Публикации «Учим словарные слова»

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Учим словарные слова»
Автор: Демина Елена Александровна

Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №7» г. Новотроицка Оренбургской областиДемина Елена Александровна, учитель начальных классов.Учебно-методическое пособие «Учим словарные слова»Научный руководитель Русанова Ирина Васильевна, преподаватель высшей квалификационной категории ГАОУ СПО «Педколледж» г. Орска г. Новотроицк2014г.СОДЕРЖАНИЕ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАПроблема формирования орфографической зоркости с каждым днем приобретает все большую актуальность. Каждый педагог знает, с каким трудом дается изучение словарных слов, насколько быстро дети устают от монотонного повторения и как неохотно заглядывают на последнюю страницу учебника в словарь.В современной методике словарная работа рассматривается как целенаправленная педагогическая деятельность, обеспечивающая эффективное освоение словарного состава русского языка. Освоение словарного состава языка идет параллельно с развитием речи ребенка, осознанием смысла слов Существует ряд причин, обеспечивающих трудности в написании слов с непроверяемыми орфограммами:
  • недостаточность разработки методики обучения непроверяемым написанием;
  • отсутствие систематизированного дидактического материала для данной работы;
  • небольшое количество научных, обоснованных рекомендаций о методике обучения написанию непроверяемых слов;
  • недостаточное внимание к работе над орфограммой, над причиной её появления в словарном слове, когда звуковой образ слова не совпадает с графическим.
  • Актуальность работы над словарем младших школьников обусловлена и низким уровнем их речевого развития: на уроках русского языка и чтения мы часто встречаемся с ответами, бедными в лексическом отношении. А ведь проблема лексической организации речи в последнее время занимает одно из ведущих мест в общем списке актуальных вопросов методики преподавания русского языка.Чтобы повысить процесс запоминания «трудных» слов и разнообразить работу по расширению речевого кругозора учащихся, был разработан дидактический материал, в который вошли разнообразные виды работы со словарными словами за 2, 3, 4 классы, изучаемые по программе «Школа России». Автор учебника Канакина В.П. Цель пособия – предложить учителям всесторонний систематизированный материал для организации работы учащихся первой ступени со словарем.Данное учебно-методическое пособие, направлено на решение следующих задач:
  • Помочь учителю определить содержание словарной работы в начальной школе.
  • Способствовать формированию орфографического навыка у учащихся в процессе работы над «трудными» словами.
  • Совершенствовать речевое развитие школьников через обогащение их лексическими средствами.
  • Развивать эмоциональные процессы личности младшего школьника.
  • Практическая значимость состоит в том, что пособие поможет любому педагогу с минимальной затратой времени на подготовку интересно и с пользой организовать повседневную словарную работу, создаст основу для последующей языковой практики учащихся, поможет разнообразить работу на уроке, обеспечит богатство переживаний школьника, связанных с познанием самого слова, употреблением его в речи в разных значениях, что в свою очередь повысит внимание к слову. Материал пособия включает в себя несколько видов работы со словарным словом.
  • Толкование, помогающее лучше понять лексическое значение слова.
  • Этимологическая справка, содержащая информацию о происхождении слова, его первоначальном значении. Нередко обращение к истории слова позволяет мотивировать его современное написание.
  • Подбор однокоренных слов, позволяющий провести наблюдение над единообразным написанием в них орфограммы.
  • Выяснение синонимических и фразеологических отношений: работа с синонимами и фразеологизмами предполагает образование у учащихся некоторых лексикологических представлений, формирование понятий, а также усвоение слов и оборотов речи.
  • Работа с практическим материалом: загадками, пословицами, поговорками, играми, предложениями и текстами, позволяющими вести наблюдение над функционированием слов в речи.
  • Использование ребусов, при разгадывании которых дети самостоятельно или с помощью учителя производят звуковой анализ, а затем и синтез слова, что способствует более прочному запоминанию слов с непроверяемыми орфограммами.
  • Работа с анаграммами – игры с буквами, задача образования из одних и тех же букв различных слов.
  • Использование метода ассоциаций с опорой на ведущий канал восприятия. Так, метод графических ассоциаций особенно хорош для детей, у которых преобладает зрительная память. Для запоминания особенно трудных слов на уроке отводится 2-3 минуты для того, чтобы обсудить, на что похожа буква, которую необходимо запомнить. Например, в слове шофер вместо непроверяемой гласной о можно нарисовать руль, колесо, дорожный знак, которые по очертанию похожи на букву о.
  • Пособие окажет практическую помощь студентам средних и высших педагогических учреждений, учителям начальных классов в организации словарной работы на уроках русского языка.АЛГОРИТМ РАБОТЫ СО СЛОВАРНЫМ СЛОВОМ
  • Занимательное начало. Загадки, кроссворды, анаграммы и т.д.
  • Анализ лексического значения. Толкование этого слова и его этимология (использование толкового и этимологического словаря). Сначала попытаться выяснить смысл слова, опираясь на знания учащихся, их предположения (на этом этапе нужно учить детей правильно объяснять слова). Затем использовать наглядность – картинный словарь, помогающий визуально запомнить словарное слово, другие формы наглядности. Лучше усвоить орфографию незнакомого слова позволяет этимологическая справка, если этот анализ помогает запомнить написание. Этот приём формирует интерес к слову, к языку, к его истории.
  • Анализ причины появления орфограммы. Сравнение звучания с написанием: орфоэпическое проговаривание словарного слова, определение сильной и слабой позиции звуков и сравнение с графическим образом слова путём орфографического проговаривания.
  • Деление на слоги и все случаи переноса этого слова с последующей записью в тетрадь.
