Публикации
«Изготовление сувенира «Театральная шляпка»
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Изготовление сувенира «Театральная шляпка»
Автор: Чешкина Лариса Александровна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Изготовление сувенира «Театральная шляпка»
Автор: Чешкина Лариса Александровна
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
г. Хабаровска Дворец детского творчества Маленький принц
Методическая разработка занятия
Дисциплина: декоративно-прикладное искусство
Тема: Изготовление сувенира – театральная шляпка
Для группы детей в дни летних каникул
возраст – 7-10 лет
Педагог: Чешкина Лариса Александровна
Хабаровск
2017 г.
Пояснительная записка
Творческое занятие предназначено для группы детей, занимающихся на детской оздоровительной площадке в дни летних каникул. Критерии возраста: от 7 до 10 лет. Занятие рассчитано на 45 минут урока.
Данное занятие учитывает, что смена имеет театральное направление и предпологает изготовление сувенира в коллажной технике исполнения. Важным атрибутом театра является костюм персонажей сценических действий, а шляпка является неотъемлемой частью театральной одежды.
Занятие предполагает создание креативной шляпки сувенирного характера. Детям предлагается большое разнообразие необходимых и нестандартных материалов: медийные диски в качестве полей шляпки и пенопластовые полусферы в фольге для верха изделия. Рукотворная работа направлена на игровую форму подачи, активацию воображения детей своего театрального костюма, подготовку сценического образа для какого-то определенного праздника. Задание строится по принципу технической последовательности работы по образцу, а с этапа декорирования изделия детям предлагается самостоятельно выбрать необходимое из предложенных элементов: бусин, страз, паеток, пластмассовых гвоздиков и т.д. Творческая работа активирует детскую фантазию и дает возможность широкого спектра использования готового сувенира: в качестве подарка друзьям, игольницы для мамы, креативной заколки для своего личного образа.
План занятия
Дата: июнь 2017 г.
Тема: Изготовление сувенира – театральная шляпка
Тип занятия: комбинированное (теоретического и практического обучения).
Вид занятия: смешанный (несколько видов деятельности).
Целеполагание
1. Цель обучающая: научить конструировать элемент театрального образа в технике коллажа.
Задачи:
1). Обучить умело использовать разнообразные приемы исполнения;
2). Научить вырезать симметричные и ассимметричные детали.
2. Цель развивающая: способствовать развитию креативных способностей.
Задачи:
1). Развивать способности усидчивости и умение доводить работу до конца;
2). Развивать моторику кистей рук в работе с мелкими деталями.
3. Цель воспитательная: способствовать развитию художественно-эстетического вкуса к миру театра.
Задачи:
1). Способствовать воспитанию эстетики труда: трудолюбие, аккуратность, сообразительность;
2). Формировать культуру общения в тандеме ученика и педагога.
Прогнозируемые результаты:
- обучающиеся получат представление о способах симметричного и асимметричного вырезания из фольги, клеевой бумаги;
- обучающиеся будут знать приемы последовательности в конструировании изделия;
- обучающиеся будут уметь подбирать необходимые материалы для поделки;
- обучающиеся смогут продемонстрировать полученные навыки в самостоятельном изготовлении поделки;
- обучающиеся смогут решать следующие жизненно-практические задачи: аккуратность, усидчивость, умение доводить работу до конца;
- обучающиеся способны проявлять следующие отношения: содружество, поддержка, доброжелательность.
Средства обучения:
Материально-техническое обеспечение занятия:
Мультимедийная система (компьютер, проектор, интерактивная доска, колонки)
Инструменты: ножницы, резаки.
Материалы: пенопласт, медийный диск, фольга, клей, ленты, бусы.
Учебно-дидактическое сопровождение:
Схема.
Наглядный образец.
Способы организации:
Технологии обучения.
Методы обучения.
Межпредметные связи: вырезание, конструирование, плетение.
Квалификационные требования к ребенку:
Должен знать: терминалогию театра, приемы работы с фольгой, технологию техники аппликации.
Должен уметь: трансформировать фольгу, выполнять плетение лентами, аккуратно работать с клеем.
Технологии обучения:
Личностно-ориентированная технология;
Компьютерная технология;
Импровизационно-игровая технология.
