Публикации Тема Родины в творчестве Н.М. Рубцова

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Тема Родины в творчестве Н.М. Рубцова
Автор: Шелаевская Елена Геннадьевна

Тема урока: «Тема Родины в стихах Н. Рубцова «Привет, Россия», «По вечерам».Люблю навек, до вечного покоя…Россия, Русь! Храни себя, храни!Н.Рубцов.Цель: создать условия для восприятия и осмысления стихов Н.М. Рубцова о Родине «Привет, Россия», «По вечерам».Задачи:1.Познакомить обучающихся с фактами из биографии Н.Рубцова, помочь осмыслить стихи «Привет, Россия», «По вечерам»; разобраться в их содержании, подвести к самостоятельным выводам. 2.Продолжить работу по развитию аналитического мышления, речи, творческого воображения обучающихся; обогащению их словарного запаса; расширению кругозора; формированию навыков выразительного чтения, работы в команде. 3.Воспитывать в детях интерес к литературе северного края; такие нравственные качества, как патриотизм, чуткость, внимание. Оборудование: компьютер, ноутбук, диск с приложениями.Справочная литература:
  • В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин. Учебник для 8 класса. М. «Просвещение», 2009г.
  • Л.С. Скепнер, Е.Н. Колесниченко, П.А. Папий. Методические рекомендации к программе по литературе. «Родина Ломоносова», Архангельск, 1994г.
  • М. Полётова. «Пусть душа останется чиста…». М. «Московский писатель», 2008г.
  • Статья Н. Зуева из журнала «Литература в школе», №1, 1996г.
  • Диск «Деловой и культурно-информационный центр Вологдской области представляет».
  • 6.Диск «Светлая печаль. Цитаты из Рубцова». Сценарий урока: I.Подготовка обучающихся к активному усвоению знаний.1.Объявление темы и задач урока (презентация – 1 слад: тема, портрет, эпиграф).2.Беседа:- Какое слово в названии темы опорное? (Родина)- С чего начинается Родина в жизни человека? (возможные ответы детей: с места, где он родился; с родного дома; с семьи; школы, в которой он учился, с друзей, с воспоминаний о детстве…). II.Овладение содержанием учебного материала.1.Просмотр эпизода из документального фильма о Ник. Рубцове «Детство» (краткое содержание: смерть матери, жизнь в детском доме, воспоминания воспитанников детдома, отрывки из стихотворения «Детство») 2.Обучающимся во время просмотра фильма предлагается заполнить таблицу:3.Слово учителя:Совсем недавно у него была любящая мать, отец, несколько братьев и сестёр, и вдруг – полное одиночество. Особенно оно обострилось после того, как часть детдомовцев, в том числе и его брата Бориса, оставили в Краскове, а Николая вместе с другими воспитанниками отправили в Никольское. Между тем среди детдомовцев Коля считался одним из лучших учеников, 3 класс закончил с похвальной грамотой. Тогда же написал своё первое стихотворение.Что касается характера мальчика, то, по воспоминаниям его товарищей по детдому, он был среди них самым ласковым и ранимым. Его любили взрослые и дети (слайд 2 – Коля с воспитателями детского дома). Справедливости ради хочу сказать, что начало жизненного пути поэта Рубцова связано с нашим северным краем, с Архангельской областью. 4.Сообщения 2 обучающихся (готовились по вырезкам из газет, отрывку из воспоминаний Майи Полётовой «Пусть душа останется чиста…»)Знаменитый поэт Николай Михайлович Рубцов родился в северном селе Емецк Холмогорского района Архангельской области 3 января 1936 года (демонстрируется слайды – свидельство о рождении Николая, вид на Емецк. Отец работал в леспромхозе. Мать занималась детьми, их было пятеро. Мы считаем поэта Рубцова своим земляком, гордимся, что он родился в Архангельской области. Ведь здесь началась его жизнь (слайд - дом в Емецке, в котором жила семья Рубцовых). Семья Рубцовых жила сначала на втором этаже, потом они переехали на первый этаж. Это дом № 57 с красным плакатом: «Емецку 865! Добро пожаловать!», справа под окном табличка» «В этом доме 3 января родился поэт Николай Михайлович Рубцов». Здесь он сделал свои первые шаги, начал говорить. В Емецком краеведческом музее Николаю Михайловичу отведена отдельная комната. Большим событием для Емецка стало открытие памятника великому земляку, съехалось много людей: почитатели таланта поэта, его дочь Елена Николаевна, внучка Маша. Елена Николаевна Рубцова прочитала строчку из стихов поэта: «Память возвращается, как птица, в то гнездо, в котором родилась»(слайд).5.Слово учителя:Какие красивые слова! По воспоминаниям современников, Н.М. Рубцов был удивительным человеком: добр, сердоболен, честен, талантлив, неподкупен, восторженно и самоотверженно любил свою Родину. Родина для поэта – понятие объёмное и всеобъемлющее: это и родные места, где он вырос, и неповторимая русская природа, и русская культура, и историческое прошлое страны, и её будущее.