  • Нахождение индивидуального приёма запоминания с опорой на память.
  • При этом можно опираться на доминирующий канал восприятия, т. е. использовать визуально-кинестетический метод (НЛП). Визуально – кинестетическая стратегия грамотного письма (психологический метод якорения Д. Гордона и Р. Бендлера нейролингвистического подхода ) заключается в том, что у каждого человека существует 3 репрезентативные системы, т. е. каждый человек воспринимает информацию через 3 канала:
  • аудиальный (больше запоминает информацию, которую он услышал);
  • визуальный (больше запоминает информацию, которую увидел сам);
  • кинестетический (запоминает информацию, которую почувствовал).
  • В учебных классах существуют, как правило, ученики с различными ведущими каналами, т.е. информацию запоминают по-разному. Но один из каналов у человека является ведущим. Оптимальным методом для запоминания информации является визуально-кинестетический, который позволяет «пропустив» через себя слово, запомнить информацию всем учащимся. Метод способствует расслаблению учащихся, снятию напряжения. Его вполне можно использовать и вместо физкультминутки.Итак, для запоминания можно использовать следующие приёмы: - проговорить вслух негромко себе по слогам (для учащихся с моторной памятью);- молча посмотреть на слово, прочитывая его про себя, потом закрыть глаза, чтобы представить его графический образ, снова открыть глаза и проверить себя (для учащихся со зрительной памятью);- проговорить слово по слогам соседу по парте или послушать, как слово проговаривает сосед (для учащихся со слуховой памятью);- многократное записывание (опыт работы показывает, что целесообразно одно и то же слово писать четыре-шесть раз) в строчку или в виде солнышка;- использование метода ассоциации, суть которого заключается в том, что трудная орфограмма словарного слова связывается с ярким ассоциативным образом, который вспоминается при написании данного словарного слова, помогая правильно написать и запомнить орфограмму;оздание рисунка, аппликации, ребусов, стихотворений.
  • Упражнение по использованию слова в устной и письменной связной речи. Коллективное составление предложений со словарным словом. Запись понравившегося предложения с последующим графическим оформлением.
  • Различные виды лингвистического анализа слова в зависимости от темы и цели урока (по необходимости): подбор однокоренных слов. (групповая работа); морфологический разбор словарного слова из записанного в тетрадь предложения; синтаксический анализ предложения; изменение этого слова по падежам, числам, родам, лицам и т. д. (в зависимости от части речи).
  • АНАЛИЗ СЛОВАРНЫХ СЛОВ, ИЗУЧАЕМЫХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕА В Т О М О Б И Л Ь
  • Занимательное начало
  • ЗагадкаНе летает, не жужжит, Загудел глазастый жук.Жук по улице бежит. Обогнал зеленый луг,И горят в глазах жука У дороги смял ковыльДва блестящих огонька. И ушел, вздымая пыль.
  • Работа над лексическим значением слова
  • ТолкованиеТранспортное средство на колёсах с собственным двигателем для перевозок по безрельсовым путям.ЭтимологияСлово заимствовано из французского языка. Образовано от греческого местоимения АУТОС – «сам» и латинского прилагательного МОБИЛИС – «движущийся». АВТОМОБИЛЬ – АУТОС, МОБИЛИС = «сам собою движущийся».Однокоренные словаавтомобильчик автомобилист автомобильный автомобилисткаСинонимы автомашина машина
  • Анализ причины появления орфограммы
  • [афтамаб̕ и´л̕ ] автомобиль
  • Упражнения по использованию слова в устной и письменной связной речи
  • Предложения1. С дымом мешается облако пыли, мчатся пожарные автомобили. 2. У Ивана Петровича есть новый автомобиль. 3. Мы поехали в Крым на автомобиле. 4. Тогда еще в моде извозчики были и редко ходили автомобили. 5. Между холмами – сопками, мимо старых деревень и новых поселков, петляла автомобильная дорога. 6. По улицам города мчатся автомобили. 7. По горам то вниз, то в гору, За собой вздымая пыль, Мчался в утреннюю пору Голубой автомобиль. Тексты1.Купались ребята в реке. Вдруг видят: с шоссе свернула машина. Она подъехала к берегу и бросилась в воду. Только брызги в разные стороны полетели.Это была необычная машина. Автомобиль – пловец, похож на лодку. Только у этой лодки есть четыре колеса. И мотор у лодки есть. На суше мотор крутит колёса автомобиля, а в воде винт вращает. Винт загребает воду, и автомобиль плывёт.2. Летят высоко в облаках самолёты. Бегут по дорогам поезда и автомобили. Человек создал эти сложные машины. Он управляет ими.А Д Р Е С
  • Занимательное начало
  • Адрес перепуталиМаленькие кони:Вместо ЛилипутииК нам попали пони.
  • Работа над лексическим значением слова.