Способы организации деятельности педагога и обучающихся: фронтальный (партнерские отношения педагога и ребенка), индивидуальный (создание изделия по своему замыслу), коллективный (использование интерактивной доски при эскизных зарисовках, просмотр и ответы по заданию).
Методы обучения:
Методы работы педагога: объяснение, проектно-конструкторский, наглядный, видео методы;
Методы работы обучающихся: упражнения, самостоятельная практическая работа.
Информационно-рецептивный, репродуктивный, метод наблюдения.
Приемы обучения:
1.Организационные: подготовка рабочего места, организация поэтапного выполнения.
2.Логические: постановка проблемы, выявление признаков, сравнение, обобщение.
3.Технические: эскизы у доски, постановка вопросов. Технологическая карта занятия
Этапы занятия
Цели
Содержание учебного материала
Методы и приемы организации учебной деятельности
Деятельность педагога
Деятельность обучающихся
I. Организационная часть
(2 мин)
II. Мотивационная часть
(3 мин)
III.Основная часть
(35мин)
III.1.Теоретическая
работа
(2 мин)
III.2.Практическая
работа
(30 мин)
III.3. Валеопауза
(3 мин.)
IV. Подведение итогов
(5 мин.)
IV.1. Анализ
(3 мин.)
IV.2. Рефлексия
(2 мин.)
Научить правильно подготовить и разложить на столе необходимый инвентарь.
Сформировать видение будущего образа с эстетической точки зрения.
Обучить приемам создания театральной шляпки на основе своего художественного вкуса и видения театрального образа.
Научить делать самооценку своего творческого продукта.
1.Приветствие.
2.Название темы.
1.Цель и техники выполнения.
1. Наглядный образец (Прилож.1).
2. Схемы, зарисовки
1. Необходимые материалы и инструменты (Прилож.2).
2. Необходимые материалы и инструменты
3. Необходимые материалы и инструменты
1.Медийный ряд
1.Изделия студийцев.
2.Карточки-смайлики.
1.Беседа.
2.Общение.
1.Активация деятельности.
1.Постановка проблемы.
2.Выявление признаков.
1.Упражнения.
2.Поиск решения.
3.Самостоятельная работа.
1.Здоровье-сберегающая технология
1.Метод контроля.
2.Метод наблюдения
1.Приветствую обучающихся.
2.Объявляю тему занятия.
1.Задаю вопросы:
- к какому празднику подходит данная шляпка?
- какое предназначение будет у вашего сувенира?
- какие приемы можете назвать в данной работе?
1.Ставлю проблему выбора театрального образа: карнавальный, креативный.
2.Называю признаки: соразмерность, равновесие, ритмика.
1.Показываю приемы вырезания: симметрия, асимметрия.
2.Даю возможность проявить свои решения на основе партнёрского обсуждения.
3.Наблюдаю за действиями детей
1.Провожу валеопаузу: Сад бабочек.
1.Делаю аналитическое обсуждение результатов проведенного занятия.
2.Провожу рефлексию эмоционального состояния.
1.Приветствуют педагога, стоя.
2.Слушают тему занятия.
1.Отвечают:
- Новый год, день рождения.
- подарок, игольница, заколка для волос.
- вырезание, наклеивание, плетение.
1.Делают индивидуальные эскизы и работают в групповом сотрудничестве, используя интерактивную доску.
2.Рисуют эскизы на доске.
1.Повторяют действия за педагогом.
2.Исполняют задание по образу и собственному приему декорирования.
3.Работают по заданию
1. Отвлекаются и расслабляются под воздействием валеопаузы.
1.Участвуют в дискуссии, высказывают свое мнение об успехе в создании изделия.
2.Показывают цвет смайлика в качестве ответа на вопрос педагога.
Итого:45 мин.
Конспект занятия
Организационная часть
Приветствие педагога и обучающихся. Тема сегодняшнего занятия: Изготовление сувенира – театральная шляпка. Цель занятия: научить конструировать элемент театрального образа в технике коллажа.
Сегодня мы с вами научимся делать театральный сувенир по наглядному образцу, а декорировать его мы будем разнообразными бусинами, паетками, стразами и лентами по вашему желанию.
Мы должны правильно организовать свои рабочие места. Для этого приготовим и разложим на левой стороне рабочего стола материалы: медийные диски, пенопластовые полусферы, кусочки фольги, клей. Теперь справой стороны стола аккуратно положим ножницы, резак, кисточку для клея.
