Публикации «Мы - россияне»

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Мы - россияне»
Автор: Кузнецова Елена Валентиновна

Итоговое  занятие  в подготовительной группе по гражданско-патриотическому воспитанию «Мы – россияне»Форма проведения: викторинаЗадачи: обобщить и систематизировать знания детей о России; формировать уважительное отношение к государственным символам; закрепить названия крупных российских городов и рек; народов, населяющих РФ; названия народных промыслов, имена знаменитых деятелей культуры и искусства, воспитывать любовь к Родине, гражданско-патриотические чувства.Оборудование и материалы: атрибуты для проведения викторины, изображения гербов и флагов, бумага, маркеры, разрезные картинки, кроссворд, экран, проектор,  магнитофон; сундучокХод занятияСегодня у нас не обычное занятие, а викторина на тему «Мы – россияне». В игре участвуют две команды, оценивать игру будет жюри. Команды поприветствуйте друг друга. Команда «Васильки»:Василек – цветок России,Он, как небо, синий, синий,Любит русская душаВасильковые глаза.                                      Л.ОсиповаКоманда «Ромашки»:Мы – ромашковое поле,Символ русского раздолья.Но совсем не горячиРомашки белые лучи.                                       Л.ОсиповаКоманды садятся за столы,  в центре каждого – цветок-символ.Воспитатель. Мы живем в стране,  у которой удивительно красивое имя – Россия. Много чудесных стран на земле, везде живут люди, но  Россия единственная, необыкновенная страна, потому что она наша Родина.  Как вы думаете, что такое Родина? (Родина - значит родная сторона, место, где мы родились, где мы живем. Это  Отчизна, Отечество. Родина у человека одна)- Давайте начнём нашу викторину с разминки. Я буду говорить предложения, а вы их закончите.Наша страна называется….. Россия.Граждане России называются…. Россияне.Столица России – город …. Москва.Самая известная рек России…. Волга.- Молодцы, начинаем нашу игру. Конкурс 1. «Государственные символы»- Какие государственные символы вы знаете? (герб, флаг, гимн) Что такое государственный гимн? (главная песня страны, исполняется в особо торжественных случаях, слушать её надо стоя, проявляя уважение)- Я предлагаю командам выбрать на стенде среди разных флагов российский флаг. Где можно увидеть российский флаг? (на государственных зданиях, кораблях, жилых домах в дни государственных праздников)- А теперь найдите наш российский герб среди гербов других стран. Что изображено на нашем гербе? (золотой двуглавый орёл со скипетром и державой, на щите изображен Георгий Победоносец, он копьем поражает змея)(за правильный ответ 1 балл)Конкурс №2 «Литературный»- А сейчас у нас литературный конкурс. Каждая команда подготовила стихотворение о Родине. Жюри оценивает содержание и выразительное чтение.Песня     В.СтепановЧто мы Родиной зовём?Дом, где  мы с тобой живём,И берёзки, вдоль которыхРядом с мамой мы идём.Что мы Родиной зовём?Поле с тонким колоском,Наши праздники и песни,Тёплый вечер за окном.Что мы Родиной зовём? Всё, что в сердце бережём,И под небом синим-синимФлаг России над Кремлём.Необъятная страна.    В.СтепановЕсли долго-долго-долгоВ самолёте нам лететь, Если долго-долго-долгоНа Россию нам смотреть.То увидим мы тогдаИ леса, и города,Океанские просторы, Ленты рек, озёра, горы…Мы увидим даль без края,Тундру, где звенит весна,И поймём тогда, какаяНаша Родина большая,Необъятная страна.(оценивается:   отлично -  3 балла, хорошо – 2балла)Конкурс 3. «Города России»- Россия – самая большая страна в мире! В России свыше тысячи городов, очень много сёл, деревень. Назовите города, которые вы знаете. (команды поочерёдно называют города) (за каждый город 1 балл). А теперь я предлагаю вам собрать картинки и назвать, какой город изображён (команды получают конверты и собирают картинки, кто собрал первым, называет город) - А сейчас каждая команда получит карту России. Задание: поставьте точку приблизительно в том месте, где находится наш город.(за более точный ответ 1 балл)Конкурс 4 «Экскурсоводы»- В каждой команде есть экскурсоводы. Они проведут сейчас нам экскурсию о своём родном городе, где они родились и выросли. (Дима Замараев – Екатеринбург; Егор – Новосибирск) (используется проектор и экран, дети показывают презентацию и рассказывают о городе)Конкурс 5 «Народы России»- Много разных народов живёт в России. Каждый народ имеет свою культуру, свой язык. Все народы равны между собой. Давайте вспомним и назовем, кто живёт в России. ( дети по очереди называют: русские, татары, башкиры, чуваши, мордва, евреи, якуты, украинцы, таджики, армяне, и пр.) (за каждую народность 1 балл)Конкурс 6 «Народные промыслы»- А теперь я предлагаю вам вспомнить изделия декоративно-прикладного искусства российских мастеров. Отгадайте, что спрятано в волшебном сундучке.