  • Толкование1. Место, где живет кто-нибудь или находится что-либо, а также надпись на письме, указывающая место назначения или получателя.2. Письменное приветствие в ознаменование юбилея или другого какого-либо события.ЭтимологияСлово произошло от латинского ДИРЕКТУС – «прямо направленный». АДРЕС – ДИРЕКТУС = «прямо направленный».Однокоренные слова адресок адресант адресный адресат адресоватьСинонимы адресовать направлять обращать
  • Анализ причины появления орфограммы
  • [а´др̕ ис]адрес
  • Упражнения по использованию слова в устной и письменной связной речи
  • Фразеологизмы В АДРЕС (КОГО-ЧЕГО) – на имя кого-чего-либо, кому-чему-либо. НЕ ПО АДРЕСУ - не туда, куда следует; не к тому, кому следует. ПО АДРЕСУ (КОГО-ЧЕГО, ЧЬЕМУ) – о ком-либо, в отношении кого-либо.Предложения1. Надо обязательно знать свой адрес. 2. Петя вложил письмо в конверт и написал на конверте адрес. 3. Это письмо адресовано моему другу. 4. Я справлялся в адресном столе, но там ещё не было вашего адреса. 5.Ваше замечание не по адресу. 6. В адрес делегации поступали сотни писем.А П П Е Т И Т
  • Занимательное начало
  • Пора за стол. Все для еды накрыто. Приятного желаем ... (Аппетита)Обжора отвечал уныло: - Ох, доброта меня сгубила!Я всех позвал бы на обед,Но аппетита больше нет…
  • Работа над лексическим значением слова
  • Толкование1. Желание есть.2. Перен. Потребность, желание.ЭтимологияСлово образовано от латинского АППЕТИТУС – «сильное желание». АППЕТИТ – АППЕТИТУС = «сильное желание».Однокоренные слова аппетитец аппетитный аппетитность
  • Анализ причины появления орфограммы
  • [ап̕ ит̕ и´т]Аппетит
  • Упражнения по использованию слова в устной и письменной связной речи
  • ФразеологизмПРИЯТНОГО АППЕТИТА! – пожелание тому, кто ест.Пословицы и поговорки1. Аппетит приходит во время еды. 2. Аппетит от больного бежит, к здоровому катится. 3. У лентяя всегда хороший аппетит, у дурня всегда хороший сон.Предложения1. У меня сегодня хороший аппетит. 2. Этот пирог выглядит очень аппетитно. 3. Его аппетиты не совпадают с его возможностями.Б А Г А Ж
  • Занимательное начало
  • Дама сдавала в багаж: Диван, Чемодан, Саквояж, Картину, Корзину, Картонку И маленькую собачонку…С. Я. Маршак
  • Работа над лексическим значением слова
  • Толкование1. Упакованные для отправки поездом, самолётом или другим транспортом вещи пассажиров.2. Перен. О запасе знаний.ЭтимологияСлово пришло к нам из французского языка. Древнескандинавское слово БАГГИ – «узел» французы превратили в БАГ – «пакет». От слова БАГ произвели слово БАГАЖ – «разные тюки с вещами».БАГАЖ – БАГГИ = «узел».Однокоренные словабагажник багажныйСинонимыбагаж, вещи.
  • Анализ причины появления орфограммы
  • [бага´ш]Багаж
  • Упражнения по использованию слова в устной и письменной связной речи
  • Предложения1. Весь мой багаж составлял маленький чемоданчик. 2. Мы сдали вещи в багаж. 3. На платформу прибыл багажный вагон. 4. На вокзалах устроены камеры хранения ручного багажа. 5. Все наши вещи уместились в багажнике автомобиля.ТекстДо прихода поезда оставалось двенадцать минут, Серёжа решил сам отнести посылку к поезду. Она была тяжелая. У Серёжи ныли руки, болели пальцы. Раздался свисток. Серёжа едва успел передать посылку в багажный вагон. Мимо него медленно поплыли огни вагонов. Сергей чувствовал себя счастливым. Ведь он сумел помочь взрослым.БЕРЕЗА
  • Занимательное начало
  • Загадка Стоит Алёна, Платок зелёный, Тонкий стан, Белый сарафан.
  • Работа над лексическим значением слова
  • ТолкованиеЛиственное дерево с тонкими розовато-коричневыми веточками, с гладкой белой корой, покрытой тёмными полосками.ЭтимологияБЕРЁЗА получила своё название по цвету коры. Раньше в языке существовало слово БЕР, что значит "светлый, ясный, белый", от которого и образовалось сначала БЕРЗА, а впоследствии - БЕРЁЗА. БЕРЁЗА-БЕРЗА, БЕР = "светлый, ясный, белый".Однокоренные слова берёзка березник берёзовик берёзонька березняк подберёзовик берёзина берёзовый
  • Анализ причины появления орфограммы
  • [б̕ ир̕ о´за]береза
  • Упражнения по использованию слова в устной и письменной связной речи
  • ФразеологизмДАТЬ БЕРЁЗОВОЙ КАШИ - наказать розгами, выпороть, высечь.Пословицы и поговорки1. Берёзой обогреешься, а не оденешься. 2. И у берёзы слезки текут, когда с неё кору дерут. 3. Берёзоньки, как девоньки, в сарафанчиках беленьких. 4.Каковы берёзки, таковы и отростки.Предложения1.Берёзы желтою резьбой блестят в лазури голубой. 2. Хороши и чисты берёзовые светлые рощи. 3. Я шёл купаться в реке в тени березняка.ТекстыСо времён глухой старины вошли в нашу жизнь берёзки. Мила она русскому человеку. А сколько рек, сёл, деревень названо в честь весёлой берёзки: река Березина, село Берёзово, Березняки. Любит наш народ свою весёлую красавицу и за её красоту, и за пользу, которую она приносит.Белая березаПод моим окномПринакрылась снегом,Точно серебром.И стоит березаВ сонной тишинеИ горят снежинкиВ золотом огне. (С. Есенин)ВОРОБЕЙ
  • Занимательное начало
  • ЗагадкаМаленький мальчишка в сером армячкеПо дворам шныряет, крохи подбирает,По полям кочует, коноплю ворует.