Мотивационная часть
Для начала занятия давайте побеседуем на тему занятия:
1). К какому празднику подходит шляпка моего образца? Ответ детей…
2). Какое предназначение будет у вашего сувенира? Вы можете подойти к доске и нарисовать свой образ.
3). Какие приемы можете назвать в данной работе? Ответ детей…
Основная часть
Я показываю вам образец театральной шляпки и думаю, что она принадлежит женскому образу. Нет шляпы — нет женщины, — говорили категоричные англичанки. Им вторили романтичные француженки: Дама без шляпки — что Эйфелева башня без верхушки. Но всех превзошли поэтичные итальянки, утверждавшие: Все имеет цену, только красивая шляпка бесценна.
Театральная шляпа - это не та шляпа, которая может защищать хоть женщину, хоть мужчину от дождя и зноя. Театральная шляпа – это неотъемлемая часть художественного образа. Будь-то мушкетер в широкополой шляпе или дама в шляпе с фруктами из сказки Золушка. Шляпа имеет большое значение в истории костюма, эпохе, стране. По шляпе можно было судить не только о хорошем вкусе хозяина, но и о его социальном статусе. Наметанный глаз сразу замечал потертости, отвисшие поля, сломанные или потерянные перья, поэтому приличная шляпа могла способствовать устройству карьеры и даже личной жизни.
Театральная жизнь является отражением исторической действительности с возможностями креативного дополнения.
И так, вы сегодня изготовите такую поделку, которую можно использовать в качестве подарка друзьям и близким, креативной заколки для волос.
Перед вами стоит проблема выбора формы: карнавальный образ сувенира или креативный образ украшения. Давайте поочереди порисуем свои образы на доске и посмотрим чей образ получится наиболее выразительным. Выявим признаки соразмерности, равновесия и ритмики формы.
Я вижу, как вы активно включаетесь в данный вид деятельности и с удовольствием работаете на доске в групповом сотрудничестве. Главное, я хочу, чтобы вы были уверенны в своих силах и не боялись трудностей в работе. Вы не должны стесняться как просить помощи педагога, так и отстаивать свои решения.
Сейчас я практически покажу ваши действия по изготовлению сувенира. Я предложу вам обвернуть кусочком фольги полусферу из пенопласта. Вы увидите, что получится верхняя часть шляпки. Далее с помощью электронагревательного пистолета мы наклеим эту заготовку на медийный диск. Таким образом, мы создадим сувенирную шляпку, которую необходимо будет украсить по вашему замыслу.
Теперь вы приступите к самостоятельной работе, а я буду помогать вам по мере необходимости. Вы должны:
1). вырезать кусочек фольги по шаблонному абрису;
2). обтянуть фольгой полусферу по образцу задания;
3). склеить между собой верхнюю и нижнюю часть шляпки;
4). украсить ее бусинами, стразами, паетками, лентами.
Я буду контролировать ваш процесс деятельности, но ваша задача уложиться во времени учебного занятия. Так что старайтесь и учитесь работать быстро, но качественно.
Вы выполнили задание и сейчас мы немного отвлекемся и сделаем паузу в работе. Я вижу, что вы немного устали, т.к. задание требует от вас скрупулезности и аккуратности работы рук и глаз. Я предлагаю вам провести вместе со мной валеопаузу. Задание будет таким: положите руки на стол, растопырьте пальцы кистей рук и закройте глаза. Вы сейчас расслаблены и слушаете мой голос. Представьте себе, что вы сидите на лужайке и ваши ручки лежат на теплом камне. Вокруг вас поют птички, легкий ветерок калышит волосы на голове и над вами порхают красивые и яркие бабочки. И вот одна бабочка голубого цвета вдруг села вам на мизинец левой руки. Откройте глаза и не поворачивая головой, посмотрите глазами на этот мизинец. Ой, бабочка перелетела на мизинец правой руки – посмотрите туда. А теперь бабочка вспорхнула и взлетела прямо перед вашими глазами – посмотрите перед собой. Посмотрите глазами налево, затем направо – вокруг столько разноцветных бабочек-красавиц! Вы чувствуете, как ваши глаза получают зарядку и все тело скинуло с себя напряжение.