  •  Ой, свистулечка какая,
  • Утка полосатая,Необычная, смешная,И чуть-чуть пузатая.-Подожди минуточкуТы откуда уточка?Уточка свистит моя:-Филимоновская я!
  • Все игрушки не простые,А волшебно расписные,Белоснежны, как березки,Кружочки, клеточки, полоски –Простой, казалось бы узор,Но отвести не в силах взор. (дымковская)
  • Ростом разные подружки,
  • Не похожи друг на дружку,Все они сидят друг в дружке, В этой молодицеПрячутся сестрицы.Каждая сестрица –        Для меньшей – темница. (матрешка)
  • Снежно – белая посуда, расскажи: ты откуда?
  • Видно, с севера пришла и цветами расцвела:Голубыми, синими, нежными, красивыми. (Гжель.)
  • Резные ложки и ковши
  • Ты разгляди-ка не спеши.Там травка вьётся и цветыНебывалой красоты.Блестят они, как золотые,Как будто солнцем залитые.Все листочки как листочки,Здесь же каждый золотой.Красоту такую людиНазывают …..Хохломой.6. Чудо -  роспись - как ее нам не знать.Здесь и жаркие кони, молодецкая стать.Здесь такие букеты, что нельзя описать.Здесь такие сюжеты, что ни в сказке сказать.Желтый вечер, черный конь,И купавки, как огонь,Птицы смотрят из ларца –Чудо-роспись ……Городца! (дети отгадывают, а воспитатель показывает на слайде картинку)Конкурс № 7. Знаменитые россияне»Богата наша страна талантами. Сколько замечательных людей прославили нашу Родину своим трудом и творчеством.  Назовите, кого вы знаете из этих людей. (подобрать к фотографии карточку с нужной фамилией и назвать чем знаменит)(Пушкин, А.Барто, К.Чуковский, Ю.Гагарин, В.Путин, Шишкин)-А желаю вам, ребята, чтобы вы выросли большими, умными, сильными  и тоже прославили Россию своим трудом и достижениями.- Подумайте и скажите: «Почему мы гордимся Россией?
  • Россия очень большая по территории и богата полезными ископаемыми
  • Первый космонавт  - Ю.Гагарин – гражданин России
  • Россия победила фашистов во Второй мировой войне
  • Выиграли по медалям в Олимпиаде в Сочи и в параолимпиаде
  • И т.д.
  • Пока жюри подводит итоги дети исполняют в завершении занятия песню «У моей России»Подводятся итоги и проходит награждение команд. Все команды получают приз и грамоту «Знатоки России»Литература:
  • «Моя Родина  - Россия». Комплект из 5 книг для занятий с детьми старшего дошкольного и младшего школьного  возраста.  Методические рекомендации. Издательство «Школьная Пресса». – 2014
  • Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е., Мы живем в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников (Подготовительная группа.) – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008. – 96 с.