  • Работа над лексическим значением слова
  • ТолкованиеМаленькая птичка с коричневато-серым оперением, живущая обычно близ жилых строений.ЭтимологияРазные птицы подают голос по-разному. Из звуков, которые они издают, было образовано немало слов - названий птиц. Так, ВОРОБЕЙ назван по своему чириканью, от звукоподражательного ВОР. Та же основа в несохранившемся ВОРК, на основе которого образовалось ВОРКОВАТЬ, то есть "издавать переливчатые звуки". ВОРОБЕЙ-ВОР, ВОРК = "воркует, издает переливчатые звуки".Однокоренные слова воробушек воробьиный воробьёнок воробышек воробьиха воробьишко
  • Анализ причины появления орфограммы
  • [вараб̕ э´й]Воробей
  • Упражнения по использованию слова в устной и письменной связной речи
  • ФразеологизмыСТРЕЛЯНЫЙ ВОРОБЕЙ - о многоопытном человеке, которого трудно обмануть, провести. ВОРОБЬИНЫЙ ШАГ - мелкий, короткий шаг.Пословицы и поговорки1. Слово - не воробей, вылетит - не поймаешь. 2. Воробей и на кошку чирикает. 3. Старого воробья на мякине не проведёшь.Предложения1.Воробышки игривые, как детки сиротливые, прижались у окна. 2. Зачирикал воробей веселей на крыше.Тексты1.И так, воробышки, урок! Сейчас по расписаниюУ нас чистописание.Запомним: пишется "чирик",А произносится "чивик"Или "чилик", кто как привык!2.Облака бегут быстрей,Небо стало выше.Зачирикал _______Весело на крыше. (С. Маршак)3.Отвори окно скорей!Там голодный _____Просит хлебной крошки.Дай ему немножко. (С.Михайлова)ЗАВОД
  • Занимательное начало
  • Несёмся ввысь, летим вперёдСквозь тучи грозовыеИ прилетаем на завод,Что нашей Родине даёт Машины грузовые.
  • Работа над лексическим значением слова
  • Толкование1.Промышленное предприятие, на котором производят какую-либо продукцию: автомобили, велосипеды, станки, суда (автомобильный завод, судостроительный завод) или разводят животных: лошадей, рыбу (конный завод, рыбоводный завод).2.Приспособление для приведения в действие механизма.ЭтимологияСлово образовалось от глагола ЗАВОДИТЬ (РАЗВОДИТЬ, ВЫВОДИТЬ). Исторически в нём выделяется приставка ЗА-.ЗАВОД - ЗАВОДИТЬ = "место, где что-либо заводят, разводят, выводят".Однокоренные словазаводец заводище заводчане заводишко заводчик заводскойСинонимфабрика
  • Анализ причины появления орфограммы
  • [заво´т]завод
  • Упражнения по использованию слова в устной и письменной связной речи
  • ФразеологизмИ В ЗАВОДЕ НЕТ- нет и никогда не было.Пословицы и поговорки1.Завод красен не планом, а его выполнением. 2. На нашем заводе брак не в моде.Предложения1. Мой отец работает на заводе. 2. В магазине было много игрушек с заводом. 3. Стране свою работу сдал прославленный завод. 4. Учитель повёл наш класс на завод.Тексты1.Тут, брат Васька, написано, что собрались строить возле нашего разъезда завод. Огромный заводище. Алюминий - металл такой - из глины добывать будут.2. Заводскими назывались не просто жители заводских селений, а те, кто имел какое-нибудь касательство к производству заводов. Сюда входили и крестьяне, занятые на заводских работах. 3. Мой брат работает на заводе. Там делают машины. КАПУСТА 1.Занимательное началоЗагадкаРасселась барыня на грядке.Одета в шумные шелка.Мы на неё готовим кадкиИ крупной соли полмешка.2.Работа над лексическим значением словаТолкование1. Огородное растение, овощ. 2. Завивающиеся в кочан листья растения, употребляемые в пищу.Этимология Слово КАПУСТА является родственником (хотя и дальним) КАПИТАНУ. Слово КАПИТАН произошло от латинского КАПУТ (голова) в значении "глава", "начальник", "предводитель".КАПУСТА - это очень древнее слово. Оно появилось в русском языке раньше КАПИТАНА, и было образовано также от слова КАПУТ (голова).КАПУСТА - КАПУТ = "голова".Однокоренные слова капустка капустница (бабочка) капустный капустник (пирог)3.Анализ причины появления орфограммы[капу´ста]капуста4.Упражнения по использованию слова в устной и письменной связной речиПословицы и поговорки1. Без капусты щи не густы. 2. Капуста любит воду да хорошую погоду. 3. Хорошая капуста в кочан завьётся, а плохая - в листьях сгниёт.ТекстОднажды кочан капусты и огурец пошли вместе купаться. Огурец сразу в воду бросился, а кочан капусты стал на бережку раздеваться, и раздевался до самого вечера. Огурец его дожидался, дожидался и от холода весь покрылся пупырышками.КОНЬКИ
  • Занимательное начало
  • ЗагадкиЕсть, ребята, у меня Каждый вечер я идуДва серебряных коня, Рисовать круги на льду,Езжу сразу на обоих. Только не карандашами,Что за кони у меня? А блестящими…
  • Работа над лексическим значением слова
  • Толкование1. Узкие стальные полозья, прикрепляемые к обуви для катания на льду.2. Вид спорта - катание, бег на таких полозьях.ЭтимологияПервоначально КОНЬКИ делали из дерева, прикрепляя внизу стальные полозья. Металлические КОНЬКИ в России впервые появились триста лет назад. Молодой царь Пётр І собственноручно выковал для себя железные КОНЬКИ. Их называли "скороходами". Изгиб КОНЬКА обычно украшали изображением лошадиной головы. Отсюда и название КОНЬКИ - "маленькие КОНИ".КОНЁК (КОНЬКИ) - КОНЬ = "лошадка".Однокоренные слова конькобежец конькобежка конькобежный
  • Анализ причины появления орфограммы
  • [кан̕ к̕ и´]коньки
  • Упражнения по использованию слова в устной и письменной связной речи
  • Тексты1. Детвора любит снежную зиму. Зовут на каток коньки. Лыжня ведёт в лес. Ребята катаются с гор на санках.2. Стоят морозные деньки. Теперь нужны коньки и лыжи. Девочки и мальчики бегут на каток. Они скользят по льду на коньках. Сколько смеха и радости!3. Опрятней модного паркетаБлистает речка, льдом одета.Мальчишек радостный народКоньками звучно режет лёд.4. На пруду каток хороший,Лёд сверкает, как стекло.На коньках бежит Алёша,И в мороз ему тепло.ЛИСИЦА
  • Занимательное начало
  • ЗагадкиХвост пушистый, Хитрая плутовка,Мех золотистый. Рыжая головка,В лесу живет, Пушистый хвост-краса.Кур крадёт. Кто это?…В птичник повадится - жди беды.Рыжим хвостом заметает следы.