Подведение итогов
Вы немного отдохнули и после небольшой разминки мы все вместе проанализируем наши результаты. Давайте разложим наши изделия на одном столе и дадим оценку по таким критериям:
1). Какая работа самая аккуратная – не измазана клеем?
2). Какая композиция самая интересная по грамотному выполнению?
3). Выберите самую выразительную работу, не обращая внимание на чистоту исполнения.
В заключении занятия я хочу знать насколько позитивным была тема нашей деятельности. Я раздам вам цветные смайлики. Каждый из трех цветов их отвечает определенному настроению: кранный – плохо, желтый – так себе, зеленый – хорошо. Я буду задавать вам вопросы, а вы будете в качестве ответа поднимать определенный смайлик. И так:
1.Как вы работали на уроке?
2.Какое у вас было настроение?
3.На какой уровень вы оцениваете свое изделие?
4.Как вы ощущаете себя по окончанию занятия?
5.Нравится ли вам работать с необычными материалами?
6.Хорошо ли вы изучили все приемы вырезания?
7.Как вам помогал педагог?
8.Нравится ли вам работа с клеем?
9.Нравится ли вам сосед, который сидит слева?
10.Нравится ли вам человек справа?
И на этой позитивной ноте мы заканчиваем наше занятие. Вы успешно справились с темой, вы все молодцы! Так пожелаем же друг другу дальнейших успехов, совершенствовать свое мастерство в такой многогранной технике бумагопластики.
Самоанализ занятия
Проведенное учебное занятие удалось осуществить в отведенное время.
Однако уровень умелости детей в нанизывании бус на проволоку разный. Некоторые дети работают долго над одним элементом, поэтому мне приходится помогать им закручивать ленту с бусами в частном порядке.
В процессе занятия я отмечаю, что качество исполнения данной работы детьми желает быть лучшим. Дети не способны работать с клеем с безукоризненной аккуратностью. Я понимаю, что учитывая их возраст, не следует оценивать детский труд предвзято. Для меня достаточно того, что дети понимают и признают свои ошибки или недостатки.
Отступлений от технологической карты занятия не было, т.к. ребята работали в тандеме друг с другом. Моя деятельность, конечно, нацеливала обучающихся на самостоятельную работу, но 20% детей все же нуждались в педагогической поддержке, помощи и подсказке. Наиболее способные дети могли работать самостоятельно всю основную часть практической работы. Для меня было важным, что ребята были активны на занятии и стремились довести работу до конца.
Целевая установка была сформирована и реализована в процессе общения, беседы и диалога. Дети получили навыки конструирования из нестандартных материалов.
Во время проведения занятия я провожу спланированный контроль детской деятельности:
1). Контролирую уровень самостоятельности ребят – выше оценка или ниже в индивидуальном порядке. Уровень умелости выше отмечен у девочек, мальчики имеют меньший навык работы с бусами и стразами.
2). Контроль я провожу способом наблюдения, общения, подбадривания, восхищения и т.д.
3). В исследовательском процессе я делаю для себя определенные выводы: принцип последовательности процесса исполнения я разъяснила довольно доходчиво основной массе учащихся – 80 % умеют сами управлять своим процессом работы; я смогла зажечь, увлечь всех детей в данную работу, чему способствовал, в первую очередь, пример своей творческой разработки.
Я пыталась доходчиво донести до ребят постановку проблемы: каким они видят для себя образ шляпки в соответствии с карнавальным или просто креативным костюмом. Ребята охотно откликались на постановку проблемного задания и оживленно высказывали свои предположения.
В дальнейшей своей практике по данному заданию я исправлю некоторые ошибки: образ шляпки разработаю немного разный для работы с группой девочек и группой мальчиков. В декорировании изделия для мальчиков заменю бусы и стразы на ленты и перья.
Список литературы:
Кроллис Г.А. Два цвета времени. [Текст] / Г. А. Кроллис - М.: Образование, 2010. – 132 с.
Шуйская Ю.В. Обо всем на свете. [Текст] / Ю.В. Шуйская - М.: Росмэн, 2008. – 145 с.
Дубровская Н.В. Приглашение к творчеству. [Текст] / Н. В. Дубровская - СПб: Детство-пресс, 2009 – 45 с.
