражнения у палки. Темп экзерсиса у станка должен быть предельно спокойным. Важно проработать каждое движение, закрепить пройденное, постоянно стремиться и добиваться выворотности и абсолютной правильности исполнения движений. Медленный темп дает возможность достичь этого. Но строить весь экзерсис в медленном темпе нельзя. Помимо чередования медленного и быстрого темпов, полезно иногда выполнить комбинацию сначала в медленном, а затем повторить ее в быстром темпе.
Не рекомендуется во время экзерсиса у станка делать большие паузы между упражнениями.
Необходимо помнить, что одна из задач экзерсиса – это сила мышц и выносливости. Некоторые педагоги останавливают урок, подробно объясняют ошибки, поправляют учеников. На это уходит много времени, паузы нарушают правильный темп ведения экзерсиса, сводят на нет эффективность исполненных до этого упражнений. Мы считаем, что объяснить и повторить движение, поправить ошибки можно и нужно по ходу исполнения. А также в паузе после окончания экзерсиса у станка.
Экзерсис на середине.
Экзерсис на середине зала имеет такое же значение и развитие, как и экзерсис у палки. Последовательность его в основном та же. На середине зала он значительно сложнее, т.к. следует сохранять выворотность ног и равновесие тела без палки. Правильное распределение центра тяжести подтянутого корпуса на двух или на одной ноге, равные бедра и, в особенности, подтянутое и выворотное бедро работающей ноги - основные условия для овладения устойчивостью.
Работая перед зеркалом, не следует сосредотачивать внимание на какой-либо отдельной части тела, - необходимо охватывать взглядом всю фигуру, следуя за правильностью формы и положения ног. Но кроме зрительного восприятия должно быть и ощущение всего тела, его собранности и подтянутости.
Adagio и Allegro
Движения adagio изучаются постепенно. Сначала отрабатываются: developpe u port de bras, исполняемые в медленном темпе на всей ступне. В процессе обучения темп adagio несколько ускоряется.
Allegro (прыжки) – самая трудная часть урока. Все, что вырабатывается экзерсисом и adagio, непосредственно связано с прыжками и во многом способствует их развитию. Но особенное внимание следует уделять прыжкам. Прыжок зависит от силы мускулатуры ног и особенно от силы бедра. Самое же главное - уметь во время отталкиваться от пола с plie сохранить одновременность броска работающей ноги и толчка опорной, подтянутость корпуса, оказать помощь руками и ощутить собранность всего тела перед прыжком, в момент прыжка и в его заключении на demi plie.
На каждом тщательно прорабатываются все виды прыжков – маленькие, средние и большие. Педагог должен разъяснить ученикам, в чем разница между маленькими, средними и большими прыжками, а так же дать почувствовать особенности партерных, стелющихся прыжков и воздушных, устремленных в ввысь.
Первые прыжковые комбинации должны состоять из маленьких прыжков с двух ног на две, подготавливающих ноги к более трудным маленьким прыжкам на одну ногу. Переход от маленьких прыжков к большим должен быть постепенным, несложные большие прыжки комбинируются с маленькими.
Музыкальное оформление играет здесь значительную роль, т.к. музыкальный рисунок должен подчеркивать различный характер прыжков.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Существует точка зрения, согласно которой в педагогическом процессе воспитывающая и обучающая деятельность, организуемая педагогами, отличается от любой другой человеческой деятельности, что в ней цель в субъекте имеет первичное, первостепенное значение, а Цель в продукт как бы подчиняется ей, а не наоборот, хотя это подчинение носит относительный характер. Это означает, что деятельность воспитанников, учеников организуется прежде всего ради обеспечения возможности их личностного и индивидуального развития, которому способствует их активное, деятельное овладение опытом взаимодействия с окружающим миром.
Следовательно, при организации учебно-воспитательной деятельности педагог предусматривает два вида результатов: регистрируемые (очевидные) и нерегистрируемые (неочевидные), тесно взаимосвязанные.
Можно проследить очевидные результаты. С этой целью периодически проводятся зачетные уроки. Здесь можно вовремя увидеть слабые места в программе обучения, что-то изменить. Скорректировать, а так же увидеть слабые и сильные места в работе каждого ребенка. В конце учебного года каждый класс дает открытый урок для родителей. В работе педагогами используются такие методы измерения образовательных результатов, как:
опрос, анкетирование;
наблюдение;
беседы с детьми, родителями, классными руководителями;
просмотр видеозаписей концертов;
фотографирование детей на уроках и концертах;
участие в смотрах художественной самодеятельности, где учащиеся занимают первые места.
Список источников
1. Базарова Н. Классический танец – М., Искусство, 1975
2. Головина С.Н. Уроки классического танца в старших классах – М.: Искусство, 1989
3. Костровицкая В. 100 уроков классического танца – М., 2000
4. Костровицкая В., Писарев А. Школа классического танца – Л.: Искусство, 1976
5. Панасюк Н.Б. Методические основы проведения уроков классического танца – Ярославль, 2000
6. Ярмолович Л. Классический танец – Л.: Музыка, 1986
HYPER13PAGE HYPER15
7