  • Работа над лексическим значением слова
  • Толкование1. Хищное животное с острой мордой и длинным пушистым хвостом.2. Перен. О хитром, льстивом человеке.ЭтимологияСлово ЛИСА образовано от ЛИС. ЛИСА родственное слово, употребляемое на территориях отдельных районов нашей страны словам: ЛИСЫЙ - "желтоватый", ЗАЛИСЕТЬ - "пожелтеть". Животное названо по наиболее характерному для него цвету шерсти.ЛИСИЦА - ЛИС, ЛИСЫЙ= "с желтой шерстью". Однокоренные слова лисичка лисий лисёнок лисонькаСинонимы лиса рыжая плутовка
  • Анализ причины появления орфограммы
  • [л̕ ис̕ и´ца]лисица
  • Упражнения по использованию слова в устной и письменной связной речи
  • Пословицы и поговорки1. Старую лисицу не травят молодыми собаками. 2. Лисица - старая льстеца. 3. Лисица и во сне кур считает. 4. Назначили лисицу воеводой в лесу - пера много, а птицы нет. 5. Старую лисицу хитростям не учат. 6. Лисичка всегда сытнее волка живёт.Предложения1. Хорошо кума - лиса принаряжена: шерсть пушистая, зо-лотистая; на груди жилет, а на шее белый галстучек. 2. Вдруг сырный дух Лису остановил: Лисица видит сыр, Лисицу сыр пленил. 3. Осторожная лисица подошла к ручью напиться. 4. У мосточка под кусточком две лисички, две сестрички.ТекстСуслик выскочил из норкиИ спросил у рыжей Норки:-Где вы были? - У Лисички!-Что вы ели там? - Лисички!МЕДВЕДЬ
  • Занимательное начало
  • ЗагадкаЛетом бродит без дороги Между сосен и берёз, А зимой он спит в берлоге,От мороза прячет нос.
  • Работа над лексическим значением слова
  • Толкование1. Крупный хищный зверь с длинной густой шерстью и короткими толстыми ногами.2. Перен. О крупном, сильном, но грузном и неуклюжем, неловком человеке.ЭтимологияМЕДВЕДЯ так назвали потому, что он знает, ВЕДАЕТ, где найти в лесу МЁД. МЕДВЕДЬ - МЁД, ВЕДАЮЩИЙ = "знающий, где есть мёд"Однокоренные слова медвежонок медведиха медвежий медведица медвежатникСинонимыКосолапый Мишка косолапый Мишка Топтыгин
  • Анализ причины появления орфограммы
  • [м̕ идв̕ э´т̕]Медведь
  • Упражнения по использованию слова в устной и письменной связной речи
  • ФразеологизмыМЕДВЕДЬ НА УХО НАСТУПИЛ - отсутствие музыкального слуха. МЕДВЕЖЬЯ УСЛУГА - неумелая услуга, причиняющая только неприятность.Пословицы и поговорки1. Медведя бояться, так в лес не ходить. 2. Медведь неуклюж, да дюж. 3. Кто боится медведя, тот боится и его следов. 4. Для медведя зима - одна ночь.Предложения1. Из чащи вышли на берег большая бурая медведица и с ней два весёлых медвежонка. 2. Старый медвежатник сидел на завалинке и пиликал на скрипке. 3. Не умеет дятел петь, Нет у дятла слуха, Говорят, ему медведь Наступил на ухо.ОГУРЕЦ
  • Занимательное начало
  • ЗагадкиЛежит меж грядок, Без окон, без дверей - Зелен и сладок. Полна горница людей
  • Работа над лексическим значением слова
  • Толкование1. Стелющееся травянистое огородное растение с продолговатым зеленым плодом.ЭтимологияСлово ОГУРЕЦ произошло от древнего слова ОГУР, что значит "незрелый", "неспелый". ОГУРЕЦ - ОГУР = "незрелый", "неспелый". Ведь и на самом деле, в отличие от своих близких родичей арбузов и дынь, которые чем спелее, тем вкуснее, огурцы ценятся, пока они не пожелтели, не созрели окончательно: их едят незрелыми.Однокоренные слова огурчик огуречник огуречик огуречный
  • Анализ причины появления орфограммы
  • [агур̕э´ц]огурец
  • Упражнения по использованию слова в устной и письменной связной речи
  • ФразеологизмКАК ОГУРЧИК - о здоровом, румяном человеке.Пословица Огурец и тот порядок любит.Предложения1. Огуречник - это травянистое растение с голубыми цветами и запахом свежих огурцов. 2. До обеда Таня решила полить огуречные грядки. 3. Пусто было в огороде: ни морковки, ни огурчика.Тексты1. Обед. Хрустят на зубах редиска, огурцы и пучки сочного лука.2. Огуречик молодой Любовался сам собой. Он росою умывался, Он под зонтик забирался, Чтоб на солнце не сгореть, Чтоб подольше не стареть.П А С С А Ж И Р
  • Занимательное начало
  • ЗагадкаВ самолете он летает, Ездит в поезде, в трамвае. Чтобы быть им много лет, Нужен не один билет!