Соломеннокова О.А. Радость творчества. [Текст] / О. А. Соломеннокова - М.: Мозайка-Синтез, 2011 – 208 с.
Приложение №1
Приложение №2
1
г. Хабаровска Дворец детского творчества Маленький принц
Методическая разработка занятия
Дисциплина: декоративно-прикладное искусство
Тема: Изготовление сувенира – театральная шляпка
Для группы детей в дни летних каникул
возраст – 7-10 лет
Педагог: Чешкина Лариса Александровна
Хабаровск
2017 г.
Пояснительная записка
Творческое занятие предназначено для группы детей, занимающихся на детской оздоровительной площадке в дни летних каникул. Критерии возраста: от 7 до 10 лет. Занятие рассчитано на 45 минут урока.
Данное занятие учитывает, что смена имеет театральное направление и предпологает изготовление сувенира в коллажной технике исполнения. Важным атрибутом театра является костюм персонажей сценических действий, а шляпка является неотъемлемой частью театральной одежды.
Занятие предполагает создание креативной шляпки сувенирного характера. Детям предлагается большое разнообразие необходимых и нестандартных материалов: медийные диски в качестве полей шляпки и пенопластовые полусферы в фольге для верха изделия. Рукотворная работа направлена на игровую форму подачи, активацию воображения детей своего театрального костюма, подготовку сценического образа для какого-то определенного праздника. Задание строится по принципу технической последовательности работы по образцу, а с этапа декорирования изделия детям предлагается самостоятельно выбрать необходимое из предложенных элементов: бусин, страз, паеток, пластмассовых гвоздиков и т.д. Творческая работа активирует детскую фантазию и дает возможность широкого спектра использования готового сувенира: в качестве подарка друзьям, игольницы для мамы, креативной заколки для своего личного образа.
План занятия
Дата: июнь 2017 г.
Тема: Изготовление сувенира – театральная шляпка
Тип занятия: комбинированное (теоретического и практического обучения).
Вид занятия: смешанный (несколько видов деятельности).
Целеполагание
1. Цель обучающая: научить конструировать элемент театрального образа в технике коллажа.
Задачи:
1). Обучить умело использовать разнообразные приемы исполнения;
2). Научить вырезать симметричные и ассимметричные детали.
2. Цель развивающая: способствовать развитию креативных способностей.
Задачи:
1). Развивать способности усидчивости и умение доводить работу до конца;
2). Развивать моторику кистей рук в работе с мелкими деталями.
3. Цель воспитательная: способствовать развитию художественно-эстетического вкуса к миру театра.
Задачи:
1). Способствовать воспитанию эстетики труда: трудолюбие, аккуратность, сообразительность;
2). Формировать культуру общения в тандеме ученика и педагога.
Прогнозируемые результаты:
- обучающиеся получат представление о способах симметричного и асимметричного вырезания из фольги, клеевой бумаги;
- обучающиеся будут знать приемы последовательности в конструировании изделия;
- обучающиеся будут уметь подбирать необходимые материалы для поделки;
- обучающиеся смогут продемонстрировать полученные навыки в самостоятельном изготовлении поделки;
- обучающиеся смогут решать следующие жизненно-практические задачи: аккуратность, усидчивость, умение доводить работу до конца;
- обучающиеся способны проявлять следующие отношения: содружество, поддержка, доброжелательность.
Средства обучения:
Материально-техническое обеспечение занятия:
Мультимедийная система (компьютер, проектор, интерактивная доска, колонки)
Инструменты: ножницы, резаки.
Материалы: пенопласт, медийный диск, фольга, клей, ленты, бусы.
Учебно-дидактическое сопровождение:
Схема.
Наглядный образец.
Способы организации:
Технологии обучения.
Методы обучения.
Межпредметные связи: вырезание, конструирование, плетение.
Квалификационные требования к ребенку:
Должен знать: терминалогию театра, приемы работы с фольгой, технологию техники аппликации.
Должен уметь: трансформировать фольгу, выполнять плетение лентами, аккуратно работать с клеем.
Технологии обучения:
Личностно-ориентированная технология;
Компьютерная технология;
Импровизационно-игровая технология.
Способы организации деятельности педагога и обучающихся: фронтальный (партнерские отношения педагога и ребенка), индивидуальный (создание изделия по своему замыслу), коллективный (использование интерактивной доски при эскизных зарисовках, просмотр и ответы по заданию).