Нежная, преданная, «непобедимая» любовь к отчизне питала душу поэта, была ему опорой в тяжёлые минуты, давала надежду и силу, являлась определяющим чувством в жизни и поэзии.6. Чтение учителем стихотворения «Привет, Россия…» (ученики следят по учебнику):Привет, Россия – родина моя!Как под твоей мне радостно листвою!И пенья нет, но ясно слышу яНезримых певчих пенье хоровое…Как будто ветер гнал меня по ней,По всей земле – по сёлам и столицам!Я сильный был, но ветер был сильней,И я нигде не мог остановиться.Привет, Россия – родина моя!Сильнее бурь, сильнее всякой волиЛюбовь к твоим овинам у жнивья, Любовь к тебе, изба в лазурном поле.За все хоромы я не отдаюСвой низкий дом с крапивой под окнцемКак миротворно в горницу моюПо вечерам закатывалось солнце!Как весь простор, небесный и земной,Дышал в оконце счастьем и покоем,И достославной веял стариной,И ликовал под ливнем и под зноем!..7.Анализ стихотворения:- Вам понравилось стихотворение?- Выпишите строчки, которые произвели наибольшее впечатление? (строчки зачитываются, аргументируется выбор)- Назовите и запишите чувства поэта в столбик (радость, счастье, восхищение, любовь, ликование)- Выберите из текста слова, которые раскрывают эти чувства (привет, радостно, родина моя, ветер был сильней, любовь, простор, счастье, покой, ликовал)- Сгруппируйте слова или словосочетания по темам - (работа в группах):Лирический герой РодинаМне радостно Россия – Родина мояСлышу я ветер гнал меняЯ сильный был но ветер был сильнейЯ нигде не мог остановиться родина мояЛюбовь сильнее бурь овин у жнивья, изба Не отдам свой низкий дом миротворно закатывалось солнцеЛиковал под ливнями и зноем простор дышал, веял - В каких строчках выражена главная мысль стихотворения? (3 столбик) - Каково душевное состояние лирического героя?- Какие картины представляются при чтении стихотворения? Какие возникают ассоциации?(слайды – фотографии Тотемского района)Вот что писал Н.М. другу: «… хочется вырваться на простор, поехать куда-нибудь, посмотреть на давно знакомые места, послоняться по голубичным и земляничным полянам или посидеть ночью у костра и наблюдать, как чёрные тени, падающие от деревьев, передвигаются вокруг костра, словно какие-то таинственные существа».-Какими красками можно передать настроение лирического героя?- Определите роль повторов в этом художественном тексте, олицетворения во 2 столбике, глаголов в последнем столбике.- Можно как-то иначе назвать стихотворение?- Попробуйте всё стихотворение заменить одним словом (обращение, послание, признание, исповедь) - Какое из них ярче отражает смысл?8.Работа над выразительным чтением по группам (по 1 столбику)9.Прослушивание чтения. Обсуждение (важно, чтобы интонационно был передан глубокий смысл стихотворения, чувства поэта)10.Слово учителяСтихи Н.Рубцова мелодичны, музыкальны, многие из них положены на музыку.На стихотворение «Привет, Россия…» написана песня.11.Прослушивание песни, которое сопровождается просмотром видеоролика. (приложение 3). Обмен впечатлениями (видеоролик демонстрирует Емецк, дорогу на Архангельск, один из эпизодов связан с Шенкурским районом).12.Самостоятельная работа в группах: анализ стихотворения «По вечерам» (составляется связный рассказ):С моста идёт дорога в гору.А на горе – какая грусть!-Лежат развалины собора,Как будто спит былая Русь.Былая Русь! Не в те ли годыНаш день, как будто у груди,Был вскормлен образом свободы,Всегда мелькавшей впереди!Какая жизнь отликовала,Отгоревала, отошла!И всё ж я слышу с перевала,Как веет здесь, чем Русь жила.Всё так же весело и властноЗдесь парни ладят стремена,По вечерам тепло и ясно,Как в те былые времена.Опорные вопросы:- Определите тему, главную мысль.- Ключевые слова, раскрывающие их.- Что говорит поэт о прошлом России?- Какое значение имеют глаголы «отликовала, отгоревала, отошла…»?- Что заставило поэта обратиться к прошлому Родины?- Чувства поэта в этот момент? Настроение? - Как вы это поняли?- Определите роль метафоры во втором столбике, роль восклицательных предложений, роль метафоры в 3 столбике.- Предположите, что он может слышать с перевала.- Меняется ли настроение к концу стихотворения?- Как вы это поняли?- Боготворит ли Рубцов прошлое России, верит ли он в её возрождение?13.Выступления от групп. Отбор лучшего рассказа.14.Работа с эпиграфом.- Что вы услышали в этих словах Рубцова? (они звучат как заклинание, это и обращение к нам – беречь Родину) III. Подведение итогов.- Вам понравился сегодняшний урок?- Что нового вы узнали о поэте Н.М. Рубцове, его поэзии?- Продолжите предложения: Н. Рубцов – это…Он писал о … Родина в его стихах… IV.Информирование о домашнем задании. Запись в дневники:выучить понравившееся стихотворение Н.Рубцова или написать небольшое сочинение «Чем я хочу быть похожим на Н.Рубцова».