  • Работа над лексическим значением слова
  • ТолкованиеЧеловек, который совершает поездку на поезде, пароходе или ином виде транспорта.ЭтимологияСлово ПАССАЖИР образовано от французского ПАССАЖ – «проезд».ПАССАЖИР – ПАССАЖ = «проезд».Однокоренные словапассажирка пассажирский
  • Анализ причины появления орфограммы
  • [пасажы´р]пассажир
  • Упражнения по использованию слова в устной и письменной связной речи
  • Предложения1. Рейс был срочный, и капитан приказал пассажиров на корабль не брать. 2. На корабль прибыли пассажирки. 3. Огромный пассажирский теплоход, совершив заграничное плавание, возвращался теперь по Черному морю в свой порт. 4. По морям плавают пассажирские и грузовые суда. 5. Во все концы нашей обширной земли доставляют самолёты пассажиров, почту и разные грузы. Тексты1.Вагон трамвая остановился. Пассажиры зашевелились, стали оглядываться, несколько человек спрыгнуло с площадки.2.На перроне вокзала стоит поезд «Россия». Идут, торопятся пассажиры. Впереди длинная дорога. Поезд «Россия» доставит пассажиров из Москвы во Владивосток.3.Наступило жаркое южное лето. В порту на берегу Средиземного моря величественно замерли громады пароходов. Дымят трубы, хлопают на ветру разноцветные флаги. Повсюду толпятся пассажиры, снуют носильщики, многоголосо кричат продавцы бутербродов и фруктов, суетятся разносчики мороженого.ТРАМВАЙ
  • Занимательное начало
  • ЗагадкаИз края города в другойХодит домик под дугой.
  • Работа над лексическим значением слова
  • ТолкованиеГородская наземная электрическая дорога, а также поезд этой железной дороги, состоящий из одного или нескольких вагонов.ЭтимологияТРАМВАЙ - английское слово, от ТРАМ - "вагон" и УЭЙ - "дорога", "путь". Слово ТРАМВАЙ пришло к нам из Бельгии: бельгийские концессионеры (в капиталистическом обществе люди, получившие право на эксплуатацию какого-нибудь строительства или разработку руд) проводили в России первые трамвайные линии.ТРАМВАЙ - ТРАМ, УЭЙ = "путь вагона".Однокоренные слова трамвайчик трамвайщик трамвайный
  • Анализ причины появления орфограммы
  • [транва´й]Трамвай
  • Упражнения по использованию слова в устной и письменной связной речи
  • ФразеологизмРЕЧНОЙ ТРАМВАЙ - пассажирский пароход или катер, совершающий рейсы по реке в черте города.Предложения1.Ехал один гражданин по Москве -Белая кепка на голове, -Ехал весной на площадке трамвая,Что-то под грохот колёс напевая…2.На заводе хорошо,А в трамвае - лучше;Я б кондуктором пошёл,Пусть меня научат.Тексты1.Весенний день.В окно трамваяВлетела бабочка живая.2.Весна, весна на улице,Весенние деньки!Как птицы заливаютсяТрамвайные звонки.ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛАнаграммы***НАРОДИ - __________________ТЕОТВОЧЕС - _______________ЗЫКЯ – ____________________РОДНА – ___________________ЧИЗОТНА – _________________СИЯРОС – __________________СКИЙРУС – _________________ЦАСТОЛИ – _________________***НАБИРЯ – _______________________ТАПУСКА – ______________________МОНЛИ – ________________________КОВЬМОР – ______________________ВЫЙЖЕОРАНЖ - __________________РЕХО – __________________________НАСИО – ________________________МАШРОКА – _____________________***СИБОСПА – ______________________СТАЛУЙПОЖА – ___________________НИЯСВИДА ДО – __________________СТВУЙЗДРАВ – ____________________***РОДГО – _________________________ДЕНЯРЕВ – ______________________***ЛЕНКАДАРЬ – _____________________ДАГОПО – _________________________ЛАКООБ – _________________________ТЯБРЬСЕН – _______________________***ТЕЦО – ___________________________ЗЯИНХО – __________________________ВЕКЧЕЛО – __________________________ ***НИКПРАЗД – ________________________ЛАЖЕНИЕПО – _______________________НИЕРАВПОЗДЛЕ – ____________________ ***ЗОЛЕЖЕ – __________________________БРОСЕРЕ – _________________________ТОНБЕ – ___________________________РЕГБЕ – __________________________Загадки-шутки 1.В каких словарных словах спрятались ноты? (ПОМИДОР, ДОРОГА, РЕШЕНИЕ, ...)2.В каких словарных словах спряталась ль-? (УЧИТЕЛЬ, ПОНЕДЕЛЬНИК,...)3.Слог потерялся.(__ЛЮТ,___БА¬КА, __ВЕДЬ,...)4.Игра «Чей это голос?».мычит (кто?) -(КОРОВА)поёт (кто?) -(СОЛОВЕЙ,ДЕВОЧКА,...)5.Собери слоги:-жур-, -ный-, -де- (ДЕЖУРНЫЙ) -ки-, -ва-. –лен- (ВАЛЕНКИ)6. Вопрос-ответ:Чем рубят дрова?___________Первый день недели. __________6.