Методы обучения:
Методы работы педагога: объяснение, проектно-конструкторский, наглядный, видео методы;
Методы работы обучающихся: упражнения, самостоятельная практическая работа.
Информационно-рецептивный, репродуктивный, метод наблюдения.
Приемы обучения:
1.Организационные: подготовка рабочего места, организация поэтапного выполнения.
2.Логические: постановка проблемы, выявление признаков, сравнение, обобщение.
3.Технические: эскизы у доски, постановка вопросов. Технологическая карта занятия
Этапы занятия
Цели
Содержание учебного материала
Методы и приемы организации учебной деятельности
Деятельность педагога
Деятельность обучающихся
I. Организационная часть
(2 мин)
II. Мотивационная часть
(3 мин)
III.Основная часть
(35мин)
III.1.Теоретическая
работа
(2 мин)
III.2.Практическая
работа
(30 мин)
III.3. Валеопауза
(3 мин.)
IV. Подведение итогов
(5 мин.)
IV.1. Анализ
(3 мин.)
IV.2. Рефлексия
(2 мин.)
Научить правильно подготовить и разложить на столе необходимый инвентарь.
Сформировать видение будущего образа с эстетической точки зрения.
Обучить приемам создания театральной шляпки на основе своего художественного вкуса и видения театрального образа.
Научить делать самооценку своего творческого продукта.
1.Приветствие.
2.Название темы.
1.Цель и техники выполнения.
1. Наглядный образец (Прилож.1).
2. Схемы, зарисовки
1. Необходимые материалы и инструменты (Прилож.2).
2. Необходимые материалы и инструменты
3. Необходимые материалы и инструменты
1.Медийный ряд
1.Изделия студийцев.
2.Карточки-смайлики.
1.Беседа.
2.Общение.
1.Активация деятельности.
1.Постановка проблемы.
2.Выявление признаков.
1.Упражнения.
2.Поиск решения.
3.Самостоятельная работа.
1.Здоровье-сберегающая технология
1.Метод контроля.
2.Метод наблюдения
1.Приветствую обучающихся.
2.Объявляю тему занятия.
1.Задаю вопросы:
- к какому празднику подходит данная шляпка?
- какое предназначение будет у вашего сувенира?
- какие приемы можете назвать в данной работе?
1.Ставлю проблему выбора театрального образа: карнавальный, креативный.
2.Называю признаки: соразмерность, равновесие, ритмика.
1.Показываю приемы вырезания: симметрия, асимметрия.
2.Даю возможность проявить свои решения на основе партнёрского обсуждения.
3.Наблюдаю за действиями детей
1.Провожу валеопаузу: Сад бабочек.
1.Делаю аналитическое обсуждение результатов проведенного занятия.
2.Провожу рефлексию эмоционального состояния.
1.Приветствуют педагога, стоя.
2.Слушают тему занятия.
1.Отвечают:
- Новый год, день рождения.
- подарок, игольница, заколка для волос.
- вырезание, наклеивание, плетение.
1.Делают индивидуальные эскизы и работают в групповом сотрудничестве, используя интерактивную доску.
2.Рисуют эскизы на доске.
1.Повторяют действия за педагогом.
2.Исполняют задание по образу и собственному приему декорирования.
3.Работают по заданию
1. Отвлекаются и расслабляются под воздействием валеопаузы.
1.Участвуют в дискуссии, высказывают свое мнение об успехе в создании изделия.
2.Показывают цвет смайлика в качестве ответа на вопрос педагога.
Итого:45 мин.
Конспект занятия
Организационная часть
Приветствие педагога и обучающихся. Тема сегодняшнего занятия: Изготовление сувенира – театральная шляпка. Цель занятия: научить конструировать элемент театрального образа в технике коллажа.
Сегодня мы с вами научимся делать театральный сувенир по наглядному образцу, а декорировать его мы будем разнообразными бусинами, паетками, стразами и лентами по вашему желанию.
Мы должны правильно организовать свои рабочие места. Для этого приготовим и разложим на левой стороне рабочего стола материалы: медийные диски, пенопластовые полусферы, кусочки фольги, клей. Теперь справой стороны стола аккуратно положим ножницы, резак, кисточку для клея.