  • Моя страна. Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно-патриотических чувств. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ// Авт.-сост. Натарова В.И. и др. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2005.-205 с.
  • Запесочная Е.А. Мы живем в России. – М.: Дрофа, 2013. – 32 с.: - ил. – (Вокруг есть мир!)
  • Я буду говорить начало предложения, а вы его закончите.- Наша страна называется… Россия.- Граждане России называются… россияне.- Столица России – город… Москва.- Кто президент в России… Путин.- Кто выбирал президента… российский народ.- Какой документ имеет гражданин России… паспорт.- В каком документе записаны права гражданина России… конституция РФ.- Что должен делать гражданин России, живя в российском государстве…соблюдать права и обязанности.«Государственные символы».- Какие государственные символы вы знаете? (Герб, флаг, гимн.) - Что такое государственный гимн? (Главная песня страны, исполняется в особо торжественных случаях, слушать ее надо стоя,проявляя уважение.) Звучит «Гимн» А. Александрова.Предлагаю на доске выбрать среди разных флагов российский флаг.Игра «Узнай наш флаг». Цель: закрепить знания детей о государственном флаге, научить узнавать флаг России среди флагов других стран. Воспитатель: - Где можно увидеть российский флаг? (На государственных зданиях, кораблях,самолетах, жилых домах в дни государственных праздников.) Белый цвет обозначает чистоту, синий – небо и верность, красный – огонь и отвагу.Найдите российский герб среди других стран.Игра «Узнай наш герб». Цель: закрепить знания детей о государственном гербе, научить узнавать герб Россиисреди гербов других стран.- Что изображено на нашем гербе? (Золотой двуглавый орел со скипетром и державой, на щите изображен Георгий Победоносец на коне, он копьем поражает змея.)Герб наш символизирует победу добра над злом, красоту и справедливость).«Города России».- Россия – самая большая страна в мире! В России свыше тысячи городов, очень много сел и деревень. Назовите города, которые вы знаете.(дети называют)(Показываю изображение Московского Кремля, рассматриваем, беседуем) «Народы России».Воспитатель: -- Каких народов только нетВ стране великой нашей:Как пестрый солнечный букет,Калмыки и чуваши,Татары, коми и мордва,Башкиры и буряты –Всем скажем добрые слова,Любому будем рады.- Как вы думаете, сколько народов проживает в России? (Дети называют национальности). - А чем народы отличаются друг от друга? ( Они могут отличаться внешностью.) У народов России разные обычаи, своя история, свои праздники, свои особые национальные костюмы. Даже любимая еда у всех разная. Каждый народ говорит на своем языке. Самый многочисленный народ в России – русский народ, поэтому русский язык является главным в нашей стране: на нем разные народы общаются между собой.«Главные праздники России».• Мотивационно побудительный Воспитатель: - В нашей стране есть главные праздники, которые отмечают все граждане России. Отгадайте загадки, чтобы узнать, как называются эти праздники.1. Дед Мороз принес подарки, Их под елочку кладет.Наступил веселый, яркий, Лучший праздник… (Новый год).2. Чтоб на всей большой Земле Мир настал для человечества,Отмечаем в феврале День… (Защитника Отечества).3. Если нам куда-то надо, Путь найти поможет карта.Если нам нужны награды, Быстрый бег начнем со стартаА весной мы встретить рады Женский день… (Восьмое марта).4. Музыка, флаги, шары и цветы, Столько весенней вокруг красоты!Первого мая отметим всегда Радостный праздник… (Весны и труда).5. Идет парад, гремит салют, Звучит оркестр там и тут,Не только прадеды и деды Встречают славный… (День Победы)6. 12 июня мы отмечаем день Рождения России.Викторину заканчиваю пословицей «Русский человек без Родины не живет». Родина – это то, что объединяет всех людей, живущих в одной стране.