Схемы «Угадайки» Какие слова спрятались?_О_О__(воробей, молоко,...)_СС__(касса, масса,...)_Е_ДЬ (медведь, тетрадь,...)7. Шифровка «Убери лишнее»Зачеркни парные глухие согласные и получишь словарное словоК, Б, П, Е, С, Р, Ё, Т, 3, К, А, Ш (БЕРЁЗА).8. Шифровка «Части слова»Собери слово:Приставка в нашем слове, как у слова ЗАБОЛЕЛ.Корень – как у слова МОРОЗИЛКАСуффикс – как у слова БЕРЕЗКА.Окончание – как у слова КОНЬКИ.В итоге получается слово ЗАМОРОЗКИ 9. Шифровка «Добавь гласные» Вставь между согласными буквами гласные так, чтобы в результате получилось словарное слово. КПСТ (КАПУСТА).КРВ (КОРОВА), ЧЛВК (ЧЕЛОВЕК); ЧРМХ (ЧЕРЁМУХА), РХ (ОРЕХ)10. Шифровка «Слоговое сложение»Раздели данные слова на слоги.Составь из полученных слогов словарное слово, взяв из каждого слова по одному слогу.Поставь ударение, выдели орфограмму. ВEC НА + ГО РОД = НА РОД ТРА ВА + У ГОН =ВА ГОН ТЕ МА + ЛЕ ТО + ФОН ТАН = ТЕ ЛЕ ФОНРебусы Графические ассоциацииЭтот метод особенно хорош для детей, у которых преобладает зрительная память. Для запоминания особенно трудных слов на уроке отводится 2-3 минуты для того, чтобы обсудить, на что похожа буква, которую необходимо запомнить. Фонетические ассоциацииЭтимологический словарьАГРОНОМ Слово образовано от греческого АГРОС – «поле, земля» и НОМОС – «закон». Изначально АГРОНОМ – «знающий законы земледелия».АГРОНОМ – АГРОС, НОМОС = «знающий, законы земледелия».АККУРАТНОСчитают, что близким к истоку слова «АККУРАТНЫЙ» было латинское слово КУРА, что значит «старание, забота». К нам это слово пришло, вероятно, от немцев, слывших некогда образцом аккуратности. АККУРАТНО, АККУРАТНЫЙ – КУРА = «старание, забота».АРБУЗСлово это проделало большой путь из древних тюркских языков, где означало влагу, жидкость. Существует и другое толкование. В переводе с одного из тюркских наречий (диалектов) слово АРБУЗ переводится запоминающе и весело – “ ослиный огурец”. Наверное, когда-то дикие арбузы, конечно не такие вкусные и сладкие, как теперь, были пищей для животных, возможно – любимым лакомством ослов. Зеленые шары дикорастущих арбузов, размером с теннисный мяч, и сейчас можно встретить в южноафриканской пустыне Калахари. Здесь наполненный живительной влагой плод звали «господином пустыни».БЕСЕДА Слово образовалось из слов БЕЗ и СИДА – «скамейка». Изначально БЕСЕДА – «сидение вне дома», затем «разговор во время такого сидения». БЕСЕДА – БЕЗ, СИДА = «сидение вне дома».БОЛОТО Считается, что БОЛОТО получило своё название по белому цвету растущих на нём мхов.ВОКЗАЛВ 17 веке в Лондоне некая дама по имени Джейн Во превратила свой дом в место общественных гуляний и, построив там павильон, назвала его «Вокс-холл», то есть «Зал госпожи Во». В конце 19 века «воксхолл» или «воксал» стало значить уже «концертный зал на железнодорожной станции». Превратившись в «вокзал» в русском языке, это слово стало просто названием станционного задания для пассажиров.ВОКРУГСлово образовано из слов В и КРУГ. Слово КРУГ – древнее. Оно родственно словам КРУТИТЬ и КРИВОЙ.ГАЗЕТАИзначально ГАЗЕТА – «монета в 2 сольдо (итальянские деньги) с изображением сороки». На неё можно было купить газету. По-итальянски СОРОКА – ГАЗЗА. Отсюда и ГАЗЕТА. ГАЗЕТА – ГАЗЗА = «сорока».ДИРЕКТОРСлово пришло в конце 17 века из немецкого языка. Оно образовано от латинского «ДИРИГЕРЕ» – «руководить, управлять». От того же слова произошло современное ДИРИЖЁР. ДИРЕКТОР – ДИРИГЕРЕ – «руководить, управлять».ЖЕЛАТЬСлово произошло от старинного ГАЛИТЬ – «любоваться». Изначально ГАЛИТЬ – «глазеть». Оно образовано от другого старинного слова ГАЛЫ – «глаза». ЖЕЛАТЬ – «глазеть, зариться».ЖЕЛАТЬ – ГАЛИТЬ = «глазеть, зариться».ЗАПАДСлово произошло от слова ЗАПАДАТЬ. Так в старину говорили о солнце: «солнце ЗАПАДАЕТ» (вместо «солнце заходит»). ЗАПАД буквально «место, где солнце «западает» за горизонт».ИНЖЕНЕР Слово произошло от латинского ИНГЕНИУМ – «ум, изобретательность, природные склонности». Слово ИНЖЕНЕР родственно слову ГЕНИЙ.КАЛЕНДАРЬКАЛЕНДАМИ древние римляне именовали первые числа каждого месяца, по которым жрецы вели счёт времени . КАЛЕНДАРИУМ у них значило «справочник», которым жрецы пользовались при своих расчётах. В народе до последнего времени вместо слова КАЛЕНДАРЬ употребляли слово ЧИСЛЕННИК.КАЛЕНДАРЬ – КАЛЕНДЫ = «первые числа каждого месяца».