Мотивационная часть
Для начала занятия давайте побеседуем на тему занятия:
1). К какому празднику подходит шляпка моего образца? Ответ детей…
2). Какое предназначение будет у вашего сувенира? Вы можете подойти к доске и нарисовать свой образ.
3). Какие приемы можете назвать в данной работе? Ответ детей…
Основная часть
Я показываю вам образец театральной шляпки и думаю, что она принадлежит женскому образу. Нет шляпы — нет женщины, — говорили категоричные англичанки. Им вторили романтичные француженки: Дама без шляпки — что Эйфелева башня без верхушки. Но всех превзошли поэтичные итальянки, утверждавшие: Все имеет цену, только красивая шляпка бесценна.
Театральная шляпа - это не та шляпа, которая может защищать хоть женщину, хоть мужчину от дождя и зноя. Театральная шляпа – это неотъемлемая часть художественного образа. Будь-то мушкетер в широкополой шляпе или дама в шляпе с фруктами из сказки Золушка. Шляпа имеет большое значение в истории костюма, эпохе, стране. По шляпе можно было судить не только о хорошем вкусе хозяина, но и о его социальном статусе. Наметанный глаз сразу замечал потертости, отвисшие поля, сломанные или потерянные перья, поэтому приличная шляпа могла способствовать устройству карьеры и даже личной жизни.
Театральная жизнь является отражением исторической действительности с возможностями креативного дополнения.
И так, вы сегодня изготовите такую поделку, которую можно использовать в качестве подарка друзьям и близким, креативной заколки для волос.
Перед вами стоит проблема выбора формы: карнавальный образ сувенира или креативный образ украшения. Давайте поочереди порисуем свои образы на доске и посмотрим чей образ получится наиболее выразительным. Выявим признаки соразмерности, равновесия и ритмики формы.
Я вижу, как вы активно включаетесь в данный вид деятельности и с удовольствием работаете на доске в групповом сотрудничестве. Главное, я хочу, чтобы вы были уверенны в своих силах и не боялись трудностей в работе. Вы не должны стесняться как просить помощи педагога, так и отстаивать свои решения.
Сейчас я практически покажу ваши действия по изготовлению сувенира. Я предложу вам обвернуть кусочком фольги полусферу из пенопласта. Вы увидите, что получится верхняя часть шляпки. Далее с помощью электронагревательного пистолета мы наклеим эту заготовку на медийный диск. Таким образом, мы создадим сувенирную шляпку, которую необходимо будет украсить по вашему замыслу.
Теперь вы приступите к самостоятельной работе, а я буду помогать вам по мере необходимости. Вы должны:
1). вырезать кусочек фольги по шаблонному абрису;
2). обтянуть фольгой полусферу по образцу задания;
3). склеить между собой верхнюю и нижнюю часть шляпки;
4). украсить ее бусинами, стразами, паетками, лентами.
Я буду контролировать ваш процесс деятельности, но ваша задача уложиться во времени учебного занятия. Так что старайтесь и учитесь работать быстро, но качественно.
Вы выполнили задание и сейчас мы немного отвлекемся и сделаем паузу в работе. Я вижу, что вы немного устали, т.к. задание требует от вас скрупулезности и аккуратности работы рук и глаз. Я предлагаю вам провести вместе со мной валеопаузу. Задание будет таким: положите руки на стол, растопырьте пальцы кистей рук и закройте глаза. Вы сейчас расслаблены и слушаете мой голос. Представьте себе, что вы сидите на лужайке и ваши ручки лежат на теплом камне. Вокруг вас поют птички, легкий ветерок калышит волосы на голове и над вами порхают красивые и яркие бабочки. И вот одна бабочка голубого цвета вдруг села вам на мизинец левой руки. Откройте глаза и не поворачивая головой, посмотрите глазами на этот мизинец. Ой, бабочка перелетела на мизинец правой руки – посмотрите туда. А теперь бабочка вспорхнула и взлетела прямо перед вашими глазами – посмотрите перед собой. Посмотрите глазами налево, затем направо – вокруг столько разноцветных бабочек-красавиц! Вы чувствуете, как ваши глаза получают зарядку и все тело скинуло с себя напряжение.
Подведение итогов
Вы немного отдохнули и после небольшой разминки мы все вместе проанализируем наши результаты. Давайте разложим наши изделия на одном столе и дадим оценку по таким критериям:
1). Какая работа самая аккуратная – не измазана клеем?