КИЛОГРАММ Слово образовано из греческих ХИЛИО – «тысяча» и ГРАММА – «грамм».КИЛОГРАММ – ХИЛИО, ГРАММА = «тысяча граммов».ЛОПАТАНазвание своё получило на основании сходства предметов по внешнему виду. Раньше было слово ЛОПА - то же, что рука, ладонь. От него и образовалось ЛОПАТА - "похожая на ладонь". ЛОПАТА - ЛОПА = "похожая на ладонь, руку".МЕДЛЕННОСлово произошло от древнего слова МЕДЕЛЯ – «медленный»ОКОЛО Слово произошло от древнего КОЛО – «круг».ОКОЛО – КОЛО - «круг».ПЕНАЛВ старину писали гусиными перьями, позднее - металлическими. Для хранения перьев и карандашей люди придумали специальный ящичек. Название ему дали от слова ПЕРО. На латинском языке перо называется ПЕННА. Поэтому и ящичек назвали ПЕНАЛ. ПЕНАЛ - ПЕННА = "перо", "ящичек для перьев".ПОТОМВ старину выражение ПО ТОМ означало «по тому» или «там». Затем слово ПОТОМ стало относиться не к месту, а ко времени.ПРЕКРАСНЫЙСлово образовано от прилагательного КРАСНЫЙ, которое когда-то имело значение «красивый». ПРЕКРАСНЫЙ – КРАСНЫЙ = «красивый».РОССИЯСовременное слово РОССИЯ произошло от более старого слова РУСЬ. Образовано от названия племени РУСОВ, обитавших на территории современной РОССИИ.САХАРВ русском языке слово САХАР известно со времён Древней Руси и восходит к греческому САХАРИ. Языковеды считают, что в греческий язык слово это пришло с Востока. Первоисточник –древнеиндийское САРКАРА – «сахарный песок», просто «песок» и даже «гравий».САХАР - САРКАРА = «песок, гравий».СЕГОДНЯСлово образовано от старинного выражения СЕГО ДНЯ – «этого дня».СЕГОДНЯ – СЕГО ДНЯ = «этого дня».СИРЕНЬСлово образовано от греческого СИРИНГ – «трубка».СИРЕНЬ – СИРИНГ = «трубка».СОБАКАСвое название она получила от древнего корня СОБ - (местоимение "себя, собою"), родственного корню СОБСТВЕННЫЙ, - "существо, имеющее хозяина, принадлежащее хозяину". СОБАКА - СОБ = "существо", "собственность".ТЕЛЕФОНСлово образовано от греческого ТЕЛЕ – «далеко, вдаль» и ФОНЕ – «звук, речь, голос».ТЕЛЕФОН – ТЕЛЕ, ФОНЕ = «далёкий звук».ТЕТРАДЬСлово произошло от греческого ТЕТРО, что значит "сложенный вчетверо". Раньше тетрадки имели всего четыре листка: один большой лист складывали пополам, потом еще пополам, разрезали, сшивали посередине - и тетрадь готова. ТЕТРАДЬ - ТЕТРА = "четвёртая часть листа".ФУТБОЛФутбол появился в России в начале 20 века. Название этой игры образовано от сложения двух английских слов: ФУТ – «нога» и БОЛ = «мяч». Родина его – Англия. Игра , похожая на современный футбол, появилась там в 13 веке, а в 1314 году был издан первый королевский указ о футболе, где повелевалось прекратить «беснование с большим мячом» в черте города. Однако возникновение современной футбольной игры в Англии относится всё-таки к 19 веку. ФУТБОЛ – ФУТ, БОЛ = «ножной мяч».ХОККЕЙЧто такое ХОККЕЙ? Это спортивная командная игра на ледяном или травяном поле, в которой мяч или шайба специальными клюшками забивается в ворота противника. Родина травяного хоккея – Англия, а хоккея на льду – Канада (где в 1866 году состоялся первый официальный матч).Но хотя слово и пришло к нам из английского языка, восходит оно (в английском) к старофранцузскому ХОКЕТ – «палка», а если ещё точнее, то «пастуший посох с крюком». В нашей стране хоккей с шайбой появился в 1946 году.ХОККЕЙ – ХОКЕТ = «пастуший посох с крюком».ЭКСКУРСИЯСлово буквально означает «выбегание»: латинское КУРСУС = «путь, бег», ЭКС- приставка, равносильная русскому «вы».ЭКСКУРСИЯ – КУРСУС с приставкой ЭКС - «выбегание».Литература
  • Волина, В.В. Русский язык. Учимся играя. – Екатеринбург, 1996.
  • Егорова, И.В. Словарная работа на уроках русского языка. – http//:www.festival.1september.ru
  • Киримпиди, Г.И. Методика работы со словарными словами в начальной школе. - http//:www.festival.1september.ru
  • Кулакова, Н.И. Словарные слова в картинках. -
  • Купров, В.Д. Словарная работа на уроках русского языка. //Начальная школа. 1990, №3.
  • Львов, М.Р. Словарик синонимов и антонимов русского языка. – М., 2003.
  • Пасынок, Ю.Ю Занимательный словарик русского языка для начальной школы.-
  • Сташ, М.П. Словарно-орфографическая работа на уроках русского языка в начальной школе. -
  • Текучёв, А.В. Методика русского языка в средней школе. – М., 1980.
  • Шанский, Н.М. Школьный фразеологический словарь русского языка. - М., 2000.