2). Какая композиция самая интересная по грамотному выполнению?
3). Выберите самую выразительную работу, не обращая внимание на чистоту исполнения.
В заключении занятия я хочу знать насколько позитивным была тема нашей деятельности. Я раздам вам цветные смайлики. Каждый из трех цветов их отвечает определенному настроению: кранный – плохо, желтый – так себе, зеленый – хорошо. Я буду задавать вам вопросы, а вы будете в качестве ответа поднимать определенный смайлик. И так:
1.Как вы работали на уроке?
2.Какое у вас было настроение?
3.На какой уровень вы оцениваете свое изделие?
4.Как вы ощущаете себя по окончанию занятия?
5.Нравится ли вам работать с необычными материалами?
6.Хорошо ли вы изучили все приемы вырезания?
7.Как вам помогал педагог?
8.Нравится ли вам работа с клеем?
9.Нравится ли вам сосед, который сидит слева?
10.Нравится ли вам человек справа?
И на этой позитивной ноте мы заканчиваем наше занятие. Вы успешно справились с темой, вы все молодцы! Так пожелаем же друг другу дальнейших успехов, совершенствовать свое мастерство в такой многогранной технике бумагопластики.
Самоанализ занятия
Проведенное учебное занятие удалось осуществить в отведенное время.
Однако уровень умелости детей в нанизывании бус на проволоку разный. Некоторые дети работают долго над одним элементом, поэтому мне приходится помогать им закручивать ленту с бусами в частном порядке.
В процессе занятия я отмечаю, что качество исполнения данной работы детьми желает быть лучшим. Дети не способны работать с клеем с безукоризненной аккуратностью. Я понимаю, что учитывая их возраст, не следует оценивать детский труд предвзято. Для меня достаточно того, что дети понимают и признают свои ошибки или недостатки.
Отступлений от технологической карты занятия не было, т.к. ребята работали в тандеме друг с другом. Моя деятельность, конечно, нацеливала обучающихся на самостоятельную работу, но 20% детей все же нуждались в педагогической поддержке, помощи и подсказке. Наиболее способные дети могли работать самостоятельно всю основную часть практической работы. Для меня было важным, что ребята были активны на занятии и стремились довести работу до конца.
Целевая установка была сформирована и реализована в процессе общения, беседы и диалога. Дети получили навыки конструирования из нестандартных материалов.
Во время проведения занятия я провожу спланированный контроль детской деятельности:
1). Контролирую уровень самостоятельности ребят – выше оценка или ниже в индивидуальном порядке. Уровень умелости выше отмечен у девочек, мальчики имеют меньший навык работы с бусами и стразами.
2). Контроль я провожу способом наблюдения, общения, подбадривания, восхищения и т.д.
3). В исследовательском процессе я делаю для себя определенные выводы: принцип последовательности процесса исполнения я разъяснила довольно доходчиво основной массе учащихся – 80 % умеют сами управлять своим процессом работы; я смогла зажечь, увлечь всех детей в данную работу, чему способствовал, в первую очередь, пример своей творческой разработки.
Я пыталась доходчиво донести до ребят постановку проблемы: каким они видят для себя образ шляпки в соответствии с карнавальным или просто креативным костюмом. Ребята охотно откликались на постановку проблемного задания и оживленно высказывали свои предположения.
В дальнейшей своей практике по данному заданию я исправлю некоторые ошибки: образ шляпки разработаю немного разный для работы с группой девочек и группой мальчиков. В декорировании изделия для мальчиков заменю бусы и стразы на ленты и перья.
Список литературы:
Кроллис Г.А. Два цвета времени. [Текст] / Г. А. Кроллис - М.: Образование, 2010. – 132 с.
Шуйская Ю.В. Обо всем на свете. [Текст] / Ю.В. Шуйская - М.: Росмэн, 2008. – 145 с.
Дубровская Н.В. Приглашение к творчеству. [Текст] / Н. В. Дубровская - СПб: Детство-пресс, 2009 – 45 с.
Соломеннокова О.А. Радость творчества. [Текст] / О. А. Соломеннокова - М.: Мозайка-Синтез, 2011 – 208 с.
Приложение №1
Приложение №2
1